Oreanda-online.ru

Что означает д на генераторе

–>Автозапчасти и СТО –>

Контактные выводы (клеммы, штекерные разъемы и т. п.) генераторных установок разных моделей, годов выпуска и выпускаемых разными производителями электротехники могут иметь различное буквенное, цифровое или символьное обозначение.
При этом не только неискушенный в ремонте систем бортовой электрической сети автомобилей начинающий автоэлектрик или механик, но даже опытный специалист по ремонту электрооборудования может столкнуться с незнакомыми для него обозначениями, что при ремонте и контрольно-диагностических проверках генератора может привести к неприятным последствиям технического характера.

Для тех, кто занимается диагностированием и ремонтом электрооборудования только отечественных автомобилей, запомнить не столь обширный перечень обозначений на выводах генераторов особого труда не составит, но контактные разъемы и клеммы генераторов иномарок нередко содержат множество незнакомых обозначений. Следует учитывать, что иногда выводы и контакты генераторов у отдельных производителей могут иметь одинаковое буквенное обозначение при различном функционале.

В Таблице 1 приведены наиболее часто встречающиеся обозначения электрических контактов и выводов генераторов, как отечественного, так и зарубежного производства.

Таблица 1. Обозначение контактных разъемов и выводов
генераторных установок


Нажмите на изображение чтобы увеличить

Ниже приведен дополнительный список обозначений, которые могли не попасть в представленную выше таблицу:

A – то же, что и IG плюс аккумулятора;

AS ( Alternator Sense ) – то же, что и S – плюс аккумулятора;

B+ батарея – (+) плюс аккумулятора;

B- батарея – (-) минус аккумулятора;

BVS ( Battery Voltage Sense ) – то же, что и S – плюс аккумулятора;

C ( Communication ) вход управления регулятором напряжения блоком управления двигателем. При подаче на этот вход напряжение на выходе генератора не будет превышать 12.5 V;

COM ( Communication ) – общее обозначение физического интерфейса управления и диагностики генератора. Могут использоваться протоколы BSD ( Bit Serial Device ), BSS ( Bit Synchronized Signal ) или LIN ( Local Interconnect Network ); приставка aRCI 011 ;

D+ – вывод (+) дополнительного диодного моста для питания регулятора напряжения. Служит для подключения индикаторной лампы, осуществляющей подачу начального напряжения возбуждения и индикацию работоспособности генератора контрольная лампа;

D ( Drive ) – вход управления регулятором с терминалом P-D ; приставка aRC-011 или VRT-RC ;

D ( Dummy ) – пустой, нет подключения, в основном на японских автомобилях;

D ( Digital ) – вход кодовой установки напряжения на американских Ford, то же, что и SIG ;

DF – то же, что и F внешний регулятор;

DFM ( Digital Field Monitor ) – то же, что и FR; приставка aRC-011 или VRT-RC ;

E ( Earth ) “земля”, батарея (-);

F ( Field ) – выход регулятора напряжения внешний регулятор;

FLD – то же, что и F внешний регулятор;

FR ( Field Report ) – выход для контроля нагрузки на генератор блоком управления двигателем;

G ( Ground ) – то же, что и C ;

I ( Indicator ) – то же, что и L контрольная лампа;

IG ( Ignition ) – вход включения зажигания плюс аккумулятора;

IL ( Illumination )vто же, что и L контрольная лампа;

L ( Lamp ) – выход на лампу индикатора работоспособности генератора контрольная лампа;

LI ( Load Indicator ) – то же, что и FR ,только сигнал инверсный;

LIN непосредственное указание на интерфейс управления и диагностики генератора по протоколу LIN ( Local Interconnect Network );

M ( Monitor ) – то же, что и FR ;

N ( Null ) – вывод средней точки обмоток статора. Обычно служит для управления индикаторной лампой работоспособности генератора с механическим регулятором напряжения;

N/C (no connect ) – нет подключения;

P ( Phase ) выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора;

RC ( Regulator Control ) – то же, что и SIG ;

RLO ( Regulated Load Output ) – вход управления напряжением стабилизации регулятора в диапазоне 11,8-15 V (“Toyota”)

RVC(L) ( Regulated Voltage Control ) – похоже на SIG ;

S ( Sense ) – сенсор, вход для сравнения напряжения в точке контроля. Обычно точка контроля находится в блоке предохранителей ближе к аккумулятору (предохранитель CHARGE) плюс аккумулятора;

S ( Stator ) – то же, что и P ;

SIG ( Signal ) – вход кодовой установки напряжения;

STA ( Stator ) – то же, что и P ;

Stato r – то же, что и P ;

W ( Wave ) – выход с одной из обмоток статора генератора для подключения тахометра в автомобилях с дизельными двигателями;

15 – то же, что и IG плюс аккумулятора;

30 – то же, что и B+ плюс аккумулятора;
;
31 – то же, что и B- минус аккумулятора4

61 – то же, что и L контрольная лампа;

67 – то же, что и F .

Дополнение:
P , S , STA , Stator , R Phase/Stator выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора

Обозначения

Периодически мы сталкиваемся с определенными надписями на деталях автомобиля. В основном на клеммах подключения различных электро приборов – реле, коммутаторы, генераторы, модули зажигания и т.п. вещи.

Иногда возникают вопросы – что значат буквы I S P N и прочие надписи на клеммах?

Как правильно подключить провода к генератору или коммутатору, если нет разъема? Что бы не перепутать контакты подключения (дабы не было дымка, запаха оплавленного пластика и прочих симптомов неправильного подключения) выложим табличку-подсказку с обозначениями.

AUX Вспомогательный терминал (+) в генераторах BOSCH

C (Computer) – вход регулятора напряжения с блока управления двигателем (Honda). При подаче на этот вход напряжение на выходе генератора не будет превышать 12.5 V. Это один из методов снижения нагрузки на генератор, подобный функции LRC регуляторов

COM двунаправленная шина управления и диагностики генератора с интерфейсами BSD (Binary Serial Data) или LIN(Local Interconnect Network).

D+ вывод (+) дополнительного диодного моста для питания регулятора напряжения. Служит для подключения индикаторной лампы, осуществляющей подачу начального напряжения возбуждения и индикацию работоспособности генератора

D (Drive) – вход низковольтного управления регулятором с терминалом P- D генераторов Mitsubishi (Mazda 323, 626 1997-2000 гг.) и Hitachi (Kia Sephia 1997-2000 гг.)

E (Earth) – Земля, батарея (-)

ER/ EF Внешний регулятор/внешний потребитель

ER/ IF Внешний регулятор/внутренний потребитель

F (Field) – выход регулятора напряжения

FR (Field Resistor) – выход для контроля нагрузки на генератор блоком управления двигателем

M (Monitor) – то же, что и «FR»

DFM (Dummy Field Mode) – то же, что и « FR»

LI (Load Indicator) – (Ford) то же, что и « FR» ,только с инверсией контроля загрузки

GEN Терминал генератора

GRD Терминал земля

IG ( IGN) – (Ignition) вход включения зажигания

IND световой индикатор

IR/ EF Внутренний регулятор/внешний потребитель

IR/ IF Внутренний регулятор/внутренний потребитель

L (Lamp) – выход на лампу индикатора работоспособности генератора

I – (Indicator Light Terminal) – (Ford) световой индикатор то же, что и «L»

LIN двунаправленная шина управления и диагностики генератора с интерфейсами LIN (Local Interconnect Network)

LRC (Load Response Control) – функция задержки реакции регулятора напряжения на увеличение нагрузки на генератор. Обычно составляет от 2.5 до 10 секунд. При включении большой нагрузки (свет, вентилятор радиатора) регулятор плавно добавляет напряжение возбуждения, тем самым, обеспечивая стабильность поддержания оборотов двигателя. Особенно заметно на холостых оборотах.

N (Null) – вывод средней точки обмоток статора. Обычно служит для управления индикаторной лампой работоспособности генератора с механическим регулятором напряжения

N/ C терминал без подключения

P (Phase) (output to vehicle PCM) – выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора

S (Stator) – регуляторы Ford(Visteon), то же, что и « P»

S (Sense) – сенсор , вход для сравнения напряжения в точке контроля. Обычно точка контроля находится в блоке предохранителей ближе к аккумулятору (предохранитель CHARGE)

AS (Alternator Sense) – (Ford) то же, что и «S»

BVS (Battery Voltage Sense)- то же, что и «S»

SIG (Signal) – вход кодовой установки напряжения на выходе генератора (Ford , Magneti-Marelli)

RC (Regulator Control) – (Ford) то же, что и « SIG»

W (Wave) – выход с одной из обмоток статора генератора для подключения тахометра в автомобилях с дизельными двигателями

ООО “Трейдмаш” – сеть круглосуточных магазинов автозапчастей для автомобилей семейства ВАЗ, ГАЗ и иномарок. У нас вы можете купить запчасть по наличию на автомобили VAZ, GAZ, DAEWOO, CHEVROLET, HYUNDAI, KIA, RENAULT, FORD, а так же детали на газовое оборудование LOVATO и ATICER.

Как правильно подобрать автомобильный генератор?

Генератор – один из важнейших компонентов современной машины, ведь именно он снабжает всю систему автомобиля электрическим током. Особая важность этого агрегата проявляется чаще всего осенью и зимой. В это время автомобилю в принципе приходится тяжело, но не все знают, что уделять больше внимания, чем обычно нужно не только правильной резине и омывающей жидкости. Многим знакома ситуация, когда утром после морозной ночи автомобиль не заводится. Одна из самых распространенных причин такого поведения авто – неисправность генератора.

Автомобильный генератор – устройство, которое заряжает аккумулятор и обеспечивает электрическим током все системы автомобиля. В машинах используют генераторы переменного тока, потому что они дешевле, компактнее и надежнее, чем генераторы постоянного тока. Агрегат вырабатывает переменный ток, который при помощи диодного моста преобразовывается в постоянный, и питает все системы автомобиля.

Читать еще:  Почему у приоры большой расход топлива

Для нормальной работы авто должно получать стабильное напряжение 14 В. Для того, чтобы поддерживать напряжение на нужном уровне, в каждом генераторе есть регулятор.

Генератор СтартВОЛЬТ с оригинальной упаковкой

Генератор состоит из следующих основных узлов:

– передняя и задняя крышки;
– статорная обмотка;
– ротор с обмоткой возбуждения;
– диодный мост;
– конденсатор;
– крышка защитная;
– подшипники;
– шкив.

Схема генератора в сборе

Как понять, что генератор пора ремонтировать или менять?

Если автомобиль не заводится – это крайняя стадия неисправности генератора, а первые “звоночки” были еще раньше. Среди явных признаков неисправностей отмечают:

индикация лампа ошибки АКБ;
снизилась яркость галогенных фар;
снизилась яркость приборной панели при низких оборотах двигателя;
на приборной панели горят сразу несколько ламп, сообщающих об ошибках.

Если автомобиль не заводится, а из-под капота раздаются щелчки втягивающего реле, не спешите менять генератор – вполне возможно, что из строя вышел сам аккумулятор.

Яркость подсветки приборной панели

Как проверить исправность генератора?

Если есть сомнения, можно поехать в автосервис и провести диагностику. Проще и быстрее купить мультиметр и сделать диагностику самостоятельно. Переведите мультиметр в режим замера напряжения и постоянном токе и коснитесь клемм проводов АКБ. Нормальные показатели напряжения находятся в диапазоне от 13,8 до 14,8 В. Если цифра меньше нижней границы, то с генератором могут быть проблемы.

Тем же прибором коснитесь контакта генератора с маркировкой «30» («B+») чтобы измерить напряжение на выходе. Цифры там должны быть такими же – 13,8 до 14,8 В. Если у вас есть амперметр, замерьте силу тока на выходе генератора в разных условиях:

на холостых оборотах;
с обогревом сидений и стекол;
с включенным кондиционером;
при увеличении количество оборотов двигателя.
Полностью исправный генератор должен выдавать одинаковые показатели тока вне зависимости от условий.

Замеры напряжения на клеммах АКБ

Цена-качество

Ездить с неисправным генератором себе дороже – в какой-то момент ваш двигатель просто не заведется. Значит нужно покупать новый. Следующий вопрос – какой генератор покупать? Есть вариант купить оригинальную деталь, которая считается за «эталон», а по цене значительно дороже аналогов. Можно купить аналог штатного генератора – сейчас на рынке их огромное количество на любой кошелек.

Купить самый дешевый – сыграть в «русскую рулетку»: если повезет, то генератор проработает хоть какое-то время, а при худшем раскладе его даже не получится установить в автомобиль. Увы, не все производители проводят контроль размеров запасных частей на соответствие оригиналу. Экономия, конечно, вещь хорошая, но не в случае со сложными техническими продуктами, от которых зависит работа всего автомобиля.

На что обратить внимание при выборе?

Есть ряд деталей, на которые нужно обращать внимание перед покупкой генератора. В первую очередь смотрите на упаковку:

1) обязательно наличие адресов поставщика и производителя на коробке – если, конечно, им нечего скрывать;
2) информация о сертификации товара (СТР, ЕАС, ISO) – товар должен соответствовать техническим стандартам. Если сертификата нет, генератор покупать не стоит;
3) информация о гарантии: с какого момента она считается и какой срок составляет. Например, гарантия производителя «СтартВОЛЬТ» на генераторы действует 2 года с момента продажи, но есть случаи, когда срок считается с момента производства;
4) информация об оригинальных кодах товара и его применяемости к вашей модели автомобиля – будет неприятно, если после покупки вы узнаете, что он вам не подходит;
5) собственная система идентификации запчастей – у добросовестных производителей есть собственные уникальные номера деталей для конкретных моделей авто: например, генератор «СтартВОЛЬТ» для а/м ВАЗ 2110 имеет фирменное обозначение производителя LG 0110;
6) наличие в коробке уплотнителя или вкладышей для защиты от механических повреждений.

Проверяйте комплектность товара до его покупки. В коробке должны быть:

гарантийный талон – без него вы не сможете вернуть некачественный товар в магазин или напрямую производителю;
дополнительные документы, среди которых паспорт изделия, инструкция, результаты тестов или рекламная продукция. Чем больше документов, тем больше информации можно получить о продукте;
отдельные модели генераторов дополнительно комплектуются отдельными крепежными элементами (например, кронштейн крепления генератора). Если их нет, установить генератор будет крайне проблематично.

Упаковка генератора «СтартВОЛЬТ» с документами

Достаньте генератор из коробки и проведите визуальный осмотр:

любые сколы, царапины и прочие дефекты недопустимы – поврежденный товар покупать нельзя. Последствиями использования такой запчасти станет ее полное разрушение в процессе работы;
необходимо осмотреть и проверить затяжку основного крепежа генератора хотя бы на ощупь. Обратите внимание, что перед установкой изделия не нужно проверять затяжку второй (наружной) гайки выводного болта генератора, если таковой имеется (вывод В+) – их специально не затягивают чтобы подключать изделие было проще;
проверните шкив и послушайте, нет ли посторонних шумов при его вращении. Шум говорит о некачественной сборке, такой товар покупать, а уж тем более использовать нельзя;
в некоторых магазинах есть специальное оборудования для проверки. чтобы потом не “кусать локти”, и лучше потратить немного времени и провести проверку на специализированном стенде.

Сделал дело – катайся смело!

Поменять генератор не так-то просто. Можно сделать это и самому, если есть инструкция и какой-никакой опыт, или обратиться к специалистам. В любом случае, если вы купили качественный товар от проверенного производителя, да еще и с гарантией, можете быть спокойны за свой автомобиль – впереди не одна спокойная зима.

Преимущества генераторов «СтартВОЛЬТ»:

полная аутентичность штатным изделиям по габаритным размерам и выходным характеристикам;
100%-й двойной выходной контроль каждого генератора на специализированном стенде проверки D&V;
в комплект каждого генератора входит Индивидуальный технический паспорт, отражающий все реальные выходные характеристики каждого генератора;
взаимозаменяемость с оригиналом всех ключевых узлов – диодный мост, регулятор напряжения, подшипники и т.д.;
расширенный срок гарантии – 2 года с момента продажи;
расширенная идентификация: для удобства специализированных сервисных станций приводятся номера не только ОЕМ-номера, но и cross-reference основных аналогов – для быстрой идентификации знакомых популярных моделей.

Ознакомиться со всем ассортиментом генераторов и другой автоэлектрики от «СтартВОЛЬТ» вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш Youtube-канал
Читайте нас на Яндекс. Дзен
Скачивайте наше приложение для IOS и Android – весь каталог продукции в вашем смартфоне!

Генератор автомобиля: как работает и какие функции выполняет?

Для питания бортовой сети транспортного средства предусмотрено два источника тока. И водителю очень важно разбираться в принципах работы автомобильного генератора, который наряду с аккумуляторной батареей, предназначен для обеспечения энергией электрооборудования машины.

К надёжности и стабильности устройств такого рода предъявляются жесткие требования.

В Российской Федерации производимое и используемое электрооборудование должно соответствовать ГОСТ Р 52230-2004. Документ устанавливает общие технические условия, которые распространяются и на стартерные аккумуляторы автомобилей. Упомянутый национальный стандарт полностью соответствует международным нормативам, что позволяет использовать на отечественных машинах компоненты иностранного производства.

На заре автомобилестроения и вплоть до 60-х годов прошлого века в бортовых сетях использовались генераторы постоянного тока — капризные и маломощные. С появлением полупроводниковых (селеновых и кремниевых) выпрямителей на машины стали ставить агрегаты переменного тока. Они втрое меньше по массе и при той же нагрузке обеспечивают более высокую стабильность выходного тока.

Для чего в автомобиле нужен генератор?

Генератор используется для поддержания в бортовой сети определенных напряжения и тока. Основное назначение генератора автомобиля состоит в обеспечении устойчивого питания электрооборудования при работающем двигателе – в частности, для:

  • Заряда аккумулятора.
  • Питания всех потребителей электрического тока в нормальных условиях.
  • Питания потребителей совместно с АКБ при экстремальной эксплуатации.

Применение автомобильного генератора позволяет восстанавливать заряд аккумулятора, который расходуется на запуск двигателя при помощи стартера. При этом напряжение в бортовой сети пребывает в строго установленных пределах, превышающих электрохимический потенциал пластин батареи.

Разобравшись в вопросе, для чего нужен генератор в автомобиле, необходимо понять, что в случае отказа агрегата двигатель проработает еще какое-то время за счет аккумулятора. Продлить этот период можно, отключив все второстепенные потребители: вентилятор отопителя, кондиционер, аудиосистему. По исчерпании заряда батареи двигатель заглохнет.

Устройство и конструкция автомобильного генератора

Трехфазные электроагрегаты переменного тока, устанавливаемые на современных машинах, могут быть 2-х видов: стандартный и компактный. Общее устройство автомобильных генераторов 2-х видов одинаково – они состоят из следующих элементов:

  • Шкива с валом и подшипниками.
  • Ротора с контактными кольцами.
  • Обмоток статора.
  • Корпуса генератора.
  • Регулятора напряжения.
  • Выпрямительного устройства.
  • Щеточного узла.

Конструкции автомобильных генераторов различаются только особенностями компоновки. При одинаковых электрических параметрах стандартные агрегаты значительно крупнее малоразмерных. Компактность обеспечивается за счет использования современных материалов и технологий.

Вот из чего состоит электрогенератор и какие функции выполняют его компоненты:

  • Шкив обеспечивает передачу вращения от коленвала на ротор с помощью ремня.
  • Корпус генератора имеет две крышки (переднюю, заднюю) и нужен для соединения элементов в единую конструкцию. На наружной поверхности размещены кронштейны, с помощью которых устройство крепится на двигателе.
  • Ротор представляет собой вал, на котором установлены обмотки возбуждения и контактные кольца из электротехнической меди.
  • Статор включает в себя магнитопровод из пакета стальных пластин, в которых вырезаны фигурные пазы. В них уложены трехфазные обмотки из одножильного медного провода, где и генерируется ток.
  • Регулятор напряжения изготавливается в виде отдельного блока или комбинируется со щеточным узлом. Основное назначение — управление работой генератора путем изменения тока в обмотке возбуждения.
  • Выпрямительное устройство по схеме Ларионова состоит из двух частей: алюминиевых теплоотводов, в каждый из которых запрессовано по три силовых диода. Вентили обеспечивают преобразование переменного напряжения в постоянное, что используется в бортовой сети для питания электрооборудования.
  • Передача напряжения на обмотку возбуждения производится через специальный узел и цилиндрические контактные кольца. Щетки делаются из специальных сортов графита и устанавливаются в держателе с направляющими, изготовленными из диэлектриков. Для обеспечения плотного контакта они подпружинены, а напряжение на них подается по проводу, запрессованному в основание.
Читать еще:  Сколько давление в колесах машины

Разбираясь с устройством генератора современного автомобиля, следует выделить в нем механическую и электрическую часть. Первая (к которой относятся шкив и два подшипника ротора) обеспечивает его вращение в корпусе. Вторая часть собственно генерирует электрический ток для запитывания бортовой сети. Описываемая схема автомобильного генератора впервые была применена в изделиях американской фирмы «Невиль» в 1946 году. Такими устройствами комплектовались военные машины и автобусы.


Основные параметры генератора

Основные номинальные параметры определяются исходя из технических требований к конструкции конкретной модели транспортного средства:

  • Напряжение. В соответствии с ГОСТ 52230-2004 выбирается из диапазона от 7,14 и до 28 В.
  • Ток отдачи.
  • Частота возбуждения и самовозбуждения.

Токоскоростная характеристика определяет зависимость номинального тока генератора от частоты его вращения. Напряжение в бортовой сети легковых и коммерческих автомобилей, а также автобусов составляет 12 В, особо мощных и специальных машин — 24 В. Максимальный ток отдачи определяется при частоте вращения ротора в 6 000 мин-1.

Еще одна важнейшая характеристика данного агрегата — КПД. Для современных моделей этот показатель находится на уровне 50-60%.


Как работает автомобильный генератор?

Устройство начинает функционировать только после запуска двигателя стартером, который запитывается напрямую от аккумуляторной батареи. Ключевой принцип работы генератора автомобиля состоит в преобразовании механической энергии в электрическую. На коленчатом валу силового агрегата установлен шкив, который раскручивает через ременную передачу установленный на необслуживаемых подшипниках ротор.

Питание обмотки возбуждения, расположенной на вращающемся якоре, осуществляется от аккумулятора через щеточный узел и контактные кольца. Для защиты батареи от саморазряда подключение производится через специальный выпрямитель, состоящий из трех диодов. Величина напряжения в этой цепи регулируется электронным или электромеханическим стабилизатором, интегрированным или выполненным в виде отдельного устройства.

Вращающийся якорь создает электромагнитные поля, которые индуцируют в обмотках статора переменный ток. Он поступает на выпрямитель, представляющий собой блок диодов. В него входят шесть вентилей: по три отрицательных и положительных. Они обеспечивают преобразование фазного напряжения в линейное. Соединение обмоток генератора осуществляется по схеме «треугольника» или «звезды». В первом случае величина тока в 1,7 раза ниже, нежели во втором. Треугольник применяется на моделях авто повышенной мощности.

Описываемый принцип действия автомобильного генератора обеспечивает поддержание в бортовой сети напряжения в диапазоне от 13,9 до 14,5 В. Точная величина зависит от частоты вращения коленчатого вала и уровня нагрузки. Потребители (например, аккумулятор) к электроагрегату подключаются через вывод «В+».

Для чего в генераторе регулятор напряжения?

При изменении частоты оборотов коленчатого вала и соответственно ротора в бортовой сети могут возникнуть скачки напряжения, которые негативно сказываются на работе потребителей. Скачки устраняются за счет ограничения тока возбуждения, передаваемого через щетки с регулятора напряжения на ротор. Управление осуществляется путем изменения времени подключения обмотки якоря в зависимости от нагрузки на бортовую сеть.

Если возникает неисправность регулятора или повреждение щеточного узла и контактных колец, возможен недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи. Длительная эксплуатация машины с таким дефектом приведет к выходу из строя АКБ.

Неисправность генератора можно определить по индикатору на панели приборов. Горение лампочки заряда аккумулятора после запуска говорит о недостаточном напряжении в сети, а мигание указывает на превышение.

Заключение

Даже самое общее представление об устройстве и принципах работы автомобильного генератора может помочь избежать неисправностей электрооборудования. Генератор начинает работать после запуска двигателя и выполняет функции основного источника тока в автомобиле.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо тщательно следить за натяжением приводного ремня, которое влияет на положение генератора. На ряде современных автомобилей агрегат закреплен прочно, и изношенный клиновый или поликлиновый ремень необходимо сразу менять. Поддержание генератора в исправном состоянии позволит избежать крупных трат на капитальный ремонт авто.

Устройство генератора.

Основным источником электроэнергии в автомобиле является генератор. Генератор преобразует механическую энергию вращения коленчатого вала двигателя в электрическую, обеспечивая энергией все электрические потребители автомобиля и подзарядку аккумуляторной батареи.

Рассмотрим принципиальную схему автомобильного генератора переменного тока.

Принципиальная схема генераторной установки и точки подключения для проведения диагностики.

G – генераторная установка;
Ph1…Ph3 – обмотки трех фаз статора;
VD1+…VD3+ (VD4+) – положительные диоды силового выпрямителя;
VD1-…VD3- (VD4-) – отрицательные диоды силового выпрямителя;
C – конденсатор, сглаживающий высокочастотные пульсации напряжения;
B+ – силовой вывод “+” генераторной установки;
VD1 d+…VD3 d+ – диоды возбуждения;
Ex – обмотка возбуждения;
VR – регулятор напряжения;
Accu – аккумуляторная батарея;
+ – вывод “+” аккумуляторной батареи;
IgnSw – выключатель зажигания;
H – индикатор заряда;
D+ – вывод “D+” генераторной установки;
DF – вывод управления обмоткой возбуждения;
R – нагрузка (потребители электроэнергии);
1 – точка подключения чёрного зажима типа “крокодил” осциллографического щупа;
2 – точка подключения пробника осциллографического щупа.

Обмотка статора генератора Ph1, Ph2, Ph3 трехфазная. Она состоит из нескольких секций, называемых обмотками фаз или просто фазами, напряжения и токи в которых смещены друг относительно друга на треть периода, то есть, на 120°.

Выпрямитель содержит шесть силовых полупроводниковых диодов, три из которых: VD1+, VD2+ и VD3+ соединены с выводом “+” генератора, а другие три: VD1-, VD2- и VD3- с корпусом генератора (с “массой”). При необходимости увеличения мощности генератора применяется дополнительное плечо выпрямителя на диодах VD4+ и VD4- (показано пунктиром). Такая схема увеличения мощности может использоваться только при условии, что обмотки статора соединены в “звезду”, так как к дополнительному плечу выпрямителя подключается “нулевая” точка трех обмоток.

Обмотка возбуждения Ex встроена в ротор, который создает вращающееся магнитное поле, и, согласно эффекту электромагнитной индукции, генерирует переменное напряжение в обмотках статора.

Регулятор напряжения VR дозирует величину тока в обмотке возбуждения, регулируя тем самым мощность генератора, и поддерживая неизменным напряжение на силовых выводах. Выполнен регулятор как отдельный блок на электронных компонентах и обычно крепится к корпусу генератора, дополнительно выполняя функцию щеткодержателя.

В последнее время на некоторых автомобилях вывод DF регулятора напряжения используется электроникой автомобиля и блоком управления двигателем для определения величины нагрузки на генератор. При её превышении (определяется по постоянно включенному состоянию регулятора) временно отключаются некоторые комфортные функции автомобиля, а в случае, если двигатель работает при этом на холостом ходу, увеличивается частота вращения коленвала. Фактически, по соотношению времени включенного / выключенного состояния регулятора напряжения и значению частоты вращения ротора генератора определяется общее электропотребление автомобиля.

Принцип действия.

В значительной части генераторов ток для обмотки возбуждения и питания регулятора напряжения (единицы ампер) поступает от отдельного выпрямителя. Выпрямитель обмотки возбуждения так же состоит из шести диодов, три из которых VD1-, VD2- и VD3- являются общими с силовым выпрямителем, а другие три VD1 d+, VD2 d+ и VD3 d+ используются только для питания обмотки возбуждения и регулятора напряжения. Начальное возбуждение (во время запуска двигателя автомобиля) возникает за счёт небольшого тока (около четверти ампера), протекающего от вывода “+” аккумуляторной батареи Accu через выключатель зажигания IgnSw, лампу индикатора заряда H, обмотку возбуждения Ex, выходной транзистор регулятора напряжения VR, и через “массу” к выводу “-” аккумуляторной батареи Accu. Такая схема питания обмотки возбуждения обеспечивает предварительный ток для запуска генератора, и препятствует разряду аккумуляторной батареи при выключенном зажигании.

Полупроводниковые диоды не оказывают существенного сопротивления прохождению тока при приложении к ним напряжения в прямом направлении и практически не пропускают ток при обратном напряжении. Фазные напряжения изменяются по близким к синусоиде кривым; в одни моменты времени они положительны, в другие отрицательны, воздействуя таким образом на выпрямительные диоды с изменяющейся полярностью. Каждый диод силового выпрямителя соответственно воздействующей на него полярности напряжения переходит либо в открытое состояние, либо в закрытое, за счёт чего ток в нагрузке имеет только одно направление – от вывода “+” генераторной установки к ее выводу “-” (к “массе”), то есть, в нагрузке протекает постоянный (выпрямленный) ток.

Диоды возбуждения работают аналогично, питая выпрямленным током обмотку возбуждения и регулятор напряжения. Величина тока, протекающего через обмотку возбуждения значительно меньшая, чем тока, отдаваемого генератором в нагрузку. Поэтому, в качестве диодов VD1 d+…VD3 d+ применяются малогабаритные слаботочные диоды, рассчитанные на ток не более 3…5 А (для сравнения, диоды силового выпрямителя допускают протекание токов силой 30…50 A). Следует обратить внимание на то, что конструкция силовых выпрямительных диодов генераторной установки должна обеспечивать помимо прохождения большого тока, достаточное их охлаждение. Иногда силовой выпрямительный мост может быть выполнен как группа полупроводниковых кремниевых переходов, вмонтированных в общую теплоотводящую пластину.

Читать еще:  Сколько рулевых наконечников в машине

Применение в регуляторе напряжения малогабаритных электронных компонентов и выполнение всей схемы регулятора на одном кристалле кремния, позволило увеличить мощность генераторов при тех же размерах, точнее дозировать режим зарядки аккумуляторной батареи, точнее регулировать выходное напряжение генератора, учитывать температурный режим генератора и величину создаваемой генератором нагрузки на двигатель…

Дополнительно, в генераторную установку введены элементы защиты от превышения всплесков высокого напряжения, возникающих, например, при внезапном отключении аккумуляторной батареи, резком сбросе нагрузки… Дополнительная защита от перенапряжения обеспечивается тем, что диоды силового моста заменены стабилитронами. Отличие стабилитрона от выпрямительного диода состоит в том, что при воздействии на него напряжения в обратном направлении он не пропускает ток лишь до определенной величины этого напряжения, называемого напряжением стабилизации. Для применяемых в генераторах силовых выпрямительных стабилитронов напряжение стабилизации обычно составляет 25…30 V. При достижении этого уровня стабилитроны “пробиваются”, то есть начинают пропускать ток в обратном направлении. В определенных пределах силы этого тока и напряжения на стабилитроне, на выводе “+” генератора напряжения не достигают опасных для электронных узлов автомобиля значений. Свойство стабилитрона поддерживать на своих выводах постоянство напряжения после “пробоя” так же лежит в основе работы регулятора напряжения.

Далее будут рассмотрены осциллографические методы диагностики генераторов переменного тока оснащённых диодами возбуждения.

Диагностирование генераторов переменного тока

Напряжение на клемме D+ генератора носит пульсирующий характер. При возникновении той или иной неисправности генератора, форма пульсаций определённым образом изменяется. Путём сравнения осциллограммы напряжения на клемме D+ генератора с эталонной осциллограммой и типовыми примерами неполадок, можно выявить наличие и тип неполадки генератора, не снимая его с двигателя диагностируемого автомобиля.

Если пульсации напряжения на клемме D+ незначительны – генератор работает нормально, если же осциллограмма имеет нарушение симметрии – в генераторной установке присутствует неисправность. Данный метод позволяет судить о состоянии, как обмоток генератора, так и всех выпрямительных диодов.

Для получения осциллограммы напряжения на клемме D+ генератора, чёрный зажим типа “крокодил” осциллографического щупа должен быть подключен к металлической части корпуса генератора, пробник осциллографического щупа должен быть подключен к клемме D+ генератора. Диагностировать генератор следует при частоте вращения коленчатого вала двигателя близкой 2500 об/мин. При этом необходимо создать как можно большую активную нагрузку на генератор – включить мощные электропотребители автомобиля, преобразующие электроэнергию в тепло (обогрев заднего стекла автомобиля) или в свет путём нагрева нити накала (головное освещение)…

Осциллограмма напряжения на выводе “D+”исправного генератора переменного тока.

Постоянное напряжение на клемме D+ исправного генератора имеет небольшие гармонические колебания.

Вследствие работы регулятора напряжения, на осциллограмме могут быть видны колебания или “скачки” напряжения с небольшими пиками (максимумами напряжения), особенно при изменениях нагрузки на генератор, например, при включении / выключении головного освещения автомобиля. Кроме того, могут быть заметны небольшие дополнительные пики напряжения, возникающие вследствие работы системы зажигания и других мощных потребителей электроэнергии.

Осциллограмма напряжения на выводе “D+”исправного генератора переменного тока.

Но, эти незначительные отклонения формы импульсов легко отличить от тех, которые возникают вследствие неисправностей, так как колебания, возникающие вследствие неполадок, имеют значительно более высокую амплитуду.

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Схема подключения генератора в автомобилях ВАЗ

Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:

  • Р — розовый.
  • Ф — фиолетовый.
  • О — оранжевый.
  • ЧБ — черно-белый.
  • КБ — коричнево-белый.
  • ЧГ — черно-голубой.
  • К — коричневый.
  • Ч — черный.
  • Б — белый.

Схема подключения генератора ВАЗ-2101

Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:

  • Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  • Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  • Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  • Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  • Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
  • Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  • Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Схема подключения генератора ВАЗ-2106

Схема подключения генератора ВАЗ-2107

1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.

Схема подключения генератора ВАЗ-2108

Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

Схема подключения генератора ВАЗ-2109

  1. Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  2. Отрицательный диод.
  3. Дополнительный диод.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  6. Комбинация приборов.
  7. Вольтметр.
  8. Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  9. Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  10. Реле зажигания.
  11. Замок зажигания.
  12. Аккумуляторная батарея.
  13. Конденсатор.
  14. Обмотка ротора.
  15. Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.

Схема подключения генератора ВАЗ-2110

На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.

Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:

  1. Аккумулятор 12В;
  2. генератор 94.3701;
  3. монтажный блок;
  4. замок зажигания;
  5. контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.

Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.

Замена и снятие электрогенератора

Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.

  1. Отсоединить аккумуляторную батарею.
  2. Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
  3. Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
  4. Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего
    подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
  5. Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector