Принцип работы демпферного и двухмассового маховиков, что это такое и для чего нужно
Если рассматривать устройство и принцип работы ДВС, то рано или поздно придется столкнуться с таким изделием, как маховик. По своему конструктивному исполнению он не представляет чего-то сложного, но выполняемые им функции чрезвычайно важны, и непонятно, каким образом можно обойтись без него.
Что такое маховик в автомобиле?
По сути дела, маховик двигателя является составной частью нескольких самостоятельных систем. К его функциям можно отнести:
уменьшение колебаний при вращении коленвала ДВС. В этом случае маховик выступает как часть двигателя;
передачу момента на КПП от силового агрегата. Маховик кроме всего прочего является первичным диском сцепления;
передачу момента на коленвал от стартера. Через венец маховика от стартера поступает момент для раскручивания коленвала и запуска двигателя.
Чтобы лучше понять принцип его работы и те возможности, которые реализует конкретное устройство, надо рассмотреть отдельно каждый случай применения.
Для чего нужен маховик
Как элемент ДВС. Основное, если так можно сказать, самое первое его применение. Понять выполняемые в этом случае функции поможет фото Здесь: 1 – шейка шатунная, 2 – противовес, 3 – маховик с венцом 4 – коренная шейка, 5 – коленвал. Работа четырехтактного ДВС подразумевает, что энергия от сгорания топлива появляется неравномерно из-за того, что в разных цилиндрах этот процесс происходит в разное время. Такое ее поступление обуславливает изменяющийся во времени момент на валу ДВС. Для сглаживания этих пульсаций, а также любых неравномерностей при вращении коленвала, предусмотрено использование маховика, выступающего своеобразным аккумулятором кинетической энергии.
Полученный крутящий момент необходимо передать на колеса, и опять в этом процессе не обойтись без маховика. Такое его назначение основано на том, что он используется в качестве первичного вала сцепления, как показано на фото: 1 – маховик, 2 – сцепление в сборе. В данном случае от маховика сцепление получает крутящий момент, выдаваемый ДВС, а затем передает его дальше на КПП. Не касаясь того, как организовано взаимодействие маховик-сцепление, стоит только отметить, что здесь он выступает в двоякой роли – как оконечный элемент ДВС, на который поступает развиваемый крутящий момент, и как часть сцепления, этот момент получающий.
Использование маховика при запуске ДВС. Такое его применение показано на фото ниже: Принцип работы, в этом случае, следующий – при повороте ключа зажигания реле вводит в зацепление венец маховика и шестеренку на валу стартера. Стартер начинает крутиться, создаваемый им момент раскручивает маховик и, соответственно, коленвал двигателя. Он запускается, после чего венец маховика и стартер разъединяются. Теперь должно быть понятно, для чего нужен венец.
Обычный, демпферный маховик и другие его виды
Конструктивно различают такие виды его исполнения:
сплошной или обычный;
двухмассовый или демпферный;
облегченный.
Наиболее распространенным является сплошной маховик. По сути дела – это обычный металлический диск, на котором по торцу выполнен венец.
Для разных моделей автомобиля используется свое исполнение, обычно диаметр диска тридцать-сорок сантиметров. Как пример можно привести диск ВАЗ 2101, его вес равен 6,7 кг, а диаметр сцепления двести мм, тогда как для ВАЗ 2110 – вес 6,3 кг. Не существует единого варианта для любых моделей, на все ВАЗ, например, такие как 2112, 2114, 2110, применяется свое исполнение.
Двухмассовый маховик, принцип работы
Однако зачастую это не самый лучший вариант маховика, используемого на автомобиле. Дело в том, что ДВС работает неравномерно, кроме того режимы движения постоянно меняются (ускорение, замедление), что приводит к дополнительным нагрузкам на коленвал. Пусть будет самая простая ситуация – автомобиль движется равномерно и прямо. Впереди освобождается дорога, предположим, что трактор свернул в сторону, получив свободное пространство, водитель начинает разгоняться.
При этом возникает несколько дополнительных источников нагрузки. Неравномерность процессов воспламенения топлива приводит к тому, что коленвал вращается также неравномерно. Ее частично сглаживает маховик. Но есть еще одна особенность – при ускорении автомобиля коленвал раскручивается с большей частотой, чем работал раньше.
Для вала она превышает частоту вращения маховика, вал уже раскрутился, а маховик, благодаря своей инерционности, – нет, вследствие чего возникают дополнительные нагрузки, так называемые «крутильные колебания». Они передаются в трансмиссию, в результате чего появляется дополнительный стук, вибрация в КПП и прочие подобные подарки. Выходом из такой ситуации может стать использование двухмассового маховика.
Что же это за устройство, позволяющее добиться отличного результата? Двухмассовый маховик показан на фото, по сути дела, он представляет собой два диска, соединённых между собой пружинами.
Конструктивное исполнение конкретного двухмассового устройства может быть отличным от показанного выше. В любом случае – это два диска, соединенных подшипником. Первый диск крепится на коленвал, и на нем располагается венец для подключения стартера, второй связан со сцеплением. Между дисками установлена пружинная демпферная система. Диски имеют возможность вращаться друг относительно друга, при этом пружины гасят рывки и различные колебания, возникающие при работе ДВС.
Однако не все хорошо, во всяком случае, двухмассовый маховик не может похвастаться широким применением, например, как обычный маховик ВАЗ 2108.
А все дело в том, что при движении на малых оборотах, особенно на автомобилях с дизельными двигателями, обладающими при этом повышенным моментом, неравномерность воспламенения топлива максимальна. Следствием движения в таком режиме будет возникновение значительных крутильных колебаний, приводящих к увеличенному уровню нагрузки на демпферные пружины. В результате чего двухмассовый маховик выходит из строя. Стоит отметить, что кроме двухмассового маховика есть и другие его разновидности, но это тема уже отдельного разговора.
Что используют в автомобилях ВАЗ?
Нет ничего удивительного, что для машин ВАЗ, например таких, как 2112, 2114, 2110, как уже отмечалось, используются разнообразные маховики. В авто этого семейства применяют обычный, а не двухмассовый маховик. Правда, для представителя каждого семейства ВАЗ он свой, отличающийся весом и размерами диска сцепления.
Так, на всю классику ВАЗ ставится маховик от 2101, на Ниву и Шеви Ниву – от 21213. Восьмерки комплектуются изделиями от 2109. Десятки, Калины, Приоры, Гранты используют маховик от ВАЗ 2110. Все виды маховиков, от ВАЗ различных семейств, например таких, как 2112, 2114, 2110, отличаются различным посадочным местом, внешним диаметром и венцом. ” alt=””> Роль и значение маховика в ДВС переоценить трудно, да наверное, просто невозможно. Именно он сглаживает рывки, создает нормальные условия для работы трансмиссии и уменьшает вибрацию от мотора, передаваемую на кузов. С целью повышения его эффективности используются различные конструкции, хотя зачастую и исполнение в виде обычного диска вполне успешно работает в двигателе.
ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗа
ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗа
ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗа
На вопросы читателей ЗР отвечают: заместитель начальника отдела испытаний и доводки двигателей Евгений БАЙБОРИН; инженер-испытатель отдела испытаний и доводки двигателей Виталий ВОЛОКИТИН;
инженер-конструктор автомобильного отдела Юрий АКИМОВ.
При разборке двигателя VAZ 11113 выяснилось, что на нем разные балансировочные валы — 1111 и 11113. После сборки, по моим наблюдениям, вибрация усилилась. В чем может быть причина?
Начнем с того, что при сборке двигателя необходимо тщательно устанавливать — по меткам — шестерни привода уравновешивающих валов. Но в уравновешивающий механизм двухцилиндрового двигателя 1111 (11113), кроме валов, входят еще шкив и маховик. Шкив можно установить только в одном положении, а вот маховик — в двух: одно — правильное, другое — с поворотом на 180 градусов.
Дело в том, что на торце коленвала, кроме шести отверстий под болты крепления маховика, есть еще два технологических — за них вал поворачивают в процессе обработки. Перед сборкой двигателя в одно из них вставляют втулку, которая и выполняет роль ориентационного штифта — в маховике для нее предусмотрено отверстие. Возможно, что во время переборки двигателя втулка выпала и маховик установили «наоборот». Проверьте: противовесы на шкиве и маховике должны быть ориентированы в одну сторону, а не в противоположные.
Кстати, уже несколько лет двигатели 1111 не выпускают — только 11113. Отливки для всех уравновешивающих валов еще раньше шли с маркировкой 11113. Отличить детали 1111 от 11113 (так же как шкивы и маховики) можно по проточкам — они сделаны только на деталях двигателя 750 смз. Впрочем, валы отличают и по-другому — радиус противовеса детали 1111 составляет 24,8 + 0,2 мм, а детали 11113 почти на миллиметр больше — 25,7 + 0,2 мм.
В продаже появились клапаны для двигателей ВАЗ странного вида — черные. Обработаны у них только фаска тарелки и торец стержня или только одна фаска. Такое впечатление, что после термообработки стержень клапана не обрабатывали. Это особенности новой технологии или подделка?
Подобные клапаны, самарского производства, появились в продаже давно. Черный цвет — результат карбонитрации (напомним, что клапаны вазовского производства азотированы). Около 7 лет назад продукция Самарского завода клапанов прошла испытания на ВАЗе и получила допуск на поставку в запчасти. Отличить самарские клапаны можно по стилизованному вензелю из трех букв СЗК, нанесенному на стержень клапана в верхней трети. СЗК выпускает и хромированные клапаны.
У моего VAZ 21093 (работает на газе) уже второй раз прогорают выпускные клапаны. Их меняли, обрабатывали зенкерами подгоревшие седла. Не знаю, что предпринять еще — возможно, придется менять седла?
Замена седел клапанов — очень сложная операция, которую проводят только на специальном оборудовании. Их не выбивают из головки, а вырезают. Затем сопрягаемая поверхность посадочного гнезда зачищается, иначе после установки нового седла не обеспечить герметичности — возникнет свищ, который закончится прогаром.
Самое сложное в обработке седел — обеспечить соосность седла и направляющей втулки клапана. Это возможно только на высокоточном оборудовании. В результате такой ремонт обойдется никак не дешевле новой головки блока, а значит, экономически едва ли оправдан.
Прогар выпускных клапанов мог произойти из-за уменьшенных зазоров (клапаны неплотно закрываются) или позднего зажигания.
От редакции: Последнее вполне вероятно, так как газ — высокооктановое горючее (октановое число выше 100), сгорающее медленнее бензина и способствующее перегреву выпускных клапанов. Поэтому при работе двигателя на газе опережение зажигания должно быть увеличено.
Взаимозаменяемы ли коленвал и шатуны двигателей 21230 и 21213?
Двигатель VAZ 21230 (1,8 л) отличается от VAZ 21213 (1,7 л) увеличенным на 4 мм ходом поршня («тридцатый» блок выше на 1,3 мм). Поэтому установка коленчатого вала 21230 в блок двигателя 21213 совершенно недопустима, ведь шатуны у этих моторов одинаковые.
С какими моторами в настоящее время выпускают VAZ 2107? Что за двигатель у VAZ 21074? Какой автомобиль все-таки стоит брать — карбюраторный или впрысковый?
Сегодня «семерка» сходит с конвейера в двух вариантах — VAZ 2107 с двигателем 1,5 л (2103) и VAZ 21074 с двигателем 1,6 л (2106). В этом году выпуск «классики» с впрыском для внутреннего рынка не планируется.
От редакции: Тем не менее, на рынке встречаются машины с впрыском. Наряду с известными преимуществами этой системы для некоторой части автолюбителей она может вызвать неудобства тем, что в отличие от карбюраторной ее неполадки придется устранять, чаще всего обращаясь к специалистам.
Есть ли смысл поставить на двигатель VAZ 2106 трехэлектродные свечи Бош?
Единственное преимущество подобных свечей перед обычными — увеличенный срок службы: боковые электроды «обгорают» втрое медленнее. Однако три боковых электрода сильнее экранируют центральный и несколько затрудняют поступление горючей смеси в искровые промежутки. Кроме того, увеличение числа искровых промежутков означает увеличение площади поверхности, страдающей от отложений кокса, масла и т. д. Поэтому «многоэлектродные» свечи всегда более требовательны к качеству топлива, смазки, состоянию деталей цилиндро-поршневой группы. Если этим принебречь, в экстремальных условиях эксплуатации (холодный зимний пуск, повышенная влажность, низкое качество топлива) возможны пропуски вспышек и даже отказ свечи. Так что и с технической, и с экономической точки зрения выгоднее купить за те же деньги два или три комплекта обычных свечей.
Можно ли устанавливать распредвал 21213 на двигатели 2103 и 2106, а распредвал 2110 — на карбюраторный мотор 21083?
Вполне! При этом никаких изменений в настройках систем питания и зажигания не потребуется.
Но специально менять распределительный вал в надежде добиться заметного изменения ездовых свойств едва ли целесообразно. Новые распредвалы увеличивают только максимальную мощность двигателя, причем не более чем на 2–3 л. с., что в движении практически не ощущается. Зачем же деньги тратить?
Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений 11
1 Тема от kreativ 2009-04-23 10:57:49
kreativ
Пользователь
Оффлайн
Зарегистрирован: 2009-04-23
Сообщений: 5
Репутация : [ 0 | 0 ]
Тема: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
Вобщем суть вот в чем! у меня ваз 21099 8кл мотор инжектор и колобка тоже от восьмерки, на ней стоит обычное сцепление и маховик. Я хочу поставить моховик и сцепление от 16кл мотора 2112 . Знаю что там другая корзина (чуть больше) и маховик другой. Подойдет ли он на мой мотор 8кл и кпп 2108 ? Стартер нормально встанет? не будет не каких проблем?
2 Ответ от barsyya 2009-04-23 12:16:32
barsyya
Администратор
Оффлайн
Зарегистрирован: 2008-11-06
Сообщений: 2,179
Репутация : [ 2 | 0 ]
Re: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
замена бендикса на 10,если кпп 08 то стачивать нужно часть металла который в коробке где шрус выходит
т.е. там где вилка если смотреть на выжимной слева внизу есть закругление,его стачивать,где то на 2мм
вилки менять полюбому
3 Ответ от сэр ЙареГ 2009-04-23 12:24:18
сэр ЙареГ
Пользователь
Оффлайн
Зарегистрирован: 2008-11-08
Сообщений: 3,047
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
Берешь “жену Болгарина”, слегка обрабатываешь ей колокол 8-ой кооробки, в местах прилегания 10-ой корзинки и затем просто ставишь её без каких-либо проблем ! Бендиксы и стартеры менять не надо ! Главное взять 10-ый маховик с 8-ым венцом ! На Южке в Пассике и т.д. они в свободной продаже .
4 Ответ от Zimer 2009-04-24 12:42:07
Zimer
Пользователь
Оффлайн
Зарегистрирован: 2008-11-09
Сообщений: 94
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
Какие плюсы этого маховика?
5 Ответ от Виталик 2108 2009-04-24 20:15:26 (2009-04-24 20:16:03 отредактировано Виталик 2108)
Виталик 2108
Пользователь
Оффлайн
Зарегистрирован: 2009-04-24
Сообщений: 33
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
у меня стоит маховик от 2110. Там вторую половинку коробки(ближе к двигателю которая) ставишь от 2110. Так как маховик больше, то и сама половинка больше. Ну вроде как он побольше, и сцепление от 2110 можно поставить.. оно побольше будет.
6 Ответ от сэр ЙареГ 2009-04-25 04:33:12
сэр ЙареГ
Пользователь
Оффлайн
Зарегистрирован: 2008-11-08
Сообщений: 3,047
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
КПД 10-го выше значительно .
7 Ответ от Виталик 2108 2009-04-25 07:09:33
Виталик 2108
Пользователь
Оффлайн
Зарегистрирован: 2009-04-24
Сообщений: 33
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
ну соотвественно.. больше маховик=больше сцепление=больше КПД
8 Ответ от Ton87 2009-05-13 20:45:56
Ton87
Пользователь
Оффлайн
Зарегистрирован: 2008-11-10
Сообщений: 153
Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
у меня стоит маховик от 2110. Там вторую половинку коробки(ближе к двигателю которая) ставишь от 2110. Так как маховик больше, то и сама половинка больше. Ну вроде как он побольше, и сцепление от 2110 можно поставить.. оно побольше будет.
Мож конечно я совсем устарел))))))) но корпус КПП сначала состыковывают на шпонки потом точат посадочные под подшибники чтобы соблюдалась соосность состыковка разных корпусов не приведет к ничему хорошему !
9 Ответ от Smith 2012-01-21 07:16:46
Smith
Пользователь
Оффлайн
Зарегистрирован: 2009-08-16
Сообщений: 968
Репутация : [ 4 | 0 ]
Re: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
может кто фоткой поделиться, где восьмой колокол под 10-ю корзину болгарить?
10 Ответ от Fray98rus 2012-01-21 11:13:47
Fray98rus
Пользователь
Оффлайн
Зарегистрирован: 2009-03-23
Сообщений: 612
Репутация : [ 1 | 0 ]
Re: Подойдет Ли Маховик От 16кл Мотора?
А вообще с одним товарищем две коробки пилили, просто на месте прикидывая и осматривая что трет
Сообщений 11
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
На сайте представлена справочная и техническая документация по ремонту и обсулуживанию, обзоры серийных и тюнигованных автомобилей, а также статьи и новости. Сайт является клубом владельцев автомобилей ВАЗ линейка Samara: 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115.
Ремонт ВАЗ 2108-1118-2170 в Одессе
О взаимозаменяемости деталей МКПП
Для вазовских переднеприводников существует около двадцати модификаций коробок передач.
Принципиально различных же всего четыре – четырехступенчатая 2108- и три пятиступенчатых: 21083-, 2109- и 2110-. Чем же они отличаются, взаимозаменяемы ли их компоненты?Коробки передач 2108- и 21083- четырех- и пятиступенчатые (соответственно) сегодня уже не выпускают. “Девятая”, сменившая “восемьдесят третью” осенью 1996 года, – это переходная модель с некоторыми “десятыми” решениями: сапун вентиляции картера перебрался с задней крышки на картер сцепления, появился щуп уровня масла, стала эффективней система смазки. Коробка 2110- отличается от предыдущих моделей увеличенными размерами картера сцепления и иной блокировкой включения заднего хода. У коробок один и тот же ряд передаточных чисел, главные же пары могут быть разными: 4,1; 3,9 и 3,7. Исключение – “десятая”, для которой главная пара 4,1 не предусмотрена. Сначала о “корпусных” деталях. Их три – картер сцепления, картер коробки передач и его задняя крышка. Картер сцепления. Индекс -1601015 (без шпилек), либо -1601010 (со шпильками). Внешне “девятый” и “десятый” картеры сцепления отличаются от “восьмого” отверстием для установки сапуна вентиляции. А у “восьмой” и “восемьдесят третьей” коробок оно в задней крышке. Внутренне же – дополнительными каналами для подвода смазки к подшипникам валов. Именно из-за различий в расположении сапуна эти детали невзаимозаменяемы: “восьмой” картер сцепления совместим только с одноименным картером коробки в комплекте с задней крышкой с сапуном. В движении любой механизм нагревается, и если его картер не будет герметичным, поднявшееся давление выгонит смазку через сальники и прокладки. Картер 2110- не просто большего размера (под “десятые” сцепление и маховик), но спроектирован для установки “десятого” стартера с двухшпилечным креплением. Картер коробки передач. Индекс -1701015 (без шпилек), либо -1701010 (со шпильками). В “девятом” и “десятом” картерах есть щуп уровня масла (в “восьмом” – нет) и, кроме того, сверху – дополнительные отверстия для кронштейна троса сцепления (на снимках в них завернуты винты). У каждого картера свой кронштейн: “восьмой” – с двумя отверстиями, “девятый” – с тремя, а у “десятого”, кроме трех крепежных, есть еще одно, побольше, для опоры силового агрегата. К тому же у “десятой” коробки свои вилка выключения сцепления и трос. Еще одно внешнее отличие картера – ребра жесткости. На “восьмом” сверху их вообще нет, на “девятом” есть два подрезанных по длине, на “десятом” – более длинные, сходящие на нет. К этому у последних двух добавлено и ребро, идущее к отверстию крепления кронштейна троса. В зоне выхода левого привода у “восьмого” и “девятого” картеров по две пары “закрученных” треугольных усилителей, а у “десятого” в зоне щупа уголок один, но заметно большего размера. Отличия есть и в рисунке ребер на корпусе главной пары. “Десятый” картер – самый жесткий и прочный, так как рассчитан под двигатель 2112, который существенно мощнее “083-го”. Взаимозаменяемы “девятый” и “десятый” картеры. “Восьмой”, как мы уже отметили, совместим только с “восьмым” картером сцепления. Задняя крышка картера. Индекс -1701205. Их всего три: 2108- и 21083- – с сапунами, 2110- – без него. Использование последней на коробке передач 21083- недопустимо – она окажется без вентиляции. Теперь поговорим о “начинке”. Первичный вал. Их два: 21083-1701030 и 2110-1701030. Отличительные особенности “десятого” – переменный (конический) профиль зубьев шестерни второй передачи. Это позволило снизить нагрузку на ее синхронизатор, который на “самарах” изнашивался быстрее остальных. Тем не менее валы взаимозаменяемы. Вторичный вал. Индекс -1701105. Отличительная особенность “восемьдесят третьего” вала в том, что шестерня главной передачи выполнена заодно с ним. Поэтому “восемьдесят третьих” валов три – для каждой главной пары свой. У пары 4,1 шестерня с 17 зубьями, у 3,9 – с 16, а у 3,7 – с 15. Сам вал блестящий, будто хромированный, с поперечной проточкой для смазки в середине. У “десятого” вала шестерня главной передачи сменная, посажена на шлицах. В средней части вал заметно толще, к тому же он черного цвета, так что спутать его с “восемьдесят третьим” просто невозможно. Кроме того, у него внутри сквозной канал, по которому масло через радиальные сверления поступает к подшипникам шестерен. Шестерни 21083-го вала вращаются на “иголках”, а “десятого” – во втулках. Свежее решение позволило “убить двух зайцев”: снизить шум коробки на холостом ходу и обеспечить надежность работы под нагрузкой с более мощным двигателем. Но именно подшипники скольжения делают “десятый” вал совместимым только с картерами сцепления 2109- и 2110-, имеющими специальные каналы для подачи масла. Зато вал 21083- можно установить в любой картер. Кстати, валы поставляют вместе с набором шестерен. Набор шестерен. Их два: 2108- четырехступенчатый и 21102- пятиступенчатый. Одно из отличий комплектов в том, что у “восьмых” есть радиальные отверстия для подвода масла – они смазываются разбрызгиванием, а у “сто вторых” их нет (смазка поступает из вала). Кроме того, у “сто вторых” шестерен первой и четвертой передач диаметр “посадочного” отверстия меньше, чем у “восьмых” (32,8 мм против 37). Таким образом, наборы шестерен невзаимозаменяемы. Механизм выбора передач. Их три: 2108-1703050 (для четырехступенчатой КП), 21083-1703050 и 2110-1703050. Механизмы 2108- и 21083- (левые на фото) легко отличить от 2110- по стальному штампованному корпусу и повышенному усилию включения заднего хода. Кроме того, у “восьмого” нет пятой передачи; визуальное отличие – нет пружины на оси. У “десятого” механизма корпус литой алюминиевый, упор включения заднего хода расположен на кузове. Поэтому в любую коробку передач на “Самаре” можно устанавливать только “восемьдесят третий” механизм, а в коробку “десятого” семейства – только 2110-! В “комплекте” с каждым механизмом идут еще две детали – шток выбора передач и рычаг штока. Шток выбора передач. 2108-1703024-01 и 2110-1703024. У них разные углы наклона отверстия под рычаг. Различить их можно по малозаметной радиальной проточке в середине штока – у “восьмого” она широкая (85 мм), а у “десятого” – узкая (8 мм). Рычаг штока. 2108-1703028-10 и 2110-1703028. У них, как и у штоков, разные углы фиксирующих отверстий. Кроме того, у “восьмого” две щеки, а у “десятого” – одна. По их количеству рычаги легко “вычислить”. Еще раз напоминаем, что шток и рычаг ставят в комплекте со своим механизмом выбора и переключения. Шток пятой передачи. 21083- и 2110-, оба – -1702098. Отличаются допусками в изготовлении, на вид неразличимы и полностью взаимозаменяемы. Вилка пятой передачи. 2108-1702030 и 2110-1702036. Отличаются только лыской на “десятой” вилке. Своеобразным ограничителем применения вилки служит задняя крышка КП. Если она с сапуном (21083-), то вилка может быть любой. “Десятая” крышка (без сапуна) требует установки только “десятой” вилки. Специально для умельцев: “восьмую” вилку, сделав на ней лыску напильником, легко превратить в “десятую”. Привод спидометра. Этот узел в “переднеприводной” коробке передач установлен “после” главной пары, и поэтому от ее передаточного числа его показания не зависят. Главное в этом узле – пара “вал-шестерня”. Их две: 21083- и 2110-. Передаточное отношение – 21:12 для “восемьдесят третьего” и 20:11 – для “десятого”. Кроме количества зубьев, валы отличаются конфигурацией лыски: у 21083- две четко выраженные грани, у 2110- их четыре. Взаимозаменяемы, но только комплектами “вал-шестерня”. При этом следует учитывать дополнительную погрешность в показаниях – около 4%, поэтому взаимозаменяемость здесь только механическая. В заключение рассмотрим конкретный пример и ответим на часто встречающийся в читательских письмах вопрос: как быть, если треснул картер коробки передач 21083-, а в продаже есть только “девятый”? В этом случае к новому (2109- или 2110-) картеру коробки придется покупать еще и “девятый” картер сцепления. На этом можно и остановиться, заглушив ненужный сапун в задней крышке КП. Тем, кто решил сделать все “по-настоящему”, резонно купить еще и “десятую” заднюю крышку КП с соответствующей вилкой пятой передачи или подпилить имеющуюся 2108- и заменить прежний кронштейн троса сцепления на новый 2109-. Картер сцепления 2109- и 2110-. Виден канал для подвода масла к подшипникам и вентиляционный к сапуну. Картер сцепления 2108-. Картер коробки передач 2109-. Картер коробки передач 2110-. Картер коробки передач 2108-. Задняя крышка коробки передач 2110-. Валы вторичные 21083- (светлый) и 2110- (черный). В шестернях набора 2108- имеются смазочные отверстия. Механизмы выбора передач (слева направо): 2108-, 21083-, 2110-. Штоки выбора передач 2108- (вверху) и 2110-. Рычаги штока: 2108- (две щеки) и 2110-. Вилки пятой передачи 2110- (с лыской) и 2108-.
Сцепление – однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа. Расположено в алюминиевом картере, прикрепленном тремя болтами и одной шпилькой к блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач. Кожух сцепления соединен с маховиком шестью болтами. В маховике имеются три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его. Тремя парами упругих стальных пластин кожух соединен с ведущим диском. Этот узел в сборе балансируют на стенде, поэтому заменять его следует целиком.
Замена необходима при кольцевом износе лепестков нажимной пружины на глубину более 0,8 мм, а также при уменьшении усилия на педали при выключении сцепления и, соответственно, увеличении рабочего хода, что указывает на большой износ поверхности ведущего диска или износу пружины. Ведомый диск в сборе с пружинно-фрикционным демпфером крутильных колебаний установлен на шлицах первичного вала коробки передач. Его заменяют при биении диска в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также в том случае, если расстояние от поверхности накладки до заклепок составляет менее 0,2 мм.
До 1987 года включительно выпускался кожух модели 2108 – с изогнутыми концами лепестков диафрагменной пружины (сцепление с зазорами в приводе). В настоящее время выпускается кожух 2109 с плоскими концами лепестков пружины (зазоры в приводе сцепления отсутствуют).
Различаются и муфты выключения сцепления выжимной подшипник в сборе с фланцем. Муфта для кожуха 2109 – с индексом 2110.
На автомобилях с двигателем ВАЗ-2112 применяется сцепление с другими характеристиками нажимной пружины и пружин демпфера ведомого диска. Отличить это сцепление можно по отверстию в прорези лепестков нажимной пружины и пружинам демпфера ведомого диска, маркированным краской. Две пружины из шести на диске сцепления нового поколения двигателя ВАЗ-2112 – меньшего размера и смещены ближе к центру. Диск ВАЗ-2112 той же размерности (200х140), что и ВАЗ-2110, но передает более высокий крутящий момент за счет усиленной нажимной пружины (в среднем на 12%). Диски 2112 можно ставить на 2110. При этом несколько возрастает усилие на педали сцепления. Десятые диски на двенадцатый двигатель ставить нельзя.
Привод сцепления – тросовый, беззазорный свободный ход педали отсутствует, сцепление постоянно включено. Педаль сцепления 27 установлена на оси в специальном кронштейне 25. Ее верхний конец соединен с наконечником троса 24, оболочка которого со стороны салона закреплена на кронштейне педали сцепления, а в моторном отсеке – на кронштейне 3 силового агрегата. Соответствующий поводок троса 8 соединен с вилкой выключения сцепления 9. Конец троса защищен резиновым чехлом 4, рядом расположены две гайки 6 и 7 для регулировки привода. После регулировки гайки контрят, стянув их вместе.
После замены сцепления регулируется ход педали сцепления. В процессе эксплуатации накладки ведомого диска изнашиваются, и ход педали увеличивается. Максимально допустимый ход педали сцепления не должен превышать 160 мм.
Если на автомобиле установлено сцепление с зазорами в приводе (на рычаге вилки выключения сцепления установлена оттяжная пружина), то свободный ход рычага при перемещении его от руки (преодолевается усилие оттяжной пружины) должен составлять 3,3-4,7 мм.
Узнать какой маховик стоит на машине
Маховик является очень важной частью системы автомобиля. Благодаря этому узлу проводится балансировка коленвала. Без маховика коленвал вращается неравномерно, что неминуемо отражается на работе двигателя. Как известно, существует три основных вида маховика. Из статьи вы узнаете, как узнать, какой маховик стоит на вашей машине.
Как определить разновидность элемента
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Определить разновидность маховика легко, если снять коробку и посмотреть на узел. Однако многим автомобилистам делать это неудобно. Существует несколько вариантов как узнать какой маховик установлен без снятия коробки.
По модели автомобиля.
По наличию или отсутствию большого радиатора, кондейного (как правило, если установлен кондишин, то стоит 2-массовый маховик).
Но все эти правила работают, только если бывший владелец машины не проводил тюнинг. Другими словами, если он не модернизировал систему, например, установив вместо штатного маховика облегченный.
На большинстве современных иномарок установлен бывает двухмассовый маховик. Однако, это вовсе не аксиома. Например, на популярную модель Тойота Хайс может быть установлен, как 2-массовый, так 1-массовый и облегченный элемент. И на многих иномарках та же история.
Маховик на Ваз: сплошной
Однозначно на все семейство Ваз современного типа (2112,2114, «десятка» и т.д.) устанавливается обычный маховик. Только для каждой модели авто он может иметь совершенно разные размеры диска сцепления и соответственно, другой вес. Также разные модели маховиков отличаются своим внешним диаметром, формой венца и размером посадочного места.
Автоконструкторы используют разную схему маховика с единственной целью – чтобы добиться оптимальной производительности. По этой причине видоизменяют те или иные компоненты устройства и даже меняют его местоположение.
На «классику» установлен бывает всегда маховик от Нивы 2121. 2108 комплектуется маховиком от «девятки». Более современные Гранта, Калина и Приора используют маховик от «десятки».
Отметим, что маховик для нашей «классики» делается из чугуна. В результате этого он бывает довольно тяжелый, но и одновременно прочный. Его венец с зубьями закаливается в несколько этапов, чтобы выдержать работу длительное время, и для того, чтобы пуск автомобиля со стартера происходил максимально быстро.
Фиксация «классического» маховика осуществляется с помощью 6-и болтов, тем самым, обеспечивается надежность соединения. Под болты в обязательном порядке ставятся шайбы.
Интересный момент. Центрирование маховика Вазов осуществляется при помощи подшипника, а за основу берется его диаметр.
Некоторые особенности имеет установка маховика на коленвал, ведь процедура основывается на ориентировке по метке. Выемка в форме конуса и есть та самая риска, которая должна быть расположена около венца маховика.
Грамотная установка подразумевает также совпадение осей коленвала и шатунной шейки, безусловно, проводящаяся по 1-му цилиндру ДВС.
Обычный маховик или элемент сплошной конструкции, используемый на вазовских моделях, выделяется своей безупречной работой и несложной конструкцией. Как и было сказано, изготовлен он бывает из чугуна, поэтому довольно тяжел. Различают его внутреннюю и наружную части: первая расположена впритык к коленвалу, а вторая – отводится под венец с зубьями.
2-массовый маховик
2-массовая модель балансира существенно разнится от 1-массового, самое малое тем, что состоит из разборных частей. Кроме того, он (маховик) включает в себя 2 диска, закрепленных между собой пружинами. Благодаря демпферной системе удается целиком оградить КПП от вибраций, отрицательно сказывающихся на салонном комфорте.
2-массовый маховик имеет множество преимуществ. Самыми главными из них считаются: избавление от вибраций, повышение комфорта переключения скоростей, уменьшение износа синхронизаторов.
Однако, несмотря на это, 2-массовый маховик имеет минусы. Это в первую очередь дороговизна ремонта. Такой вариант маховика приходится менять целиком, так как ремонт практически невозможен, а замена стоит 1000 долларов и даже больше.
Облегченная разновидность маховика (ОМ)
Этот вариант маховика принято считать подтипом 1-массового, его разновидностью. Представляя собой модернизированную версию, такой маховик очень востребован в автоспорте и автотюнинге.
Схема облегченного маховика построена так, чтобы в оптимальной степени убрать с диска лишний металл, тем самым, облегчив деталь. Как известно, легкий диск двигать намного легче, чем тяжелый. Однако уменьшение веса проводится обязательно грамотно, с учетом того, чтобы не снизилась прочность изделия.
ОМ – удел спортивных и тюнингованных автомобилей. Основное преимущество, как и говорилось, заключается в меньшем весе изделия по сравнению со стандартным элементом. Как правило, уменьшение массы не превышает 1,5 кг.
Чрезмерное же снятие металла только поспособствует потере прочностных характеристик изделия, что в корне неприемлемо. Удаляется лишний слой по краям изделия, а центральная часть не трогается.
В некоторых случаях облегченный маховик изготавливается в гаражных условиях. Достаточно лишь немного поработать над обычным, стандартным маховиком, сняв лишний металл. Но в большинстве случаев такие изделия покупные, готовые. Стоит изделие (для Ваз) около 2 тыс. рублей. Заказать можно даже через интернет, с доставкой прямо на дом.
Итак, ОМ в разы скорее и легче разверчивается, соответственно, у него меньшая инерционная сила. Таким образом, это положительно сказывается на динамике автомобиля, ведь ДВС намного быстрее достигает пика оборотов, мощность прибавляется примерно на 3-4%. Однако, это вовсе не означает, что увеличится и максимальная скорость.
Среди недостатков облегченного маховика выделяют кардинальную перестройку двигателя. Обязательна комплексная работа по модернизации ДВС и коробки. Лишь после квалифицированной переделки возможно добиться вышеприведенных плюсов, касающихся динамики.
Итак, чтобы суметь определить, какая разновидность элемента стоит на вашем автомобиле, надо ограничиться поверхностным анализом модели и некоторых особенностей или же, разобрать коробку. После этого можно будет уже по внешнему виду установить, какой это маховик.
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка – Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
Абсолютно легально (статья 12.2);
Скрывает от фото-видеофиксации;
Подходит для всех автомобилей;
Работает через разъем прикуривателя;
Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.