Таблица жилин и костылин
СПАДИЛО.РУ
Два образа
«Кавказский пленник» — назидательный рассказ Л. Н. Толстого для детей. В нем писатель показал два ярких противоположных образа: смелого и находчивого Жилина и слабого и трусливого Костылина. Контраст между этими людьми усилен экстремальной ситуацией — попаданием в плен.
До плена
Жилин и Костылин — два русских офицера, служащих на Кавказе. Костылин — «мужчина грузный, толстый», поэтому логично предположить, что он больше предпочитает командовать, чем воевать. Да и командир из Костылина никудышный. Он уговаривает Жилина покинуть солдат и продолжить путь вдвоем: «Мочи нет, есть хочется, да и жара». Костылину тяжело выносить даже такие неудобства.
Всю дорогу Костылин думает только о еде, совершенно забывая о возможном нападении горцев. Даже при въезде в ущелье он игнорирует предостережение Жилина: «Что смотреть? Поедем вперед». В этом уже проявляется огромная разница между двумя офицерами.
Жилин — предусмотрительный командир. Он поднимается на гору и замечает горцев. Вдвоем у офицеров были шансы отстреляться, чтобы отступить к обозу. Однако Костылин нарушает уговор, предает боевого товарища и бросается в бегство.
Когда Жилин понимает, что вырваться из ловушки уже не удастся, он принимает мужественное решение: «Не дамся же живой…». Под храбрым офицером убивают лошадь. Жилин до конца пытается отбиться, но, навалившись толпой, горцы берут его в плен.
Снова вместе
Попав в плен, Жилин не приходит в отчаяние. Он с интересом рассматривает аул и запоминает все детали. которые могут пригодиться при побеге.
Жилин безусловно знает о жестокости горцев, однако ведет себя и разговаривает с ними очень смело: «С ними что робеть, то хуже». Даже под угрозой наказания офицер заявляет, что отказывается платить три тысячи рублей. Такое поведение невольно вызывает уважение у врагов: «Джигит урус!».
Во время спора о размере выкупа Жилин вновь встречается с Костылиным. Оказывается, что трус также не смог скрыться. В отличие от Жилина воля Костылина была сломлена еще до плена. Горцы без труда заставили его написать письмо с просьбой заплатить пять тысяч рублей.
Офицеров специально свели вместе, чтобы повлиять на несговорчивого Жилина. Задумка горцев не удалась. Жилин все равно добился снижения выкупа до 500 рублей («Хотите — убивайте, пользы вам не будет»), да еще и вытребовал для себя с товарищем приличное содержание.
Поведение в плену
Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни… или спит».
Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.
Умелые руки Жилина позволили ему добиться доверия Дины и еще большего уважения хозяина. Со всей округи офицеру на починку приносят разные вещи. Слава мастера была нужна Жилину только для отвлечения внимания. Тайком он начал рыть подкоп в сарае, а однажды, взобравшись на гору, наметил путь к бегству.
Первый побег
Инициатива побега принадлежит исключительно Жилину. Ему даже пришлось уговаривать товарища бежать вместе. Костылин с самого начала стал обузой для Жилина. Он постоянно жаловался на усталость и израненные ноги. В порыве раздражения Жилин пожалел о том, что взял «колоду эту с собой… Один бы я давно ушел».
Негативное отношение к Костылину немного смягчается, когда он просит Жилина бросить его и бежать одному. Но пойти на это офицер не может. Жилин мужественно взваливает толстого Костылина на плечи.
Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.
Второй побег
Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.
Помогли Жилину дружеские отношения, установившиеся с Диной. Девочка поначалу подкармливала пленников, а затем решилась помочь им бежать. На вторую попытку у Костылину сил не нашлось: «Уж мне, видно, отсюда не выйти».
Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.
Итоговая характеристика
Жилин в рассказе — пример для подражания, образец мужественного поведения. Этот офицер никогда не отчаивается и верит в собственные силы. Жилин заботится не только о себе, но и о предавшем его товарище.
Костылин вызывает лишь жалость и презрение. Такому человеку нечего делать на войне. Он представляет собой обозу для армии и легкую жертву для врагов.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (таблица)
Идея написания рассказа Кавказский пленник пришла ко Льву Толстому в годы, когда он сам служил в регулярных войсках горного Кавказа. Небольшая повесть, явившаяся воплощением замысла, была написана много позднее и, отчасти, имеет автобиографические черта. Чудом избежавший пленения писатель не избавляет от этой участи своих героев.
Главных персонажей в рассказе два Жилин и Костылин. На их противопоставлении друг другу строится внутренний конфликт повествования, ярко рисуются заложенные автором идеи морального выбора, достоинства и чести. Чтобы лучше понять их, стоит сравнить двух, столь непохожих между собой, русских офицеров.
Предлагаем вашему вниманию сравнительную характеристику Жилина и Костылина в виде таблицы
Жилин | Костылин | |
Внешность | Из строк рассказа следует, что это был невысокий, крепкий и подвижный, чрезвычайно выносливый человек, под стать своей фамилии. | Такими словами описывает персонажа сам Толстой: мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. |
Характеристики | Характер персонажей Толстой, со всем мастерством, раскрывает через последовательность сцен, где наглядно демонстрируется их поведение в различных ситуациях. Уже в начале рассказа можно понять, что Жилин человек не робкий, поскольку он готов отправиться на встречу к больной матери, несмотря на опасную обстановку на границе.
При этом, он отличается рассудительностью и осмотрительностью, что видно из его поведения в пути: Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит: — Надо выехать на гору, поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь. А Костылин говорит: — Что смотреть? поедем вперед. Жилин не послушал его. — Нет,— говорит,— ты подожди внизу, а я только взгляну. В момент нападения татар проявляется отчаянная храбрость героя, готового скорее погибнуть, чем оказаться в неволе. И после пленения Жилин продолжает держать себя смело. Он не соглашается писать домой письма, чтобы просить за свою жизнь большой выкуп. Ему удается убедить татар, что он не в состоянии отдать больше 500 рублей, но и конверт с такой просьбой подписывает неправильно чтобы не дошел. Думает о больной матери: Где (матери) столько денег взять, за меня заплатить. И то она тем больше жила, что я посылал ей. Если ей пятьсот рублей собрать, надо разориться вконец. Бог даст — и сам выберусь. Находясь в заключении и противника, Жилин не сидит без дела. Он начинает мастерить игрушки для дочери своего хозяина, и та взамен приносит ему хорошую еду. Позднее слава об русском умельце распространяется, и Жилин ремонтирует для татар всякие вещи, заслуживая их уважение. Но отпускать Жилина даром не хотят, и он обдумывает побег, собираясь взять с собой товарища по несчастью, Костылина. Когда доходит до дела и Костылин выказывает слабость, потеряв силы от дурного кормления в плену, Жилин тащит его на себе, но из-за их медлительности, татарам удается поймать беглецов. После этого условия заключения стали более суровыми, но Жилин не сдался, предпринял еще одну попытку к бегству и, на сей раз, удачно. | С первых же строк Костылин предстает как человек слабохарактерный, безалаберный, беспечный и морально не стойкий. Когда их с Жилиным окружают враги, он без раздумий бросает товарища: А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар — закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.
Это, однако, не спасает Костылина от плена. В заключении он сразу же сдается, пишет письмо домой с просьбой о богатом выкупе, ведет себя заискивающе, смирно, явно опасаясь гнева татар и наказания. Поведение его пассивно, хотя он соглашается бежать с Жилиным, но явно робеет. Во время неудавшегося побега Костылин постоянно страдает от физических неудобств, отстает и жалуется: Подожди хоть немножко, дай вздохнуть,— у меня ноги в крови все. Но когда беглецам угрожает поимка Костылин просит Жилина оставить его и идти одному, показывая, тем самым, что он не дурной, а просто слабый человек. В конечном итоге Костылин освобождается, получив выкуп. |
Заключение | Жилин образец находчивого, не сдающегося русского офицера из небогатого дворянства. Он храбр, но не безрассуден. Честь, долг и товарищество для него превыше всего. | Образ Костылина отражает реально существовавший пласт офицерского сословия отпрысков богатых семей, не лишенных хороших задатков, но изнеженных и не желающих принимать решений, которые отправлялись на службу только ради престижа и благ. |
Главным героем Кавказского пленника, несомненно, является Жилин, на судьбе которого сосредоточился Толстой. Но и Костылин выведен вовсе не случайно, его образ необходим для сравнения, для полного раскрытия идей автора на игре контрастов.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. 5-й класс
Разделы: Литература
Класс: 5
Цели:
- Обучать учащихся созданию художественного образа.
- Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
- Воспитывать грамотного читателя.
I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
1. Повторение знаний теории литературы
– Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.
– «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)
– Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)
– Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)
– Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)
– Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)
– Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)
– А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.
Повествование:
- Личное – от лица героя-рассказчика;
- Безличное – от лица повествователя.
Персонажи:
- главные;
- второстепенные;
- эпизодические.
– Вы согласны со своими ответами? (Да)
Оценки за ответ…
2. Работа над эпиграфом
– Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (О татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
– Прочитайте эпиграф.
– Почему война не сказка?
– Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.
– Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
– В рассказе изображены два офицера.
– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
3. Тема урока
а) Приемы составления характеристики героев
– Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?
Приемы составления характеристики литературных героев:
– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими лицами
б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
– Сравним Жилина и Костылина.
– Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
– Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
Что общего?
– Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
Портрет
– Найдите в тексте описание героев;
– О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
– Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
«Говорящая» фамилия
– Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).
Поведение героев во время нападения татар
– Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
– Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
В плену
1. Письмо о выкупе
– Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
– Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность?
– Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
– Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
– Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Жилин:
– Рукодельничает;
– Изучает местность, так как думает о побеге;
– Общается с Диной;
– Лечит людей аула.
– Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
– Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
Побег
– Расскажите об этом.
– Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
в) Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
с использованием таблицы, составленной в ходе работы
Жилин | Костылин |
Общее | |
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге. | |
Различие | |
I. Портрет | |
Удалой, выносливый, смелый. | Физически слабый. |
II. «Говорящая» фамилия | |
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый, выносливый, крепкий человек. |
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами. Слабый человек. |
III. Поведение героев во время нападения татар | |
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. | Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель). |
IV. В плену | |
1. Письмо о выкупе Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей. |
1. Письмо о выкупе Трус, думает только о себе. |
2. Внутреннее состояние Сильный духом, верит в удачу, собственные силы. |
2. Внутреннее состояние Душевно слаб, верит в выкуп. |
3. Занятия Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела. |
3. Занятия Бездействует, стонет. |
4. Мнение татар о Жилине Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит». |
4. Мнение татар о Костылине Костылин – «смирный». |
г) Значимость темы
– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
– различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
– сделать правильный выбор друзей;
– понимать внутренний мир человека.
4. Домашнее задание:
1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»
– Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.
– О чем бы они могли вам рассказать?
– О чем бы вы их спросили?
Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Дидактический материал «Жилин и Костылин.Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» ставит своей целью помочь учителю обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы; учить сжато излагать повествовательный текст; развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников развивать навыки сопоставительной характеристики героев; воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Просмотр содержимого документа
«Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»
учитель русского языка и литературы МОУ
«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
Жилин и Костылин.
Сравнительная характеристика героев
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
формировать умение анализировать текст художественного произведения;
развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;
учить сжато излагать повествовательный текст;
развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
продолжить работу по развитию культуры речи школьников
развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Человек сам отвечает за свою судьбу.
Береги честь смолоду, а платье снову.
Сам погибай, а товарища выручай.
Композиция рассказа «Кавказский пленник»
действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.
Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.
Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.
Второй побег из плена.
Жилин оказывается в своей крепости.
Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
Характеристика литературного героя
совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.
Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.
Жилина и Костылина
Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,
ведь пленников двое?
В плен попадают два офицера,
но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».
Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,
именно он – герой рассказа Толстого.
Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,
т.е.дадим им сравнительную характеристику
Жилина и Костылина
Происхождение, род занятий
Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.
Костыль – высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.
«Не велик ростом, а удал».
«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
Жилина и Костылина
Отношение к лошади
«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…
«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».
«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».
Жилина и Костылина
Поведение во время встречи с татарами
«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».
Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.
Трус, не поддержал товарища.
Жилина и Костылина
Поведение в плену
«Написал письмо, а на письме не так написал, – чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».
«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».
«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».
Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула
Жилина и Костылина
Мнение татар о пленниках
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».
Жилина и Костылина
Поведение во время первого побега
«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».
«Костылин всё отстаёт да охает».
Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .
Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.
«Бросать товарища не годится».
Жилина и Костылина
Подготовка ко второму побегу
Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.
Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.
«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».
«…не годится товарища бросать».
Жилина и Костылина
Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.
Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери
Раскис, упал духом.
Сумел прижиться в ауле
Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.
Ему интересны другие люди, любит детей.
Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.
Способен на предательство, трус
Жилина и Костылина
Почему так по-разному сложились судьбы героев?
Какие основные черты характера они проявили?
Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.
Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.
Жилина и Костылина
Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:
«Человек сам отвечает за свою судьбу»?
Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Образ Жилина и Костылина. Сопоставительный анализ.
Первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев. Показать на примере анализа образов Жилина и Костылина.
Просмотр содержимого документа
«Образ Жилина и Костылина. Сопоставительный анализ.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Б.Н ЕМЕЛЬЯНОВА»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: «ОБРАЗ ЖИЛИНА И КОСТЫЛИНА. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ».
Степкина Алина Александровна, учитель русского языка и литературы,
Образовательная: сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев; показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.
Развивающая: развитие навыков анализа, создания характеристики героя.
Воспитательная: воспитание толерантности и человеколюбия.
УМК: Коровина В.Я. Литература 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательного учреждения в 2ч.- М: «Просвещение, 2013 г.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.
Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщение.
Личностные: воспитание духовно- нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения.
Актуализация знаний учащихся
– Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
– Кто из героев вызвал уважение, кто- неприязнь?
– Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
(Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин- герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина).
Работа по теме урока
Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина по следующему примерному плану, который может быть записан в тетради.
Отношение к близким, окружающим, миру.
Отношение к нему окружающих.
Поведение в плену.
Отношение автора к герою. «Говорящая» фамилия.
Вывод о жизненной позиции героя и о его роли в произведении.
Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.
Жилы- кровеносные сосуды, сухожилия.
Костыль-палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги.
«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был».
«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет».
«- Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».
«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку).
Отношение к лошади
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил) …»
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».
«-…Не дамся же живой…»
«-…С ними что робость, то хуже».
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
«А Костылин заробел».
«Костылин так и упал со страху».
Поведение в плену
«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал,- чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду».
«Жилин на всякое рукоделье был мастер».
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит».
Мнение татар о пленниках
«Стал Жилин немножко понимать по- ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».
«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает».
«Костылин все отстает и охает».
«…не годится товарища бросать».
Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади.
Литературная игра «О ком идет речь?» (по группам)
Учащиеся делятся на группы, после чего получают карточки. Ребята по описанию должны угадать героев рассказа.
И умная, и хорошая, и именье есть. (Невеста Жилина)
Быстрый, живой, так весь на пружинах и ходит. (Абдул)
Хоть и невелик ростом да удал был. (Жилин)
Визжит, зубы оскалил, ружье наготове. (Кази- Мугамед)
Идет, бывало, в чалме своей, костылем подпирается, как волк, озирается. (Старик)
Человек какой-то, толстый, босиком и ободранный, на ноге тоже колодка. (Костылин)
Побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте слышно- монисты в косе на спине побрякивают. (Дина)
Словарная работа. Запись в литературоведческий словарик.
Сюжет- это цепь событий, происходящих в произведении
– В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?
Рассказ- небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.
– Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
Композиция- построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временной последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основан на его сюжете.
– Пленник- человек, находящийся в плену. Какой образ и какие ассоциации возникают у вас при произнесении названия рассказа Л.Н.Толстого?
– Кто из героев больше похож на кавказского пленника и почему?
– Обратите внимание на употребление писателем слова «пленник» в единственном числе. Как это можно объяснить?
– В чем поучительный смысл рассказа? Как в названии рассказа проявилось отношение автора к героям?
– Что можно посоветовать человеку, похожему на Костылина, чтобы научиться не сдаваться, преодолевать себя?
– Какими качествами характера Жилина вы хотели бы обладать?
IV. Домашнее задание
Сравните героев рассказа «Кавказский пленник», заполнив
таблицу, которую мы заполняли в классе.
Какой вывод вы можете сделать?
У учащихся на столах лежат карточки, где они подчеркивают нужное.
Урок по ФГОС по литературе по теме ” Сравнительная характеристика Жилина и Костылина”
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Учитель : Аратова Г.Б.,МКОУ Андреевской СШ
План-конспект урока русской литературы в 5 классе (ФГОС)
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Цель: Дать сравнительную характеристику героев
1. Обучать учащихся созданию художественного образа.
2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
3. Воспитывать грамотного читателя.
Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления
Проверка домашнего задания
Домашнее задание – составить план рассказа
Мотивация учебной деятельности
1. Работа над эпиграфом
– Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
– Почему война не сказка?
– Что значит «мы ее не золотим»?
-Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
-Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.
– Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.
В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)
А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)
4. Работа по новой теме
а). Приемы составления характеристики героев
– Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?
( портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)
Приемы составления характеристики литературных героев:
– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими лицами
б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
– Сравним Жилина и Костылина.
– Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
– Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
– Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
– Найдите в тексте описание героев;
– О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
– Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
II . «Говорящая» фамилия
– Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (слабый).
III . Поведение героев во время нападения татар
– Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
– Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
1. Письмо о выкупе
– Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
– Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
– Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
– Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
– Изучает местность, так как думает о побеге;
– Общается с Диной;
– Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
– Расскажите об этом.
– Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
5. Применение знаний
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Удалой, выносливый, смелый.
II . «Говорящая» фамилия
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый, выносливый, крепкий человек.
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
III . Поведение героев во время нападения татар
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.
Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.
2. Внутреннее состояние
Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
1. Внутреннее состояние
Душевно слаб, верит в выкуп.
Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
4. Мнение татар о Жилине
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
4. Мнение татар о Костылине
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
6.Информация о домашнем задании
1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)
2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
7.Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Значимость темы
– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
– различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;