Oreanda-online.ru

Свечи brisk калильное число

Маркировка свечей зажигания

Свеча зажигания — небольшое устройство, обеспечивающие искру для воспламенения топливно-воздушной смеси в карбюраторных или инжекторных бензиновых двигателях. Казалось бы, что к ней нет каких-то особых требований, главное — получить искру. Однако, если вы зайдете в любой автомобильный магазин, вам предложат массу вариантов, которые различаются между собой по самым разным параметрам:

  • производство — отечественный Уфимский завод, NGK, Bosch, Brisk и так далее;
  • устройство — один электрод, многоэлектродные;
  • величина искрового зазора;
  • калильное число;
  • металл электродов — платина, иридий, медный сплав;
  • присоединительные размеры — шаг резьбы, размер шестигранника под ключ, длина резьбовой части.

Одним словом, без каких-то специальных знаний не разобраться. Правда, и водителей и продавцов-консультантов из магазинов запчастей спасают различные каталоги и таблицы взаимозаменяемости, в которых указывается, что, например, свече российского производства для ВАЗ 2105 — А17ДВ будут соответствовать такие свечи других производителей:

  • Brisk — L15Y;
  • Autolite — 64;
  • Bosch — W7DC;
  • NGK — BP6ES.

Можно еще привести около десятка других известных производителей из разных стран и мы увидим, что одна и та же свеча, с теми же параметрами, будет обозначаться по-своему.

Возникает вопрос — почему бы не ввести единую для всех маркировку? В России, например, принята одна маркировка для всех производителей. Ответа на него пока нет.

Как маркируются свечи зажигания российского производства?

В России маркировка осуществляется согласно ОСТ 37.003.081. Маркировка состоит из букв и цифр, например А11, А26ДВ-1 или А23-2 и так далее. Что означают эти цифры и буквы?

Первая буква — это размер резьбы на корпусе. Обычно идет стандартный размер — М14х1,25, он обозначается буквой «А». Если же мы видим букву «М», то размер резьбы — М18х1,5, то есть это уже будет свеча с более длинной резьбовой частью под ключ на 27, такие свечи использовались раньше.

Цифра сразу после буквы обозначает калильное число. Чем оно ниже, тем при более высоких температурах возникает искра.

Те свечи, которые производят в России имеют индекс калильного числа от 8-ми до 26-ти. Наиболее распространенные — 11, 14 и 17. По данному параметру свечи делятся на «холодные» и «горячие». Холодные используются на высокофорсированных двигателях.

К примеру, свеча А17ДВ:

  • стандартная резьба;
  • калильное число — 17;
  • Д — длина резьбовой части 9 миллиметров (если она короче, то букву не пишут);
  • В — тепловой конус изолятора выступающий.

Если видим обозначение А17ДВР, то наличие буквы «Р» говорит о резисторе подавления помех в центральном электроде. Буква «М» в конце маркировки говорит о жаростойком медном материале оболочки центрального электрода.

Ну и если видим, например, обозначение АУ17ДВРМ, то буква «У» говорит об увеличенном размере шестигранника под ключ — не 14 мм, а 16 миллиметров. Если же размер еще больше — 19 миллиметров, то вместо «У» будет использована буква «М» — АМ17В.

Маркировка свечей иностранных производителей

Принцип маркировки иностранных производителей в основных чертах тот же, что и в России, но всё это обозначается другими цифрами и буквами. Поэтому возможна путаница. Однако, обычно на упаковке указывается для каких моделей автомобилей подходит данная свеча. Кроме того, без проблем можно найти таблицу взаимозаменяемости.

NGK

NGK — японская компания, мировой лидер по производству свечей зажигания.

Маркировка свечей имеет такой вид:

  • В4Н — соответствует нашему А11;
  • BPR6ES — А17ДВР.

Что означают эти цифры?

В4Н — Диаметр и шаг резьбы — латинская буква «В» — М14х1,25, другие размеры обозначаются — А, С, D, J.

4 — калильное число. Могут быть также обозначения от двух до 11-ти. «Н» — длина резьбовой части — 12,7 миллиметров.

BPR6ES — стандартная резьба, «Р» — проекционный изолятор, «R» — есть резистор, 6 — калильное число, «Е» — длина резьбы 17,5 мм, «S» — особенности свечи (стандартный электрод).

Если через дефис после маркировки видим цифру, например BPR6ES-11, то ею маркируют зазор между электродами, то есть 1,1 миллиметра.

Bosch

Маркировка по тому же принципу — WR7DC:

  • W — стандартная резьба на 14;
  • R — сопротивление против помех, резистор;
  • 7 — калильное число;
  • D — длина резьбовой части, в данном случае 19, выдвинутое положение искры;
  • C — медный сплав электрода (S — серебро, Р — платина, О — стандартный состав).

То есть видим, что свеча WR7DC соответствует отечественной А17ДВР, которую обычно закручивают в головку блока ВАЗ 2101-2108 и многих других моделей.

Brisk

Brisk — чешская компания, существует с 1935 года, ее продукция пользуется у нас большой популярностью.

Свечи маркируются следующим образом:

  • D — размер корпуса 19 мм, под ключ на 14, стандартная резьба 1,25 мм;
  • О — специальная конструкция соответствующая норме ISO;
  • R — резистор (Х — защитное сопротивление от угара электродов);
  • 15 — калильное число (от 08 до 19, интересно также, что индекс 13 суеверные чехи не используют);
  • Y — вынесенный разрядник;
  • С — сердечник электрода из меди (соответствует первым буквам латинских названий элементов — IR — иридий);
  • 1 — зазор между электродами 1-1,1 мм.
Beru

Beru — немецкий Премиум бренд компании Federal-Mogul, которая производит самые разные запчасти для вторичного рынка, в том числе и свечи зажигания.

Обозначение свечи указывается в таком виде — 14R-7DU (соответствует А17ДВР).

  • 14 — резьба 14х1,25 мм;
  • встроенный резистор;
  • калильное число 7 (от 7 до 13);
  • D — длина резьбовой части 19 мм с уплотнением под конус;
  • U — медно-никелевый электрод.

14F-7DTUO: свеча стандартного размера, посадочное место больше гайки (F), для маломощных моторов (Т) с уплотнительным кольцом, О — усиленный центральный электрод.

Champion

Со свечами данного производителя разобраться тоже можно без особого труда, особенно если свеча находится у вас перед глазами.

Приведем простой пример расшифровки.

  • резистор (Е — экран, О — проволочный резистор);
  • N — стандартная резьба, длина 10 миллиметров;
  • 9 — калильное число (1-25);
  • BYC — медный сердечник и два боковых электрода (А — стандартная конструкция, В — боковые электроды);
  • 4 — искровой зазор (1,3 миллиметра).

То есть данная свеча является многоэлектродным вариантом А17ДВРМ.

Можно привести еще массу примеров расшифровки обозначений на продукции других производителей. Популярными, кроме перечисленных, у нас являются такие бренды (укажем, как они маркируют наиболее распространенный вид свечи зажигания А17ДВР):

  • AC Delco USA — CR42XLS;
  • Autolite USA — 64;
  • EYQUEM (Франция, Италия) — RC52LS;
  • Magneti Marelli (Италия) — CW7LPR;
  • Nippon Denso (Чехия) — W20EPR.

Понятно, что мы привели самые простые примеры расшифровки. Постоянно появляются новые решения, например центральный электрод делают не из медно-никелевых сплавов, а из более дорогих металлов — иридия, платины, серебра. Такие свечи будут стоить дороже, но и прослужат дольше.

Если же вы не будете знать, можно ли ставить данную свечу на свой двигатель, то прежде всего ищите таблицу взаимозаменяемости и внимательно перечитайте инструкцию к своему автомобилю.

Что означает калийное число свечей зажигания, таблица

Калильное число, пожалуй, самый важный параметр любой свечи. Этот параметр показывает, при какой же температуре начнёт происходить самопроизвольное калильное зажигание. В Советском Союзе существовала таблица калильного числа свечей зажигания, в которой они маркировались числом от 8 до 26. При этом самые «горячие» имели цифры от 8 до 14, а «холодные» более 20. За рубежом единой маркировки и таблицы калильного числа не существует, каждый производитель использует свою маркировку.

Далее разберёмся, чем же важен этот параметр.

Что такое свечи зажигания и зачем они нужны

В современных двигателях внутреннего сгорания (ДВС) роль зажигания смеси топлива и воздуха (рабочей смеси) осуществляют свечи зажигания. Для того что бы добиться максимально полного сгорания рабочей смеси момент зажигания должен происходить в строго установленное время. Если смесь будет поджигаться не в это время, то будет происходить увеличенный расход топлива, содержание вредных веществ в выхлопе не будет соответствовать заявленным нормам. Кроме этого двигатель не сможет развивать паспортной мощности.

Отсюда следует, что нарушение параметров работы зажигания недопустимо в современных моторах, и тем более недопустимо появление калильного зажигания.

Современные свечи обеспечивают все эти параметры. Они имеют очень строгие параметры. Так как в современных двигателях им приходится создавать мощную устойчивую искру от 500 до 3500 раз в минуту.

Калильное число

На что влияет калильное число свечей зажигания

Для понимания этого вопроса важно понимать, что собой представляет, калильное зажигание, и что такое калильное число свечи зажигания? При работе любого ДВС эти детали разогреваются. При их нагреве до рабочей температуры происходит процесс их очистки от нагара. Если же она перегревается, то после этого начинается процесс воспламенения рабочей смеси не от искры, а собственно, от её накалённой поверхности.

На заре двигателестроения существовали моторы, оснащённые, исключительно, калильным зажиганием, но сейчас таковых нет и калильное зажигание очень вредный процесс. При таком воспламенении рабочей смеси, она загорается не в тот момент, когда это требуется. Это приводит к резкому снижению мощности и увеличению нагрузки на двигатель. Частое появление калильного зажигания может привести к очень серьёзным поломкам мотора, вплоть до его капитального ремонта.

Одной из причин появления калильного зажигания может быть неправильный выбор свечей или их выход из строя. Далее на примерах разберёмся в том, что означает калильное число свечей зажигания.

Читать еще:  Реле поворотников гранта цена

Что означает калильное число свечей зажигания

Как уже упоминалось выше, в СССР цифры, обозначавшие калильное число, находились в пределах от 8 до 26.

  1. Горячие свечи имели цифры от 11 до 14;
  2. Средние свечи имели цифры от 17 до 19;
  3. Холодные свечи имели цифры от 20 и более;
  4. Унифицированные свечи 11-20

Калильное число свечи зажигания характеризует число, которое пропорционально среднему давлению, при котором происходит калильное зажигание. Это число определялось опытным путём на специальном тарировочном моторе.

На что влияет калильное число свечей зажигания

«Горячие» — использовались на маломощных низкофорсированных моторах. Они очень хорошо очищаются от нагара, но если их установить на высокофорсированный мотор, то вы рискуете тем, что у вас появится калильное зажигание и мотор выйдет из строя. Для примера такие моторы стояли на советских легковых автомобилях. А сегодня они устанавливаются на двигателях, например, «Газелей».

Если же на маломощный мотор поставить «холодные» свечи. То тут вы рискуете тем, что из строя очень быстро выйдут сами детали. Дело в том, что разогрева мотора им будет не хватать для их очистки от нагара. И очень быстро она закоксуется и перестанет работать.

Так что, из всего вышеперечисленного следует, что для бесперебойной работы мотора нужно использовать свечи, которые предназначены для использования именно в этом моторе по калильному числу. В противном случае вас ждут разнообразные неприятности.

Как узнать калильное число свечей зажигания

Как уже упоминалось выше, в СССР значение калильного числа наносилось на каждую свечу. Точно так же поступают и за рубежом. Однако у разных производителей цифры разные и единой системы нет. Например, калильное число свечей зажигания NGK, начинается с цифры 2 (это самые «горячие» свечи) и заканчивается числом 12 (это «холодные» детали). Напротив, у компании BOSCH, «горячие» начинаются с цифры 10 и идут по убыванию к «холодным», которые маркируются цифрой 2. У другого известного производителя свечей зажигания CHAMPION, «холодные» начинаются на цифре 18,19, а «горячие» заканчиваются на цифре 53.

Про маркировку калильного числа у других производителей вы сможете узнать у продавца в автомагазине, или на сайтах этих производителей.

Что обозначает маркировка свечи

Я уже выше упомянул, что калильное число нанесено на самой свече. Но где же конкретно его искать в маркировке. Расшифруем маркировку на примере NGK BPR6E, которую каждый может найти на сайте hotline.

Маркировка свечи

Итак, первая буква в маркировке «В». Она обозначает, что диаметр 14 мм. Могут быть ещё буквы D и C.

  1. D соответствует диаметру 12 мм
  2. С соответствует диаметру 10 мм

Далее в маркировке присутствует «Р». Эта буква обозначает, что прибор имеет выступающий изолятор.
Буква «R» — указывает на то, что это резистор.

А вот, цифра «6» это то самое калильное число. Учитывая, что у NGK калильное число идёт с 2-х до 12, то свеча с числом «6» представляет самый распространённый класс средних деталей.

Ну и последняя цифра «Е» обозначает то, что она имеет длинную резьбу. Если же вы встретите букву «Н», то резьба у этой детали короткая.

Кстати, на фото выше маркировку при внимательно взгляде можно заметить на металлическом пояске.

От чего же зависит калильное число свечей зажигания

Калильное зажигание происходит при перегреве свечи. Поэтому чем меньше она перегревается, тем свеча более «холодная». Обычно «холодные» свечи более дорогие чем горячие. Почему так, думаю понятно из первого предложения – на «холодных» используются более качественные и, следовательно, дорогие материалы. Это приводит к её лучшему охлаждению и предотвращению калильного зажигания при предельных нагрузках.

Наиболее «холодные» свечи устанавливаются на гоночных автомобилях, а так же на автомобилях с турбонаддувом.

Свечи зажигания

Проверка свечей зажигания

Если происходят некие проблемы в работе двигателя то первое что нужно проверить, это свечи зажигания. Их внешний вид может дать довольно полную информацию о состоянии вашего мотора.

Итак, проверку свечей нужно начать с их извлечения из двигателя. Правда, перед их извлечением нужно дать некоторое время двигателю поработать на холостых оборотах. Конечно, если таковые на вашем моторе всё ещё присутствуют.

Но вернёмся собственно к проверке. После того как вы извлечёте свечи из двигателя вам нужно проверить их маркировку и убедиться в том что она соответствует требованиям для марки вашего автомобиля.

Если с маркировкой всё в порядке, тогда просто внешне осмотрите электроды. У исправной свечи цвет электрода должен быть белёсым – сизым, и нагар на ней должен быть минимальным. Если эти требования не удовлетворяются, то с вашим мотором проблемы. По внешнему виду свечи, с вероятностью 90%, можно выяснить какие проблемы с вашим двигателем. Но это тема отдельной статьи и её мы касаться не будем.

Заключение

В заключении хочется сказать, что, надеюсь, я убедил всех в том, что калильное число очень важный параметр и его всегда нужно учитывать при покупке свечей зажигания. Не смотря на то, что этот параметр обычно знают продавцы в автомагазинах, неплохо иметь возможность, самому проверить ту запчасть которую вы покупаете. Иначе, в случае ошибки продавца, а от ошибок ни кто не застрахован, ваш мотор может пострадать намного сильнее, а ремонт будет стоить на порядок дороже, чем стоит комплект свечей. Так что перед визитом в автомагазин запишите их калильное число на листочке бумаги и убедитесь, что вы покупаете те запчасти, которые соответствуют вашему автомобилю.

Если же свечи вы покупаете малоизвестного производителя, то проверьте их калильное число через сеть интернет до их установки. Сегодня такая возможность присутствует. Так что не поленитесь это сделать, ведь от этого зависит работа вашего двигателя и его возможный, и очень недешёвый ремонт.

В Советском Союзе существовала таблица калильного числа свечей зажигания. За рубежом единой маркировки не существует, каждый производитель использует свою.

Свечи зажигания Brisk

Brisk — одна из крупнейших в мире компаний-производителей автомобильных свечей зажигания. Она по праву заслужила свою популярность, ведь эта чешская фирма основана в 1935 году и с тех пор активно развивается и улучшается.

Нажмите, чтобы увеличить.

Свечи Brisk A-line yttrium.

Свечи зажигания BRISK соответствуют международным стандартам качества. При их производстве применяется оборудование, позволяющее производить 3D измерения параметров выпускаемых изделий. Также настроена автоматизированная линия для выпуска боковых электродов, производится электронный контроль качества. Стойкость изолятора обеспечивается специальным процессом спекания, при котором изолятор утрачивает изначальную хрупкость и становится устойчивым к механическим воздействиям.

Ассортимент выпускаемой продукции

Для автомобилей компанией разработано несколько серий свечей зажигания BRISK. Подобрать подходящие свечи зажигания для конкретной модели авто можно по соответствующей маркировке, принятой производителем либо воспользовавшись онлайн каталогами. «Бриск» выпускает такие типы свечей для авто, работающих на бензине:

  • Свечи зажигания Brisk Classic — идеально соответствующие критериям двигателей внутреннего сгорания карбюраторных автомобилей, имеющих контактную систему зажигания. Оптимальное соотношение цены и качества позволило этой серии доминировать среди конкурентов на отечественном рынке.
  • Свечи Brisk Super – серия для инжекторных автомобилей и автомобилей, оснащенных электронной системой зажигания. Отлично соответствуют двигателям данного вида практически всех автомобилей Российского и зарубежного производства.
  • Brisk Forte – эта серия отличается увеличенным диаметром центрального электрода, гальваническим покрытием корпуса и новой формой разрядника искры, что значительно продлевает ресурс работы свечи.
  • Свечи Brisk Extra – серия с двумя либо тремя боковыми электродами, рекомендована для автомобилей марок Opel, BMW, Audi, VW и др.
  • Свечи зажигания Brisk Silver (Silver Forte) – сконструированы для специфической работы двигателей, работающих на газовом топливе.
  • Серия Brisk Platin – свечи зажигания с платиновыми электродами, имеющие высочайшую устойчивость к электрической эрозии.
  • Уникальная по конструкции серия Brisk Premium – созданная по запатентованной технологии, что позволяет выдавать более высокую мощность искры и обладать лучшей акселерацией.
  • Серия свечей зажигания Brisk A-line yttrium – изготовлена специально для современных японских и европейских автомобилей. Электроды из иттриевого сплава и конструктивные особенности способствуют значительному уменьшению потребляемого напряжения.

Свечи Brisk — как отличить подделку от оригинала

Первое, на что нужно нужно обратить внимание это упаковка. Коробка должна быть из достаточно плотного картона (не обычная бумага). Все надписи и изображения должны быть четко пропечатаны с обязательным указанием маркировки самих свечей. Каждая свеча должна быть упакована в отдельную маленькую коробочку. Со стороны наименования свечей (не со стороны QR-кода) на внутренней стороне должна стоять заводская печать. Отсутствие такого клейма уже должно насторожить покупателя.

Третье — надпись на изоляторе должна быть четкой, без каких либо разводов, потертостей и прочего. Буквы гладкие, прописанные немного под наклоном (курсивом). На других моделях свечей текст может быть немного выпуклым.

Четвертое — центральный электрод. В линейке Silver электрод тоньше, чем это обычно бывает. Его цвет может быть либо бронзовым, либо серым, но в обоих случаях он должен быть МАТОВЫМ. Ни в коем случае не цвета стали. Также боковой электрод — никаких скосов и неровной быть не должно.

Читать еще:  Предохранитель главного реле приора

И последнее — зазор между боковым и центральным электродами свечей Brisk одного комплекта должен быть строго одинаков. Не допускается разброс даже на 0,05 мм. К сожалению, величина зазора не указана на упаковке.

Маркировка свечей зажигания Brisk и ее расшифровка

Маркировку можно обнаружить не только на изделии, но и на его упаковке. На рисунке ниже рассмотрим пример расшифровки маркировки:
Маркировка свечей зажигания Brisk.

  1. L — это размер корпуса. Сюда относится величина гайки под ключ, а также диаметр и шаг резьбы. Эта буква также означает уплотнение свечи.
  2. 15 — эта цифра входит в состав маркировки и обозначает калильное число — тепловую характеристику.
  3. Y — конструкция изолятора. Он может быть разных вариантов: вынесенный, утолщенный кончик изолятора, специальная версия разрядника и другие.
  4. Brisk Super отличается от предыдущих свечей Classic. Здесь можно обнаружить дополнительную букву. Она означает материал, из которого изготовлен сердечник электрода. Например, C — медь, S — серебро, P — платина и др.
  5. Последняя цифра — 1 это межэлектродное расстояние, стандартом которого является от 0,4 до 0,8 мм.

Подбор свечей Brisk по марке автомобиля

Прежде чем подобрать свечи для своей машины, нужно определиться с калильным числом, которое обозначает уровень теплоотдачи. Для каждого типа изделия это значение определяется индивидуально и является показателем времени, в течение которого детали нагреваются до определенной температуры. После этого происходит самопроизвольное возгорание смеси. Для подбора устройства необходимо ориентироваться на маркировку, которая указывает на размер теплового конуса изделия.

Обычно в документах на автомобиль есть требования для свечей зажигания, в том числе и их марка. На упаковке свечей также содержится список рекомендуемых машин для их использования.

Калильное число свечи зажигания: таблица

Калильное число свечи зажигания является достаточно важным параметром, о нем обязательно должен знать каждый владелец автомобиля. Именно этот параметр является самым значимым при выборе новой свечи.

Основные функции свечей зажигания в автомобиле

В бензиновых двигателях устройство системы зажигания существенно отличается от дизельного. Так, искра, которую свеча зажигания производит в определенный момент цикла сжатия, зажигает уже сжатую горючую смесь. Свеча должна сгенерировать искру, чтобы зажечь смесь воздуха и бензина.

Важные факторы для эффективной работы двигателя

Для того чтобы мощность двигателя могла обеспечиваться в самой полной мере и при этом соответствовала нормам экологичности, чтобы соблюдалась плавность работы мотора, должно быть выполнено несколько важных условий.

Так, цилиндры должны наполняться правильным и точным количеством правильно сбалансированной смеси воздуха с бензином. Искра, которая зажжет горючую смесь, должна пройти между двух электродов только строго в нужный момент, при этом иметь определенную мощность.

Какие требования предъявляются к свечам

Именно поэтому свечи – это те детали, к которым предъявляют достаточно строгие требования. Качественная, правильно функционирующая свеча зажигания должна выдавать мощную искру в интервале от 500 до 3500 раз в течении одной минуты. Это актуально для четырехтактного силового агрегата, который может работать с высокими оборотами в режимах старт-стоп.

Свеча должна без перебоев и с высоким уровнем надежности генерировать искру даже при сверхнизких температурах. Те детали, которые созданы с применением высоких технологий, позволяют обеспечить сгорание смеси воздуха и топлива максимально экологично. Свечи позволяют оптимально расходовать топливо.

К современным свечам предъявляются некоторые требования. Так, эта деталь должна без перебоев передавать очень высокие напряжения в любых случаях. Качественная свеча должна иметь высокие изоляционные свойства – температурный режим, в котором работают эти детали, может превышать 1000 градусов. Хорошая свеча должна работать без пробоев и образований электрических дуг. Очень важна герметичность и непроницаемость газов в камеру сгорания. Также свеча должна иметь высокую прочность. Теплопроводность юбки и электродов должна быть очень высокого уровня. Хорошее изделия полностью устойчиво к эрозии, воздействию продуктов сгорания.

Калильное число свечи зажигания и калильное зажигание

Современный типовой силовой агрегат, который эксплуатируется на бензине, остро нуждается в зажигании посредством искры. Но это далеко не один способ зажечь горючую смесь в цилиндрах. Известно, что в самых первых модификациях двигателей внутреннего сгорания, которые считались полудизелями, процесс воспламенения осуществлялся при помощи калильной свечи, функцией которой было разогреть голову цилиндра в первый момент пуска. Затем свеча просто отключалась, а двигатель мог свободно работать без нее.

Необходимость во включении и выключении свечи в тот момент, когда в цилиндр впрыскивается топливо, привела к тому, что сегодня есть современное зажигание, которое многим привычно и работает в прерывистых режимах.

Но сам факт, что при помощи свечи выполняется воспламенение горючей смеси в момент его впрыска, и явился одним из уязвимых мест. Деталь работала в прерывистом режиме.

Искровой режим работы свечи вместе с высокими температурами воспламенения горючей смеси приводил к нагреванию детали. Этот процесс имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительный момент в том, что при достижении свечой определенного порога температуры, она сможет очиститься от нагара.

Негативная же сторона – когда свеча нагревается, она представляет не что иное, как ту, первую свечу в первом двигателе. Но отключается она лишь тогда, когда полностью остынет. Поэтому двигатель работает до тех пор, пока остывает свеча или же до тех пор, пока в камеры сгорания не перестанет поступать горючее. Это и является калильным зажиганием.

На что влияет калильное число свечей зажигания? На предел нагревания свечи, если говорить простыми словами.

Почему возникает калильное зажигание

Когда свеча нагрета, она постоянно стремится сместить момент зажигания. В этом случае возможен сильный рывок коленвала в другую сторону. Если вдруг случится калильное зажигание, то есть серьезный процент, что двигатель просто разорвется.

Инженеры долго думали и нашли калильное число свечи зажигания, при котором взрыва не произойдет, а свеча будет нагреваться только до температуры самоочищения.

Многие свечи отечественного производства маркируют буквой А, а цифра – это и есть это самое число. По этой методике калильное число можно приравнять к индикатору давления в камере сгорания. Отечественная шкала, которая показывает рост этого числа, очень наглядна.

Температура свечи и ее калильное число

Так, 11 – это минимальное калильное число свечей зажигания. Таблица калильных чисел делит все свечи по температуре. Максимальное – 26.

Есть горячие свечи, здесь число находится между 11 и 17. Эти детали можно найти на агрегатах малой мощности, на тех, которыми каждый день пользуются тысячи водителей.

Средняя свеча, диапазон от 17 до 19. Эти детали можно найти в агрегатах, которые не подлежат форсированию.

И наконец, холодные свечи. Калильное число свечи зажигания этого вида может находиться между 20 и 26. Такие детали предназначены для очень мощных агрегатов.

Что же это такое – калильное число?

Из этих данных можно понять, что число это представляет собой некий универсальный показатель, на который необходимо ориентироваться, приобретая свечу на тот или иной двигатель.

К примеру, если для мотора, который отнюдь не спортивный, установить холодную свечу, то через некоторое время он забьется нагаром, который попадает в камеру сгорания. Затем ослабнет искра, появятся пропуски в работе цилиндров, увеличится расход топлива. А виной всему неправильно подобранное калильное число свечей зажигания. Таблица должна помочь начинающим автолюбителям подбирать свечи для своего двигателя.

Таблица калильных чисел

Современный рынок предлагает массу самых различных свечей. Это продукция зарубежных и отечественных производителей. Если начинающий водитель начнет подбирать подходящую деталь к своему двигателю, он может запутаться – отечественная свеча с калильным числом 26 будет холодной, а вот свеча японской марки Champion с таким же индексом – максимально горячей. Калильное число свечей зажигания NGK можно определить по самой свече – если деталь более горячая, то юбка изолятора будет более длинной. Таблица поможет сориентироваться и подобрать нужную свечу.

От чего зависит калильное число?

Свеча должна легко справляться с задачей отвода тепла, чтобы не допустить перегрева, который приведет к критической отметке. Так, калильное число зависит напрямую от физических параметров свечи – от материалов, формы, размеров. Часть параметров можно узнать из маркировки. Для тех, кто не знает, как узнать калильное число свечей зажигания, его можно выяснить у производителя по самой свече или же определить по маркировке.

Горячая свеча нагревается быстрее и при малых нагрузках. Она отлично подойдет для не очень мощных моторов, так как легко очищается уже при сравнительно небольших температурах. Для моторов более мощных следует применять уже более холодные свечи.

Как определить калильное число свечей зажигания

Давайте посмотрим, как можно узнать этот важный параметр по маркировке свечи.

Из этих рисунков следует, что калильное число свечей зажигания Denso равно 9 для самой горячей свечи, а число самой горячей свечи от NGK равно 2.

Свечи зажигания BRISK на «классику» ВАЗ

Подберем наиболее оптимальные свечи зажигания BRISK (Чехия) для карбюраторных и инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107.

Свечи BRISK, применяемые на двигателях автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 выпускаются в нескольких сериях: Classic (карбюраторные двигателя с контактной системой зажигания), Super (карбюраторные двигателя с бесконтактной системой зажигания и инжекторные двигателя), Forte (инжектор, увеличенный центральный электрод, гальваническое покрытие корпуса, иная форма разрядника), Extra (карбюратор, инжектор, два или три электрода), Platin (карбюратор, инжектор, платиновое напыление на электродах), Silver (карбюратор, инжектор, для работы двигателя на газу), Premium (карбюратор, инжектор, улучшенное искрообразование), Premium EVO (инжектор, улучшенное искрообразование, шесть боковых электродов), A-line yttrium (карбюратор, инжектор, электроды из иттриевого сплава).

Читать еще:  Ходовые огни приора своими руками

Применяемость свечей зажигания Brisk на «классике» ВАЗ

Карбюраторные двигатели 2101, 21011, 2103, 2105, 2106

L15YC

код 1313 серия SUPER

Длина резьбы/диаметр резьбы: 19 мм/14 мм(1,25)

Шестигранник: 21 мм

Боковой электрод: один

Материал центрального электрода: никель/медь

Межэлектродный зазор: 0,7 мм

Калильное число: 15

Помехоподавительный резистор: отсутствует

Периодичность замены: не более 30.000 км пробега

A-line 4

код 0022 серия A-LINE

Длина резьбы/диаметр резьбы: 12,7 мм/14 мм(1,25)

Шестигранник: 21 мм

Боковой электрод: один

Материал центрального электрода: никель/медь

Межэлектродный зазор: 0,75 мм

Калильное число: 15

Помехоподавительный резистор: отсутствует

Периодичность замены: не более 45.000 км пробега

LR15YP

код 1404 серия PLATIN

Длина резьбы/диаметр резьбы: 19 мм/14 мм(1,25)

Шестигранник: 21 мм

Боковой электрод: один

Материал центрального электрода: платина

Межэлектродный зазор: 0,8 мм

Калильное число: 15

Помехоподавительный резистор: имеется

Периодичность замены: не более 90.000 км пробега

LR15YS

код 1332 серия SILVER для работы двигателя на сжиженном газу

Длина резьбы/диаметр резьбы: 19 мм/14 мм(1,25)

Шестигранник: 21 мм

Боковой электрод: один

Материал центрального электрода: серебро

Межэлектродный зазор: 0,7 мм

Калильное число: 15

Помехоподавительный резистор: имеется

Периодичность замены: не более 30.000 км пробега

Инжекторные двигатели 2103, 2104, 21067

LR15YC-1

код 1315 серия SUPER

Длина резьбы/диаметр резьбы: 19 мм/14 мм(1,25)

Шестигранник: 21 мм

Боковой электрод: один

Материал центрального электрода: никель/медь

Межэлектродный зазор: 1,0 мм

Калильное число: 15

Помехоподавительный резистор: имеется

Периодичность замены: не более 30.000 км пробега

A-line 13

код 0034 серия A-LINE

LR15TC-1 код 1331 серия EXTRA

Длина резьбы/диаметр резьбы: 19 мм/14 мм(1,25)

Шестигранник: 21 мм

Боковой электрод: два-три

Материал центрального электрода: медный сердечник, иттриевое покрытие

Межэлектродный зазор: 1,0 мм

Калильное число: 15

Помехоподавительный резистор: имеется

Периодичность замены: не более 60.000 км пробега

LR15YP-1

код 1405 серия PLATIN

Длина резьбы/диаметр резьбы: 19 мм/14 мм(1,25)

Шестигранник: 21 мм

Боковой электрод: один

Материал центрального электрода: платина

Межэлектродный зазор: 1,0 мм

Калильное число: 15

Помехоподавительный резистор: имеется

Периодичность замены: не более 90.000 км пробега

LR15SXC

код 1902 серия PREMIUM EVO

Длина резьбы/диаметр резьбы: 19 мм/14 мм(1,25)

Шестигранник: 21 мм

Калильное число: 15

Свеча с воспомогательным электродом на кончике разрядника

Помехоподавительный резистор: имеется

Периодичность замены: не более 60.000 км пробега

LR15YS-9

код 1464 серия SILVER для работы двигателя на сжиженном газу

Длина резьбы/диаметр резьбы: 19 мм/14 мм(1,25)

Шестигранник: 21 мм

Боковой электрод: один

Материал центрального электрода: серебро

Межэлектродный зазор: 0,7 мм

Калильное число: 15

Помехоподавительный резистор: имеется

Периодичность замены: не более 30.000 км пробега

Примечания и дополнения

— Каталог свечей зажигания BRISK доступен на официальном сайте этого производителя. Страница http://www.brisk.ru/katalogi/svechi-zazhiganiya

— Расшифровка маркировки свечей зажигания BRISK имеется в статье «Расшифровка маркировки свечей зажигания BRISK».

Что означает калильное число свечей зажигания?

Основным параметром, определяющим применимость свечей зажигания — это калильное число (если не считать очевидного – типа установочной резьбы и размера шестигранника). Калильное число указывает на то, сможет ли конкретная свеча зажигания работать в моторе, вылет центрального электрода или зазор между электродами влияют на совместимость гораздо меньше.

Причины калильного зажигания

Каждый цикл работы свеча зажигания испытывает сильный нагрев – от момента воспламенения смеси до начала такта впуска, когда ее электроды охлаждаются свежей топливовоздушной смесью. При этом тепло отводится только одним путем – от электродов к юбке и головке цилиндра, так как рассеяние тепла от выступающего наружу изолятора сравнительно невелико, а в герметично закрытых колодцах современных моторов с индивидуальными катушками зажигания и вовсе мизерно.

Свеча остается работоспособной в определенном диапазоне температур. Холодные электроды покрываются нагаром – если на чистом газовом топливе нагарообразование минимально, то на бензиновых моторах, особенно карбюраторных, свечу обязательно нужно нагреть до такой температуры, когда свободный кислород на тактах впуска и сжатия успеет окислить накопившийся нагар.

В то же время и перегрев не менее вреден – ускоряется эрозия контактов, из-за неравного коэффициента расширения керамики и металла увеличивается риск растрескивания изолятора, в самом тяжелом случае электроды разогреваются настолько, что соприкасающаяся с ними топливная смесь воспламеняется самопроизвольно, раньше времени – так происходит калильное зажигание.

Таким образом и работали примитивные двигатели внутреннего сгорания до изобретения искровой свечи. Многие читатели, еще заставшие советские мопеды и мотоциклы, наверняка сталкивались с тем, что перегретый мотор с завернутой по принципу «какая попалось» свеча работал даже при выключенном зажигании. Для двигателя такая работа не лучше детонации (зачастую калильное зажигание её и провоцирует) – фронт пламени доходит до поршня до достижения им верхней мёртвой точки (ВМТ), и мотору приходится преодолевать значительное давление газов.

Соответственно, исходя из максимальной температуры, которая может быть достигнута электродами свечи в конкретном моторе, и определяется ее калильное число свечи – показатель скорости теплоотдачи от электродов.

Видео: Калильное число свечей зажигания

Принципы маркировки

Наиболее наглядным, пожалуй, является всем знакомый советский метод маркировки калильного числа – испытываемая свеча устанавливалась в аппарате, имитирующем работу одноцилиндрового двигателя, и отмечалось максимальное давление в конце такта сжатия, при котором свеча перегревалась до калильного зажигания. Это число и заносилось в маркировку. К примеру, свеча А17ДВРМ перегреется и даст калильное зажигание при индикаторном давлении 17 кгс/см2. Чем лучше теплоотвод от электродов, то есть чем свеча «холоднее», тем выше число в маркировке.

Почему именно давление? Дело в том, что в бензиновом ДВС используется количественное регулирование рабочей точки – на малых оборотах дроссель ограничивает поступление воздуха, давление в конце такта сжатия падает. Открывая дроссель под максимальной нагрузкой, мы одновременно подаем максимальное количество смеси в цилиндр – и давление, и тепловая нагрузка от ее сгорания становятся пиковыми.

Производители свечей используют менее наглядные обозначения, причем как прямые (холоднее свеча – больше число), так и обратные (холоднее свеча – меньше число). Например, для отечественных свечей с маркировками 14 и 17 у Bosch аналоги имеют маркировки 8 и 7 соответственно (обратная маркировка), у NGK – 5 и 6 (прямая). Поэтому при поиске заменителей надежнее пользоваться каталогами применимости, предлагаемыми конкретным производителем свечей.

Видео: Свечи зажигания — температурные режимы — «холодные» и «горячие» свечи.

Нюансы применимости

Итак, тепловая нагрузка в любом реально эксплуатируемом (а не работающем на стенде на одном режиме) автомобильном моторе различается в разы – когда ваш автомобиль тарахтит на холостых в пробке или едет на высшей передаче на трассе, свеча нагревается по-разному.

При использовании качественного топлива и точном его дозировании системой впрыска можно смело использовать свечи, рекомендованные производителем – они не будут обрастать нагаром на холостых и не перегреются на максимальной нагрузке, тем более что калильное число всегда берется с определенным запасом (вы когда-нибудь видели на обычном ВАЗовском моторе индикаторное давление в 17 бар?).

Проблемы начинаются при игре с качеством смеси: чем она беднее, тем выше ее температура горения. На советских мотоциклах в деревнях использовали свечи А11 от тракторных пускачей вместо положенных А14-А17, и они работали гораздо лучше: более «горячие» свечи эффективно очищались от нагара, вызванного богатой смесью от настроенных на глаз карбюраторов, а вот положенные по паспорту работали с перебоями. Сейчас же мы имеем обратную практику – переходя на бедные смеси из-за требований экологов, автопроизводители увеличивают тепловую нагрузку на свечи. Обратимся, например, к каталогу NGK и найдем там два автомобиля с одним и тем же двигателем, но выпускавшиеся во время действия разных эконорм:

  • Renault Laguna ph.2, мотор K4M 720 (81 л.с.), 1998-2000 – BKR5EK
  • Renault Laguna 2, тот же мотор, старше 2001 года – уже BKR6EZ

Как видно, на том же двигателе приходится применять уже более «холодные» свечи, к тому же от двух боковых электродов отказались в пользу одного (снизились темпы нагарообразования, для достижения ресурса между ТО стало достаточно одноэлектродных свечей).

Если же мотор форсируется, то однозначно приходится применять более «горячие» свечи, причем это касается любого метода форсировки: увеличивая объем или давление наддува, мы увеличиваем тепловую нагрузку за единичный цикл сгорания смеси, повышая обороты – уменьшаем время, за которое свеча успевает отдать тепло. Причем в последнем случае уменьшается и время воздействия горящей смеси на свечу, поэтому требования к увеличению калильного числа свечи зажигания менее строги: на моторах с красной зоной в пятизначное число могут применяться и свечи с не самым экстремальным калильным числом.

Для моторов же с воздушным охлаждением калильное число свечи меняется даже в зависимости от сезона – летом средние температуры головки цилиндра выше, следовательно, она хуже охлаждает корпус свечи, и потребуется более «холодная» свеча, чтобы быстрее отдавать тепло от электродов. К счастью, на автомобилях это уже давно не актуально.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector