Неотбалансированные колеса чем грозит
Разбалансировка колес
Для увеличения безопасности при езде, а также для четкой слаженной работы подвесной системы проводится такая операция как балансировка колес. Однако не многие водители уделяют внимание этой процедуре по техническому обслуживанию транспортного средства. Балансировку колес нужно обязательно проводить после смены шины, диска, либо колеса.
Если водитель ремонтировал, либо делал вулканизацию шин своего автомобиля, то после этого ему также необходимо провести процедуру балансировки. Большинство автовладельцев предпочитает делать это в шиномонтажных мастерских с сомнительной репутацией, которые не дают гарантию на качественную балансировку колес. Однако от этого напрямую зависит ваша безопасная езда за рулем. Не игнорируйте прохождение этой процедуры в шиномонтажных мастерских.
Чем грозит дисбаланс колес?
С помощью балансировки можно равномерно распределить вес всех колесных деталей по отношению к оси вращения. После проведения балансировки центр должен располагаться на оси вращения. Данная операция должна быть сделана для того чтобы получить минимальные колебания оси колеса при его вращении.
Колеса должны иметь равную массу в различных направлениях оси вращения. Вибрация колес может появиться при имеющимся дисбалансе в распределении веса, которое не совпадает с направлением оси. В результате этого, вибрация может вызвать ряд последствий, которые будут отрицательно влиять на эксплуатацию автомобиля:
1. Ухудшение сцепления шины с дорогой в связи с передающейся вибрацией от колеса. В результате водитель может столкнуться с ухудшением управляемости автомобиля, а также с увеличение тормозного пути.
2. Быстрое разрушение подшипников в ступицах в связи с увеличением нагрузок на подвесные механизмы автомобиля. При поломке подшипников увеличивается шанс потери колеса, и как результат, возрастает риск попадания в дорожно-транспортное происшествие и дальнейшая эвакуация автомобиля с помощью эвакуатора в Колпино, который работает кручглосуточно.
3. Частая замена шин из-за быстрого износа протектора, возникающего в связи с ухудшением его технических характеристик, вызванного вибрационной механической нагрузкой.
4. Быстрая утомляемость автомобилиста и увеличение нагрузок при повороте руля, вызванных передающейся вибрацией от колес в рулевое колесо.
Как часто нужно делать баласировку?
Чтобы понимать когда колеса вашего автомобиля нуждаются в балансировке, следует знать основные причины для обращения в шиномонтажную мастерскую для проведения этого вида работ.
К примеру, балансировочные грузы могут сместиться со своего места после попадания колеса в яму. При мойке автомобиля под давлением есть вероятность того, что приклеены грузы отпадут. Наезды на лежащих полицейских, бордюры, люки во дворах, а также удары по колесу резким движение нарушают конструкцию колес, а это в свою очередь нарушает равновесие сил, влияющих на колесо.
При агрессивной и спортивной езде по дорогам балансировку необходимо делать после каждых 6-7 тысяч км. По рекомендациям производителей балансировка шин должна проводиться каждые 15 тысяч км, но, как правило, это наступает позже ежегодной замены шин. В случае если водитель пользуется «всесезонкой», то балансировку рекомендуется проходить раз в год.
Если водитель стал замечать, что руль у машины начал вибрировать даже на небольших скоростях, это также может послужить поводом для обращения в шиномонтажную мастерскую. Причиной такого явления могут быть несовместимость дисков на колесах и характеристик ступиц. Это может быть выявлено с помощью процедуры балансировки колеса.
Чем опасна неправильная балансировка колёс автомобиля?
На Урале близится сезон замены зимних шин на летние. Как правило, она сопровождается балансировкой колёс, в результате которой масса всех составных элементов колеса равномерно располагается относительно оси его вращения. После такой процедуры колесо должно быть уравновешено по вертикали и по горизонтали. При неправильной балансировке может возникнуть как статический, так и динамический дисбаланс, что приводит к вибрации, крайне негативно воздействующей на прочность деталей и безопасность вождения.
«Одно из самых опасных последствий разбалансированных колёс – потеря контроля над автомобилем во время скоростного движения. Во многих трагических ДТП именно это могло явиться главной причиной выезда на встречную полосу или ухода в занос», – поясняет Максим Позолотин, начальник отдела обеспечения единства измерений механических и виброакустических величин ФБУ «УРАЛТЕСТ».
Вибрация, передаваемая на шины, приводит к тому, что пятно контакта колеса с дорожным покрытием утрачивает стабильность, значительно уменьшается качество сцепления с дорогой, в итоге тормозной путь увеличивается, а его направление становится непредсказуемым. Кроме того, автомобиль хуже «слушается», при этом во время движения нередки ситуации, когда для исправления положения есть только доли секунды.
«Зачастую очень сложно установить прямую причинно-следственную связь между дорожно-транспортным происшествием, серьёзной поломкой автомобиля и неправильной балансировкой колёс, так как её последствия существенно отсрочены во времени», – сообщает Максим Позолотин.
Например, разрушение ступичного подшипника происходит постепенно – из-за вибрации, вызванной дисбалансом колёс, на эту и другие детали подвески возникают нагрузки, многократно превышающие расчётные, что неизменно ведёт к их ускоренному износу. Хорошо, если автолюбитель отделается только весьма недешёвой заменой подшипника, но может произойти и гораздо более печальный исход – отрыв колеса на ходу превращает машину в неуправляемую груду металла даже при малых скоростях.
Ещё одним отложенным во времени последствием неправильной балансировки является неравномерный износ шин, которые через 1-2 сезона приобретают форму яйца. Помимо ухудшения сцепления с дорогой, это приводит к тому, что резину приходится менять чаще. Стресс, который испытывает водитель, когда руль «бьёт», когда автомобиль тянет в сторону или в целом снижена управляемость, также отрицательно сказывается на безопасности вождения.
«Приведём один простой пример – если дисбаланс колеса R15 составляет 25-30 грамм, то при скорости автомобиля в 100 км/ч на элементы подвески и ходовой части будут действовать нагрузки, эквивалентные ударам массой в 3 кг с частотой 700-800 раз в минуту», – утверждает Павел Барановский, начальник сектора поверки средств измерений на транспорте отдела обеспечения единства измерений механических и виброакустических величин ФБУ «УРАЛТЕСТ».
Каким образом выбрать шиномонтажную мастерскую, которая осуществляет правильную балансировку колес? Высокая цена на услуги – лишь косвенный признак качественной работы. Гарантом корректного проведения процедуры является только наличие свидетельства о поверке балансировочного стенда и выполнение специалистом всей необходимой последовательности действий.
Балансировочные стенды являются измерительным прибором, и большинство моделей внесены в Государственный реестр средств измерений на основании документа – описания типа средства измерений, в котором установлен межповерочный интервал в 1 год.
Многие владельцы шиномонтажных мастерских пренебрегают поверкой, утверждая, что для нормальной работы достаточно калибровки или автокалибровки, которая заложена в функционал прибора. Однако при таком способе настройки стенд сравнивает показания сам с собой, тогда как поверка обеспечивает их сличение с эталоном.
«В процессе поверки на балансировочный стенд устанавливается идеально уравновешенная пластина и эталонные грузы, имитируется процесс балансировки, по определённой методике проверяется, как прибор распознаёт заданные значения, в результате чего можно установить все имеющиеся отклонения», – рассказывает Павел Барановский.
Неповеренный балансировочный стенд принимает за ноль накопленную инструментальную погрешность и передаёт заведомо ошибочные данные на колесо. Поскольку негативные последствия дисбаланса не наступают здесь и сейчас, а поверка балансировочного стенда является добровольной, недобросовестные владельцы шиномонтажных мастерских отлично осведомлены, что их практически невозможно привлечь к ответственности в случае наступления серьёзных проблем. Поэтому забота об исправном состоянии автомобиля, собственной безопасности и безопасности своих детей ложится на хозяина транспортного средства, ведь копеечная экономия на шиномонтаже может обернуться если не трагедией, то тратами на дорогостоящий ремонт. Наличие свидетельства о поверке на балансировочный стенд и другие измерительные приборы говорит о том, что руководитель предприятия понимает важность такой простой на первый взгляд услуги как балансировка колёс и заинтересован в качественном её оказании.
NilsMaster › Блог › Почему же, все таки, обязательно балансировать колеса?
Многие автовладельцы считают, что балансировка колес необходима для того, чтобы во время движения автомобиля на большой скорости водитель и пассажиры не испытывали дискомфорта. Однако это не совсем правильное мнение.
Безусловно, отсутствие ощутимого биения колес обеспечивает комфорт при езде и позволяет водителю оставаться сосредоточенным на процессе управления автомобилем. Но основная цель балансировки — повышение безопасности езды за счет правильной работы колес и подвески автомобиля.
Давайте рассмотрим, что такое балансировка, чем опасны не отбалансированные колеса и как это влияет на управляемость. Для этого сначала разберемся, откуда берется дисбаланс.
В процессе производства покрышки невозможно идеально распределить ее вес относительно центра. Причиной этому служит многослойная структура колеса. Внутри покрышки располагается несколько слоев синтетического и металлического корда, эти слои укладываются друг на друга с нахлестом, обеспечивая покрышке достаточную прочность. В местах нахлеста кордовых полотен толщина покрышки больше, это приводит к локальным неравномерностям веса. Отсюда возникает необходимость балансировки — корректировки центра масс колеса балансировочными грузами.
Предположим, на нашем автомобиле колеса не отбалансированы, то есть центр масс колеса геометрически смещен относительно оси вращения. Пока автомобиль движется на относительно маленькой скорости, это никак не чувствуется и никак не влияет на эксплуатацию автомобиля и безопасность движения. Однако, как только машина достигает определенной скорости, частота вращения колеса приближается к резонансной частоте всего вращающегося узла подвески (ступица, тормозной диск, колесо). И даже небольшое, но с критической, близкой к резонансной, частотой, воздействие центробежной силы приводит к сильной вибрации всего узла подвески. Примером аналогичной колебательной системы можно привести детские качели. Чтобы раскачать качели, нам достаточно прилагать совсем маленькое усилие, но повторять его с вполне определенной частотой — это и есть резонанс.
Теперь давайте разберемся, чем опасна вибрация от подвески. Опустим даже риск преждевременного выхода ее из строя.
Когда колесо в движении равномерно соприкасается с дорожным полотном, обеспечивается качественное сцепление протектора с асфальтом. Это гарантирует нам возможность совершения различных маневров — поворотов, торможения. Как только колесо начинает не катиться, а “скакать” по дороге под действием вибрации дисбаланса, оно должным образом прижато к дороге только в определенном положении — когда тяжелая сторона колеса находится снизу относительно ступицы. В остальные моменты времени колесо прижато к дороге намного слабее, то есть колесо не “цепляется” за дорогу.
Вы когда-нибудь ехали по песчаной дороге после того, как по ней прошел бульдозер, и она похожа на стиральную доску? Как только Вы пытаетесь набрать скорость, автомобиль становится абсолютно неуправляемым. Дорога касается колес только верхушками гребней этой “стиральной доски”. Достаточно неаккуратного, резкого движения рулем, и автомобиль уходит в занос. На нажатие тормоза машина реагирует слабо и с задержкой. Если обладать достаточной фантазией и абстрагироваться от вибрации, может показаться, что мчишь по скользкой зимней дороге на летней резине. Так вот, когда не отбалансированное колесо катится по дороге “вприпрыжку”, эффект абсолютно идентичный. Только, если в случае с ребристой грунтовкой “летят над дорогой” все четыре колеса автомобиля, то при дисбалансе колес, управляемость теряется условно на 25, 50, 75, 100 процентов, в зависимости от количества не отбалансированных колес на автомобиле. И управляемость наш автомобиль теряет именно на большой скорости, когда она так нам нужна!
Ошибочно считать, что если Вы не чувствуете никаких вибраций при езде на больших скоростях, то Ваши колеса отбалансированы. Дело в том, что в конструкции подвески присутствуют демпфирующие элементы, гасящие передающиеся удары и вибрацию на кузов автомобиля. Это амортизаторы, резиновые опоры стоек и сайлент-блоки. Первые из этих конструкций — рессоры — придуманы очень давно, чтобы у спешащих в карете на бал молодых девиц не разваливались модные прически. А по пути с бала домой чтобы эти, уже не всегда трезвые, девицы не пугали обитателей леса видом употребленной ранее пищи. В современном автомобиле элементы подвески по своей форме и конструкции доведены до идеала, поэтому, если с подвеской Вашего автомобиля все в порядке, Вы не почувствуете дисбаланса колес до определенного уровня.
Для того, чтобы исключить негативное влияние дисбаланса колес на управляемость автомобиля, следует периодически, хотя бы один раз за 10 тыс.км пробега, проверять балансировку колес даже в том случае, если “ничего не бьет”. Особенно важно это делать профессиональным водителям, ведь они проводят за рулем половину своей жизни, а она, как известно, дороже денег.
Если кому-то пригодится мой рассказ, буду рад) Ну а если Вы столкнулись с необходимостью отбалансировать колеса в СПБ —
сайт моего шиномонтажа
Группа ВКонтакте
_
Причины дисбаланса колес
Не всегда автолюбители задумываются о серьезности такой процедуры, как балансировка колес. А зря. От качественно выполненного процесса зависит состояние автомобиля в целом.
Любое колесо – это вращающийся объект, который должен обладать следующими важными признаками:
- иметь ось симметрии;
- центр тяжести расположен на оси вращения;
- каждая точка колеса (окружности) равноудалена от центра тяжести.
Процесс балансировки колес — это уменьшение до необходимого уровня дисбаланса колес, диска. Осуществляется путем добавления на части обода особых гранул. Гранулы притягиваются к поверхности резины и тем самым уравновешивают их. Вовремя выполненная балансировка колес автомобиля — это залог уверенности в комфортном и безопасном передвижении на дороге. Регулярно выполненная процедура является гарантией избавления неприятных последствий выведения из строя элементов подвески (стойки, рулевой механизм, подшипники).
Разделяют два типа дисбаланса колес (см. рис. 1):
- Статический дисбаланс. Происходит при смещении центра тяжести относительно оси вращения. Масса при этом распределяется неравноценно по окружности. Появляется вертикально направленная вибрация. Последствия — неритмичный износ колес, снижение комфорта и надежности транспортного средства.
- Динамический дисбаланс. Приходит при пересечении осей инерции и вращении. Центр тяжести при этом расположен на оси вращения. Масса неодинаково рассредоточена по колесу.
- Комбинированный дисбаланс. Оси инерции и тяжести колеса смещены и наклонены относительно друг друга.
Рис. 1 Типы разбалансировки колеса.
Причины дисбаланса колес.
- изнашиваемость шины;
- деформирование диска;
- неточность изготовления колеса: различный шаг рисунка протектора шин; наличием отверстия в диске;
- различная ширина боковых стенок;
- некачественный ремонт шин.
Больше всего на дисбаланс колеса оказывают шины. Сложность структуры материала шин и неравномерность при их изготовлении сказываются на качестве отцентровки колес.
- ухудшается сцепление колеса с дорогой;
- увеличивается длина тормозного пути;
- увеличивается износ деталей подвески;
- дискомфорт в пути;
- ухудшается управляемость автомобилем;
- увеличивается риск возникновения аварии;
- снижение срока службы транспортного средства;
- шум, вибрация при движении.
1) Биение или вибрация руля. При этом разбалансированы передние колеса автомобиля.
2) Вибрация задней части авто. Машина «гуляет» из стороны в сторону.
Выполнять балансировку колес нужно обязательно при замене резины, после резких неожиданных маневров. Например, проезд на большой скорости по лежачему полицейскому или глубокой яме. Также каждые 15 000 км пути или длительные поездки по некачественным дорогам.
ГОСТ 4754-97 говорит, что при частном использовании транспортного средства целесообразно выполнять проверку дисбаланса каждые 2-3 тыс. км, а каждые 10 тыс. км нужно балансировать колеса заново.
Способы балансировки колес
Идеально скомпенсированных колес не существует. Цель балансировки при любом типе дисбаланса — равное рассредоточение массы. Процедура сводится к установке специальных грузиков в необходимые места обода диска. Выбор их расположение выполняется компьютерной программой. Грузики бывают из цинка или свинца. Их масса варьируется от 5 до 100 грамм. Также различат набивные и клеящиеся грузы. Первый тип считается предпочтительнее, т.к. клеящиеся могут потерять свои свойства в результате воздействия перепада температур.
Балансировку необходимо проводить на специализированных стендах. Они твердо закреплены на выровненной поверхности. Такая балансировка сумеет устранить все типы дисбаланса колеса.
Способы закрепления колеса на стенд.
1) Крепеж по центру. Применяют адаптер к одной из сторон диска, когда поверхность колес без дефектов. Способ не имеет высокой точности. Но имеет широкое применение: тот же конус можно установить на колеса с различными размерами отверстий.
2) Крепеж по бокам. Осуществляется с помощью фланцевого адаптера. Колесо центрируется на стенде равносильно расположению его на ступице транспортного средства. Способ имеет высокую точность.
3) Центральный и боковой крепеж. Происходит центрирование и фланцевыми, и цанговыми адаптерами. Способ имеет большую точность при балансировке легкосплавных колес с высоким качеством обработки отверстия.
Рис. 2 Балансировочный стенд
Балансировать нужно тщательно вымытое, максимально очищенное от грязи и пыли колесо. Иначе все процедуры будут выполнены напрасно. В случае, когда после процедуры и дисбаланс не ушел, то возникает вопрос о проблемах с механизмами, которые приводят колесо в работу. Чтобы увидеть на глаз неточности необходимо внимательно присмотреться к направляющим болтам. Иногда встречается балансировка с помощью одного груза. Выполнить это достаточно сложно, поэтому ее редко используют.
При выполнении повторной балансировки колес, необходимо освободить обод от ранее установленных грузиков. Правильно установленные грузики — залог долгой, надежной и комфортной езды. Но важно не удобство. Дисбаланс колеса проявляет серьезную ударную нагрузку на элементы подвески. Несвоевременное устранение этой нагрузки может привести к плачевным последствиям.
Как определить какое колесо надо отбалансировать?
- мегатеронозавр
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 805
Сообщение отредактировал DenisTr: 21.04.2012 – 10:50
- мегатеронозавр
- Группа: Отключенные
- Сообщений: 8 690
- рядовой пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 754
- Белый как больница, меня боятся птицы.
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 382
kkvvnn (21.04.2012 – 11:54)
- Ищу владельце сайтов
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 6 092
- недавно на форуме
- Группа: Новички
- Сообщений: 9
ZDik (18.06.2012 – 23:35)
Эксплуатация автомобиля
Плохая балансировка колес?
После “переобувки” на зимнюю резину появилось ощущение легкой вибрации, передающейся на руль с передних колес. Резина новая, проехал с тех пор 500км, вроде ушло, обкаталось или перестал замечать. Но остались сомнения, может быть это плохо колеса на шиномонтаже отбалансировали и езжу сейчас резину гроблю. На шиномонтаж ехать пока не хочется и времени нет или это единственный выход?
Если резина шипованная, то вполне нормальные ощущения. Еле заметная вибрация – “отбой” от шипов, несильный, но он есть.
Я всегда после монтажа (диски одни, а резины 2 комплекта) и балансировки после 500 – 1000 км, заезжаю повторно на балансировку т.к. та жа самая фигня с вибрацией появляется, после повторной никаких проблем больше не возникает.
А нге пробовали один раз но в нормальном монтаже сделать?
У меня и летняя и зимняя отбалансирована сезона два назад.
После этого не трогал
вариантов несколько.
либо плохая балансировка (причем даже если ш.м. стенд показал 0 0, то есть варианты, что резина плохо “села” на диск. у колес большого диаметра бывает проблема в том, что для балансировки налепили много грузов, а это тоже может быть причиной вибрации. для решения проблемы небходимо повернуть колесо на диске несколько раз и найти положение, в котором потребуется наименьшее кол-во грузов).
может быть неоткалиброван станок (эту процедуру должны регулярно выполнять сами шиномонтажники).
уставший или некачественный стенд балансировки.
неровный диск.
некачественная илм “веденая винтом” резина.
+то, что написали выше.
полностью согласен. а если устанавливались новые диски, то необходимо еще проверить затяжку болтов через 100 км.
После “переобувки” на зимнюю резину появилось ощущение легкой вибрации, передающейся на руль с передних колес. Резина новая, проехал с тех пор 500км, вроде ушло, обкаталось или перестал замечать.
После “переобувки” на зимнюю резину появилось ощущение легкой вибрации, передающейся на руль с передних колес. Резина новая, проехал с тех пор 500км, вроде ушло, обкаталось или перестал замечать.
Я когда новую резину ставил, мне в шинмонтаже сказали приезжать на повторную балансировку после 1500 км, это нормальная практика когда новая резина ставится.
Я на Фокусе перекинул резину (летнюю на стальные диски, на которых ездил на зимней). Резина новая, отбалансирована в 0, сам видел, но начиная с 95 кмч до 120 кмч начинается вибрация на руле, не сильная, но заметная, а потом переходит на рулевую колонку и все вместе начинает трястись (описал как мог). Диски ровные, резина новая, шиномонтаж хороший (5-ю машину там делаю) – не могу понять, т.к. на зимней такого не было даже с налипшей на диски грязью. Может дело в качестве асфальта – ведь бывает, что на некоторых участках дороги колбасит руль независимо от состояния колес?
Я на Фокусе перекинул резину (летнюю на стальные диски, на которых ездил на зимней). Резина новая, отбалансирована в 0, сам видел, но начиная с 95 кмч до 120 кмч начинается вибрация на руле, не сильная, но заметная, а потом переходит на рулевую колонку и все вместе начинает трястись (описал как мог). Диски ровные, резина новая, шиномонтаж хороший (5-ю машину там делаю) – не могу понять, т.к. на зимней такого не было даже с налипшей на диски грязью. Может дело в качестве асфальта – ведь бывает, что на некоторых участках дороги колбасит руль независимо от состояния колес?
об этом уже писал,на многих шиномонтажах практикуют заворачивание колес гайковертом и сразу до упора.Вполне возможно(если конечно и баланс и руль.наконечники в порядке) неправильно поставлено или одно из колес либо несколько.Конечно скажете -посадочное место под колесо. ю.Да.но все равно есть небольшие зазоры .которые нужно выбирать закрепляя колесо поочередно(болты/гайки)навесу
Я на Фокусе перекинул резину (летнюю на стальные диски, на которых ездил на зимней). Резина новая, отбалансирована в 0, сам видел, но начиная с 95 кмч до 120 кмч начинается вибрация на руле, не сильная, но заметная, а потом переходит на рулевую колонку и все вместе начинает трястись (описал как мог). Диски ровные, резина новая, шиномонтаж хороший (5-ю машину там делаю) – не могу понять, т.к. на зимней такого не было даже с налипшей на диски грязью. Может дело в качестве асфальта – ведь бывает, что на некоторых участках дороги колбасит руль независимо от состояния колес?
Уважаемый Денис, я пока не накопил на БМВ, т.к. хочу свежую, поэтому приходится мучатся и ездить на Фокусе.
Я на Фокусе перекинул резину (летнюю на стальные диски, на которых ездил на зимней). Резина новая, отбалансирована в 0, сам видел, но начиная с 95 кмч до 120 кмч начинается вибрация на руле, не сильная, но заметная, а потом переходит на рулевую колонку и все вместе начинает трястись (описал как мог). Диски ровные, резина новая, шиномонтаж хороший (5-ю машину там делаю) – не могу понять, т.к. на зимней такого не было даже с налипшей на диски грязью. Может дело в качестве асфальта – ведь бывает, что на некоторых участках дороги колбасит руль независимо от состояния колес?
об этом уже писал,на многих шиномонтажах практикуют заворачивание колес гайковертом и сразу до упора.Вполне возможно(если конечно и баланс и руль.наконечники в порядке) неправильно поставлено или одно из колес либо несколько.Конечно скажете -посадочное место под колесо. ю.Да.но все равно есть небольшие зазоры .которые нужно выбирать закрепляя колесо поочередно(болты/гайки)навесу
Да, Вы правы, спасибо за совет, действительно они закручивали гайковертом на весу и не дотягивали внизу, сославшись на то, что гайковерт мощный. Хотя закручивали более менее грамотно – крест-накрест и постепенно наращивали усилие. Найду время – сам перезатяну колеса – раньше всегда так делал, сейчас обленился, а зря.