Клемма 15 в автомобиле что это
14.39. Работа с электрическими схемами
Для возможности определения неисправности или дополнительной установки электрических приборов необходимо наличие электрических схем. Электрическая цепь должна быть обязательно замкнута. Недостаточно, например, если к положительной клемме ( ) фары подведено напряжение, а другая клемма (-) не замкнута на массу.
Поэтому кабель массы аккумуляторной батареи (-) соединен с массой. В ряде случаев такой связи с массой оказывается недостаточно и соответствующий потребитель имеет непосредственную связь с массой. Изоляция такой связи имеет, как правило, коричневый цвет. Отдельные электрические цепи могут иметь выключатели, реле, предохранители, измерительные приборы, электродвигатели и другие электрические элементы. Чтобы указанные элементы правильно присоединить, присоединительные кабели имеют различные цвета, а контакты имеют нумерацию.
Для удобства работы с электрооборудованием автомобиля вся система разделена на отдельные цепи. Электрические элементы, взаимодействующие друг с другом, показаны на общей схеме.
Как правило, вверху схемы приведены положительные контакты ( ), а внизу контакты массы (-). Соединения массы осуществляются обычно через кузов или через дополнительный провод от точки массы, имеющейся на кузове.
![]() |
Обозначения важнейших клемм:
Клемма 15. Получает питание от замка зажигания. Питание подается только при включенном зажигании. Кабели имеют черный цвет или черный с цветными полосами.
Клемма 30. На эту клемму постоянно подается напряжение аккумуляторной батареи. Кабели в большинстве случае имеют красный цвет или красный с полосами.
Клемма 31. Ведет к массе. Провода массы имеют, как правило, коричневый цвет.
На электрических схемах все потребители и выключатели изображены в исходном положении. Ниже на примере двухступенчатого выключателя объясняется движение электрического тока при осуществлении переключений в выключателе.
Если на выключателе нажимается первая ступень, электрический ток течет от клеммы 82 к клемме 83. Переключатель второй ступени занимает среднее положение, не выполняя соединения. Только при нажатии второй ступени переключатель соединяет внутренний проводник 82 с проводником 84 и передает электрический ток дальше.
При этом остается замкнутой цепь от клеммы 82 к клемме 83 благодаря внутреннему ответвлению в выключателе.
На следующем примере показываются правила чтения электрической схемы.
1) Обозначение клемм, здесь клемма 30.
2) Штриховая линия между выводами 8 и 2 к штекеру X293 указывает на то, что оба вывода принадлежат штекеру Х293.
3) Штриховая линия от предохранителя F1 к выводу 2 штекера Ч293 показывает положительный провод от реле К36.
4) Номинальный ток предохранителя, здесь: 30 А.
5) Выключатели и реле показаны всегда в исходном положении. Элемент, изображенный сплошной линией, означает, что он изображен полностью, здесь К36.
6) Обозначение элемента, здесь К36.
7) Наименование элемента, здесь реле очистителя 1.
8) Штриховая линия от предохранителя F26 к выводу 8 штекера Х293 показывает положительный провод управления от реле К36.
9) Элемент, изображенный штриховой линией, означает, что он изображен не полностью, здесь: Базовый модуль А1.
10) Обозначение вывода.
11) Двойная линия от вывода 2 штекера Х107 к точке массы Х490 показывает провод массы к электродвигателю насоса стеклоомывателя М4.
12) Точка массы Х490.
13) Цвет кабеля, здесь: BR/V1 – коричневый/фиолетовый
14) Обозначение штекера, здесь: Х295.
Обозначения важнейших элементов следующие:
A – держатель предохранителя/прибор управления/модуль
B – датчик температуры
E – лампы
F – предохранитель
H – звуковой сигнал/указатель поворота/стоп-сигнал
K – реле
M – электродвигатель
N – радиоприемник
R – потенциометр
S – выключатель
V – клапан
X – штекер или точка массы
Y – наружное зеркало
« предыдущая страница 14.38. Проверка и замена насоса стеклоомывателя |
^ к оглавлению |
следующая страница » 15. Схемы электрооборудования |
Copyright © 2007-2020 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.
Конструкция замков зажигания всех автомобилей ВАЗ
Легковые автомобили «классического семейства» выпускались в Тольятти с 1972 года. Замок зажигания, установленный в эти авто, был унаследован от седана Fiat, который явился прототипом «Копейки» ВАЗ-2101. Дальше приводятся схемы, а также распайка и фото замков зажигания, устанавливаемых в разные автомобили LADA: от «Классики» до семейства ВАЗ-2190. Отдельное внимание уделено замкам модели «2109», снятой с производства несколько лет назад. Все схемы без изменений заимствованы из справочников.
Немного теории
Замок зажигания должен коммутировать, то есть соединять между собой контакты, подводящие питание к разным электрическим цепям. Напряжение с аккумулятора подаётся на «30-й» контакт замка, а иногда используются две линии: «30/1» и «30/2». В каждой линии установлен предохранитель, рассчитанный на 30 Ампер, откуда и пошло устоявшееся название.
30-амперный предохранитель окрашен в зелёный цвет
При повороте ключа «30-е контакты» обычно подключаются к следующим:
- В положении «Паркинг» – к контакту «INT», с которого ток поступает на дополнительное оборудование;
- «Зажигание» – к контакту «INT», также к контактам «15/1» и «15/2»;
- «Старт» – к контакту «15/1», но не к «15/2», а также к контакту «50».
С клеммы «50» питание идёт на втягивающее реле стартёра. «15-й» контакт, в свою очередь, питает главную цепь зажигания. А если есть дополнительная цепь, при работе стартёра она будет разомкнутой.
Ещё раз заметим: когда ключ установлен в положение «Старт», контакт «15/2» положительный потенциал не получает. Это верно для всех автомобилей любых моделей, в том числе для «Девятки» ВАЗ.
«Классика», а также «Девятое» семейство
Инженеры Fiat, разрабатывая замок зажигания для своей модели «124», использовали две подводящие линии («30» и «30/1»). Линия зажигания была единственной.
Ещё одна цепь зажигания, содержащая контакт «15/2», добавилась при переходе к семейству «2109». Она, в свою очередь, коммутируется с помощью реле. В разных семействах отличается только схема, но не «поведение» автомашины при установке ключа напротив меток:
- Положение 0: выключено всё;
- Метка 1: зажигание и работа двигателя;
- Метка 2: запуск стартёра;
- Метка 3: режим «Паркинг».
Чтобы заглушить двигатель, ключ переводят в положение «0». Свечи при этом теряют искру, мотор останавливается.
Модуль замка зажигания, если говорить о «классическом семействе», снабжён 5-ю клеммами (см. рис. 2). Начиная с семейства «2109» такое решение не используется. Из цилиндра замка выходят несколько проводов, соединённых с выносным разъёмом.
Распайку разъёма легко определить, пользуясь цветовой маркировкой (см. схему выше). Проводя любые монтажные работы, помните о следующем: необходимо заглушить двигатель, открыть капот и отключить одну из клемм АКБ. Обычно отключают «минусовую».
Ровно три коммутируемых контакта
Одна линия, по которой подводится ток, и только одна цепь зажигания – такое решение характерно для всех автомобилей ВАЗ, если говорить о семействах «2110», «2170» и более поздних. Даже в «Грантах», выпускаемых с 2012 года, добавочная цепь зажигания не появилась. В общем, с переходом к семейству «Десяток» среди «значимых» клемм замка остались три:
- Контакт «30»;
- Клемма «15» (может обозначаться как «15/1»);
- Клемма «50».
Схема замка зажигания выглядит тривиально, если говорить даже о «Ладе 2110».
На разъёме «Десятки» имеется 8 клемм. А в «Приоре», так же как в «Гранте» и «Калине» это число уменьшено до трёх (рис. 2).
Из 8-ми клемм, имеющихся в разъёме ВАЗ-2110, 7-я и 8-я просто дублируют друг друга. Ещё две подключены к кнопке, а ещё пара клемм соединена с лампой.
Разъём замка всех моделей ВАЗ, начиная от «2170», оснащён только тремя контактными клеммами. А добавочный разъём, который оснащён парой клемм, в этих авто подключен к иммобилайзеру.
С цилиндра замка «Десятки» исчезла метка «3». И до сих пор ВАЗ выпускает именно такие замки, где ключ можно установить в одно из следующих положений:
Наличие режима «Паркинг», как видите, здесь не предусмотрено.
Распиновка замка зажигания
Распиновка замка зажигания
Где можно найти распиновку замка зажигания Кадди 2004 года SDI?
Возникло два вопроса:
1) На какую клему подводится IGN2
2) Пропадает ли IGN2 послек запуска двигателя (на разных авто оно по-разному – вот интересно как у кадди).
Re: Распиновка замка зажигания
Re: Распиновка замка зажигания
Re: Распиновка замка зажигания
Есть IGN1 и IGN2 – зажигание 1 и зажигание 2 соответственно
Re: Распиновка замка зажигания
Спасибо, но тут не совсем понятно – точнее совсем непонятно.
Тоесть есть клеммы на замке:
30, 15, Р, Х, 50, S – что на них подается – тоесть где идет IGN1 и IGN2 ?
Re: Распиновка замка зажигания
Re: Распиновка замка зажигания
Спасибо, но это к сожалению не дает ответы на поставленные вопросы. Поскольку в описании большинство клемм – это выключения стартера. Непонятно.
Так что два вопроса в начале топика остаются актеальными..
Re: Распиновка замка зажигания
Вроде бы логика работы такова – исправьте меня если я не прав:
Клемма 30 – постоянные 12 вольт котрые заводятся напрямую к замку зажигания.
Поворачиваем ключ в положение «зажигание» – тоесть выходит:
– подаем +12 на клемму 15 (по идеи это IGN 1)
– разрываем цепь «Р» – понятие не имею что это.
– подаем +12 вольт на «Х» – тоже не знаю что это.
– клемма 50 – это по идеи стартер – пока еще не замкнута
– подаем +12 на клемму «S» – не знаю что это.
Далее: поворачиваем ключ в положение «стартер» – тогда выходит:
– +12 на клемме 15 остается
– цепь «Р» – остается разорваной
– цепь «Х» – разрывается
– клемма 50 – это по идеи стартер – замыкается – подается +12 вольт
– клемма «S» – непонятно.
При отпускании ключа (завелась!) – система остается в положении “Зажигание”
Re: Распиновка замка зажигания
Ну вот, поискал, почитал, поспрашивал – ситуация выглядит примерно так. Ключ имеет три положения (тоесть АСС как таково отсутствует – хотя аналогом АСС можно назвать клемму S). Похоже, что IGN2 тут тоже нету – поскольку клемма Х не отвечает за “жизненно важные” функции автомобили.
А в остальном:
Клемма 15. Зажигание – самый важный контакт. Питание на эту клемму подается через замок зажигания. Ток по проводам, соединенным с этой клеммой, течет только при включенном зажигании.
Клемма X (иногда 75). Получает питание, только если ключ зажигания стоит в положении «поездка». Через реле этой клеммы (реле уменьшения нагрузки J59) подсоединены мощные потребители тока, такие как поворотники; сигнал; дальний свет (кроме варианта «моргания»), вентилятор печки; зуммер приборной панели; дворники; омыватель стекла; обогрев заднего стекла. Для того чтобы при запуске двигателя вся «сила» аккумуляторной батареи шла на работу стартера, потребители через Х отключаются. Контакт замка зажигания отвечает только за коммутационный ток реле.
Клемма Р (наверное Parking) – замкнутое состояние при выключеном зажигании – используется для питания стояночных огней. Серый провод идет на переключатель стояночных огней.
Клемма S – замыкается на +12 при всовывании ключа в замок зажигания. Сверху в середине отверстия есть «пимпочка» при нажатии на нее замыкается клемма 30 с S (иногда пишется 86S). Физически, выключатель клеммы S представляет из себя нажимной контакт, зависящий только он наличия в личинке замка ключа. Туда наверное подключается радио, которое после высосывания ключа отключается.
Клемма 50 – стартер – тоесть пуск двигателя.
ИСПРАВЬТЕ меня – если что-то не так!
Клемма АКБ: надежный контакт с аккумулятором
Для нормальной работы электросистемы автомобиля нужно обеспечить надежное ее соединение с аккумуляторной батареей — это обеспечивается специальными клеммами. Все об аккумуляторных клеммах, их типах, конструкции, особенностях и применяемости, а также об их правильном выборе и монтаже читайте в статье.
Что такое клемма АКБ?
Клемма АКБ (аккумуляторной батареи, стартерной батареи) — электротехническое изделие автотракторного назначения; клемма большого сечения для подключения бортовой сети транспортного средства (ТС) к клеммам аккумуляторной (стартерной) батареи.
Аккумуляторные клеммы выполняют несколько функций:
- Электрическое соединение АКБ со стартером, генератором и иными потребителями тока, а также с “массой” транспортного средства;
- Возможность быстрого монтажа и демонтажа стандартных и подходящих для данного автомобиля аккумуляторных батарей;
- Обеспечение надежного электрического контакта при активной эксплуатации ТС в различных условиях;
- Защита от неправильного подключения АКБ и (иногда) от короткого замыкания.
Именно с клемм АКБ начинается бортовая электросистема автомобиля, трактора и прочей техники, поэтому важную роль играет их качество, надежность и электрические характеристики. При неисправности клеммы должны быть заменены, а, чтобы сделать верный выбор этих деталей, следует подробно разобраться в их видах, конструкции, особенностях и применяемости.
Типы и конструкция аккумуляторных клемм
Клеммы АКБ отличаются применяемостью, конструкцией, материалом изготовления и некоторыми особенностями.
В первую очередь, изделия можно разделить на четыре класса по способу монтажа и, соответственно, применяемости:
- Ножевые типа “мама” — для соединения с АКБ, оснащенными ножевыми клеммами;
- Винтовые — для соединения с АКБ, имеющими различные типы плоских клемм с отверстием под винт/болт;
- Накидные — для соединения с аккумуляторами, имеющими цилиндрические или конические клеммы;
- Универсальные винтовые и накидные — для соединения с батареями, оборудованными цилиндрическими или коническими клеммами с поперечным отверстием.
Наиболее широкое применение в автотракторной технике находят накидные клеммы — в дальнейшем речь пойдет именно о них. Хотя многое сказанное о накидных клеммах справедливо для винтовых и универсальных (это касается материала изготовления, способа соединения с проводом и т.д.). Здесь же укажем, что ножевые клеммы используются для подключения маломощных аккумуляторов (в том числе на мототехнике), а винтовые — на некоторых автомобилях зарубежного производства, маломерных судах и т.д.
Накидные клеммы, независимо от типа и применяемости, имеют принципиально одинаковое устройство. Это цельная или составная деталь, на одной стороне которой находится петля или зажим для монтажа на клемме, а на обратной стороне — наконечник для соединения с проводом.
Клеммы могут иметь накидную часть различных типов:
- Ω-образная скоба — выполнена в виде хомута, на задней стороне которого предусмотрены отверстия под винт для фиксации клеммы и монтаж провода;
- Скоба с поперечным винтовым зажимом — скоба с расположенным в передней части болтом/винтом с гайкой, которым осуществляется фиксация на аккумуляторной клемме;
- Скоба с продольным винтовым зажимом — скоба с расположенным сбоку винтом.
По конструкции наконечника клеммы делятся на две группы:
- С зажимным (винтовым) наконечником;
- С компрессионным (обжимным) наконечником.
Наконечники первого типа представляют собой различные варианты винтов с гайками, винтов с прижимными планками и винтов, расположенных в каналах. Конец провода фиксируется в наконечнике прижимом одного или двух винтов/болтов — это наиболее простое по конструкции решение, которое позволяет снять и заменить провод без применения специального инструмента.
Наконечники второго типа выполнены в виде глухой короткой трубки, в которую вставляется конец провода и обжимается. Такой наконечник имеет свои сложности и особенности монтажа (довольно трудно равномерно и качественно обжать провод, не имея навыка), однако он обеспечивает наиболее полный контакт с проводом.
При этом наконечники бывают двух типов по количеству подключаемых проводов:
- Один или два провода — один стартерный и один генераторный, один на “массу”;
- Три и более проводов — дополнительные провода для подключения отдельных потребителей тока.
Обычно дополнительные провода имеют малое сечение, поэтому они подключаются к наконечникам уменьшенного размера.
Клеммы АКБ изготавливаются из различных материалов: свинца, латуни и бронзы, латуни с оловянно-висмутовым покрытием, меди, алюминия, цинка с омеднением и других.
Свинцовые клеммы. Изготавливаются из свинца, имеют стальные зажимные винты/болты и другие детали. Наиболее совместимы со свинцовыми клеммами на аккумуляторной батарее, но обладают повышенным электрическим сопротивлением и при разряде АКБ могут ухудшать работу электросистемы. Кроме того, свинцовые клеммы обладают низкой механической прочностью и интенсивно разрушаются под воздействием негативных факторов окружающей среды.
Латунные и бронзовые клеммы. Изготавливаются из латуни и бронзы определенных марок, обладают высокой механической прочностью и низким электрическим сопротивлением. Однако имеют существенный недостаток — при контакте со свинцовой клеммой образуют гальваническую пару, между разнородными металлами протекают химические реакции, приводящие к образованию окислов на поверхности клемм. В результате со временем контакт между клеммами ухудшается, а сами они разрушаются.
Латунные клеммы с оловянно-висмутовой полудой. Изготавливаются из латуни и имеют сплошное покрытие оловянно-висмутовым или иным припоем, который снижает интенсивность химических реакций при установке на аккумуляторную батарею и продлевает срок службы изделия.
Медные клеммы. Наилучшее решение сточки зрения электротехнических характеристик, так как медь обладает высокой электропроводностью и практически не влияет на сопротивление цепи при любых токах. Однако для них характерны все описанные выше недостатки, поэтому чаще используются медные клеммы с покрытиями, в том числе и золотым. Данные клеммы сегодня широко применяются для тюнинга автомобилей — при установке мощных аудиосистем высокого класса и другого оборудования.
Алюминиевые, цинковые и иные клеммы с защитным покрытием. Это не слишком распространенная группа клемм, они имеют малый вес, но вследствие наличия покрытия обладают довольно высокой стоимостью и их установка не всегда оправдана.
Для всех аккумуляторных клемм серьезную опасность представляют различные факторы окружающей среды, поэтому для дополнительной защиты могут применяться пластиковые или резиновые чехлы, защитные короба и иные приспособления.
Клеммы АКБ делятся на два типа по назначению: положительные (плюсовые) и отрицательные (минусовые). Также они разделяются на группы для транспортных средств с напряжением в бортовой сети 6, 12 и 24 вольта.
В заключении укажем, что сегодня существует большое разнообразие клемм с дополнительным функционалом: со встроенным индикатором напряжения, специальной защитой от коррозии, винтами для быстрого монтажа/демонтажа и другие. Однако в целом их конструкция не отличается от описанной выше, поэтому рассматривать их отдельно мы не будем.
Размеры и применяемость клемм АКБ
На рынке представлены клеммы для различных типов АКБ, наиболее распространены два стандарта:
- Euro (Type 1) — клемма “+” диаметром 19,5 мм, клемма “-” диаметром 17,9 мм;
- Asia (Type 3) — клемма “+” диаметром 12,7 мм, клемма “-” диаметром 11,1 мм.
Размеры присоединительных наконечников клемм рассчитаны для проводов сечением 8-12 кв. мм, но бывают варианты для проводов увеличенного сечения.
Как правильно выбрать и заменить клемму АКБ
Выбор клемм следует делать, исходя из типа установленного аккумулятора, условий эксплуатации автомобиля и особенностей его электросистемы.
Сначала нужно определить тип АКБ — “Евро” или “Азия”, и выбрать клеммы соответствующего размера. Затем можно выбрать клемму по количеству подсоединяемых к наконечнику проводов — в большинстве случаев достаточно стандартных клемм с одним и двумя проводами. Если же на машине есть дополнительное оборудование, то могут потребоваться детали с возможностью подключения трех проводов и более.
Что касается металла изготовления клемм, то вариантов здесь масса. Стандартное решение — недорогие свинцовые детали. Однако для продления их срока службы рекомендуется периодически контролировать прочность монтажа и очищать от загрязнений. При несколько большем бюджете можно выбрать латунные или бронзовые клеммы простые или с оловянно-висмутовой полудой. А когда важно обеспечить высококачественное подключение, имеет смысл покупать медные клеммы, в том числе и с защитным покрытием. Изделия этой группы имеют высокую стоимость, однако их покупка будет оправдана.
Монтаж клемм следует выполнять в соответствии с рекомендациями производителя. Прежде всего нужно зачистить контактные клеммы на аккумуляторе и зашкурить внутренние поверхности клемм (особенно, если они окрашены), при монтаже необходимо прочно затягивать винты и обеспечивать надежное крепление проводов. Выполнив все условия, вы получите надежный электрический контакт и нормальную работу электросистемы автомобиля.
Adblockdetector