Шакал – серийный убийца!
Сериалы про майора Черкасова
Все телефильмы о майоре Черкасове. Иван Петрович и криминалист Соня Тимофеева раз за разом выходят на тропу войны с преступным миром.
«Мосгаз»
Так называемое «Первое дело майора Черкасова». Основано на реальных событиях. В 1962 году майор Черкасов расследует в Москве дело серийного убийцы Владимира Ионесяна. Это один из первых советских серийных киллеров, его убийства были преданы широкой огласке и, соответственно, заработали общественный резонанс. Ионесян получил прозвище «Мосгаз», поскольку преступник получал доступ в квартиры, представляясь работником газовой службы.
Черкасов хочет не только поймать преступника. но и понять, что им двигало.
В ролях: Андрей Смоляков, Марина Александрова, Максим Матвеев, Георгиевич Вихров, Юрий Чурсин, Агния Кузнецова, Светлана Ходченкова.
«Палач»
1965 год. С «первого дела» прошло три года. На окраине столицы живет обычная с виду женщина. Но на самом деле это фашистский палач, которая убивала своих соотечественников по приказу фашистского командования — партизан, пленных, простых жителей. Делала она это с выдумкой, с огоньком работала — надевала маску зайца и брала в руки пулемет.
По сведениям разведки, во время войны ей было примерно двадцать, значит сейчас должно быть за сорок. Но как же узнать женщину-палача, когда ее лица никто не видел? Черкасов все время ходит вокруг да около, и только в самом конце нападает на настоящий след.
В ролях: Андрей Смоляков, Виктория Толстоганова, Юлия Пересильд, Марина Александрова, Алексей Бардуков.
На дворе 1967 год. В столице убивают известную манекенщицу из Дома моды. Расследование поручено майору Черкасову и его группе. Иван Петрович решает внедрить в модельное агентство своего человека — лучшую напарницу и помощницу Соню Тимофееву. Там она узнает, какая атмосфера царит в Доме моды, какие отношения между работниками. В это время убивают еще одну манекенщицу…
В ролях: Андрей Смоляков, Марина Александрова, Сергей Угрюмов, Сергей Годин, Марк Богатырев, Каролина Грушка, Родион Нахапетов.
«Шакал»
Новое десятилетие. Начало 70-х годов. Майор Черкасов и его группа начинают расследование хищений социалистической собственности. Выясняется, что за этим стоит могущественная банда, которая не оставляет свидетелей. ОБХСС и МВД объединяют усилия для обезвреживания бандитов.
В ролях: Андрей Смоляков, Марина Александрова, Екатерина Климова, Вадим Андреев, Алексей Бардуков, Павел Чинарев, Александра Бортич.
«Операция «Сатана»
1975 год — разгар «холодной войны». Две великие державы — СССР и США — вовлечены в беспрецедентную гонку вооружений. Кто первым будет обладать всей мощью ядерного оружия, тот и станет хозяином в этом мире. Наши физики-ядерщики трудятся над сверхсекретной ракетой «Сатана». Но сведения о ней постоянно утекают на Запад.
Черкасов, которого уволили из МУРа, помогает КГБ поймать шпиона.
В ролях: Андрей Смоляков, Марина Александрова, Виктория Исакова, Игорь Гордин, Владимир Ильин, Сергей Колтаков, Яна Сексте.
«Формула мести»
Москва, 1977 год. Черкасов занимается расследованием странной смерти студента архитектурного института, которого сбросили с крыши. Мать студента покончила с собой. Следствие приводит группу Черкасова на ипподром, где часто проводят время жители одного элитного дома. А еще в деле постоянно мелькает неизвестный ранее наркотик…
В ролях: Андрей Смоляков, Марина Александрова, Дмитрий Астрахан, Юрий Чурсин, Софья Евстигнеева, Сергей Гармаш, Светлана Немоляева, Александр Лазарев.
«Катран»
1978 год. Черкасов занимается подпольными казино, которые на жаргоне называются «катранами». Катраны в Москве за день снимают выручку до миллиона рублей. Размах, который приобрели подпольные азартные игры, поражает. И это в Советском Союзе?
В ролях: В ролях: Андрей Смоляков, Марина Александрова, Максим Аверин, Алена Бабенко.
Шакал – отзыв
Мотивы преступлений и реальная история, которая легла в основу сериала “Шакал”
Я обрадовалась, когда увидела на Первом канале рекламу сериала “Шакал”. Этот сериал обещал интересную историю, снятую на основе реальных событиях. Громкие преступления легли в основу других сериалов про майора Черкасова – “Мосгаз”, “Палач”, было интересно увидеть еще одну трагичную историю про молодых людей, которые совершили ряд ограблений в 70-е годы прошлого столетия.
Об этой истории рассказывали в передаче “Следствие вели”, которая называлась “Криминальный дуэт”. Талантливые люди, которые могли стать знаменитыми актерами были уволены из театра. Они были обижены на систему. Система вынесла их за скобки – они оказались не востребованными в профессии, так как театры на работу не принимали. Они работали дворниками и задумали применить свой актерский талант – ограбили сберкассу, потом ювелирный магазин, были еще несколько ограблений. В результате своих преступлений они ни кого не убили, но молодой человек погиб при задержании, а девушка получила восемь лет. Я думаю она до сих пор жива. Известно, что, выйдя из тюрьмы в начале 90-х, она вышла замуж и уехала в Париж, где открыла кафе. Кафе назвала в честь того молодого человека – “Алексей”.
Видимо нашему кинематографу не интересно было снимать сериал без выстрелов и убийств. Поэтому появился сериал “Шакал” и нам рассказали другую вымышленную историю.
Главные герои сериала “Шакал”
У каждого героя есть свой мотив для совершения преступлений.
Нюра Горбатова жида одна с матерью и не могла смириться с тем, что мать вкалывает на заводе и живет в бедности, в кто-то не работает и материально более благополучен. В тоже время она носит джинсы за 250 руб.. Мне кажется эта сумма была заоблачной и каким образом ее мама могла ей их купить не понятно, а самое главное где.
Сергей Матюшин – возлюбленный Нюры самый противоречивый персонаж для меня. Вырос в благополучной семье, любящие его родители, книжки читал и единственное объяснение его участия в преступлениях является дружба с Нюрой. Не верю в то, что можно хладнокровно убивать только потому что девушка, в которую влюблен считает что это правильно.
Главарь банды был влюблен в свою сокурсницу и когда та его бросила и вышла замуж за другого, он бросил институт и решил поиграть в крутого парня.
Есть еще двое преступников, но о них даже не хочется вспоминать. Один маньяк, другой рецидивист.
Хочется сказать о другом.
Так много жестокости не было ни в одной серии про Черкасова.
Только двух женщин пытали и избивали, причем одна из них была беременная.
Перестрелки были такие как в американских боевиках.
В самом начале сериала показывают убийство инкассаторов и молодая девушка отрезает безымянный палец для того, чтобы забрать кольцо. А ведро с кишками.
Мне интересно сериал какое имеет возрастное ограничение? Я что-то не увидела пометку об этом.
Единственным светлым пятном был образ Стаса, который сыграл Юрий Чурсин, талантливый и харизматичный актер.
Поэтому за Ю. Чурсина поставлю одну звезду.
«Шакал»
В лесополосе, недалеко от окружной дороги, поисковые собаки в течение полутора лет обнаружили пять закопанных трупов, — докладывает на закрытом оперативном совещании в городском управлении милиции заместитель начальника уголовного розыска Москвы Евгений Вертелев.
Трупы находили на небольшой глубине. У погибших были обнаружены схожие странные колотые раны, — продолжал Вертелев. Генерал потребовал уточнения — в чем их странность? что говорят эксперты — нож? штык? вилы. Такие следы оставляет оружие, похожее на гарпун; раны, неровные, рваные, возможно, использованы ружья для подводной охоты — мнение экспертов. Было решено взять этот лесорайон по особый контроль.
Так и вышли на обитателя этих мест, некоего Виктора Лесника, известного в определенных кругах под кличкой «Шакал».
…Километрах в пятнадцати от окружной дороги на опушке леса — трехэтажный особняк.
В большой гостиной на втором этаже пылают дрова в камине. Хозяин, голубоглазый блондин лет за пятьдесят, в белой рубашке и джинсах, играет на рояле. Его конек — баллады Шопена…
Телохранитель выучен — в эти минуты хозяина беспокоить нельзя. И хотя клиент, известный банкир по кличке Грач, нетерпеливо ерзает на диване, в холле, всем своим видом показывая раздражение, телохранитель Житан (прозвище получил от привычки курить французские сигареты этой марки) выражает полное равнодушие. И только когда хлопнула крышка рояля, охранник открыл дверь, кивком пригласил гостя войти.
Грач — в интересах следствия будем пока называть его так — изобразил восторг от игры хозяина, но тот, снисходительно кивнув, сразу перешел к делу:
— Вам известны наши условия?
— Пять тысяч долларов и… полное молчание.
— Это в ваших интересах. Острые ощущения требуют не одних только денег. У вас будет выбор оружия, мы обеспечим ваше алиби, охрану, на время охоты, разумеется. Преследовать живую мишень — какое наслаждение! Это вам не девочка в баре на коленях. И еще наш принцип — предоплата.
Гость вынул из кармана пиджака конверт.
— Мы верим нашим клиентам.
…Хозяином особняка был Виктор Лесник. Нажился он легко и просто. Будучи в старые времена председателем райисполкома, роспуск Советов всех уровней умело повернул в свою пользу: сумел приватизировать особняк, который проходил по документам как «аварийный», открыл отель.
Из следственных документов: Следователь:
— Гражданин Лесник, вы стали организатором своеобразного тира по живым мишеням. Как могла родиться такая варварская идея?
— Зря вы, гражданин следователь. Это добровольцы, бомжи, натуральные нищие, без средств к существованию. Я давал им шанс заработать большие деньги. Условия были обговорены. Лесной массив — всего три километра. А там река, мост через нее. Добрался живым до моста — деньги твои. Не сумел — извините, сам виноват, знал, на что шел. Игра велась честно. Наши мишени получали деньги вперед.
Охота готовилась тщательно. Телохранитель Житан рыскал по вокзалам выискивал бомжей. Приглашал в забегаловку, угощал, водкой, пивом, расспрашивал, откуда родом, есть ли родные. Обычно не было. Документов при себе тоже никаких. И если Житан верил, что это и впрямь бездомный, приглашал к себе, за город. Еще выпивали, а уж наутро Житан предлагал:
— Хочешь заработать пять кусков зеленых? Понятно, бродяга терялся, выпивал еще, становился сговорчивее. Тогда Житан объяснял:
— Понимаешь, есть дураки, что готовы ради острых ощущений отдать такие башни. Вроде охоты, но без оружия. Шансов у тебя почти сто.
— Слушай, арбалет разве оружие?
— Это что-то вроде лука?
— Видишь, какой ты сообразительный. Да и в лесу охота, тропа между деревьями, выход к речке. А деньги вперед…
Выбирал Житан мужчин крепких. Попадались и такие, что побывали в Афгане, даже в ОМОНе работали. Доверительно им объяснял, что с таким-то опытом добраться до реки не составит труда.
Последняя охота проходила зимой. Вот такой предстает она из описаний следственного эксперимента.
Чистый снег лежал на земле. Очередная жертва, крепкий парень без левой ладони, и не предполагал, что снег дает охотнику лишний шанс. Ему вручили пачку долларов, сказали: — У тебя фора пять минут. Он положил деньги в карман, рванул, заметался по лесу. Вдруг сбоку ярко вспыхнули фары мотоциклов. Крепкие ребята, такие же, как Житан, умело вели жертву по просекам. Грач сидел в люльке тяжелой «Хонды» держал арбалет с оптическим прицелом. За рулем был Житан, он молча гнал мощную машину, потом коротко обронил: «Вот он!» Грач выстрелил. Парень споткнулся, но вскочил, рванулся вбок, петляя между деревьями. Грач поймал в прицел спину, нажал на курок. Парень упал, но опять вскочит, помчался по прямой к реке. До моста оставалось метров сто.
— Упустим! — крикнул Грач.
— Такого еще не было, — отозвался Житан.
Он крутанул руль и боковой тропкой выскочил к реке. Преследуемый, хромая, уже выскочил на мост.
— Стреляй, — грубо приказал Житан. — Нельзя, чтобы он ушел.
Грач выстрелил. Парень упал, но встал, ковыляя, держась за перила моста: уходил. Тогда Житан вынул припрятанный до времени израильский автомат конструкции «Скорпион» и дал короткую очередь. Он взошел на мост, ногой перевернул парня, вынул у него из кармана деньги, столкнул его в реку.
Вернувшись к «охотнику», равнодушно сказал: «Плохо вы стреляете». Тот выглядел слегка растерянным, но обиделся…
— Покурим? — успокоительно предложил Житан. Вместо зажигалки он достал пистолет и выстрелил в голову Грача. Тот тяжело осел в мотоцикле. Подъехавший на скромном «жигуленке» Лесник накинулся на Житана:
— Спятил, мокрое дело на нас повесить решил?
— А раньше сухие были? — спокойно отозвался Житан.
— Кретин, стреляли клиенты, а не мы…
— Мне весть подали — Грач вовсю раззвонил о сафари с арбалетом. Теперь будет молчать…
Даже его босс — Лесник не знал, что Житан до того, как стать его телохранителем и организатором «сафари», воевал в Чечне. Оттуда дезертировал с документами погибшего товарища, вернулся домой, прихватив с собой табельный «Макаров».
Экспертам не составило труда установить личность владельца «ПМ». После задержания Житан все выложил о своем боссе, которого ненавидел так, как ненавидят самые любимые и обласканные барином холопы.
(Г. Яковлев. Версия-плюс, № 8, 1996)
Синдром шакала
«Удача улыбается смелым… А потом долго ржет над ними!».
(Михаил Жванецкий)
1 ШАКАЛ. ВИКИПЕДИЯ (свободная энциклопедия)
Шакал — небольшое животное, размером меньше средней дворняги. По общему облику он очень похож на сильно уменьшенного волка, а морда острее, хотя более тупая, чем у лисицы.
НАБЛЮДЕНИЯ
Некоторые наши «друзья» удивительно похожи на этих стервятников “бомонда”. Они, пожалуй, действительно – сильно уменьшенные волки, и до хитроумных лисиц им тоже далеко.
2 ВИКИПЕДИЯ
Там, где имеются крупные хищники, шакалы следуют за ними, чтобы воспользоваться остатками их добычи, выхватывая объедки прямо из-под носа.
НАБЛЮДЕНИЯ
В жизни, как правило, встречаются «шакалы», пользующиеся остатками пищи другого толка. Ее название – энергия успеха. Наши вечно-голодные приятели забегают на огонек именно тогда, когда тебе перепал кусочек везения. Они имеют на него хорошо настроенный нюх. Как вы только – так они и сразу… Данные особи, как женского, так и мужского пола, с радостью поглощают позитивные вибрации, исходящие от везунчика, но остается гадать, где же они, если баловню судьбы вдруг понадобится рука помощи. В трудное время эти юркие господа исчезают из поля зрения в неизвестном направлении.
3 ВИКИПЕДИЯ
В Таджикистане осенью и зимой шакал питается преимущественно плодами Лоха (род деревьев и кустарников семейства Лоховые).
НАБЛЮДЕНИЯ
Никогда человек не бывает так уязвим и открыт, как в периоды радости и успеха. В такие моменты он готов раздавать светлые энергии направо и налево. Наивный! «Шакалы» их жадно поглощают, как свежее вкусное мясо, с ухмылкой «отрыгивая» завистью и иронией. Название «лоховые» точно совпадает с ролью везунчика в счастливые минуты жизни. Отдав «хорошую» энергию, он опустошается и слабеет, становясь легкой добычей для проворных зверьков.
Мудрые, в отличие от «лохов» используют время радости и успеха для роста силы своего «магнетизма», пряча солнечные эмоции от завистливых глаз. Нерастраченный «свет» остается внутри, давая энергию для будущих свершений и побед. Но таких мало. До этого надо еще дорасти!
4 ВИКИПЕДИЯ
У деревень шакалов, случается, давят собаки.
НАБЛЮДЕНИЯ
Слава Богу, кроме приятелей – «шакалов», есть еще настоящие друзья, которые и «познаются в беде», латая своей искренностью и добротой образовавшиеся «дыры». Именно они открывают глаза любимцам Фортуны на истинное положение вещей!
5 ВИКИПЕДИЯ
Шакалы любят сладкое и обычно выбирают среди плодов самые спелые, портя при этом много недозревших, которые, пробуя на вкус, бросают.
НАБЛЮДЕНИЯ
Действительно, люди-шакалы точно знают, кого выбирать для «еды». «Недозревшие плоды» их мало интересуют. Что с них возьмешь?! Чем крупнее «добыча», тем слаще осознание победы над загнанным «матерым»!
6 ВИКИПЕДИЯ
Приходится учитывать и то, что шакалы иногда являются источниками опасных заболеваний — бешенства и чумки. В населённых пунктах шакал — типичный «помоечный» зверь, разносчик заразы и паразитов. Из-за этого местное население часто преследует шакалов, отлавливая их с помощью самоловов или при случае, стреляя. Но охота на шакала редко бывает очень удачной — шакал слишком хитёр, чтобы попасться на глаза охотнику-дилетанту или угодить в кустарный капкан.
НАБЛЮДЕНИЯ
В минуты успеха, расслабленный «лох» часто забывает о подстерегающей его опасности, легко попадая в лапы «шакалов» разных мастей – разносчиков сплетен и слухов. За минутную слабость приходится платить бессильным бешенством отчаяния, порой переходящим в болезненную «чумку» долгоиграющих судов. А те, в свою очередь, годами услаждают громкими и бесполезными разборками глаза и уши бездарных и ленивых «паразитов».
Охота на «шакала» редко бывает удачной, ведь игра с этим пройдохой на одной доске не является зоной комфорта для породистого «лоха».
7 ВИКИПЕДИЯ
Если рассматривать шакала с утилитарной точки зрения, то пользы от него немного — шкура его почти не годится для поделок.
НАБЛЮДЕНИЯ
Действительно, толку от «шакала», немного, в отличие от «вони», которая щедрым шлейфом тянется вслед за ним.
8 ВИКИПЕДИЯ
Шакал в культуре
Столица XVII египетского нома Никополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса (бога в образе шакала). В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира.
В одном из текстов Книги Мёртвых приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал СЕРДЦЕ на Весах ИСТИНЫ. На левой чаше весов помещалось сердце умершего, на правое — перо богини Маат, которое символизировало истину.
Принцип Маат включает в себя как ПРАВИЛЬНОСТЬ и ЗАКОНОМЕРНОСТЬ развития Вселенной, так и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ царя и простого смертного за свои поступки.
НАБЛЮДЕНИЯ
На самом деле, на Земле каждое существо выполняет свою, незаменимую и важную роль. И люди – «шакалы» занимают свое достойное место. Они закаляют дух талантливых, но простодырых «лохов», успешно избавляя “ожиревшие” от успеха души от греха ГОРДЫНИ.
Брежнев, банда, беспредел: сериал «Шакал» стартовал на российском телевидении
Майор Черкасов в исполнении Андрея Смолякова — на экранах в четвертый раз
Трудовые будни майора Ивана Черкасова, к которому советская преступность всякий раз поворачивается новой, доселе неисследованной стороной, оформились в полноценную телевизионную франшизу, которая наверняка не остановится и на четвертом своем этапе. На Первом канале стартовал «Шакал» — телесериал, в котором за жестокой, но все же вполне обыденной историей скрывается философское размышление о том, как ведет себя общество на пороге новой эпохи. На дворе сравнительно спокойный 1974 год — кабы не авиакатастрофы, он вообще мог бы считаться пиком брежневского застоя, — и тем страшнее поступки тех, кто чувствует нутром, что затишье предвещает бурю, которая, возможно, спишет многие и многие грехи. Разделив повествование на несколько равноценных линий, создатели «Шакала» вновь приковали зрителя к экрану, хотя порой ему и придется брезгливо отворачиваться.
Изрядно побегав за маньяками, грабителями и скрывающимися от возмездия военными преступниками в предыдущих сезонах (впрочем, это слово здесь можно применить лишь с большой натяжкой), следователь Черкасов устал. Это видно в первых же сериях «Шакала»: по предельно изможденному лицу актера Андрея Смолякова, по майорским звездам, как будто намертво утвердившимся на его погонах, по атмосфере происходящего вообще. Дело, конечно, подвернулось нервное, с «большими человеческими жертвами», среди которых, к ужасу москвичей, и сотрудники полиции, и совсем уж случайно попавшие под нож продавщицы, и даже сварливые обитательницы коммунальных квартир. Тем не менее Иван Черкасов в пилотных сериях слишком уж часто позволяет себе срываться, орать на подчиненных, стучать кулаком по столу, на котором сиротливо подпрыгивает одинокая водочная бутылка. И он тут такой не один: на повышенных тонах разговаривает друг и начальник Саблин (Вадим Андреев), то и дело хватаясь за сердце и уезжая на скорой в сторону больницы; вопит и дергается бывшая жена Черкасова Вера, к роли которой вернулась Екатерина Климова; и даже в банде хладнокровных убийц и грабителей то и дело возникают склоки.
После того как третий многосерийный фильм о Черкасове и его помощниках, «Паук», довольно холодно встретили критики, продюсеры решили прекратить экспериментировать с групповым подходом к написанию сценария и вернули сюжетные поводья в руки Зои Кудря (теперь уже Дзюбло). Чтобы напомнить зрителю ощущения от «Мосгаза» и «Палача», она играет не на одних только нервах: «Шакал» отличается в некотором роде выдающейся жестокостью. Камера почти никогда не отворачивается от сцен убийств, счет которым переваливает за полтора десятка уже в первых сериях; участники банды вообще мало перед чем останавливаются, скрупулезно добивая свидетелей ограблений. Что там говорить — с начала фильма не проходит и 10 минут, как аудитории приходится вынести достаточно натуралистичное отрезание пальца. И все ради того, чтобы публика поняла, насколько безжалостный противник достался Черкасову на этот раз. Основной загадкой здесь станет личность серого кардинала, который дергает за ниточки банду. Поэтому самих разбойников показывают много и подробно. Преступная группировка в «Шакале» классическая: с «малиной» и мудрым уголовником, циничным «мажором» и психопатом в составе. Имеется и непременная для жанра «баба», которая, вопреки бессмертному заявлению Горбатого из телефильма «Место встречи изменить нельзя», далеко не все чует и даже наоборот.
Героиня Александры Бортич — вообще одно из самых слабых мест сериала, потому что ей не хочется верить. Компания, в которой она неведомым образом оказалась, каждый день ходит по самому краешку, заработав перспективу на «вышку» первым же нападением на инкассаторов, а вторым сделав ее железобетонной. Это понимают все, кроме Нюры. Она в первые 20 минут действия умудряется совершить немыслимое количество идиотских поступков, которые наверняка станут гвоздями в известной фразеологической крышке. И быть бы Нюре прикопанной где-нибудь среди символических березок, да только сценаристу нужны Бонни и Клайд, которых сериал регулярно цитирует. И очевидно, что в дальнейшем этот камень покатится с горы, набирая скорость, причем главную скрипку предстоит сыграть именно советской Бонни, которую мечты о размеренной жизни, материнстве и достатке сподвигают на высшую степень жестокости к окружающим. Актриса Бортич с ролью справляется неважно, по крайней мере — на фоне остальных работ и в особенности Андрея Смолякова, создавшего один из наиболее убедительных образов на отечественных телеэкранах.
Появление Сергея Жигунова в роли полковника ОБХСС заставляет вспомнить о проекте «Однажды в Ростове». Сериалы роднит не только описываемая эпоха и отсылки к историческим событиям, которые время от времени становятся частью основного действия. Бывший «гардемарин» играл в том телепроекте вместе с Екатериной Климовой и Владимиром Юматовым, также занятым в «Шакале». Жигунову-Ткачу выпала роль противовеса для Черкасова, привыкшего вести следствие своими, многократно проверенными методами, которые часто не нравятся руководству — в том числе и партийному. Очевидно, что туповатый «лестрейд» Никита Пожидаев с этой задачей еще ни разу не справился, Ткач же быстро утверждается в облике подлеца и карьериста, который старательно взращивает то, с чем по долгу службы должен бороться. Извлечет ли майор из общения с новым напарником пользу и будет ли она только практической — увидим. Персонаж Жигунова необходим еще и потому, что привычная для франшизы связка Черкасов — Тимофеева — Гаркуша довольно быстро распадается: молодой оперативник, как того требует жанр, принимается внедряться в банду (пусть и заходит издалека), а Софью пока вообще не очень видно за ворохом архивных документов.
Звучат автоматные очереди, обильно льется кровь, а советское общество вместе с героями «Шакала» с ужасом осматривает цветочки, которым еще предстоит превратиться во всем известные ягодки двух будущих десятилетий. Номенклатура привычно пытается оградить обывателя от лишней информации, хотя и соглашается обнародовать «треть правды», а сам обыватель мечется между, говоря словами поэта Башлачева, ложкой и ложью. Хорошим тому примером является мать Нюры-Бонни, которая изо всех сил старается обращать внимание лишь на то, что не будет её тревожить. Сценарий, конечно, подкинет нам много событий, важных не в общественном, а в персональном плане. В конце концов, загнанной стае предписано защищаться любыми доступными методами. И все же рассуждения героев, их поступки и последствия оных отчетливо рисуют перед публикой канун эпохи беспредела, в которой место майоров Черкасовых займут совсем другие действующие лица. А дело, требующее призвания, никуда не денется. По довольно мрачному совпадению 1974 год — это год рождения «битцевского маньяка» Александра Пичушкина. И это, конечно, непросто — выкапывать из плодородной почвы зубы дракона в его присутствии.
Также кинорецензии от нашего обозревателя Андрея Митрофанова можно прочитать ЗДЕСЬ .
Возрастная категория материалов: 18+
«Шакал»: Место встречи изменить нельзя
статья
На Первом канале выходит сериал «Шакал» – четвертая часть детективной московской саги о майоре милиции Иване Петровиче Черкасове и его команде, расследующей громкие уголовные преступления 60-70-х гг. прошлого века. Предыдущие фильмы «МосГаз», «Палач» и «Паук» стали заметными событиями отечественного телевидения и полюбились зрителям.
В отличие от предыдущих фильмов, которые были основаны на действительно имевших место событиях (розыск первого серийного убийцы СССР по кличке «Мосгаз», истории Госзнака и Тоньки-пулеметчицы), в основу «Шакала» положено несколько собирательных дел, и нет конкретного реального события.
Действие разворачивается в 1970-х. гг., в это время в стране появляются хорошо организованные вооруженные бандитские группировки, помышляющие дерзкими грабежами, во время которых они беспощадно убивают свидетелей. В рядах МВД, в то же время, идет процесс разложения. По сюжету команда Черкасова расследует именно такое дело об ограблении инкассаторов, совершенному, явно, по наводке очень осведомленного человека. Опергруппе Черкассова приходится работать вместе с сотрудниками другого ведомства, ОБХСС, занимающегося хищениями, и совместно найти “шакала”.
Сценарий к «Шакалу» написала Зоя Кудря, в этой линейке телефильмов ее перу принадлежат «Мосгаз» и «Палач». Именно благодаря ее психологически точно написанным портретам персонажей этот сериал держится четвертый сезон.
У режиссерского руля встал постановщик Евгений Звездаков, которому продюсеры доверили предыдущую картину «Паук».
«Наш фильм размышление о природе злодейства. Нет ответа на вопрос, почему люди становятся такими. В этой банде есть персонажи из бедных семей, которые пытаются получить все и сразу. Есть из богатых: например, интеллигентный студент МГИМО убивает потому, что ему скучно. Один отсидел по несправедливому обвинению и вышел обозленным. Или молодые люди – советские Бонни и Клайд. Она работает на заводе, копит на джинсы и безумно любит фильм «Бонни и Клайд». Он – водитель на автобазе, вынужденный стать бандитом ради своей возлюбленной. А Шакал – это один из персонажей-инкогнито, который связан с бандой», – рассказывает Евгений Звездаков.
«Мы снимаем фильм о банде, которая грабит магазины, инкассаторов. Преступления были всегда, но зверски из автоматов до этого никто никого не расстреливал. Конфликт разрастается внутри органов внутренних дел. Понятия чести и морали потихоньку нивелируются, первые ростки коррупции дают всходы», – говорит Звездаков.
В фильме «Шакал» стало больше экшена – перестрелок, драк, погонь. Больше будет и личной жизни героев. Ведь у каждого из них есть свои отношения, любовь, семьи. По словам Андрея Смолякова, личная жизнь Черкасова подвергнется искушению. Криминалист Соня (Марина Александрова) пережила множество разочарований. При этом она все еще способна влюбляться. Героиня Марии Андреевой – Оксана постепенно превращается из инфантильной и смешливой девчонки в серьезного криминального репортера, будут развиваться и их отношения с художником Стасом (Юрий Чурсин).
Актер Андрей Смоляков: «Во всех предыдущих фильмах этой серии убийства были за кадром. Теперь они будут в кадре. В начале 70-х наступила какая-то новая эра, весьма кровавая, когда начался беспредел. Черкасов оказывается в душевном тупике. Его поражает, что люди становятся беспринципными, жестокими и двуличными. Даже для человека, который прошел войну, который видел и кровь, и смерть. Но когда в мирное время сталкиваешься с такими вещами, это страшно. Черкасов становится более нетерпимым».
Все съемки проходили в Москве и области. Создатели сериала постарались достоверно воспроизвести историческую эпоху. Вещи того времени сохранились в отличном состоянии. И, конечно, перед съемками создатели многое посмотрели в архивах: кинохронику и фотохронику. На блошиных рынках, у коллекционеров и знакомых съемочная группа искала вещи 70-х — от гобеленовых покрывал до детских велосипедов, колясок, лыж, старых тетрадей и раритетных театральных афиш. Особенно тщательно подбирали реквизит главным героиням: в сумочках у них лежат настоящие тюбики с губной помадой и тушь для ресниц того времени.
Художники по костюмам с каждым актером обсуждали его образ, и как он меняется со временем. «У моей Оксаны всегда в одежде присутствует синий цвет. И мне было интересно принимать участие в этом обсуждении, придумывать образы. Все костюмы шили. А сережки как раз из прошлого. Такие были у многих», – говорит Мария Андреева.
По словам Марины Александровой в «Пауке» с нарядами ей повезло больше, в «Шакале» у нее более строгий образ. Кстати, отношение к Марине на съемочной площадке всегда было особенное, как и сейчас:
«Есть небольшие сложности в том, что я кормящая мать и приходиться совмещать заботу о ребенке и съемки, но все идут мне на встречу, подстраиваются под мой график, Мы на площадке смеемся, что я через сезон рожаю ребенка. На первом сезоне я была беременна сыном Андреем, на третьем уже Катей. Сейчас снимаем четвертый сезон. Если будет продолжение, то пятый сезон должен быть опять «беременным». Старший сын Андрей приходил уже к нам съемки. После этого он стал играть в режиссера, так ему понравилось. Так что подрастающее поколение уже наступает на пятки. Когда я уезжаю на съемки, он всегда меня спрашивает: «Мама, а ты куда?». Поясняю, что на работу, буду сегодня супер-героем, буду ловить преступников. У меня в жизни четкое распределение ролей. Дома – я мама, а на работе – следователь. Мы работает слаженной командой на площадке. Уже все привыкли друг к другу, фактически как семья».
Кстати, о детях. Одну из сцен «Шакала» снимали в Подольске. И это был большой сюрприз для Андрея Смолякова, потому что его привезли в его родной город и снимали сцену у подъезда, куда его привезли из роддома. Потом к актеру подходили бабушки, которые до сих пор его помнят.
«Шакал» в эфире Первого канала 17 октября в 21:30, 18-20 октября в 21:35.
Платная подписка на сериал будет доступна на сайте Первого.