Следы торможения на асфальте
nikalayevich › Блог › Путаница в понятиях, или две большие разницы. Часть 1.
Вам не доводилось сталкиваться с ситуациями, когда собеседник называет вещи не теми именами, которыми они реально названы? Мне — неоднократно. Например, существует расхожее мнение, что символ «R» в маркировке размера шины обозначает радиус, что ремни, оказываются, бывают ручейковые, в КПП Запорожца есть «планетарка», и прочее и прочая. Техническая грамотность, к сожалению, не в тренде…
Сегодня напишу про тормозной путь и след торможения (он же след «юза»). Часто можно слышать или читать в комментариях про ДТП (с фотографиями, как правило) такую фразу: «На проезжей части тормозного пути не обнаружено». Иногда вслед за этим следуют выводы — водитель не тормозил для предотвращения ДТП. Бывает и посерьёзнее — такого водителя «диванные» эксперты сразу делают виноватым (именно так — виноватым, а не виновным).
Сразу говорю — тормозного пути на асфальте или на каком угодно другом покрытии нет и быть не может. Увидеть его невозможно. Померить рулеткой – тоже. Потрогать – тем более. Потому что тормозной путь — это расстояние, которое преодолевает транспортное средство (ТС) с момента приведения водителем в действие тормозной системы до момента полной остановки. Т.е. с момента касания водителем педали тормоза, и до момента остановки. Это объект нематериального мира. Измеряется в метрах. Состоит из следующих участков: преодолеваемый ТС за время запаздывания срабатывания тормозной системы, за время нарастания замедления, и за время движения в режиме полного торможения (в нормативных правовых актах и специальной литературе эти участки обозначаются, соответственно, S2, S3, S4, а времена – t2, t3, t4). Для измерений тормозного пути используют специальные приборы, устанавливаемые на ТС перед испытанием, либо рассчитывают по известным методикам. На месте ДТП, понятно, это невозможно. Тормозной путь есть всегда у любого ТС, которое было остановлено путём приведения в действие тормозной системы: хоть железнодорожный состав, хоть велосипед, хоть автомобиль. Неважно, выполнялось ли торможение экстренное (т.е. с максимально возможным замедлением), или служебное. Если к началу тормозного пути «присоединить» участок S1, преодолеваемый ТС за время реакции водителя t1, то получившаяся сумма есть не что иное, как остановочный путь, т.е. расстояние, преодолеваемое ТС с момента реагирования водителя на опасность или препятствие для движения, и до момента его остановки. В упрощённом виде тормозная диаграмма представлена на рисунке.
А вот след торможения — это объект материального мира. Его можно и увидеть, и потрогать, и замерить. В общем случае в криминалистике под следом понимается любое материальное отражение, являющееся следствием взаимодействия объектов, которое, будучи связанным с событием происшествия, содержит нужную информацию о нем. Таким отражением могут быть отпечаток внешнего строения, разрушение или деформация объекта, частицы предметов и материалов, изменения места нахождения предметов и их взаимного расположения, даже изменения агрегатного состояния предметов и их физических свойств. Под следом шины понимается отображение внешнего строения рисунка беговой дорожки протектора или боковины шины на следовоспринимающей поверхности. Подразделяются на поверхностные и объемные, динамические и статические, отслоения и наслоения и др. След торможения является динамическим следом. Может быть поверхностным и объёмным. Чаще всего – следом наслоения. На сухом асфальтобетонном покрытии след торможения — это след в виде наслоения частиц резины на дорожном покрытии, оплавления поверхностного битумного слоя, царапин, образованных посторонними частицами (камушки, мусор и проч.), попавшими в пятно контакта шины с дорогой. Образуется в результате скольжения заблокированного колеса по дорожному покрытию.
Тормозной путь
Любой автомобилист знает, что часто от ДТП нас отделяют буквально доли секунды. Автомобиль, движущийся с определенной скоростью, не может замереть на месте, как вкопанный, после нажатия на педаль тормоза, даже если у вас стоят покрышки Continental, которые традиционно занимают высокие места в рейтингах, и тормозные колодки с высоким коэффициентом тормозного нажатия.
После нажатия на тормоз, автомобиль еще преодолевает определенное расстояние, которое называют тормозным или остановочным путем. Таким образом, тормозной путь — это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Водитель должен хотя бы приблизительно уметь рассчитывать остановочный путь, иначе не будет соблюдаться одно из основных правил безопасного передвижения:
- остановочный путь должен быть меньше, чем расстояние до помехи.
Ну, а здесь вступает в действие такая способность, как скорость реакции водителя — чем раньше он заметит преграду и нажмет на педаль, тем раньше машина остановится.
Длина тормозного пути зависит от таких факторов:
- скорость движения;
- качество и вид дорожного покрытия — мокрый или сухой асфальт, лед, снег;
- состояние шин и тормозной системы автомобиля.
Обратите внимание, что такой параметр, как вес автомобиля, не влияет на длину тормозного пути.
Также большое значение имеет и способ торможения:
- резкое нажатие до упора приводит к неуправляемому заносу;
- постепенное усиление давления — применяется в спокойной обстановке и при хорошей видимости, в экстренных ситуациях не применяется;
- прерывистое нажатие — водитель несколько раз жмет на педаль до упора, автомобиль может потерять управляемость, но останавливается достаточно быстро;
- ступенчатое нажатие — по этому же принципу работает система ABS, водитель полностью блокирует и растормаживает колеса, не теряя контакт с педалью.
Есть несколько формул, с помощью которых определяют длину остановочного пути, и мы применим их для разных условий.
Сухой асфальт
Длина тормозного пути определяется по простой формуле:
Из курса физики помним, что μ — это коэффициент трения, g — ускорение свободного падения, а v — скорость движения автомобиля в метрах в секунду.
Представляем ситуацию: едем на ВАЗ-2101 со скоростью 60 км/час. В метрах 60-70 видим пенсионерку, которая, забыв о любых правилах безопасности, бросилась через дорогу за маршруткой.
Подставляем данные в формулу:
- 60 км/час = 16,7 м/сек;
- коэффициент трения для сухого асфальта и резины равняется 0,5-0,8 (обычно берут 0,7);
- g = 9,8 м/с.
Получаем результат — 20,25 метров.
Понятно, что такое значение может быть только для идеальных условий: хорошее качество резины и с тормозами все отлично, вы тормозили одним резким нажатием и всеми колесами, при этом не ушли в юз и не утратили управляемость.
Можно перепроверить результат еще по одной формуле:
S=Kэ*V*V/(254*Фc) (Кэ — тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс — коэффициент сцепления с покрытием — 0,7 для асфальта).
В данную формулу подставляют скорость в километрах в час.
Таким образом, длина тормозного пути на сухом асфальте для легковых авто, движущихся на скорости 60 км/час, в идеальных условиях составляет не менее 20 метров. И это при условии резкого торможения.
Мокрый асфальт, лед, укатанный снег
Зная коэффициенты сцепления с дорожным покрытием, можно легко определить длину тормозного пути при различных условиях.
- 0,7 — сухой асфальт;
- 0,4 — мокрый асфальт;
- 0,2 — укатанный снег;
- 0,1 — гололед.
Подставляя эти данные в формулы, получим следующие значения длины остановочного пути при торможении на 60 км/час:
- 35,4 метра на мокром асфальте;
- 70,8 — на укатанном снегу;
- 141,6 — на льду.
То есть на льду длина тормозного пути возрастает в 7 раз. Кстати, на нашем сайте Vodi.su есть статьи о том, как правильно управлять автомобилем и тормозить в зимнее время. Также безопасность в этот период зависит и от правильного выбора зимней резины.
Если вы не любитель формул, то в сети можно найти простые калькуляторы тормозного пути, алгоритмы которых и построены на данных формулах.
Длина остановочного пути с ABS
Главная задача ABS — не дать уйти автомобилю в неконтролируемый занос. Принцип действия этой системы схож с принципом ступенчатого торможения — колеса полностью не блокируются и тем самым у водителя сохраняется возможность управлять автомобилем.
Многочисленные тесты демонстрируют, что с ABS тормозной путь короче на:
- сухом асфальте;
- мокром асфальте;
- укатанном гравии;
- на пластиковой разметке.
На снегу, гололеде или на раскисшей почве и глине эффективность торможения с ABS несколько снижается. Но в то же время водителю удается сохранить управляемость. Стоит также отметить, что длина тормозного пути во многом зависит от настроек ABS и наличия EBD — системы распределения тормозного усилия).
Одним словом, тот факт, что у вас есть ABS, не дает вам преимуществ в зимнее время. Длина тормозного пути может быть на 15-30 метров больше, но зато вы не утрачиваете контроль за машиной и она не отклоняется от своего маршрута. А на льду данный факт значит очень много.
Тормозной путь мотоцикла
Научиться правильно тормозить или притормаживать на мотоцикле — задание не из легких. Можно тормозить передним, задним или обоими колесами одновременно, также используется торможение двигателем или юзом. Если затормозить неправильно на большой скорости, то можно очень легко утратить равновесие.
Длина тормозного пути для мотоцикла также рассчитывается по выше приведенным формулам и составляет для 60 км/час:
- сухой асфальт — 23-32 метра;
- мокрый — 35-47;
- снег, грязь — 70-94;
- гололедица — 94-128 метров.
Вторая цифра — это тормозной путь юзом.
Любой водитель или мотоциклист должен знать приблизительную длину тормозного пути своего ТС при разных скоростях. Сотрудники ГИБДД при оформлении ДТП по длине юза могут определить скорость, с которой двигался автомобиль.
Осмотр следов торможения
При работе со следами торможения надо иметь в виду, что начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа (машина уже замедляет движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса на дороге).
Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют длину каждого следа. Тормозной след может быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину каждого следа, так и расстояния между ними.
Особенности обнаружения и фиксации следов протекторов покрышек колес автомашин.
1) При движении машин по прямой линии протекторы передних и задних колес большинства машин прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины, и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колес, и на грунте сохраняются следы протекторов покрышек только задних колес. Для того чтобы разыскать отпечатки протекторов всех четырех покрышек, необходимо отыскать такой участок дороги, где машина сделала поворот (например, при наезде на обочину). При повороте машины на грунте запечатлеваются следы протекторов покрышек всех четырех колес.
2) Степень пригодности следов протекторов покрышек колес автотранспорта для исследования зависит не только от характера грунта, но и от его состояния.
Так, лучше всего следы запечатлеваются на мягком грунте — в густой грязи, во влажном песке, в размягченном во время жары асфальте или гудроне. В этих случаях на дороге остаются негатив-
ные (вдавленные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в негативных следах вид углублений, а углубления между выпуклыми частями протекторов — вид выпуклостей. Гораздо хуже следы рисунка протекторов покрышек запечатлеваются на сухой, твердой дороге. На твердом асфальте, как правило, остаются позитивные (поверхностные) следы, иногда едва различимые, в виде лентообразных полос. Эти следы выступают более отчетливо в тех случаях, когда, например, машина проехала через лужу или грязь и затем оставляет на сухом асфальте отпечатки мокрых или грязных протекторов. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда машина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество, например, через муку, краску, мел.
3) По следам протекторов покрышек машины в некоторых случаях можно определить направ ление и скорость машины, взаимное расположение автотранспортных средств в момент столкнове ния и непосредственно перед этим, поведение водителя во время происшествия (применил ли тор моз, пытался ли объехать препятствие и т.п.). Следователь (в тех случаях, когда участвовавшие в происшествии машины находятся на месте происшествия) должен убедиться в том, что имеющиеся следы принадлежат именно данным машинам. Это достигается путем сличения рисунков протекто ров, дефектов покрышек задних колес автомашин с соответствующими отпечатками на следах, удостоверения непрерывности следа от места стоянки машины до того пункта дорожного участка, до которого следователь считает нужным произвести осмотр места происшествия.
4) При небольшой скорости движения легкового, незагруженного грузового автотранспорта по рыхлому грунту, на мокром песке, грязи, мокром снеге дно следа протекторов покрышки имеет вид зубцов, обращенных своей утолщенной частью в сторону, обратную движению; в сторону движе ния обращены пологие стороны зубцов. Механизм образования этих зубцов таков: колесо, двигаясь по грунту, надавливает на него, и мелкие частицы грунта прилипают к выпуклостям рисунка про текторов, затем участки покрышки с приставшими к ним частицами грунта приподнимаются, и под своей тяжестью частицы отпадают, ложась последовательно одна за другой. Чем выше подымается соответствующий участок покрышки, тем реже падают частицы грунта, поэтому в сторону движе ния и образуется более тонкий пологий слой грунта.
5) При более быстром движении машин любых марок (в том числе и грузовых) на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухая мелкая земля, сухой песок) образуются иные следы, позволяю щие судить о направлении движения: по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который острой стороной обращен в сторону движения, а расходящимися концами — в сторону, обратную движению. Чем больше скорость движения машины, тем шире крылья веера, образуемого пылью или песком, вылетающими из-под колес автомашины и ложащимися по обе стороны следа.
6) Нагруженная машина будет двигаться по инерции дольше, чем ненагруженная.
На продолжительность движения машины по инерции оказывает влияние и состояние дороги. На скользкой или мокрой дороге машина будет продолжать движение дольше, чем по сухой. При этом надо учитывать, что резкое торможение на мокрой обледенелой дороге опасно для окружающих, так как машину заносит и она непроизвольно меняет направление движения. Если машина двигалась до этого на большой скорости, она в результате заноса может перевернуться. Если вследствие заноса машина резко изменила первоначальное направление движения, то может врезаться в другие машины, выехать на тротуар, сбить прохожих и т.п. На сухом асфальте движение машины по инерции будет происходить дольше, чем по булыжнику или грейдерной дороге.
7) Если водитель, управляя машиной, скрылся на ней с места происшествия и видны следы транспортного средства (ТС) на дороге, то осмотр дорожного участка надо начинать в том направ лении, в котором машина уехала. На этом отрезке дорожного участка следователь может по следам шин определить место, где машина останавливалась, например, для смены скатов. Иногда в том направлении, в котором машина скрылась, можно (на дороге, обочинах или кюветах) обнаружить утерянные детали этой машины. Такой осмотр нередко превращается в преследование «по горячим следам».
При осмотре места происшествия могут обнаружиться и другие вещественные доказательства:
а) осколки стекла (фар, ветровых или боковых стекол автомашины), которые следует сфотогра фировать, а затем принять меры к их идентификации;
б) отдельные детали автомобиля (колпак колеса, ободок фары, подфарники и т.д.); их также надлежит подробно описать в протоколе осмотра и сфотографировать, а затем приобщить к уго ловному делу;
в) краска, облупившаяся с машины, скрывшейся с места происшествия, или следы вещества, ко торым была загружена машина. В одних случаях простое сличение формы куска засохшей краски, отпавшей от кузова машины, с соответствующим повреждением окраски на кузове позволяет прий ти к неоспоримому выводу, что краска отпала именно от данной машины. В других случаях хими ческая экспертиза позволяет судить о полном совпадении состава красок: химическая экспертиза позволяет установить полное совпадение составов образцов вещества;
г) предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомашины, участвующей в авто транспортном происшествии и скрывшейся с места происшествия. Эти предметы иногда выпадают из машины в момент столкновения или наезда;
д) грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т.д.), могут быть идентифицированы с грунтом, изъятым с места происшествия, что может однозначно указы вать, каким автомобилем совершено ДТП.
О производстве осмотра в соответствии со ст. 176-177 УПК РФ составляется протокол.
Тормозной путь автомобиля
Может случиться так, что от длины тормозного пути будет зависеть целостность кузова автомобиля и сохранность его пассажиров. Автомобиль на скорости просто не может резко замереть после нажатия на тормоз, даже если на нем стоят качественные покрышки и эффективная система торможения. После того, как нажата педаль тормоза, машина в любом случае преодолевает некоторое расстояние, и называется это расстояние — тормозной путь.
Водителю необходимо постоянно рассчитывать длину тормозного пути в соответствии с одним из правил по безопасности движения, которое говорит о том, что путь торможения должен быть меньше, чем расстояние до помехи.
В данной ситуации, все зависит от реакции и умения водителя, чем раньше он нажмет на тормоз и правильнее рассчитает длину тормозного пути, тем раньше, и успешнее авто затормозит.
Тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч
Длина остановочного пути также зависит не только от водителя, но и от других сопутствующих факторов: от качества дороги, скорости движения, погодных условий, состояния тормозной системы, устройства тормозной системы, шин автомобиля и многих других.
Обратите внимание, что вес легкового автомобиля не влияет на длину тормозного пути. Это связано с тем, что вес автомобиля увеличивает инертность автомобиля при выполнении торможения, препятствуя при этом торможению, но увеличивает сцепление шин с дорогой благодаря увеличенной массе авто.
Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути.
Скорость торможения напрямую зависит от способа торможения. Резкий тормоз до упора, приведет к заносу или движению машины юзом (если машина не оборудована системой ABS).
Постепенное нажатие на педаль применяется когда на дороге хорошая видимость и спокойная обстановка, оно не подходит для экстренных ситуаций. При прерывистом нажатии можно потерять управляемость, но зато быстро остановиться. Также возможно ступенчатое нажатие (схоже по эффекту с системой АБС).
Существуют специальные формулы, которые позволяют определить длину тормозного пути. Мы попробуем просчитать формулу по разным условиям, в зависимости от типа дорожного покрытия.
Формула для определения тормозного пути
Тормозной путь на сухом асфальте
Вспоминаем уроки физики, где ? – это коэффициент трения, g – ускорение свободного падения, а v – скорость движения машины в метрах в секунду.
Ситуация следующая: едет водитель на автомобиле Lada скорость которого 60 км/час. Буквально в 70 метрах идет женщина преклонного возраста, которая забыв о правилах безопасности спешно догоняет маршрутное такси (стандартная ситуация для России).
Воспользуемся этой самой формулой: 60 км/ч = 16,7 м/сек. У сухого асфальта коэффициент трения равняется 0,7 , g – 9,8 м/с. На самом деле, в зависимости от состава асфальта, он равен от 0.5 до 0.8, но всё же возьмем усредненное значение.
Полученный по формуле результат 20,25 метров. Естественно, что данное значение уместно лишь для идеальных условий, когда на машину установлена качественная резина и тормозные колодки, тормозная система исправна, при торможении вы не уходите в юз и не теряете управление, от множества других идеализированных факторов, которые не встречаются в природе.
Также для перепроверки результата, существует еще одна формула определения тормозного пути:
S = Кэ * V * V / (254 * Фс) , где Кэ – тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс – коэффициент сцепления с покрытием 0,7 (для асфальта).
Подставляем скорость движения транспортного средства в км/ч.
Получается, что тормозной путь 20 метров для скорости 60 км/ч, (для идеальных условий), в том случае если торможение будет резким и без юза.
Тормозной путь на покрытии: снег, лед, мокрый асфальт
Коэффициент сцепления помогает обозначить длину остановочного пути при разных дорожных условиях. Коэффициенты для разных дорожных покрытий:
- Сухой асфальт – 0,7
- Мокрый асфальт – 0,4
- Укатанный снег – 0,2
Попробуем подставить эти значения в формулы, и найдем значения длины тормозного пути для дорожного покрытия в разное время года и при разных погодных условиях:
- Мокрый асфальт – 35,4 метра
- Укатанный снег – 70,8 метра
- Лед – 141,6 метра
Получается, что на льду длина тормозного пути практически в семь раз выше, относительно сухого асфальта (так же как и подставляемый коэффициент). На длину тормозного пути влияет качество зимней резины, физические свойства.
Тестирование показало, что с системой АБС остановочный путь существенно снижается, но все же при гололеде и снеге АБС не влияет, а наоборот ухудшает эффективность торможения, если ее сравнивать с тормозной системой без ABS. Тем не менее, в АБС по большей мере все зависит от настроек и наличия системы распределения тормозного усилия (ЕБД).
Преимущество АБС в зимнее время – полный контроль над управлением автомобиля, что сводит к минимуму возникновения неуправляемого заноса при выполнении торможения. Принцип работы АБС схож с выполнением ступенчатого торможения на автомобилях без АБС.
Система АБС уменьшает тормозной путь на: сухом и мокром асфальте, укатанном гравии, разметке .
На льду и укатанном снеге использование АБС увеличивает тормозной путь на 15 – 30 метров, но позволяет сохранить контроль над машиной, без увода машины в занос. Этот факт следует учитывать.
Как тормозить на мотоцикле?
Правильно тормозить на мотоцикле задача довольно сложная. Можно тормозить задним колесом, передним, либо двумя, юзом или двигателем. При неправильном торможении на больших скоростях можно потерять равновесие. Для того, чтобы рассчитать тормозной путь мотоцикла на 60 км/ч также подставляют данные в формулу. Учитывая при этом другой тормозной коэффициент и коэффициент трения.
Тормозной путь мотоциклов
- Сухой асфальт: 23 – 33 метра
- Мокрый асфальт: 35 – 46 метра
- Грязь и снег: 70 – 95 метра
- Гололед: 95 – 128 метра
Второй показатель – тормозной путь при торможении мотоцикла юзом.
Длину тормозного пути должен знать и уметь рассчитать любой владелец транспортного средства, и лучше это делать визуально.
Следует помнить, что при возникновении дорожно-транспортного происшествия по длине юза, который останется на дорожном покрытии, можно определить скорость движения транспортного средства перед столкновением с препятствием, что может констатировать превышение допустимой скорости водителем и сделать из него виновника происшествия.
Прием заказов на покупку автомобиля стартовал в марте, и уже на днях автомобиль поступил в продажу. Новинку отличает переработанный задний бампер с центральной подножкой, рулевое колесо и рычаг коробки передач с кожаной отделкой.
На индийском рынке появится доработанный кроссовер Suzuki Vitara Brezza. Автомобиль выйдет под брендом Toyota в 2019 году. Модель пользуется большим спросом на местном рынке. В общей сложности, было продано 210 тысяч единиц.
Вместе с опытным автогонщиком мы выяснили, от чего зависит длина тормозного пути и как не уйти в занос
Куда вас, сударь, занесло?
Днем солнце, вечером дождь или мокрый снег, ночью мороз — и сухой асфальт становится влажным, а через час и вовсе превращается в каток: погода, а с ней и дорожные условия нынче резко меняются даже на протяжении суток. Едва ли не ежедневно автомобилисты получают предостережения и даже рекомендации воздержаться от поездок ввиду сложных погодных условий, однако выйти из-за руля не всегда получается. С неменьшей регулярностью поступают сводки с дорог страны, будто с полей сражений: один не справился с управлением на закруглении дороги и вылетел в кювет, другой не успел затормозить перед пешеходом, третий не выдержал дистанцию с впереди идущим авто. Корреспондент «Р» проверила, от чего зависит тормозной путь, и узнала, как вести себя, когда ситуация начинает выходить из-под контроля.
Оранжевые конусы послужат ориентирами.
Зимой тормозной путь логичнее всего проверять на снегу или на льду, однако погода пока что не дает такой возможности. Раннее утро внушает надежды на разнообразие эксперимента легким снежком, однако уже через час от него не остается и следа.
— Мокрый асфальт без снега чаще всего и бывает зимой при нормальной работе дорожных служб, — утешает Анатолий Шевченко, автогонщик, руководитель и организатор республиканской акции «Спортсмены за безопасность дорожного движения», в прошлом председатель Белорусской автомобильной федерации, а сегодня мой консультант.
Разгоняться и тормозить мы будем на стоянке для большегрузов, чтобы не создавать аварийную ситуацию на трассе. Устанавливаем два оранжевых конуса для ориентира, где нужно бить по тормозам, еще два припасаем для обозначения места, где встанет машина. Полноприводная Audi на зимней резине разгоняется, мчится, кажется, с огромной скоростью, затем раздается визг тормозов и шуршание шин по асфальту… С удивлением узнаю, что скорость авто при торможении была всего-то 60 километров в час. Тормозной путь совсем невелик — 7,25 метра. Делаем еще одну попытку — и я смотрю на рулетку с недоумением: теперь он увеличился до 10 метров.
— Дистанция от места торможения до полной остановки зависит от того, как человек бьет по тормозам, — выходит из машины Анатолий. — В первом случае я ударил жестко, до сработки ABS, во втором — нажал мягче. Этим, по моим наблюдениям, зачастую грешат дамы и неопытные автомобилисты — недожимают педаль в случае необходимости.
При увеличении скорости всего лишь на три километра в час тормозной путь уже возрастает до 11,25 метра. А когда цифры на спидометре показывают 66 км/ч, полная остановка происходит лишь через 14,5 метра.
Проверяем, насколько быстро машина остановится на скорости около 43 км/ч. Оказывается, тормозной путь составляет около 5 метров.
— Обратите внимание: поверхность площадки немного, градуса на полтора, идет под уклон, что чуть удлиняет дистанцию, — предупреждает Анатолий. — Если бы машина двигалась вверх, эти полтора градуса позволили бы сэкономить полметра, а то и метр. Но нужно иметь в виду: наши замеры носят больше показательный характер, не претендующий на абсолютный объективизм, так как работаем без точных измерительных приборов. Но многократные попытки торможения подтверждают наши выводы.
— Так метр — это совсем немного…
— Как раз хватит, чтобы смять багажник впереди идущего авто или ударить по ногам пешехода, — парирует опытный водитель.
Объективно оценить тормозной путь на сухом асфальте нет возможности, но, по субъективному опыту гонщика, он будет метра на полтора короче. Впрочем, Анатолий подчеркивает, что наши расчеты относительны: остановочный путь машины на зимних шинах при наличии антипробуксовочной системы (ABS) и опытного водителя за рулем будет гораздо короче, нежели тормозной путь авто на «всесезонке» или даже летних шинах, которое ведет человек, не обладающий мгновенной реакцией. Причем даже зимние шины друг другу рознь: их сцепление с покрытием напрямую зависит от рисунка протектора и показателя treadwear — индекса износоустойчивости.
Тормозной путь на снегу был бы гораздо длиннее: даже если ABS отработает хорошо и не позволит машине пойти юзом, она все равно будет катиться вперед. При этом следует помнить, что свежевыпавший снег отличается от укатанного, на котором уже образуется лед.
Тормозной путь на снегу был бы гораздо длиннее.
Резкое торможение не всегда панацея: внезапное нажатие до упора на тормоза может привести к неуправляемому заносу. В повороты лучше входить, заблаговременно и мягко снизив скорость до той, с которой водитель справляется, при которой машину не будет сносить к наружной стороне поворота.
— Занос обычно происходит, когда под колесами машины оказывается разнородное покрытие: с одной стороны — хороший зацеп для шин, допустим, грунт, с другой — снежная каша, — предупреждает Анатолий. — Тогда при резком торможении машина уйдет туда, где лучший зацеп с поверхностью — обычно это правый кювет. Если машину понесло, водители часто теряются. Но следует сохранять хладнокровие. Зимой важно не делать резких движений рулем! Только мягко и плавно! Лучше рулем работать на опережение. Допустим, вас понесло вправо. Инстинктивно вы резко выкручиваете руль влево. Машина слушается, но не надо ждать, когда она полностью выровняется, возвращайте руль в противоположную сторону, иначе вы не успеете вырулить обратно. Но делать это нужно дозированно. Если бешено вертеть руль, на сей раз вправо, можно поймать «маятник» с таким махом, что машину станет бросать по всей ширине дороги, а там встречка, кювет. Поэтому руль следует возвращать в нейтральное положение, работая на опережение, когда машина только начала движение в нужную сторону.
Переднеприводные авто уводят от откоса мелким подруливанием на опережение и газом. Если понесло заднеприводную машину, лучше немного сбросить газ, руль мягко доворачивается в сторону поворота.
Отчасти, но не всегда, при резком торможении спасает ABS, которая не дает тормозному диску заклинить колесо, все равно понемножку его проворачивая. Если же антипробуксовочной системы нет, машина при жестком торможении может пойти юзом, причем в силу инерции только прямо, куда бы ни смотрели ее колеса. Поэтому водителям, в чьей машине нет ABS, Анатолий советует по чуть-чуть «подрабатывать» педалью тормоза, быстро и многократно нажимая педаль. Разумеется, это увеличит тормозной путь, но позволит хотя бы оставить авто под контролем.
Заснеженный, обледенелый, сухой или влажный асфальт, бетонка, гравий — на каждом покрытии машины ведут себя по-разному, да и сами они друг от друга значительно отличаются техническим состоянием, качеством тормозов, шин, устойчивостью. Водителю лучше придерживаться той скорости и манеры движения, при которых он с уверенностью справится со своей «железной лошадкой».
Тормозной путь при экстренном торможении автомобиля
Независимо от того, кто находится за рулем автомобиля – опытный водитель с двадцатилетним стажем или новичок, только вчера получивший свои долгожданные права, – на дороге в любой момент может произойти аварийная ситуация из-за:
- нарушения ПДД каким-либо участником дорожного движения;
- неисправного состояния транспортного средства;
- внезапного появления на дороге человека или животного;
- объективных факторов (плохая дорога, плохая видимость, падение на дорогу камней, деревьев и т. д.).
Безопасная дистанция между автомобилями
Согласно п. 13.1 Правил дорожного движения, водителю необходимо держаться от впереди идущего транспортного средства на достаточном расстоянии, которое позволит ему вовремя затормозить.
Несоблюдение дистанции является одной из главных причин транспортных аварий.
При резкой остановке впереди идущего транспорта у водителя автомобиля, вплотную следующего за ним, нет времени для торможения. В результате происходит столкновение двух, а иногда и более транспортных средств.
Для определения безопасного расстояния между машинами во время движения рекомендуется брать целое числовое значение скорости. Например, скорость автомобиля – 60 км/час. Значит, дистанция между ним и впереди идущим транспортным средством должна быть равна 60 метрам.
Возможные последствия столкновений
Согласно результатам технических испытаний, сильный удар движущегося автомобиля о какое-либо препятствие по силе соответствует падению:
- при 35 км/ч – с 5-метровой высоты;
- при 55 км/ч – 12 метров (с 3-4 этажа);
- при 90 км/ч – 30 метр (с 9 этажа);
- при 125 км/ч – 62 метр.
Понятно, что столкновение транспортного средства с другим автомобилем или иным препятствием даже при небольшой скорости угрожает людям травмой, а в самом худшем случае – и гибелью.
Поэтому при возникновении аварийных ситуаций необходимо предпринять все возможное для предотвращения подобных столкновений и выполнить объезд препятствия или экстренное торможение.
Чем отличается тормозной путь от остановочного
Остановочный путь – дистанция, которую проедет машина за период от момента обнаружения водителем препятствий до окончательного прекращения движения.
Он включает в себя:
- Тормозной путь – расстояние, пройденное транспортным средством с момента нажатия на тормозную педаль и до полного прекращения движения.
- Дистанция, которую проехал легковой автомобиль за время реакции водителя. За эти секунды происходит осознание опасности, принятие решения о торможении и нажатие ногой тормозной педали.
От чего зависит тормозной путь
Ряд факторов, влияющих на его длину:
- скорость срабатывания тормозной системы;
- скорость движения транспортного средства в момент торможения;
- тип дороги (асфальт, грунтовая, гравийная и т. д.);
- состояние покрытия дороги (после дождя, гололедица и т. д.);
- состояние шин (новые или с изношенным протектором);
- давление в шинах.
Тормозной путь легкового автомобиля прямо пропорционален квадрату его скорости. То есть, при увеличении скорости в 2 раза (с 30 до 60 километров в час) длина тормозного пути возрастает в 4 раз, в 3 раза (90 км/час) – в 9 раз.
Экстренное торможение
Экстренным (аварийным) торможением пользуются при возникновении опасности наезда или столкновения.
Не следует слишком резко и сильно нажимать на тормоз – в этом случае блокируются колеса, машина теряет управление, начинается ее скольжение по трассе «юзом».
Симптомы заблокированных колес во время торможения:
- появление вибрации колес;
- уменьшение торможения автомобиля;
- появление скребущего или визжащего звука от покрышек;
- у машины возник занос, она не реагирует на движения руля.
ВАЖНО: Если есть возможность, необходимо сделать предупреждающее торможение (полсекунды) для машин, следующих сзади, на мгновенье отпустить педаль тормоза и тут же начать экстренное торможение.
Типы экстренного торможения
1. Прерывистое торможение – нажать на тормоз (не допуская блокировки колес) и полностью отпустить. Так повторять до полной остановки машины.
В момент отпускания педали тормоза нужно выравнивать направление движения, чтобы избежать заноса.
Прерывистым торможением также пользуются при езде по скользкой или неровной дороге, торможении перед ямками или ледяными участками.
2. Ступенчатое торможение – нажать на тормоз до появления блокировки одного из колес, затем сразу ослабить давление на педаль. Повторять так до полного прекращения движения машины.
В момент ослабления нажатия на педаль тормоза нужно выравнивать рулем направление движения, чтобы избежать заноса.
3. Торможение двигателем на автомобилях с механической коробкой передач – нажать на сцепление, перейти на более низкую передачу, снова на сцепление и т. д., поочередно понижая до самой низшей.
В особых случаях можно понижать передачу не по порядку, а сразу на несколько.
4. Торможение при наличии ABS: если легковой автомобиль имеет автоматическую коробку передач, при экстренном торможении необходимо с максимальной силой нажимать на тормоз до полной остановки, а на машинах с механической коробкой передач – одновременно сильно давят на педали тормоза и сцепления.
При срабатывании системы ABS будет подергиваться педаль тормоза и появится хрустящий звук. Это нормально, необходимо продолжать изо всех сил давить на педаль, пока автомобиль не остановится.
ЗАПРЕЩЕНО: Во время экстренного торможения пользоваться стояночным тормозом – это приведет к развороту автомобиля и неконтролируемому заносу из-за полной блокировки колёс машины.