Oreanda-online.ru

Что значит коренной москвич

6 верных признаков коренного москвича

Люди в броской одежде, уверенно вышагивающие по Красной площади, не имеют ничего общего с коренными москвичами. Настоящий житель столицы выглядит и ведёт себя совсем иначе. Об этом мало кто задумывается, поэтому приезжих часто путают с коренными.

Коренной москвич — это тот, кто не выглядит как москвич. Неприятный образ жителя столицы сложился благодаря провинциалам. Слишком сильно люди из маленьких городов хотят подчеркнуть свой статус. В результате жители сами стали достопримечательностью. Что там Кремль с его секретами, когда на улицах вам встретятся живые сборники стереотипов и странных привычек.

Как выглядит среднестатистический житель столицы, и почему коренного москвича легко отличить от провинциала? Фактрум погрузился в мир типичных и коренных жителей Москвы и выяснил их привычки.

Коренной москвич одевается просто. Жителя столицы можно увидеть в полуспортивной или туристической одежде: летом — в удобных джинсах и кедах, осенью и зимой — в ботинках и утеплённых штанах. Если дресс-код позволяет носить такую одежду, ни один москвич в здравом уме не согласится надевать что-то модное, но неудобное. На лейблах, кстати, помешаны в основном приезжие. Одежда должна быть качественной, а не дорогой.

Коренные жители Москвы не любят центр. Вы не услышите от них: «Поехали погуляем в центр». Как объясняют сами москвичи, в исторической части города слишком много туристов. Шум не даёт отдохнуть. Районы Москвы — и сами по себе небольшие города с развитой инфраструктурой. И если рядом с домом есть приличный парк, москвич не поедет в центр. Кроме того, коренные жители столицы не посещают концерты и фестивали. Так что на крупных событиях, которые оплачивает государство, вы, скорее всего, не встретите ни одного москвича.

Коренной москвич легко может променять автомобиль на метро. Это в регионах наличие собственного транспорта (пусть и в кредит) — признак финансовой состоятельности. В Москве коренные жители легко оставляют машины в гаражах в будние дни. Зачем тратить время в пробках, если метро быстрее и дешевле? Гаражи автомобили покидают только в выходные: москвичи ездят за город или за покупками.

Социальный признак москвичей: будь проще. Жителям столицы наплевать, что о них думают. Производить на кого-то впечатление, по их мнению, — пустая трата времени. Возможно, по этой причине москвичи кажутся приезжим грубыми и безразличными. Получается, это не грубость, а банальное уважение чужого личного пространства. Жители столицы отмечают, что москвичи в дорогой и экстравагантной одежде, на презентабельных авто — скорее всего, не коренные жители столицы. Всё, чего хочет уважающий себя москвич, — работать, отдыхать и получать от жизни удовольствие. Мнение других людей, как и их убеждения, нормального москвича не интересуют.

Провинциалы агрессивнее коренных москвичей на работе. За это жители столицы откровенно не любят приезжих. Из провинций приезжают голодные и амбициозные люди. Они не только готовы работать за меньшие деньги, но и упорства им не занимать. По головам в коллективе «ходят» именно приезжие. Коренному москвичу проще найти новую работу, чем лбом пробивать себе дорогу, да ещё и через коллег. Дело в том, что настоящий москвич отлично понимает главное своё преимущество: он родился в столице. Это открывает двери, недоступные простым приезжим.

Коренной москвич всегда спешит. Этот стереотип самый распространённый, но и наиболее точный. Провинциал или турист действительно выведет из себя москвича размеренным шагом. О спокойном передвижении можно забыть и в метро. Люди, затрачивающие по два часа на то, чтобы добраться до работы, личное время ценят. Привычка спешить выражается и в других аспектах: москвичи быстро говорят, быстро едят и не любят тратить свободное время впустую.

Коренной москвич – это кто?

Москвичей частенько обвиняют в снобизме и чванстве, когда упоминается словосочетание «коренной москвич». Поколение современных жителей столицы разношерстно, многонационально и демократично. Это словосочетание все реже можно услышать на улицах Белокаменной. Может потому, что в Москве не осталось коренных москвичей?

Теоретические выкладки

Начнем со словарей. Даль дает определение слова «коренной» как основной, первобытный, истоковый и так далее на страницу мелким шрифтом. Другой популярный автор словаря Ефремова определяет слово как исконный, постоянный и опять же основной.

Правовая демография утверждает, что коренным житель становится, если три поколения предков жили на данной территории. Понятие “коренной народ” созвучно с этим – этнос, постоянно проживающий на определенной территории более трехсот лет с этническими, языковыми и социально-экономическими отличительными чертами, считают коренным народом.

Отметим, что понятие берет начало с древнегреческих автохтонов – это значит коренной обитатель этой страны. А в Древнем Риме коренных жителей называли аборигенами. А вот конкистадоры жителей Нового Света называли туземцами.

Так кто же вы, аборигены Москвы?

Может, попробуем отыскать определение в истории Великой Руси? Коренным называли центрального, остового коня в тройке, двух других называли пристяжными. Может, остовые, главные жители столицы – это:

  • Родственники основателей в VIII веке поселка Москва.
  • Родственники тех, кто прогнал первых и занял их место в двух следующих столетиях – угро-финны и нормандцы.
  • Потомки славян и тюрков, что в XII веке сделали Москву административным центром территории.

Дальше тоже можно продолжить. Главное – постоянное и безвыездное проживание в Москве всех поколений предков.

Это шутка, но уже понятно, что определение понятия «коренной москвич» – это дело трудное, иногда практически невозможное и очень, очень спорное.

Взгляд на проблему чиновников от власти

Чиновники ввели в обиход понятие в период советской власти и связано оно с «лимитчиками». Именно тогда появились понятия “урожденные москвичи” и “коренные”. Коренным москвичам предоставлялось право стать в очередь на получение жилья. Кстати, правовая норма действительна и сегодня.

Коренной москвич – это тот, кто прожил и имел московскую прописку более сорока лет. Все проживающие меньше этого срока просто москвичи. А кто родился в московских роддомах – урожденные москвичи.

Официальной статистики, сколько коренных москвичей и других категорий москвичей, нет. А вот неофициально чиновники дают цифру 5-18 % коренных москвичей.

Москва без москвичей

Это получается 2 миллиона коренных москвичей из более 15 миллионов населения столицы. А ведь город разрастался не при демографическом взрыве, а именно за счет вливания крови из регионов. Куда же подевались москвичи?

В жестокие 30-40-е годы, а потом и в 90-е годы прошлого столетия много коренных жителей столицы оказались совсем в других регионах России, а многие и на кладбищах, не выдержав прессинга властей и сумасшедшей гонки мегаполиса.

Но не все так мрачно. Диаспоры русских в Канаде, США, Израиле, Британии и других странах пополнились немалым количеством коренных москвичей всех волн эмиграции.

К примеру, в Великобритании каждая пятнадцатая сделка по покупке недвижимости совершается русскими, в 2006 году сумма сделок составила 799 миллионов фунтов стерлингов (данные Knight Frank, 2010). Сколько из этих русских выходцы из столицы, не знает никто.

Сегодняшняя «лимита»

«Лимитчики» советского времени – труженики рабочих специальностей, приглашенные в столицу восстанавливать объекты промышленности после войны.

Сегодняшние приезжие – это не лимита, а «понаехавшие». Богатые люди, купившие жилье в Первопрестольной, живут в элитных многоэтажках, зачастую просто не доступных для простых москвичей. Да и не только москвичей, ключевое слово – простых.

«Понаехавшие» граждане России и не только прибыли в столицу экономики страны зарабатывать деньги на содержание своих семей, проживающих в менее стабильных экономических зонах. Повышая конкуренцию на рынке труда, они вступают в противодействие интересов коренных жителей и их детей (помним про 40 лет). Но большинство москвичей улучшают свое финансовое положение, сдавая приезжим жилье.

Экономическая активность столицы привлекает все новые и новые волны приезжих. И разве это плохо, ведь в основном это молодые, высокообразованные и энергичные люди. Нацеленные улучшить личное благосостояние, а соответственно и помочь стране.

Среди коренных москвичей мало людей, обладателей платиновой банковской карты, олигархов и тех, кто пресыщен прелестями жизни. Здесь накоплена энергия действия и стремлений, город захватывает этой энергетикой. Которую выдержать могут, к сожалению, не все.

Москвич – понятие эфемерное

Сколько в Москве коренных москвичей, по сути, совершенно неважно. Сам статус – это не отметка в паспорте и не тайна. Понятие это эфемерное, без конкретики материальности, это что-то внутри человека.

Статус коренного москвича вырывается лишь в ситуации, когда для человека эту сулит определенную выгоду. И при этом не несет скрытой угрозы или открытой опасности. Всем известны примеры таких ситуаций, неоднократно используемые советским и постсоветским кинематографом.

И можно ли не считать москвичом британца с русскими корнями, который с теплотой и грустью вспоминает красоту Патриарших прудов и старинные трамваи вокруг Чистых прудов?

Это точно москвич

Определить в толпе горожан москвича трудно, но возможно. Несколько признаков, что выделяют того, кто считается коренным москвичом, тут:

  • Коренной житель срежет половину Москвы, пройдя дворами, и при этом вряд ли доступно объяснит, как пройти к Крымскому валу.
  • Он, вероятнее всего, ни разу не был посетителем Мавзолея, однако ходит на работу через Красную площадь.
  • В метро, при прочих равных, из заполненного вагона первыми умудряются выходить именно москвичи.
  • На вопрос о том, в каком году горела Останкинская башня, москвич ответит, что в период правления мэра Лужкова, а открылась после реставрации в собянинскую эру.
  • Свое мнение у москвича есть по любому вопросу. Стоит спросить – устанешь слушать. Но главная тема – власти, тут безразличия не встретишь.
  • Акающая речь уже не 100% показатель, но у москвичей встречается все же с завидной постоянностью.
  • Коренной москвич – это человек, который никогда не скажет, что столица большая. Для него она маленькая – всюду знакомые лица.
  • Коренные москвичи Москве приписывают почти человеческие качества. Она у них не красавица, а голубушка.
  • Коренные москвичи помнят названия улиц до их переименования. И любят ту Москву, когда «трава была зеленее, а воздух чище».
Читать еще:  Почему дворники работают медленно приора

Москвич, так какой же ты?

Большинство представляет себе коренного москвича как интеллигентную старушку, дочку родителей, рожденных в Москве. Она без платка и валенок. Она в туфельках, шляпке и с сумочкой. Дремучий возраст уберег ее от маразма, и она с удовольствием расскажет про историческое название улицы, по которой идет. Она назовет свою родную Москву городом-сказкой и городом-легендой, а не супермегаполисом.

Наверное, неважно, живет человек тут более трех поколений или приехал не так давно. Важно отношение к столице, к Белокаменной, к Первопристольной, к сердцу Руси-матушки. Если человек знает историю Москвы или хочет ее узнать, живет культурной жизнью, интересуясь выставками и театральными премьерами, занимает активную гражданскую позицию и доброжелателен к гостям города, никто не вправе назвать его не коренной москвич. Это не право жителя, это его статусная принадлежность, которую надо заслужить и постараться не потерять.

netrmed

Об этом нужно знать

Что означает понятие – коренной москвич?

Сейчас, по мнению историков, не более 10% населения столицы можно называть «коренными москвичами». Антропологи же заявляют, что коренных москвичей и вовсе не осталось.

Коренной – некоренной

Результаты социологических опросов среди жителей Москвы выявляют совершенно разное представление о термине «коренной москвич». Для кого-то коренной москвич отличается от некоренного по внешности и уровню интеллекта, а кто-то его особенности находит в воспитании и культуре.

Но большинство все же пытается выявить коренного москвича по количеству поколений, проживавших в Москве. Но если, по мнению одних, чтобы стать «коренным» достаточно самого факта рождения в столице, то на взгляд других в роду должно быть не меньше шести поколений москвичей.

Однако есть респонденты, для которых подобные высчитывания чистой воды шовинизм.
«Москвича достаточно просто узнать по характерной речи. В нем чувствуются определенная вальяжность, самодовольство и уверенность в себе», – говорит журналист Артемий Троицкий. А по мнению сатирика Виктора Коклюшкина коренной москвич «по всем вопросам имеет свое суждение, любит поучать, но в то же время это контактный и жизнерадостный человек».

Сотрудники Института этнологии и антропологии РАН отмечают, что Москва была городом мигрантов с древних времен. Если принять во внимание, что столица постоянно пополнялась за счет приезжих, то понятие «коренной москвич» во многом теряет свой смысл. В Мосгорстате и ГУВД говорят, что у них нет данных о количестве коренных москвичей. Более того, власти заявляют, что статуса «коренной» официально не существует.

Родословная москвичей

Многочисленные археологические находки показывают, что первый человек на территории современной Москвы появился в эпоху неолита. Но более активно эту землю стали заселять с конца I тысячелетия н. э.: сначала финно-угорские народы – мордва, марийцы, удмурты и финны, а затем славянские племена вятичей и кривичей.

Собственно, Москва, по мнению этнолога Александра Пестрякова, это финно-угорское слово, что в переводе означает «медвежья речка».
Со второй половины XII века через Андрея Боголюбского в Москву перебираются жители Среднего Приднепровья, а уже через столетие Москва и ее окрестности становятся центром притяжения населения различных регионов Руси.

В этом свою роль сыграло выгодное географическое положение города, находящегося на перекрестке водных и сухопутных путей, и политика московских князей, направленная на подчинение окрестных земель.

Периодически Москву захлестывали волны миграций, которые интенсивно увеличивали и перемешивали состав городского населения. Во время нашествия Батыя на Владимиро-Суздальское княжество жители разоренных земель активно стали переезжать в Москву. А после подчинения Новгорода Иваном Грозным в столицу потянулись тысячи новгородцев.

Были в истории Москвы и периоды демографического упадка. Так, губительной для населения Москвы стала опричнина 1560-70-х гг., резко сократилось количество жителей столицы в период неудачной для России Ливонской войны (1558-1583) и во время Смуты (1598-1613).

Помимо мигрантов из России в Москву постоянно приезжали европейцы – литовцы, поляки, немцы, шотландцы, голландцы. Большие волны их переселения пришлись на времена Ивана IV, Петра I и Екатерины II.

Знаменитый манифест Екатерины II от 25 октября 1762 года о «дозволении иностранцам въезжать и селиться в империи» серьезно повлиял на демографию не только России, но и Москвы. Некоторые немцы, которым для поселений выделяли Поволжские степи, так и не доезжали до места назначения, оседая в столице.

С 1861 года после отмены крепостного права в Москву стали приезжать крестьяне. В городе они становятся ремесленниками и торговцами, пополняя среду мещан. Москву конца XIX столетия смело можно назвать интернациональным городом: по данным царской полиции 20% населения столицы были «не русскими».

Безумный век

XX век коренным образом преобразовал демографическое лицо столицы. Это было время, когда активный рост населения чередовался с не менее активным его сокращением.

Заметно уменьшилось количество жителей Москвы во время Гражданской войны – многие погибли, умерли от голода или уехали в деревню, чтобы как-то прокормиться. Это время – первая большая волна эмиграции за рубеж, когда столицу покинуло значительное количество населения, не принявшего Советскую власть.

Жизни около 375 тыс. москвичей унесла Великая Отечественная война. Вскоре после страшной войны началась самая длительная волна эмиграции, которая продлилась, по мнению социологов, вплоть до распада СССР.

Особенно активно москвичи выезжали за рубеж в перестроечный период. Жители Белокаменной составили более 20% общероссийской численности населения, покинувшего страну.

Тем не менее, весь послевоенный период Москвы отмечен демографическим подъемом. К примеру, если в 1956 году количество жителей столицы составляло 4 839 000 человек, то к 1991 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 9 017 415 жителей. Такие показатели объясняются не только естественным приростом населения, но и постоянной миграцией.

Целый ряд отраслей экономики, в частности, строительство, легкая промышленность, транспорт не могли обеспечиваться рабочей силой за счет москвичей или жителей пригородов. Для проблемных отраслей устанавливались квоты (лимиты), по которым из различных регионов страны в столицу привлекалась дополнительная рабочая сила. Например, на некоторых строительных объектах москвичами были только прорабы. За рабочими мигрантами с тех времен закрепилось пренебрежительное название – «лимита».

«Кодекс москвича»

В 1990-е и 2000-е годы Москву захлестнула очередная волна миграции – самая мощная в истории города. В столицу России в поисках лучшей жизни потянулись выходцы из бывших Союзных республик, но особенно активно из Средней Азии и Закавказья. Так, между двумя переписями населения столицы 1989 и 2002 годов количество азербайджанцев выросло в 5 раз, чеченцев – в 7 раз, таджиков – в 12! Также отмечен резкий прирост вьетнамцев и китайцев. В некоторых районах Москвы доля «нерусского» населения превышает отметку в 30%.

Все это порождает не только рост уровня преступности, но и соответствующее отношение к мигрантам у тех, кто считает себя коренными москвичами. Озабоченные этой проблемой власти столицы пытаются найти пути ее решения, но пока безуспешно. Последнее время к сотрудничеству они активно привлекают представителей национальных диаспор. В их совместных планах создание документа – «кодекса москвича», который бы разъяснял приезжим правила и нормы поведения в мегаполисе.

Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев объясняет, что «Москва – город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться».

Впрочем, представители диаспор хоть и соглашаются с этим, все же замечают, что от некоторых традиций нельзя отказаться. Представитель белорусской общины Екатерина Юркевич считает, что такой свод норм не должен ущемлять права национальных меньшинств. «Если разрешена одежда субкультур, то одежду культур национальных тем более нельзя запрещать», – замечает она.

В дискуссиях властей и представителей диаспор снова всплывает ключевой вопрос: «А кто такой москвич?». Сегодня московское правительство делает акцент на толерантности и уважительном отношении к национальным и религиозным традициям, настаивая на том, что Москва всегда была и будет многонациональным городом. Понятие «коренной москвич» теперь не несет в себе принципиального значения. Полноправным москвичом может считаться любой, кто приехал в столицу России на постоянное место жительства.

Кто такой москвич. Коренной — некоренной

Сейчас, по мнению историков, не более 10% населения столицы можно называть «коренными москвичами». Антропологи заявляют, что коренных москвичей и вовсе не осталось. Вопрос непростой, поскольку нет ясности даже в самом этом термине.

Коренной – некоренной

Результаты социологических опросов среди жителей Москвы выявляют совершенно разное представление о термине «коренной москвич». Для кого-то коренной москвич отличается от некоренного по внешности и уровню интеллекта, а кто-то его особенности находит в воспитании и культуре.

Читать еще:  Что лучше лада гранта или хендай акцент

Но большинство все же пытается выявить коренного москвича по количеству поколений, проживавших в Москве. Но если, по мнению одних, чтобы стать «коренным» достаточно самого факта рождения в столице, то на взгляд других в роду должно быть не меньше шести поколений москвичей.

Однако есть респонденты, для которых подобные высчитывания чистой воды шовинизм.

«Москвича достаточно просто узнать по характерной речи. В нем чувствуются определенная вальяжность, самодовольство и уверенность в себе», – говорит журналист Артемий Троицкий. А по мнению сатирика Виктора Коклюшкина коренной москвич «по всем вопросам имеет свое суждение, любит поучать, но в то же время это контактный и жизнерадостный человек».

Сотрудники Института этнологии и антропологии РАН отмечают, что Москва была городом мигрантов с древних времен. Если принять во внимание, что столица постоянно пополнялась за счет приезжих, то понятие «коренной москвич» во многом теряет свой смысл. В Мосгорстате и ГУВД говорят, что у них нет данных о количестве коренных москвичей. Более того, власти заявляют, что статуса «коренной» официально не существует.

Родословная москвичей

Многочисленные археологические находки показывают, что первый человек на территории современной Москвы появился в эпоху неолита. Но более активно эту землю стали заселять с конца I тысячелетия н. э.: сначала финно-угорские народы – мордва, марийцы, удмурты и финны, а затем славянские племена вятичей и кривичей.

Собственно, Москва, по мнению этнолога Александра Пестрякова, это финно-угорское слово, что в переводе означает «медвежья речка».
Со второй половины XII века через Андрея Боголюбского в Москву перебираются жители Среднего Приднепровья, а уже через столетие Москва и ее окрестности становятся центром притяжения населения различных регионов Руси.

В этом свою роль сыграло выгодное географическое положение города, находящегося на перекрестке водных и сухопутных путей, и политика московских князей, направленная на подчинение окрестных земель.

Периодически Москву захлестывали волны миграций, которые интенсивно увеличивали и перемешивали состав городского населения. Во время нашествия Батыя на Владимиро-Суздальское княжество жители разоренных земель активно стали переезжать в Москву. А после подчинения Новгорода Иваном Грозным в столицу потянулись тысячи новгородцев.

Были в истории Москвы и периоды демографического упадка. Так, губительной для населения Москвы стала опричнина 1560-70-х гг., резко сократилось количество жителей столицы в период неудачной для России Ливонской войны (1558-1583) и во время Смуты (1598-1613).

Помимо мигрантов из России в Москву постоянно приезжали европейцы – литовцы, поляки, немцы, шотландцы, голландцы. Большие волны их переселения пришлись на времена Ивана IV, Петра I и Екатерины II.

Знаменитый манифест Екатерины II от 25 октября 1762 года о «дозволении иностранцам въезжать и селиться в империи» серьезно повлиял на демографию не только России, но и Москвы. Некоторые немцы, которым для поселений выделяли Поволжские степи, так и не доезжали до места назначения, оседая в столице.

С 1861 года после отмены крепостного права в Москву стали приезжать крестьяне. В городе они становятся ремесленниками и торговцами, пополняя среду мещан. Москву конца XIX столетия смело можно назвать интернациональным городом: по данным царской полиции 20% населения столицы были «не русскими».

Безумный век

XX век коренным образом преобразовал демографическое лицо столицы. Это было время, когда активный рост населения чередовался с не менее активным его сокращением.

Заметно уменьшилось количество жителей Москвы во время Гражданской войны – многие погибли, умерли от голода или уехали в деревню, чтобы как-то прокормиться. Это время – первая большая волна эмиграции за рубеж, когда столицу покинуло значительное количество населения, не принявшего Советскую власть.

Жизни около 375 тыс. москвичей унесла Великая Отечественная война. Вскоре после страшной войны началась самая длительная волна эмиграции, которая продлилась, по мнению социологов, вплоть до распада СССР.

Особенно активно москвичи выезжали за рубеж в перестроечный период. Жители Белокаменной составили более 20% общероссийской численности населения, покинувшего страну.

Тем не менее, весь послевоенный период Москвы отмечен демографическим подъемом. К примеру, если в 1956 году количество жителей столицы составляло 4 839 000 человек, то к 1991 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 9 017 415 жителей. Такие показатели объясняются не только естественным приростом населения, но и постоянной миграцией.

Целый ряд отраслей экономики, в частности, строительство, легкая промышленность, транспорт не могли обеспечиваться рабочей силой за счет москвичей или жителей пригородов. Для проблемных отраслей устанавливались квоты (лимиты), по которым из различных регионов страны в столицу привлекалась дополнительная рабочая сила. Например, на некоторых строительных объектах москвичами были только прорабы. За рабочими мигрантами с тех времен закрепилось пренебрежительное название – «лимита».

«Кодекс москвича»

В 1990-е и 2000-е годы Москву захлестнула очередная волна миграции – самая мощная в истории города. В столицу России в поисках лучшей жизни потянулись выходцы из бывших Союзных республик, но особенно активно из Средней Азии и Закавказья. Так, между двумя переписями населения столицы 1989 и 2002 годов количество азербайджанцев выросло в 5 раз, чеченцев – в 7 раз, таджиков – в 12! Также отмечен резкий прирост вьетнамцев и китайцев. В некоторых районах Москвы доля «нерусского» населения превышает отметку в 30%.

Все это порождает не только рост уровня преступности, но и соответствующее отношение к мигрантам у тех, кто считает себя коренными москвичами. Озабоченные этой проблемой власти столицы пытаются найти пути ее решения, но пока безуспешно. Последнее время к сотрудничеству они активно привлекают представителей национальных диаспор. В их совместных планах создание документа – «кодекса москвича», который бы разъяснял приезжим правила и нормы поведения в мегаполисе.

Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев объясняет, что «Москва – город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться».

Впрочем, представители диаспор хоть и соглашаются с этим, все же замечают, что от некоторых традиций нельзя отказаться. Представитель белорусской общины Екатерина Юркевич считает, что такой свод норм не должен ущемлять права национальных меньшинств. «Если разрешена одежда субкультур, то одежду культур национальных тем более нельзя запрещать», – замечает она.

В дискуссиях властей и представителей диаспор снова всплывает ключевой вопрос: «А кто такой москвич?». Сегодня московское правительство делает акцент на толерантности и уважительном отношении к национальным и религиозным традициям, настаивая на том, что Москва всегда была и будет многонациональным городом. Понятие «коренной москвич» теперь не несет в себе принципиального значения. Полноправным москвичом может считаться любой, кто приехал в столицу России на постоянное место жительства.

Коренные москвичи: существуют ли они и где их искать?

Но чаще всего сами жители города считают коренными москвичей по факту рождения. Кто-то уверен, что родившийся в столице человек автоматически получает этот статус, а кто-то, считает, что нужно иметь в роду не менее 6 предков, появившихся на свет в столице.

Есть и категория горожан, считающих научное обоснование этого вопроса абсолютно лишним и даже попадающим в разряд шовинистических явлений. Эти люди предлагали свои способы идентификации коренных. Вот что писал об этом известный журналист Артемий Троицкий:

Сатирик Виктор Коклюшкин имеет схожее мнение и считает, что москвича легко узнать по тому, что он имеет свое суждение по каждому вопросу и любит поучать. Юморист добавляет, что при всем этом коренной житель столицы не является занудой и остается контактным и жизнерадостным человеком.

Специалисты Института этнологии и антропологии РАН, занимавшиеся научным исследованием вопроса, отмечают, что Москва стала городом мигрантов задолго до наших дней. Население мегаполиса постоянно пополнялось приезжими в течение долгих столетий и сегодня говорить о коренных москвичах вряд ли приходится.

Городские власти, которые должны держать руку на пульсе, сообщают, что у них нет сведений о наличии особого статуса «коренной москвич», а всезнающие Мосгорстате и ГУВД разводят руками, признавая, что не имеют подобной статистики по населению.

Раскопки, проводимые археологами в столице, говорят о том, что местность эта была заселена людьми с эпохи неолита. Но самый большой прирост населения отмечался с конца I тысячелетия нашей эры. Земли, которым предстояло в будущем стать территорией Москвы, начали заселять финно-угорские племена — мордва, финны, удмурты, марийцы. Немного позднее здесь появились и славяне — племена вятичей и кривичей. Этнолог Пестряков уверен, что само название города происходит из финно-угорских языков и переводится как «медвежья река».

Во второй половине XII века, при князе Андрее Боголюбском, в Москву начали массово приезжать жители Среднего Приднепровья. В XIII столетии город был популярен и стал притягивать к себе множество людей из самых разных регионов Руси.

Город располагался очень выгодно — на пересечении сухопутных и речных торговых путей. Способствовало росту населения и сама политика московских князей, которые активно подчиняли своей власти окрестные земли.

Время от времени Москва становилась центром миграций. Первый серьезный всплеск был зафиксирован во время нашествия хана Батыя на Владимиро-Суздальское княжество. Тогда хорошо укрепленный город с большим войском пополнился беженцами с территорий, пострадавших от нашествия монголо-татарской орды.

При Иване Грозном, когда был подчинен непокорный Новгород, ряды москвичей пополнили новгородцы, многим из которых жизнь в Москве показалась более привлекательной, чем в родном городе. Но знала столица и демографические спады, которых в ее истории было несколько.

Читать еще:  Чем оттереть мовиль с одежды

Первым случаем резкого падения количества жителей является период опричнины 1560-70-х гг. Неблагоприятно сказался на числе москвичей и проигрыш в Ливонской войне (1558-1583), а также длительный и кровавый период Смуты.

Но тяжелые времена миновали и город снова расцветал и становился привлекательным, причем не только для жителей Руси, но и для чужестранцев. В Москву охотно приезжали жить литовцы, поляки, немцы, шотландцы, голландцы. Исследователи отмечают три больших волны заселения города иностранцами: при Иване Грозном, Петре I и Екатерине II.

Императрица даже издала особый манифест, датированный 25 октября 1762 года. В документе она дает право иностранца приезжать в империю для постоянного проживания. Этот манифест сыграл большую роль в формировании национального состава России и Москвы в частности. Немцы, которым для жизни выделялись Поволжские степи, далеко не всегда добирались до места назначения, часто оставаясь жить в столице.

После отмены крепостного права в 1861 году в город начали съезжаться освободившиеся крестьяне. Они пополняли ряды торговцев и ремесленников, постепенно становясь мещанами. Уже в конце XX века Москву можно было назвать интернациональным городом, ведь более 20 процентов ее постоянного населения составляли люди «нерусские».

В XX столетии количество москвичей то увеличивалось, то сокращалось. Самым бедственным для города был период Гражданской войны. Многие горожане погибли, умерли от голода или бежали в деревни, чтобы хоть как-то прокормиться. В это же время город покинули те, кто не смог принять Советскую власть — люди уезжали за границу семьями.

Великая Отечественная война сократила число москвичей на 375 тысяч. Вслед за войной началась серьезная волна миграции, которая длилась до самого распада Советского Союза. Наиболее интенсивно покидали родину москвичи в эпоху перестройки. Статистика говорит о том, что среди всего числа выехавших в этот период за рубеж, не менее 20% составляли именно жители Москвы.

Несмотря ни на что, количество жителей Белокаменной росло. В 1956 году в Москве проживало 4 839 000 человек, а в 1991 году город населяли уже 9 017 415 жителей. Такое увеличение числа горожан связано не только с естественным приростом населения, но и с таким явлением как миграция.

Трудовые мигранты в XX веке сыграли значительную роль в формировании населения столицы. В советскую эпоху, когда бурно развивалось производство, в некоторых отраслях, таких как строительство, легкая промышленность, машиностроение и транспорт, не хватало специалистов.

Поэтому правительством были введены квоты (лимиты), согласно которым в проблемные отрасли привлекались специалисты из других регионов, порой очень отдаленных. Доходило до того, что на некоторых столичных стройках москвичами были лишь прорабы. Именно в это время появилась пренебрежительная формулировка «лимита», которую использовали по отношению к приезжим работникам, не имеющим местной прописки.

В 1990-е и 2000-е годы Москву атаковали толпы мигрантов и в этот период произошел наиболее мощный рост населения города. Значительную часть новых жителей столицы составляли жители бывших республик, в основном расположенных на Кавказе и в Средней Азии.

Между переписями населения, проводимыми в Москве в 1989 и 2002 году, число таджиков в городе увеличилось в 12, чеченцев — в 7, а азербайджанцев в 5 раз. Пополнили ряды горожан и жители дальнего зарубежья — в городе появилось множество китайцев и вьетнамцев. В отдельных районах Москвы «нерусские» составляют 30 процентов от общего числа жителей.

К сожалению, прирост населения за счет мигрантов имеет серьезный минус — значительно вырос уровень преступности. Это одна из причин того, что отношение москвичей к приезжим, мягко говоря, настороженное. Власти Москвы ищут решение проблемы, но пока не слишком успешно.

Одним из перспективных вариантов воздействия на приезжих считается сотрудничество с национальными диаспорами. Совместно с их представителями разрабатывается так называемый «кодекс москвича», содержащий информацию о нормах поведения в российском многонациональном мегаполисе.

Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев так видит ситуацию:

Но вся проблема в том, что представители диаспор охотно соглашаются с чиновником, но при этом не согласны отказаться от многих традиций. При этом в ходе дискуссий, почти всегда встает ребром вопрос: «Кто может считаться москвичом?».

Правительство Москвы старается проявлять толерантность и уважение к представителям всех национальностей, проживающих в столице, к их культурным и религиозным традициям. Москва всегда была многонациональным городом и такое понятие как «коренной москвич» вряд ли имеет серьезное значение. Сегодня можно с уверенностью говорить, что полноправный москвич — это человек, постоянно проживающий в столице, независимо от того, откуда он родом.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

uchvatovsb

Записки о жизни. Кое-что интересное

Коренные москвичи — кто они?

Существуют ли на самом деле коренные москвичи? И если да, то сколько их осталось?

Статус “коренного москвича” очень почетен, но при этом многозначителен. Что вкладывать в это понятие — каждый решает сам. Согласно многочисленным опросам, мнения самих жителей столицы России по поводу “коренного” статуса сводятся к очень разным аспектам: кто-то вообще определяет коренных москвичей по внешнему виду, образованности, воспитанию. Кто-то полагает, что достаточно в Москве родиться, чтобы считаться коренным москвичом. Но все же большинство людей полагает, что выявить коренного москвича можно по количеству поколений, проживающих в Москве — по мнению, одних достаточно трех поколений, а по мнению других, необходимо не менее шести.

Есть и те, кто считает все эти разговоры о патрициях и плебеях чистой воды пустословием. Антропологи справедливо указывает, что Москва изначально является городмо мигрантов, а, значит, понятие “коренного жителя” для этого города весьма эфемерно. Также стоит понимать, что что никакого официального статуса “коренной москвич” не существует, и в Мосгорстате данных об особых москвичах не ведут.

Уж если заговорили об историческиз истоках Москвы, то стоит напомнить, что наиболее активно эти земли стали заселять с конца I тысячелетия н. э. финно-угорские народы – мордва, марийцы, удмурты и финны, а только потом славянские племена вятичей и кривичей. И есть версия, что самом слово “Москва” — финно-угорское, означает “медвежья река”. Со второй половины XII века через Андрея Боголюбского в Москву перебираются жители Среднего Приднепровья, а уже через столетие Москва и ее окрестности становятся центром притяжения населения различных регионов Руси. Впоследствии Москва переживет несколько миграционных волн, пополняясь самым разношерстным населением. В Москву также постоянно приезжали и европейцы – литовцы, поляки, немцы, шотландцы, голландцы. Большие волны их переселения пришлись на времена Ивана IV, Петра I и Екатерины II. Уже в XIX веке Москва была по-настоящему интернациональным городом.

Так что если апеллировать к истории, на настоящий статус “коренных москвичей” могут с равной долей на успех претендовать потомки финно-угорских, славянских и тюркских племен. Уж если мы говорим о настоящих аборигенах и туземцах.

На самом деле, понятие “коренной москвич” приобрело свое нынешнее значение в советский период, когда необходимо было восстанавливать послевоенную экономику и в столицу на промышленные предприятия перебросили неквалифицированную рабочую силу, которую некоторые местные пренебрежительно называли “лимитой”. Именно в противовес “лимитчикам” и обрела силу категория “коренных москвичей”, которая как бы разграничивала уровень образованности, культуры, воспитания и т.д. и т.п. Ситуация повторилась в 90-е — во времена политического и экономического кризиса в Москву в поисках лучшей жизни хлынул поток людей из многих постсоветских государств и регионов России. Москва окончательно превратилась в многонациональный многослойный город — голоса оставшихся “коренных москвичей” утонули в интернациональном хоре.

Конечно, в Москве остались потомки тех самых аборигенов, которые много столетий назад заселяли землю по “медвежьей речке”. Но историки считают, что их осталось всего несколько процентов. Все остальные — сами приезжие или потомки таких же приезжих. И считать, что они более ранние приезжие обладают каким-то более высоким высоким статусом по сравнению с теми, кто приехал позже — абсурд. Москва всегда была городом мигрантов. Сейчас само словосочетание “коренной москвич” используется все реже и реже. “Понаехавшие” — это и есть сегодня самые что ни на есть москвичи.

—————-
Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал, добавляйтесь в друзья — задружить в Живом Журнале
——————
Предлагаю также добавляться в друзья и подписываться на мои аккаунты в социальных медиа:

[ Немного о записках о жизни ] Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.

Понравился пост? Поделитесь с друзьями:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector