Оправка для запрессовки маслосъемных колпачков ваз
Блог про Уаз
При напрессовке маслоотражательных колпачков приходится часто сталкиваться с недостаточной обзорностью места работы, особенно, когда клапаны приводятся в действие непосредственно кулачками распределительного вала через цилиндрические толкатели без промежуточных рычагов.
Приспособления и оправки для установки и снятия маслоотражательных колпачков направляющих втулок клапанов, чертежи, схемы и размеры.
Собирательный образ чаще всего встречающихся маслоотражательных колпачков представлен на рисунке ниже, там же нанесены предельные размеры. Браслетные пружины колпачков бывают диаметрами 1,2; 1,3; 1,5; 1,6 мм. При диаметре 1,6 мм пружину при запрессовке колпачка лучше снять. Посадочный диаметр (внутренний), по крайней мере у колпачка отечественного производства, должен быть равен 10,45-10,60 мм, но встречаются колпачки с диаметром 10,4 мм.
Маслоотражательные колпачки направляющих втулок клапанов с номинальным диаметром стержня 8 мм, предельные максимальные и минимальные размеры.
Здесь большую роль играет не только величина посадочного диаметра, но и форма внутренней поверхности. Для облегчения напрессовки посадочную поверхность колпачка выполняют с кольцевыми выступами (канавками).
Маслоотражательные колпачки рекомендуется напрессовывать с использованием оправок. Наиболее часто применяемые оправки для автомобилей ВАЗ представлены на рисунке ниже. У автомобилей ВАЗ напрессовывать маслоотражательные колпачки на втулки клапанов рекомендуется оправкой 41.7853.4016. Использование этой оправки связано с определенными проблемами.
Оправки для установки маслоотражательных колпачков.
Дело в том, что оправка имеет коническую поверхность (диаметры 13,2-13,3 и 14,2-14,3 мм, расстояние между ними 14 мм), взаимодействующую с фланцем арматуры колпачка (13,8-14,4 мм). При натяге 0,3-0,5 мм в соединении втулка—колпачок проблем практически не возникает, а вот при меньших натягах в упомянутом соединении колпачок (фланец арматуры) заклинивает в оправке и не извлекается оттуда.
Большая длина оправки (160 мм) не позволяет установить колпачок на втулку выпускного клапана 4-го цилиндра без предварительного вывертывания шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала. Вывернуть шпильку из алюминиевой головки — часто задача непростая. При этом необходимо иметь в виду, что шпилька изготовлена из стали с пределом прочности 80-100 кгс/мм2. К примеру, у используемой обычно стали 45 этот предел не более 70 кгс/мм2.
На автомобилях ВАЗ-2101 — ВАЗ-2107 рекомендуется напрессовывать маслоотражательные колпачки после установки клапана, а чтобы не повредить колпачок кромками канавки под сухари, следует использовать оправку 41.7851.4003.
Оправки для установки маслоотражательных колпачков и браслетных пружин.
Удобнее все же сначала напрессовать на втулку клапана колпачок, а уже потом устанавливать клапаны. Кстати, так и рекомендуется делать у ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110. Здесь дело, вероятно в том, что канавка под сухари на стержнях клапанов ВАЗ одна и имеет острые кромки, а у клапанов Лада Самара их три, но с закругленными кромками.
На практике для автомобилей ВАЗ часто применяют оправку, показанную на рисунке ниже. В оправке использован стержень от старого клапана любого двигателя ВАЗ. Кромки под сухари должны быть притуплены.
Оправки для напрессовки маслоотражательных колпачков для автомобилей ВАЗ.
Возможен и такой способ. Отверстие в колпачке с браслетной пружиной имеет диаметр 6,7-6,8 мм, а если пружину снять, диаметр отверстия будет уже 6,87-7 мм. Уменьшение натяга, а, главное, увеличение податливости уплотняющей кромки колпачка сводит к минимуму вероятность ее повреждения.
Устанавливать пружину на колпачок поможет оправка, показанная на рисунке выше. При установке маслоотражательных колпачков часто, особенно у иномарок, стучать по оправке молотком совсем не требуется — достаточно просто нажать на нее рукой.
Ручные оправки показаны на рисунке выше (б, в). Они предназначены для напрессовки маслоотражательных колпачков при установленных клапанах. Эти оправки легко преобразовать в оправки иного типа, показанного на том же рисунке (а).
Ручные оправки для напрессовки маслоотражательных колпачков удобнее использовать, когда посадочные поверхности клапанных втулок и маслоотражательных колпачков имеют вид, показанный на первом рисунке (б). В этом случае колпачок (10,4 мм) «надевается» на втулку (10,8 мм) нажатием руки на оправку с натягом на сторону в 0,2 мм.
Оправка, рекомендуемая для ВАЗ, слишком массивна, что способствует потере чувства меры при ударе по ней, а большая длина не позволяет ей, как и оправке 41.7853.4016, установить колпачок на втулку выпускного клапана 4-го цилиндра, не вывернув шпильку.
И это не все. Если внимательно присмотреться к предельным размерам маслоотражательных колпачков и соответствующим размерам оправок, то становится ясно, почему иногда запрессовка колпачков кончается для них плохо. Оправка должна контактировать с плоскостью колпачка. Именно в этом случае усилие передается на металлическую часть колпачка (арматуру). В противном случае возможно смятие браслетной пружины, деформация фланца арматуры, отрыв от нее резины.
Иногда фланец арматуры так заклинивает в оправке, что при попытке убрать последнюю с втулки клапана снимается и напрессованный колпачок. Как было уже сказано выше, колпачки можно «надевать» на втулки клапанов просто рукой или при помощи оправок, что и принято на многих двигателях. Однако для легкого «надевания» колпачка на втулку клапана у последней необходимо изменить место посадки колпачка.
Напрессовка маслоотражательного колпачка при помощи регулируемого универсального приспособления.
Посадку (напрессовку) колпачка на втулку удобно производить при помощи регулируемого универсального приспособления. Перед напрессовкой, вращая гайку, «настраивают» цангу под данный колпачок. Контакт цанги с колпачком должен происходить, как отмечалось выше, по плоскости колпачка. Установив колпачок на втулку и нажав на упор, рукой напрессовываем колпачок.
Снятие маслоотражательного колпачка при помощи регулируемого универсального приспособления.
Если конструкция втулок обычная, возможно потребуется легкое постукивание молотком (металлическим стержнем) по упору. Посадочное место втулки смазывается моторным маслом. При снятии старых колпачков цанга защелкивается на колпачке и затягивается при помощи воротка гайкой.
Съемник маслоотражательных колпачков изготовленный из старых плоскогубцев.
Далее, придерживая верхним воротком цангу, вторым воротком вращаем наружную гайку. Для снятия маслоотражательных колпачков можно также использовать инерционное приспособление изготовленное с использованием старых плоскогубцев.
По материалам книги «Приспособления для ремонта автомобилей».
Росс Твег.
Замена маслосъёмных колпачков на ваз 2104 своими силами
ВАЗ 2104 общий вид
Вазовские двигатели имеют существенный недостаток. Это износ маслосъёмных колпачков и в результате повышенный расход масла и синий выхлоп.
Маслосъёмные колпачки (их ещё называют клапанные сальники) предназначены для того, чтобы лишнее масло по штоку клапана не попадало в камеру сгорания. Клапанные сальники изготавливают из маслобензостойкой резины.
Эта резина хорошо противостоит агрессивным свойствам масла и паров бензина. Но со временем резина теряет эластичность, она становится ломкой, расслаивается, теряется плотность прилегания к штоку клапана и излишки масла проникают в камеру сгорания.
Отсюда перерасход масла и синий дым из выхлопной трубы. Ориентировочно пробег до очередной смены колпачков составляет 20 000 км.
Если вы заметили, что расход масла превышает 1 л на 1000 км, а выхлоп становится синим, то значит пришла пора заменить маслосъёмные колпачки. Эту работу можно выполнить своими руками. Для этого вам понадобится кроме стандартного инструмента специальное приспособление для рассухаривания пружин клапанов.
Замена маслосъёмных колпачков на ваз 2104 довольно трудоёмкая операция и, имея такое приспособление, значительно ускорите этот процесс.
Набор приспособлений и инструментов
Приспособления для замены колпачков
- приспособление для снятия сухариков с пружин клапанов;
- съёмник старых колпачков (это доработанные плоскогубцы);
- оправка для запрессовки клапанных сальников;
- пруток оловянный диаметром 8 –10 мми длиной в20 см;
- приспособление для регулировки зазоров в клапанах;
- ключи рожковые на 8; 10; 17;
- ключи торцовые на 8; 17;
- отвёртка плоская;
- молоток.
Приспособление для спрессовки старых клапанных сальников
Это приспособление с одного конца имеет инерционный съёмник для старых сальников, а с другой оправку для запрессовки новых. Таким приспособлением легко снимаются старые колпачки и запрессовываются новые, при этом вы не поцарапаете шток клапана.
Подготовительные работы
На ваз 2104 замена маслосъёмных колпачков начинается с разборки двигателя с целью открыть доступ к клапанам:
- снимаем крышку воздушного фильтра и отсоединяем его корпус от карбюратора, предварительно отсоединив шланги вентиляции картера и подвода воздуха;
- снимаем воздушный фильтр с карбюратора;
- отсоединяем все шланги от карбюратора;
- снимаем карбюратор с впускного коллектора;
Для того чтобы грязь не попала вовнутрь карбюратора, закрываем все отверстия заглушками или чистой ветошью.
Продолжаем:
- отсоединяем все шланги, которые проходят над крышкой клапанной коробки;
- откручиваем гайки крепления и снимаем крышку клапанной коробки, стараясь не повредить прокладку;
- выкручиваем все свечи зажигания из головки цилиндров;
- снимаем боковую крышку, закрывающую звёздочку привода распредвала;
Когда снимем крышку, то сквозь пружины можно увидеть через какие сальники уходило масло.
Сквозь пружины клапанов можно увидеть, через какие колпачки уходило масло
Продолжение подготовительных работ
Метки на звёздочке и на корпусе подшипника распредвала
- проворачиваем коленчатый вал и по меткам на звёздочке и на корпусе подшипника выставляем поршень 1 цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ) на ходе сжатия;
- включаем передачу заднего хода, чтобы не проворачивался коленвал;
Освобождаем крепление распредвала
- отгибаем стопорную шайбу и откручиваем болт на 17, который крепит звёздочку распредвала;
- ослабляем натяжение цепи привода распредвала, для этого откручиваем гайку крепления башмака, который обеспечивает натяжение цепи, вставляем монтировку между цепью и башмаком и, приподнимая вверх, отжимаем башмак, в таком положении опять закручиваем гайку;
- подвязываем цепь, чтобы она не упала вниз;
- лёгкими ударами киянкой или ручкой молотка снимаем звездочку привода распредвала;
Обратите внимание на шпонку звёздочки, если она слабо держится в пазу, то лучше её снять, чтобы не потерялась.
Демонтаж распределительного вала
Откручиваем гайки крепления корпусов подшипников распредвала
- откручиваем гайки крепления подшипников распредвала к головке цилиндра;
- снимаем распредвал вместе с подшипниками;
Разборка клапанов и съёмка сальников
Установка приспособления для снятия сухариков
- через свечное отверстие в головке вставляем оловянный пруток и подводим его под тот клапан, который будем рассухаривать;
- на ближайшую к клапану шпильку наворачиваем гайку;
- под гайку заводим захват приспособления, а второй конец упираем в пружину клапана;
- одной рукой сжимаем пружины клапана, а другой вынимаем освободившиеся сухарики;
Это лучше всего сделать пинцетом, магнитной отвёрткой или плоскогубцами с длинными и тонкими губками. Делать надо аккуратно, чтобы сухарики не разлетелись под действием пружин.
Снимаем тарелку и пружины
- удалив сухарики, снимаем верхнюю тарелку, обе пружины и нижнюю тарелку пружин;
Снимаем маслосъёмный колпачок
- теперь можно снять маслосъёмный колпачок, делается это доработанными пассатижами или поддеваем плоской отвёрткой;
- перед установкой нового сальника на шток клапана необходимо надеть пластиковую втулку. Это делается для того, чтобы не повредить рабочую кромку сальника.
Такая втулка должна входить в новый набор маслосъёмных колпачков; - смазываем шток клапана моторным маслом и надеваем новый сальник;
- убираем пластиковую втулку и напрессовываем сальник на своё место при помощи оправки;
Оправка для запрессовки маслосъемных колпачков
Сборка клапанов и всех демонтированных деталей
То же самое проделываем со вторым клапаном 1 цилиндра. Закончив замену клапанных сальников на первом цилиндре, приступаем к такой же операции на 4 цилиндре так, как он тоже будет находиться в ВМТ.
Затем проворачиваем коленчатый вал на 180˚ и подводим к ВМТ поршни 2 и 3 цилиндров. Заменив маслосъёмные колпачки на этих цилиндрах, начинаем сбоку двигателя в обратном порядке.
Полезный совет.
После сборки пружин клапанов уберите оловянный пруток из цилиндра и легонько пристукнете по штоку клапанов. Если какие-то сухарики не на месте, то после этого они лягут на свои места.
Перед установкой на место распределительного вала коленчатый вал надо установить в то положение, в котором он был во время начала работ на 1 цилиндре. Это надо сделать обязательно, чтобы не нарушить порядок газораспределения.
Проверяем совпадение меток на звёздочке распредвала и на корпусе подшипника. Обжимайте корпус подшипников распредвала в той последовательности, какая указана в инструкции.
Произведите регулировку зазоров в клапанах в соответствии с инструкцией.
Стоимость комплекта новых маслосъёмных колпачков – 120 рублей
На ваз 2104 замена маслосъёмных колпачков в автосервисе обойдётся вам:
- со съёмом головки цилиндров — 3500 рублей
- без снятия головки цилиндров — 2000 рублей
Сообщества › Клуб Любителей Классики (и не только) › Блог › Как заменить маслосъемные колпачки на ВАЗ-2107 своими руками
Внешним признаком износа маслосъемных колпачков (сальников клапанов) является кратковременное появление голубого дыма из выхлопной трубы при пуске двигателя после продолжительной стоянки или при торможении двигателем после длительного движения под нагрузкой. Причем, постоянное дымление обычно не наблюдается.
Также, косвенными признаками является увеличенный расход масла, замасленные электроды свечей зажигания, масляные подтеки на клапанах.
Аналогичные признаки наблюдаются и при соскакивании колпачков с посадочных мест направляющих втулок клапанов.
Заменить колпачки можно без снятия головки блока цилиндров. Целесообразнее эту операцию проводить совместно с заменой деталей ГРМ или при плановой настройке тепловых зазоров клапанов.
Для этого нам понадобится:
— Комплект маслосъемных колпачков Ø8 мм
— Пара сухариков (не обязательно)
— Установочная втулка (при наличии) или термоусадочная трубка Ø8-10 мм
— Пруток оловянного припоя Ø7-8 мм или другого мягкого металла
— Обрезок шнура или проволоки
— Динамометрический ключ
— Гаечные и торцовые ключи на 7,8,10,13,17
— Рассухариватель клапанов
— Цанговый съемник-оправка (желательно) или узкогубцы для съема колпачков
— Оправка для запрессовки колпачков
— Щуп 0,15 мм или рейка для настройки теплового зазора клапанов
— Пинцет или магнитная отвертка
— Отвертка, молоток
Итак, глушим двигатель и даем ему остыть. Снимаем крышку головки блока цилиндров и совмещаем метки ГРМ по верхней мертвой точке (ВМТ) 4-го цилиндра.
В этом положении поршни 1-го и 4-го цилиндров установятся в положение ВМТ, что исключит падение клапана в цилиндр при “рассухаривании” и облегчит его фиксацию оловянным прутком.
Ослабляем натяжитель цепи, отворачиваем гайку крепления и снимаем звезду распределительного вала вместе с цепью. Не допуская перескакивания цепи, связываем их вместе и фиксируем от падения в картер двигателя, чтобы не сбились фазы газораспределения.
Снимаем постель с распредвалом.
Откручиваем свечи, с помощью фонарика удостоверяемся, что поршень 1-го цилиндра находятся в верхнем положении. Преодолев усилие пружины, снимаем рокер (рычаг) клапана, а затем и саму пружину.
С помощью подходящей торцевой головки наносим легкий удар молотком по верхней тарелке оттяжных пружин клапана для облегчения процесса “рассухаривания” в дальнейшем.
Вставляем оловянный прутик в свечное отверстие под клапан, надеваем рассухариватель и, продавливая тарелку, вынимаем освободившиеся сухарики пинцетом или магнитной отверткой. Затем снимаем рассухариватель, верхнюю тарелку с пружинами, а также опорную шайбу малой пружины.
С помощью цангового инерционного съемника легкими ударами бойка снимаем колпачок с направляющей втулки клапана. При отсутствии данного приспособления, в крайнем случае, можно воспользоваться узкогубцами.
Однако, работать следует очень осторожно, так как ими легко повредить направляющую втулку из хрупкой металлокерамики, что грозит внеплановым ремонтом головки.
Протираем посадочное место, надеваем на стержень клапана установочную втулку (обычно идет в комплекте с колпачками) или подходящую по диаметру термоусадочную, чтобы не повредить рабочую кромку колпачка об выточку под сухари.
При значительном люфте и износе рабочих поверхностей направляющих втулок и стержня клапана желательно и необходимо тщательно обезжирить посадочные места, чтобы предотвратить соскальзывание колпачков с направляющих.
Надеваем колпачок и продвигаем до направляющей, предварительно смазав его рабочую кромку моторным маслом. Убираем установочную втулку, снимаем пружинку с колпачка, надеваем оправку и легкими ударами запрессовываем колпачок до упора, одеваем пружинку обратно.
Ставим пружины, тарелки и “засухариваем” клапан обратно, снимаем рассухариватель.
После этого, пока поршень еще находится в ВМТ, вынимаем прутик и наносим несколько несильных ударов молотком по стержню клапана, чтобы убедиться, что сухарики надежно встали по месту.
Устанавливаем пружину и рокер на место.
Аналогично меняем колпачки на втором клапане и на клапанах 4-го цилиндра. Затем, придерживая звездочку с цепью, проворачиваем коленчатый вал на 180°, а распредвал, соответственно, на 90° и заменяем колпачки 2-го и 3-го цилиндров. Для этого очень удобно использовать заднее колесо, вывешенное на 4-ой передаче.
Заново выставляем коленчатый вал в положение ВМТ 4-го цилиндра и устанавливаем распредвал с звездочкой на место. Затяжку производим динамометрическим ключом с усилием 2,2 кгс·м согласно схеме затяжки.
После установки распредвала и натяжки цепи обязательно настраиваем тепловые зазоры в клапанах.
Видео процесса:
Обзор товара Оправка для установки маслоотражательных колпачков ВАЗ ПАВЛОВСКИЙ ИЗ
Артикул: 41.7853-4016 , артикулы доп.: 10285
Код для заказа: 005047
Меняем маслосъемные колпачки своими руками
Всем привет! Являясь обладателем продукции отечественного автопрома, возникла необходимость в замене сальников клапанов, так как, судя по всем признакам, они начали пропускать – повышенный жор масла, резьба свечей в нагаре, дым из трубы при пуске.
Автомобиль уже с приличным пробегом, требует постоянных вложений, поэтому решил сэкономить и заменить колпачки своими руками не прибегая к сервису, заодно совместив это с заменой изношенного распредвала и кулачков, чтобы десять раз не лазить.
Заранее были приобретены необходимые инструменты и материалы: комплект колпачков, распредвал с рокерами, пара пружин и сухариков на всякий случай. Из инструментов нам понадобится набор ключей и головок, динамометрический ключ, молоток, намагниченная отвертка или пинцет, узкогубцы для съема колпачков, рассухариватель клапанов, оловянный пруток, отрезок термоусадочной трубки, если в комплекте с сальниками нет установочной втулки.
Оперативно пришла посылка с оправкой по забиванию колпачков.
Представляет из себя отрезок металлического прутка, рассточенный под форму сальника – просто и надежно.
Итак, давайте приступим. Глушим мотор и даем ему остынуть. Снимаем клапанную крыжку и выставляем метки ГРМ по Верхней мертвой точке 4-го цилиндра (ВМТ).
В этом положении мы можем заменить колпачки на 1 и 4-м цилиндре. Снимаем звезду респредвала и связываем ее с цепью, чтобы цепь не перескочила и не сбились метки, так как нам надо будет еще прокручивать коленвал.
Теперь с помощью фонарика удостоверяемся, что поршни 1 и 4-го цилиндров находится в верхнем положении. Начнем замену с первого цилиндра, снимаем пружины и рокера. Откладываем их согласно нумерации цилиндров, чтобы потом при сборке поставить каждый на свое место.
Вставляем оловянный прутик в свечное отверстие под клапан на котором будем заменять колпачок, надеваем рассухариватель и продавливаем тарелку с пружиной, вынимая освободившиеся сухарики, снимаем пружины клапана, а также нижнюю тарелку малой пружины, так как она нам будет мешать.
Все, доступ к сальнику открыт. Теперь с помощью узкогубцев осторожно, чтобы не повредить направляющую втулку клапана, снимаем старый сальник вверх.
Протираем посадочное место от масла, надеваем на кончик клапана установочную втулку, дабы не повредить новый сальник об острые края и осторожно одеваем колпачок, смазав рабочую кромку маслом. Снимаем втулку, надеваем оправку и несильными ударами молотка запрессовываем сальник до упора.
Так как показалось, что длины выточки под стержень клапана в оправке не хватит, то предварительно немного расверлил отверстие дрелью, благо металл довольно мягкий. Также наждачной бумагой зашкурил острые края.
Теперь ставим пружины и рассухариватель обратно и засухариваем клапан, после этого вынимаем прутик и наносим несколько несильных ударов молотком по стержню клапана, чтобы убедиться, что сухарики надежно встали по месту.
Аналогично меняем сальники на втором клапане и на клапанах 4-го цилиндра, затем проворачиваем коленчатый вал на 180 градусов и заменяем сальники 2 и 3-го цилиндра. Перед установкой рокеров и распредвала еще раз внимательно проверяем “засухаренность” клапанов и собираем все обратно.
После установки распредвала настраиваем зазоры в клапанах.
Так как менял колпачки в первый раз, то работа заняла весь день. К сожалению, замена помогла не особо, так как на проверку оказались изношеными еще и направляющие втулки клапанов. Но, ценный опыт получен и, думаю, в будущем, если придется менять эти направляющие, он еще пригодиться.
Также, перед работой рекомендую основательно подготовиться и найти инструкцию по замене колпачков для конкретно вашего автомобиля, так как есть много ньюансов, которые в данный обзор вместить не удалось. И желательно все же иметь подобный цанговый съемник колпачков вместо пассатижей https://www.avtoall.ru/s_emnik_kolpachkov_maslootrajayushih_5_6mm_avtom-959842/ – сэкономит кучу времени. Ну, и небольшое видео ниже, может кому поможет, замена колпачков своими руками – это не так уж и трудно.
Замена маслосъёмных колпачков на ваз 2104 своими силами
ВАЗ 2104 общий вид
Вазовские двигатели имеют существенный недостаток. Это износ маслосъёмных колпачков и в результате повышенный расход масла и синий выхлоп.
Маслосъёмные колпачки (их ещё называют клапанные сальники) предназначены для того, чтобы лишнее масло по штоку клапана не попадало в камеру сгорания. Клапанные сальники изготавливают из маслобензостойкой резины.
Эта резина хорошо противостоит агрессивным свойствам масла и паров бензина. Но со временем резина теряет эластичность, она становится ломкой, расслаивается, теряется плотность прилегания к штоку клапана и излишки масла проникают в камеру сгорания.
Отсюда перерасход масла и синий дым из выхлопной трубы. Ориентировочно пробег до очередной смены колпачков составляет 20 000 км.
Если вы заметили, что расход масла превышает 1 л на 1000 км, а выхлоп становится синим, то значит пришла пора заменить маслосъёмные колпачки. Эту работу можно выполнить своими руками. Для этого вам понадобится кроме стандартного инструмента специальное приспособление для рассухаривания пружин клапанов.
Замена маслосъёмных колпачков на ваз 2104 довольно трудоёмкая операция и, имея такое приспособление, значительно ускорите этот процесс.
Набор приспособлений и инструментов
Приспособления для замены колпачков
- приспособление для снятия сухариков с пружин клапанов;
- съёмник старых колпачков (это доработанные плоскогубцы);
- оправка для запрессовки клапанных сальников;
- пруток оловянный диаметром 8 –10 мми длиной в20 см;
- приспособление для регулировки зазоров в клапанах;
- ключи рожковые на 8; 10; 17;
- ключи торцовые на 8; 17;
- отвёртка плоская;
- молоток.
Приспособление для спрессовки старых клапанных сальников
Это приспособление с одного конца имеет инерционный съёмник для старых сальников, а с другой оправку для запрессовки новых. Таким приспособлением легко снимаются старые колпачки и запрессовываются новые, при этом вы не поцарапаете шток клапана.
Подготовительные работы
На ваз 2104 замена маслосъёмных колпачков начинается с разборки двигателя с целью открыть доступ к клапанам:
- снимаем крышку воздушного фильтра и отсоединяем его корпус от карбюратора, предварительно отсоединив шланги вентиляции картера и подвода воздуха;
- снимаем воздушный фильтр с карбюратора;
- отсоединяем все шланги от карбюратора;
- снимаем карбюратор с впускного коллектора;
Для того чтобы грязь не попала вовнутрь карбюратора, закрываем все отверстия заглушками или чистой ветошью.
Продолжаем:
- отсоединяем все шланги, которые проходят над крышкой клапанной коробки;
- откручиваем гайки крепления и снимаем крышку клапанной коробки, стараясь не повредить прокладку;
- выкручиваем все свечи зажигания из головки цилиндров;
- снимаем боковую крышку, закрывающую звёздочку привода распредвала;
Когда снимем крышку, то сквозь пружины можно увидеть через какие сальники уходило масло.
Сквозь пружины клапанов можно увидеть, через какие колпачки уходило масло
Продолжение подготовительных работ
Метки на звёздочке и на корпусе подшипника распредвала
- проворачиваем коленчатый вал и по меткам на звёздочке и на корпусе подшипника выставляем поршень 1 цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ) на ходе сжатия;
- включаем передачу заднего хода, чтобы не проворачивался коленвал;
Освобождаем крепление распредвала
- отгибаем стопорную шайбу и откручиваем болт на 17, который крепит звёздочку распредвала;
- ослабляем натяжение цепи привода распредвала, для этого откручиваем гайку крепления башмака, который обеспечивает натяжение цепи, вставляем монтировку между цепью и башмаком и, приподнимая вверх, отжимаем башмак, в таком положении опять закручиваем гайку;
- подвязываем цепь, чтобы она не упала вниз;
- лёгкими ударами киянкой или ручкой молотка снимаем звездочку привода распредвала;
Обратите внимание на шпонку звёздочки, если она слабо держится в пазу, то лучше её снять, чтобы не потерялась.
Демонтаж распределительного вала
Откручиваем гайки крепления корпусов подшипников распредвала
- откручиваем гайки крепления подшипников распредвала к головке цилиндра;
- снимаем распредвал вместе с подшипниками;
Разборка клапанов и съёмка сальников
Установка приспособления для снятия сухариков
- через свечное отверстие в головке вставляем оловянный пруток и подводим его под тот клапан, который будем рассухаривать;
- на ближайшую к клапану шпильку наворачиваем гайку;
- под гайку заводим захват приспособления, а второй конец упираем в пружину клапана;
- одной рукой сжимаем пружины клапана, а другой вынимаем освободившиеся сухарики;
Это лучше всего сделать пинцетом, магнитной отвёрткой или плоскогубцами с длинными и тонкими губками. Делать надо аккуратно, чтобы сухарики не разлетелись под действием пружин.
Снимаем тарелку и пружины
- удалив сухарики, снимаем верхнюю тарелку, обе пружины и нижнюю тарелку пружин;
Снимаем маслосъёмный колпачок
- теперь можно снять маслосъёмный колпачок, делается это доработанными пассатижами или поддеваем плоской отвёрткой;
- перед установкой нового сальника на шток клапана необходимо надеть пластиковую втулку. Это делается для того, чтобы не повредить рабочую кромку сальника.
Такая втулка должна входить в новый набор маслосъёмных колпачков; - смазываем шток клапана моторным маслом и надеваем новый сальник;
- убираем пластиковую втулку и напрессовываем сальник на своё место при помощи оправки;
Оправка для запрессовки маслосъемных колпачков
Сборка клапанов и всех демонтированных деталей
То же самое проделываем со вторым клапаном 1 цилиндра. Закончив замену клапанных сальников на первом цилиндре, приступаем к такой же операции на 4 цилиндре так, как он тоже будет находиться в ВМТ.
Затем проворачиваем коленчатый вал на 180˚ и подводим к ВМТ поршни 2 и 3 цилиндров. Заменив маслосъёмные колпачки на этих цилиндрах, начинаем сбоку двигателя в обратном порядке.
Полезный совет.
После сборки пружин клапанов уберите оловянный пруток из цилиндра и легонько пристукнете по штоку клапанов. Если какие-то сухарики не на месте, то после этого они лягут на свои места.
Перед установкой на место распределительного вала коленчатый вал надо установить в то положение, в котором он был во время начала работ на 1 цилиндре. Это надо сделать обязательно, чтобы не нарушить порядок газораспределения.
Проверяем совпадение меток на звёздочке распредвала и на корпусе подшипника. Обжимайте корпус подшипников распредвала в той последовательности, какая указана в инструкции.
Произведите регулировку зазоров в клапанах в соответствии с инструкцией.
Стоимость комплекта новых маслосъёмных колпачков – 120 рублей
На ваз 2104 замена маслосъёмных колпачков в автосервисе обойдётся вам:
- со съёмом головки цилиндров — 3500 рублей
- без снятия головки цилиндров — 2000 рублей
Как поменять маслосъемные колпачки ВАЗ 2106
Если посмотреть на конструкцию двигателя внутреннего сгорания, то можно увидеть, что клапаны смазываются моторным маслом в верхней части. Снизу же происходит сгорание топливной смеси. А теперь представьте, что будет, если по одному из клапанов начнет просачиваться масло?
Правильно, оно сгорит, причем оставит много копоти на стенках камеры сгорания, также может появиться дым из глушителя. Следовательно, в зависимости от степени разрушения, появится и расход масла.
Почему изнашиваются маслосъемные колпачки ВАЗ 2106
Новые сальники клапанов упругие и мягкие, эластичные, крепко обжимают клапан, не допуская попадания смазки в камеры сгорания. В зависимости от того, какой срок эксплуатации у двигателя, колпачки меняют свои свойства.
Воздействие различных температур – например, при прогреве зимой сальники могут за несколько минут претерпеть нагрев более чем на сотню градусов.
Именно это условие и определяет степень износа колпачков. Они становятся твердыми, начинают пропускать масло и не выполняют свои прямые обязанности.
Производится замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106 своими руками довольно просто – не нужно иметь образование моториста, достаточно выполнять все работы аккуратно. Из специального инструмента вам потребуется:
- Рассухариватель клапанов – для сжимания пружины.
- Оправка для установки сальников.
- Съемник или плоскогубцы для извлечения старых колпачков.
- Прут из мягкого металла для фиксации клапанов в цилиндрах двигателя.
Все это должно быть у вас в наличии, если занимаетесь ремонтом ВАЗ 2106 самостоятельно. В противном случае постепенно все приспособления покупаете в магазинах.
Процедура замены
При замене маслосъемных колпачков ВАЗ 2106 нужно придерживаться определенного алгоритма:
- Снимаете крышку с головки блока, выкрутив все гайки. И не потеряйте шайбы, которые находятся под ними.
- Прокрутите коленчатый вал до тех пор, покуда не совпадут метки на звездочке распредвала и крышке. В таком положении коленчатого вала поршни первого и четвертого цилиндров находятся в ВМТ. Следовательно, после снятия сухарей клапаны не выпадут.
- Снимаете пастель подшипников распредвала, фиксируете звездочку и цепь, чтобы они не упали вниз, иначе достать их будет очень проблематично.
- Итак, в первом цилиндре поршень находится в ВМТ, теперь нужно выкрутить свечу и снять пружину, после чего увести в сторону рычаг.
- Ослабляете крепление регулировочного болта и устанавливаете съемник для пружины.
- В отверстие свечи вставляете прут из мягкого металла (идеально использовать олово), чтобы не позволить клапанам упасть вниз.
- Рассухаривателем сжимаете пружину до той поры, покуда сухари не освободятся. Вполне возможно, что придется по ним слегка постучать – очень часто прикипают.
- Демонтируете пружины, снимаете тарелки и шайбы.
- Теперь можно установить первый маслосъемный колпачок ВАЗ 2106 на свое место. Ставите зажим на клапан и, постукивая небольшим молотком, вынимаете старый колпачок. Новый смажьте маслом и снимите пружинку с верхней части. Поставьте на место и, используя оправку, запрессуйте в отверстие. После можно одеть пружину.
- Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106 на остальных клапанах проводится аналогично, только не забудьте прокрутить коленвал перед тем, как проводить работы со вторым и третьим цилиндрами.
После окончания всех работ установите цепь и звездочку на место, проведите натяжение привода. Убедитесь, что все установили, прежде чем запустить двигатель. Видео по теме: