Oreanda-online.ru

Ремонт кпп иж ода 2126 своими руками

По валам, по шлицам

ПО ВАЛАМ, ПО ШЛИЦАМ

ТРАНСМИССИЯ ИЖ-2126 И МОДИФИКАЦИЙ

ПО ВАЛАМ, ПО ШЛИЦАМ

Ижевских машин на улицах все больше, как и вопросов по ним. Ведь с тех пор, как прекратили выпуск «Орбиты» (этих машин, кстати, сделали очень немного), ее успели забыть. А «оды» и «фабулы», сходящие с конвейера нынче, между прочим, заметно отличаются от прародительницы.

Разберемся с трансмиссией ИЖ-2126, включая полноприводную модификацию. Такие машины небольшими партиями тоже выпускают серийно.

На предсерийных ИЖ-2126 стоял агрегат предшественника — ИЖ-412. Но конструкторы справедливо решили: перспективному автомобилю коробки с четырьмя ступенями недостаточно. Нужна дополнительная повышающая передача, которая снизит расход топлива и уменьшит шум.

В начале 80-х в разработке новой конструкции участвовал НАМИ. Потом подключились специалисты Омского завода коробок передач, который стал выпускать эти агрегаты. Создавая коробку, конструкторы одними из первых в стране опробовали оригинальный метод оптимизации передаточных чисел. Их рассчитывали, исходя не только из динамических характеристик автомобиля — разгона и «максималки». «Играя» передаточными отношениями, специалисты пытались одновременно достичь и минимального расхода топлива.

Коробка получилась очень компактной. Во многом потому, что ее создавали с чистого листа, не привязываясь к прежним конструкциям (пятиступенчатый агрегат автомобилей ВАЗ, например, получили, «добавив» передачу старой четырехступенчатой коробке).

Первые образцы коробки ИЖ-2126 были еще компактнее нынешней серийной. Ведь агрегат предназначен для машины с уфимским 1,5-литровым двигателем и должен был передавать максимальный крутящий момент 125 Н.м. Но вскоре появился мотор объемом 1,7 л, и запас пришлось увеличить до 155 Н.м. Шестерни и синхронизаторы коробки сделали шире, немного «поплыли» габариты всего агрегата.

Конструкция коробки ИЖ-2126 немногим отличается от отечественных аналогов: те же три вала — первичный, вторичный и промежуточный, синхронизаторы на всех передачах, кроме задней, алюминиевый картер. Но есть и оригинальные решения. Например, вместо сухарей синхронизаторов применены пружинные кольца, благодаря которым удалось снизить массу и размеры узла. У ижевской коробки картер закрыт крышкой сверху, что снижает вероятность течи из-под прокладки. Агрегат явно проектировали с оглядкой на качество комплектующих, что в наших условиях оправдано.

Увы, неплохая по конструкции коробка не славилась надежностью, часто докучала шумом. Специалисты стараются усилить слабые места. Особое внимание — подшипникам первичного, вторичного и промежуточного валов. Требования к поставщикам постоянно повышают, дорабатывают и конструкцию. Чтобы снизить шум, планируют отказаться от игольчатых подшипников на вторичном валу: шестерни будут вращаться непосредственно на шейках вала. А с прошлого года, когда автомобили стали комплектовать электронным спидометром, в коробке появился датчик скорости, позволивший отказаться от тросика.

На серийные «оды» устанавливали двигатели ВАЗ объемом 1,6 л и УЗАМ 1,7 л (последние на завод больше не поставляют). Под эти моторы создали две модификации омской коробки. В сборе они невзаимозаменяемы, хотя отличий немного. Стыковку с двигателем ВАЗ-2106 обеспечивает проставка между коробкой и картером сцепления, чтобы рычаг переключения попал на нужное место. Соответственно, у такого агрегата длиннее первичный вал. Кстати, предстоит еще одна модернизация: чтобы уменьшить вибрации и шум, проставку в ближайшее время планируют объединить с картером сцепления.

Корпус узла состоит из чугунного картера главной передачи, в который запрессованы и для страховки «прихвачены» сваркой стальные трубы. В отличие от мостов «москвичей» классической компоновки и «жигулей», у ИЖ-2126 подшипники дифференциала, на которые опираются полуоси, «сидят» в картере главной передачи. Следовательно, вынуть редуктор целиком не получится. Сняв заднюю крышку моста, можно по отдельности извлечь дифференциал в сборе с подшипниками и ведомой шестерней главной передачи, затем ведущую шестерню. Кстати, такая конструкция знакома владельцам «волг».

Полуоси «оды» отличаются по длине. По компоновочным соображениям двигатель смещен вправо от продольной оси, поэтому левый привод длиннее.

Первые попытки сделать полноприводную версию в Ижевске предприняли в 1990 году. Заказчиками тогда выступили спортсмены. Не сильно измененный «гражданский» вариант с четырьмя ведущими колесами сегодня выпускают малыми сериями.

К коробке передач через штатную эластичную муфту присоединяют оригинальную «раздатку» с дифференциалом. Чтобы сделать конструкцию более жесткой, снизить вибрации и шум, между коробкой передач и раздаточной ставят стальной тоннель. От «раздатки» крутящий момент через карданные валы идет на передний и задний мосты. Последний не отличается от того, что установлен на заднеприводной версии, а спереди на подрамнике закреплен редуктор «Нивы». Приводы передних колес также позаимствованы у вазовского вседорожника, только валы подогнали по длине.

На нынешних серийных полноприводных машинах межосевой дифференциал блокируется механически — дополнительный рычаг расположен на центральной консоли. Но конструкторы работают и над иными видами блокировок. Например, ставят дифференциал повышенного трения, экспериментируют с вискомуфтой. Рассматривали вариант и с понижающей передачей… Не исключено, что некоторые решения воплотят в будущем.

В целом конструкция трансмиссии «оды» и «фабулы» не хуже, а во многом даже современнее «жигулевской». Подтянуть бы еще качество… Впрочем, нынешние ИЖи доставляют меньше хлопот, чем сошедшие с конвейера пару лет назад. А значит, есть надежда, что знание конструкции трансмиссии не понадобится для ее ремонта.

ИЖ 2126 — коробка передач (КПП)

1. Возможные неисправности коробки передач (КПП)

2. Снятие и установка КПП с двигателем УЗАМ (УМПО)

3. Снятие и установка КПП с двигателем ВАЗ 2106

4. ОБЩАЯ схема коробки передач

5. Схема механизма переключения передач

6. Ссылки на наш форум — задавайте вопросы

1. Возможные неисправности коробки передач (КПП)

Шум в коробке передач

Шум уменьшается или исчезает, если выключить сцепление

Недостаточный уровень масла в картере коробки передач Проверьте уровень, при необходимости долейте масло. Проверьте, нет ли течи (см. «Утечка масла», с. 255). Прочистите сапун
Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен Замените изношенные подшипники, шестерни
Валы коробки передач смещаются в осевом направлении Подтяните гайки, замените сломанные фиксирующие детали
Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют
Износ или деформация рычага переключения передач Выправьте или замените рычаг
Заклинивание сферического шарнира рычага переключения передач Замените неисправные детали, заложите в шарнир смазку ЛСЦ-15, ЛИТОЛ—24 или ШРУС-4
Туго ходят штоки вилок (заклинены блокировочные сухари, заусенцы на штоках, грязь в гнездах) Очистите детали, изношенные и деформированные — замените
Туго движется скользящая муфта на шлицах ступицы Очистите шлицы от грязи,спилите заусенцы надфилем, детали со смятыми шлицами замените
Деформированы вилки переключения передач Замените вилки
Передачи самопроизвольно выключаются
Пружины фиксаторов потеряли упругость, изношены шарики и/или гнезда штоков Замените изношенные детали
Повреждение или износ блокирующих колец синхронизатора Замените кольца
Повреждение или износ зубьев муфты или зубчатого венца синхронизатора Замените муфту или шестерню
Сломана пружина синхронизатора Замените пружину
Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи
Мало масла в картере коробки передач Долейте масло. Проверьте, нет ли течи (см. «Утечка масла» ниже). Прочистите или замените сапун
Износ или поломка зубьев шестерен и/или синхронизаторов Замените детали
Износ или деформация кольца синхронизатора включаемой передачи Замените кольцо
Осевой люфт валов коробки передач Подтяните крепления подшипников, изношенные подшипники замените
Утечка масла
Износ сальников Замените сальники.
Сильный износ,забоины на уплотняемых шейках валов Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте. Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив под него дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала. При значительных повреждениях — замените валы и сальники
Повышенное давление в коробке передач Прочистите отверстие первичного вала коробки передач Иж-2126 или сапун коробки передач ВАЗ-21074
Ослабли крепления крышек картера коробки передач, картера сцепления. Повреждение прокладок Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладки (при их установке можно использовать герметик)
Неплотно завернуты пробки Подтяните пробки (можно поставить их на герметик)

2. Снятие и установка КПП с двигателем УЗАМ (УМПО)

В салоне, нажав на стержень рычага переключения рычага вниз,…

…отверткой поддеваем лепестки запорной втулки…

…и выводим их из кольцевой канавки стержня.

Коробка Иж ОДА

Отличительной особенностью Иж ОДА является то, что приобретаешь авто за небольшую цену, а получаешь за это высокое качество. Особое внимание хотелось бы уделить коробке передач. Коробка Иж ОДА может быть двух вариантов:

– Иж-2126 – может устанавливаться с двумя видами двигателя (УМПО-331 и ВАЗ-2106);

– ВАЗ-21074 – устанавливается преимущественно на двигатели ВАЗ-2106.

Оба варианта коробки имеют пять передач, каждая из которых оснащена синхронизатором. Вообще характеристики обеих короб идентичны, разница лишь в конструкции.

Коробка передач Иж-2126 и ВАЗ-21074

Механизм переключения передач установлен на верхней крышке. Корпусные детали сделаны из алюминиевого сплава. Изготавливались при помощи литья. Поверхность картера ребристая. Такая конструкция предполагает улучшение теплоотвода. Заливное отверстие находится с левой стороны картера. Рекомендуется использовать трансмиссионное масло, которое имеет вязкость в пределах от 75W80 до 85W90.

Коробка передач Иж-2126:1 – первичный вал; 2 – картер сцепления; 3 – задний подшипник первичного вала; 4 – болт крепления верхней крышки; 5 – верхняя крышка; 6 – передний подшипник вторичного вала; 7 – блокирующее кольцо синхронизатора включения передачи; 8 – ступица III-IV передач; 9 – муфта III-IV передач; 10 – шестерня III передачи; 11 -стопорное кольцо; 12- ступица V передачи; 13- муфта V передачи; 14-шестерня V передачи; 15- шестерня II передачи; 16 – роликовый подшипник; 17 – шпонка: 18 – муфта-шестерня заднего хода; 19 – блокирующее кольцо синхронизатора включения II передачи; 20 – ступица I-II передач; 21 – шестерня I передачи; 22 – стержень рычага переключения передач; 23 – чехол рычага; 24 – рычаг переключения передач; 25 – задний подшипник вторичного вала; 26 – фланец эластичной муфты карданной передачи; 27 – ведущая шестерня привода спидометра; 28 – сальник вторичного вала; 29 – гайка фланца эластичной муфты; 30 – центрирующее кольцо; 31 – вторичный вал; 32 – уплотнитель; 33 – грязеотражатель; 34 – шайба; 35 – задний болт промежуточного вала; 36 – болт крепления кронштейна задней опоры силового агрегата; 37 – гайка шпильки крепления задней крышки; 38 – задний подшипник промежуточного вала; 39 – задняя крышка коробки передач; 40 – прокладка задней крышки; 41 – игольчатый подшипник; 42 – промежуточная шестерня заднего хода; 43 – ось промежуточной шестерни; 44 – промежуточный вал; 45 – картер коробки передач; 46 – передний подшипник промежуточного вала; 47 – болт переднего подшипника промежуточного вала.

Описание конструкции

Коробка передач Иж-2126 может агрегатироваться как с двигателем УМПО-331, так я с двигателем ВАЗ-2106. Коробка передач, предназначенная для установки в комплекте с двигателем УМПО-331, в сравнении с коробкой передач, устанавливаемой с двигателем ВАЗ-2106, имеет более короткий первичный вал и крупные шлицы под ступииу ведомого лиска сцепления.

К картеру сцепления двигателя УМПО-331 коробка передач крепится непосредственно, а к картеру сцепления двигателя ВАЗ-2106 — через проставку (устройство узла показано в подразделе «Замена сальника первичного вала» ). Стык проставки с картером коробки передач уплотнен прокладкой, а стык проставки с картером сцепления прокладки не имеет. В отверстии проставки под первичный вал коробки передач установлены сальник и пружинное кольцо. Упорные кольца переднего подшипника промежуточного и заднего подшипника первичного валов коробки передач, агрегатируемой с двигателем ВАЗ, дополнительно зафиксированы болтом с шайбой. В связи с этим коробки передач для разных модификаций автомобиля Иж-2126 не взаимозаменяемы. При необходимости установки одной коробки вместо другой придется полностью разбирать ее для замены первичного вала. В остальном конструкции коробок передач аналогичны.

Механизм и привод переключения передач:

1 – пробка фиксатора; 2 – пружина; 3 – верхняя крышка коробки передач; 4 – шарик; 5 – шаровая опора; 6 – сферическая шайба; 7 – пружина рычага; 8 – опорная шайба; 9 – стопорное кольцо; 10 – фланец крепления чехла; 11 – шайба; 12 – гайка; 13 – чехол рычага; 14 – скоба оттяжной пружины; 15 – оттяжная пружина; 16,18 – прокладки шаровой опоры; 17 – направляющая чашка; 19 – рычаг переключения передач; 20 – запорная втулка; 21, 23 – демпфирующие втулки; 22 – дистанционная втулка; 24 – упорная подушка; 25 – рукоятка рычага; 26 – стержень рычага; 27 – изолирующий чехол; 28 – защитная крышка; 29 – прокладка защитной крышки; 30 – шарик; 31 – толкатель; 32 – пробка штока; 33 – головка штока III-IV передан; 34, 37 – штоки; 35 – головка штока заднего хода; 36 – стопорный болт; 3В – вилка включения заднего хода; 39 – вилка переключения передач; 40 – нижняя крышка; 41 – прокладка нижней крышки; 42 – выключатель света заднего хода.

Коробка передач — механическая, трехвальная, пятиступенчатая (имеет пять передач переднего хода и одну – заднего). Все передачи переднего хода синхронизированы. Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки передач. Корпусные детали коробки — картер, задняя и верхняя крышки – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой болтами и шпильками с гайками. Соединения уплотнены прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена.

Для обеспечения соосности коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач картеры сцепления двигателей УМПО-331 и ВАЗ-2106 центрируются относительно блока цилиндров двумя втулками (под них выполнены проточки в двух нижних крепежных отверстиях блока цилиндров и картера сцепления).

Картер сцепления двигателя ВАЗ-2106 также сцентрирован с коробкой передач через цилиндрический выступ проставки, соосный с первичным валом и входяший в проточку картера сцепления

На задней крышке коробки передач установлена задняя опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а поперечина — к кронштейнам пола кузова.

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, а внизу — сливное. Отверстия закрыты пробками с конической резьбой. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровеньдолжен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Выходы первичного и вторичного валов уплотнены сальниками. Сальник первичного вала установлен в картере сцепления (коробка с двигателем УЗАМ-331) или в проставив (коробка с двигателем ВАЗ-2106), а вторичного — в задней крышке коробки передач.

Устройство КПП автомобиля ИЖ-2126

ОПИСАНИЕ РЕМОНТА

Описание конструкции

Коробка передач ИЖ-2126 может агрегатироваться как с двигателем УМПО-3З1, так и с двигателем ВАЗ-2106. Коробка передач, предназначенная для установки в комплекте с двигателем УМПО-3З1, в сравнении с коробкой передач, устанавливаемой с двигателем ВАЗ-2106, имеет более короткий первичный вал и крупные шлицы под ступицу ведомого диска сцепления.

Рис. ___. Коробка передач Иж-2126: 1 — первичный вал; 2 — картер сцепления; 3 —задний подшипник первичного вала; 4 — болт крепления верхней крышки; 5 — верхняя крышка; 6 — передний подшипник вторичного вала; 7 — блокирующее кольцо синхронизатора включения передачи; 8 — ступица III -I V передач; 9 — муфта III-I V передач; 10 — шестерня передачи; 11 — стопорное кольцо; 12— ступица V передачи;

13 — муфта V передачи; 14 — шестерня V передачи; 15 — шестерня II передачи;

16 — роликовый подшипник; 17 — шпонка; 18 — муфта-шестерня заднего хода; 19 — блокирующее кольцо синхронизатора включения I передачи; 20 — ступица I – II передач; 21 — шестерня 1 передачи; 22 — стержень рычага переключения передач; 23 — чехол рычага; 24 — рычаг переключения передач; 25 — задний подшипник вторичного вала;

26 — фланец эластичной муфты карданной передачи; 27 — ведущая шестерня привода спидометра; 28 — сальник вторичного вала; 29 — гайка фланца эластичной муфты; 30 — центрирующее кольцо; 31 — вторичный вал; 32— уплотнитель; 33— грязеотражатель; 34 — шайба; 35 — задний болт промежуточного вала; 36 — болт крепления кронштейна задней опоры силового агрегата; 37 — гайка шпильки крепления задней крышки; 38 — задний подшипник промежуточного вала; 39 — задняя крышка коробки передач; 40 — прокладка задней крышки; 41 — игольчатый подшипник; 42 — промежуточная шестерня заднего хода; 43 — ось промежуточной шестерни; 44 — промежуточный вал; 45 — картер коробки передач; 46 — передний подшипник промежуточного вала; 47 — болт переднего

подшипника промежуточного вала.

Рис. ___. Механизм и привод переключения передач: 1 — пробка фиксатора; 2— пружина; 3— верхняя крышка коробки передач; 4 — шарик; 5 — шаровая опора; 6 — сферическая шайба; 7 — пружина рычага; 8 — опорная шайба; 9 — стопорное кольцо; 10 — фланец крепления чехла; 11 — шайба; 12 — гайка; 13 — чехол рычага; 14 — скоба натяжной пружины; 15— оттяжная пружина; 16, 18— прокладки шаровой опоры; 17 — направляющая чашка; 19— рычаг переключения передач; 20 — запорная втулка; 21, 23 — демпфирующие втулки; 22 — дистанционная втулка; 24 — упорная подушка; 25 — рукоятка рычага; 26 — стержень рычага; 27 — изолирующий чехол; 28 — защитная крышка; 29 — прокладка защитной крышки; 30— шарик; 31 — толкатель; 32— пробка штока; 33— головка штока 1II—Р/ передач; 34, 37— штоки; 35— головка штока заднего хода; 36 — стопорный болт; 38 — вилка включения заднего хода; 39 — вилка переключения передач; 40 — нижняя крышка; 41 — прокладка нижней крышки; 42 — выключатель света заднего хода.

К картеру сцепления двигателя УМГIО-331 коробка передач крепится непосредственно, а к картеру сцепления двигателя ВАЗ-2106 — через проставку. Стык проставки с картером коробки передач уплотнен прокладкой, а стык проставки с картером сцепления прокладки не имеет. В отверстии проставки под первичный вал коробки передач установлены сальник и пружинное кольцо. Упорные кольца переднего подшипника промежуточного и заднего подшипника первичного валов коробки передач, агрегатируемой с двигателем ВАЗ, дополнительно зафиксированы болтом с шайбой. В связи с этим коробки передач для разных модификаций автомобиля Иж-2126 не взаимозаменяемы. При необходимости установки одной коробки вместо другой придется полностью разбирать ее для замены первичного вала. В остальном конструкции коробок передач аналогичны.

Коробка передач — механическая, трехвальная, пятиступенчатая (имеет пять передач переднего хода и одну — заднего). Все передачи переднего хода синхронизированы. Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки передач. Корпусные детали коробки — картер, задняя и верхняя крышки — отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой болтами и шпильками с гайками. Соединения уплотнены прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена.

Для обеспечения соосности коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач картеры сцепления двигателей УМПО-3З1 и ВАЗ-2106 центрируются относительно блока цилиндров двумя втулками (под них выполнены проточки в двух нижних крепежных отверстиях блока цилиндров и картера сцепления).

Картер сцепления двигателя ВАЗ – 2106 также сцентрирован с коробкой передач через цилиндрический выступ проставки, соосный с первичным валом и входящий в проточку картера сцепления.

На задней крышке коробки пере дач установлена задняя опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а поперечина — к кронштейнам пола кузова.

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, а внизу — сливное. Отверстия закрыты пробками с конической резьбой. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75% W 80 до 85 W 90 и класса качества не ниже GL -4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Выходы первичного и вторичного валов уплотнены сальниками. Сальник первичного вала установлен в картере сцепления (коробка с двигателем УЗАМ-33I) или в проставке (коробка с двигателем ВАЗ-2 106), а вторичного — в задней крышке коробки передач.

Рис. ___. Для вентиляции коробки передач служит отверстие в первичном валу.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный.

Первичный вал опирается на два шариковых подшипника — в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В отверстии заднего торца первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Упругим концом вторичный вал опирается на шариковый подшипник, постановленный в задней стенке картера коробки передач.

Промежуточный вал вращается в двух подшипниках, расположенных в стенках картера коробки передач: передний — роликовый, задний — двухрядный шариковый. Внутренние кольца подшипников закреплены на валу болтами с шайбами. Болт заднего подшипника имеет левую резьбу.

Ось промежуточной шестерни заднего хода запрессована передним концом в приливе нижней части картера коробки передач, задним — в стенке картера. Промежуточная шестерня заднего хода вращается на двух рядном игольчатом подшипнике.

Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора I V передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал представляет собой блок из пяти косозубых шестерен и одной прямозубой заднего хода. При включении любой передачи переднего хода, кроме I V крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Для включения передачи зад него хода нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с муфтой-шестерней заднего хода на вторичном валу и с ведущей шестерней промежуточного вала. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (со стороны передней части): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III V , I I, заднего хода и 1 передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, V , II передач, муфта-шестерня заднего хода, ведомая шестерня 1 передачи и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода свободно вращаются на валу и находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни 1 и II передач вращаются на двухрядных игольчатых подшипниках, шестерни III и V передач — на шейках вала. Шестерня заднего хода выполнена заодно с муфтой синхронизатора I и I I передач, ступица которого жестко закреплена на валу шпонкой. За одно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов — прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора ( II , V — вперед, II назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфт пружинного разрезного кольца и блокирующего кольца. Ступицы синхронизаторов III— и V передач входят тремя внутренними выступа ми в продольные вазы на вторичном валу, а ступица синхронизаторов 1— II передач удерживается шпонкой. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. На ступице вы полнены три выступа, входящие в пазы зубчатого венца блокирующего кольца. Между блокирующим кольцом и ступицей синхронизатора устанавливается пружинное разрезное кольцо. Тремя своими выступами, проходящими через пазы на ступице, кольцо взаимодействует со скользящей муфтой.

Привод управления коробкой передач состоит из рычага переключения передач и шаровой опоры.

Механизм переключения передач расположен в верхней крышке коробки передач и состоит из четырех штоков с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода — в палец рычага, который своим сухарем входит в выточку на промежуточной шестерне.

В каналах верхней крышки коробки передач расположены фиксаторы, состоящие из шариков и пружин. Под действием пружин шарики входят в лунки штоков, предотвращая самопроизвольное выключение передач. Блокировочное устройство, предохраняющее коробку передач от одновременного включения двух передач, состоит из двух толкателей и трех шариков. Толкатели находятся в отверстиях штоков включения III- IV и V передач, а шарики — в каналах крышки между гнездами под штоки.

В левой задней части верхней крышки коробки передач ввернут выключатель фонарей заднего хода.

Иж-2126. Снятие и установка коробки передач на автомобиле с двигателем УМПО-331

Коробку передач с автомобиля, оснащенного двигателем УМПО-331, можно снять двумя способами: с картером сцепления и без картера. (Снятие коробки передач в сборе с картером сцепления см. в подразделе «Замена кожуха и ведомого диска сцепления на автомобиле с двигателем УМПО-331» ).

Снимаем коробку передач без картера сцепления – при этом не требуется демонтаж стартера, рабочего цилиндра сцепления, крышки картера сцепления, приемной трубы. Снимаем кожух пола (см. «Снятие кожуха пола») и воздуховод подачи воздуха в заднюю часть салона (см. «Снятие воздуховода подачи воздуха в заднюю часть салона» ).

В салоне, нажав на стержень рычага переключения рычага вниз.

. отверткой поддеваем лепестки запорной втулки.

. и выводим их из кольцевой канавки стержня.

Снимаем стержень рычага переключения передач.

Отверткой разжимаем лепестки дистанционной втулки.

. и снимаем ее с рычага.

Снимаем с рычага резиновую упругую.

. и запорную втулки.

В отверстии стержня рычага находятся .

. еще одна упругая втулка.

. и упорная подушка.

Операции, показанные на фото 1-9, для наглядности проведены на снятой коробке передач.

Ключом «на 8» отворачиваем пять саморезов крепления к полу защитной крышки привода переключения передач.

. и снимаем крышку.

Дальнейшие операции выполняем под автомобилем.

Сливаем масло из коробки передач (см. «Замена масла»). Отсоединяем провода от выключателя фонарей заднего хода (см. «Замена выключателя фонарей заднего хода» ).

Снимаем карданную передачу (см. «Снятие карданной передачи» ).

Отсоединяем от привода спидометра гибкий вал (см. «Снятие гибкого вала привода спидометра» ).

Снимаем кронштейн приемной трубы (см. «Снятие приемной трубы на автомобиле с двигателем УМПО-331» )

Головкой «на 17» (с карданным шарниром) отворачиваем шесть болтов крепления коробки передач к картеру сцепления.

. и три – справа (два из них крепят кронштейн, к которому крепится кронштейн приемной трубы).

Подставляем под картер коробки передач регулируемый упор (или домкрат).

Головкой «на 14» отворачиваем два болта крепления поперечины к кронштейнам пола.

Аккуратно сдвигаем коробку передач назад, выводя ее первичный вал из картера сцепления.

. и снимаем коробку передач.

В проточке картера сцепления установлено пружинное кольцо (выпуклой стороной к подшипнику).

Снимаем уплотнительную прокладку.

При снятии или установке коробки передач нельзя опирать первичный вал коробки на сальник, установленный в картере сцепления, и на лепестки нажимного диска сцепления, чтобы их не повредить.

Перед установкой коробки передач наносим на шлицевой конец первичного вала тонкий слой смазки ШРУС-4.

Включаем IV передачу. Для удобства монтажа коробки.

. вворачиваем в нижние резьбовые отверстия картера сцепления две шпильки М12 длиной 130-140 мм.

Используя шпильки как направляющие, устанавливаем коробку передач. Проворачивая валы коробки за фланец эластичной муфты, вводим первичный вал в шлицы ступицы ведомого диска сцепления и в подшипник фланца коленчатого вала.

Крепим коробку передан к картеру сцепления двумя болтами.

Вывернув монтажные шпильки, дальнейшую установку коробки передан проводим в обратной последовательности.

В салоне перед установкой стержня на рычаг переключения передач.

. вставляем в отверстие стержня подушку и втулки (верхнюю упругую, дистанционную, нижнюю упругую и запорную).

Установив стержень на рычаг, нажимаем на стержень до захода лепестков дистанционной втулки в кольцевую канавку рычага.

Иж ода после замены кпп на ваз

Коробку передач с автомобиля, оснащенного двигателем УМПО-331, можно снять двумя способами: с картером сцепления и без картера. (Снятие коробки передач в сборе с картером сцепления см. в подразделе «Замена кожуха и ведомого диска сцепления на автомобиле с двигателем УМПО-331» ).

Снимаем коробку передач без картера сцепления — при этом не требуется демонтаж стартера, рабочего цилиндра сцепления, крышки картера сцепления, приемной трубы. Снимаем кожух пола (см. «Снятие кожуха пола») и воздуховод подачи воздуха в заднюю часть салона (см. «Снятие воздуховода подачи воздуха в заднюю часть салона» ).

В салоне, нажав на стержень рычага переключения рычага вниз.

. отверткой поддеваем лепестки запорной втулки.

. и выводим их из кольцевой канавки стержня.

Снимаем стержень рычага переключения передач.

Отверткой разжимаем лепестки дистанционной втулки.

. и снимаем ее с рычага.

Снимаем с рычага резиновую упругую.

. и запорную втулки.

В отверстии стержня рычага находятся .

. еще одна упругая втулка.

. и упорная подушка.

Операции, показанные на фото 1-9, для наглядности проведены на снятой коробке передач.

Ключом «на 8» отворачиваем пять саморезов крепления к полу защитной крышки привода переключения передач.

. и снимаем крышку.

Дальнейшие операции выполняем под автомобилем.

Сливаем масло из коробки передач (см. «Замена масла»). Отсоединяем провода от выключателя фонарей заднего хода (см. «Замена выключателя фонарей заднего хода» ).

Снимаем карданную передачу (см. «Снятие карданной передачи» ).

Отсоединяем от привода спидометра гибкий вал (см. «Снятие гибкого вала привода спидометра» ).

Снимаем кронштейн приемной трубы (см. «Снятие приемной трубы на автомобиле с двигателем УМПО-331» )

Головкой «на 17» (с карданным шарниром) отворачиваем шесть болтов крепления коробки передач к картеру сцепления.

. и три — справа (два из них крепят кронштейн, к которому крепится кронштейн приемной трубы).

Подставляем под картер коробки передач регулируемый упор (или домкрат).

Головкой «на 14» отворачиваем два болта крепления поперечины к кронштейнам пола.

Аккуратно сдвигаем коробку передач назад, выводя ее первичный вал из картера сцепления.

. и снимаем коробку передач.

В проточке картера сцепления установлено пружинное кольцо (выпуклой стороной к подшипнику).

Снимаем уплотнительную прокладку.

При снятии или установке коробки передач нельзя опирать первичный вал коробки на сальник, установленный в картере сцепления, и на лепестки нажимного диска сцепления, чтобы их не повредить.

Перед установкой коробки передач наносим на шлицевой конец первичного вала тонкий слой смазки ШРУС-4.

Включаем IV передачу. Для удобства монтажа коробки.

. вворачиваем в нижние резьбовые отверстия картера сцепления две шпильки М12 длиной 130-140 мм.

Используя шпильки как направляющие, устанавливаем коробку передач. Проворачивая валы коробки за фланец эластичной муфты, вводим первичный вал в шлицы ступицы ведомого диска сцепления и в подшипник фланца коленчатого вала.

Крепим коробку передан к картеру сцепления двумя болтами.

Вывернув монтажные шпильки, дальнейшую установку коробки передан проводим в обратной последовательности.

В салоне перед установкой стержня на рычаг переключения передач.

. вставляем в отверстие стержня подушку и втулки (верхнюю упругую, дистанционную, нижнюю упругую и запорную).

Установив стержень на рычаг, нажимаем на стержень до захода лепестков дистанционной втулки в кольцевую канавку рычага.

КПП Иж-2126 может выпускаться с завода как с двигателем УМПО-331, так я с двигателем от жигулей ВАЗ-2106. Коробка передач, для для двигателя УМПО-331 отличается от коробки, устанавливаемой совместо с двигателем ВАЗ-2106, имеет менее длинный первичный вал и более крупные шлицы ступицы ведомого диска сцепления.

К картеру двигателя УМПО-331 КПП прикручивается напрямую, а к картеру сцепления с двигателем ВАЗ-2106 — через специальную проставку. Место проставки с картером уплотнен специальной бумажной прокладкой, а стык проставки сцепления не имеет прокладки. В отверстие специальной проставки для первичного вала коробки передач установлен масляный сальник и пружинное кольцо. Упорные кольца на переднем подшипнике пром вала и заднего подшипника первичного валов коробки передач, поставляемые с двигателем ВАЗ, дополнительно зафиксированы болтом с шайбой. При необходимости замены одной коробки вместо другой нужно полностью разобрать ее для замены первичного вала. В целом конструкция и устрово коробок передач аналогичны.

Коробка передач ИЖ-2126 и замена сцепления

Требует технического обслуживания, точно так же, как и жигулёвская. Необходимо каждые 50-тыс км менять масло, проверять на течь сальников. На самом автомобиле менять сцепление и выжимной подшипник для комфортной езды.

Ремонт КПП и обмен ИЖ, Ода

Ремонт КПП ИЖ Ода

(Ремонт снятой коробки от иж ода, только работа, без стоимости запчастей)

Всем привет, тема не новая, но если кто-то меняет впервые ОКПП на ВАЗ КПП, то в процессе монтажа возникают вопросы.
Нужно приобрести опору КПП ВАЗ, под 4 ст. или под 5 ст. КПП

После установки КПП, дорабатываем родной (2126), кронштейн опоры КПП, просверливаем дополнительное отверстие для крепления опоры, по месту привариваем пластины, размечаем, сверлим, крепим.

Можно сделать проще, отрезать от шлицевой части родного кардана 20 мм, и установить на место.
Если привод спидометра трос — тут проблем нет, если стоит датчик скорости, то его нужно заменить на датчик скорости ВАЗ-2110 короткий. , родной (2126), не подойдёт по резьбовой части.
Если заранее всё приготовлено, за 1 день можно заменить (8 часов)

Читать еще:  Ремонт камеры заднего вида автомобиля своими руками
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector