BuyWheel › Блог › Кто делает шипы? И какие бывают?
В Европе шипованные шины находятся либо под запретом, либо должны пройти тесты и доказать, что их использование не повредит ни окружающей среде ни людям. Шипов должно быть не более 50 на метр протектора, шип должен весить не более 1,1 г и выступать из протектора не более чем на 1,2 мм, а вырываться из посадочного отверстия с усилием 120Н.
Сама шина должна получить сертификацию, пройдя тест. Сам тест состоит в том, что автомобиль совершает по специальным плитам 400 проездов на скорости 100 км/ч. Затем высчитывается разница в массе плит до и после заездов: износ дороги не должен превышать : для индекса нагрузки до 600 кг – 0,9 г., 600-800 кг – 1,1 г., более 800 кг – 1,4 г. А специальная лаборатория в Финляндии к тому же оценивает не только степень разрушения дорожного полотна, но и то, сколько частиц мелкодисперсной пыли получается из “разрушенного” покрытия. Ведь, вот точно же, именно из-за этой пыли (и общего загрязнения воздуха) возникают респираторные заболевания у людей.
Но это, что касается правовой и заботливой Европы. В нашей стране таких жестких законов нет, потому производители шин могут развернуться, и уже сейчас на шине, например, в размере 285/40 R22 Michelin X-Ice North 4 SUV вмещается до 300 стальных шипов! Ведь в условиях российской зимы, многоснежности и колеи шипы порой просто необходимы.
Производителей шин достаточно много, а вот производителей шипов — нет. На данный момент мы можем назвать 5 крупных производителей шипов: 1. Tikka (Финляндия) производит шипы для Continental 2. Turvanasta (Финляндия) — для Hankook 3. Scason (Финляндия) — для Kumho 4. Ugigrip (Франция) — для Michelin 5. Теком (Россия)
И это не считая дочерних компаний производителей шин, которые стараются на благо своего “родителя”. Например, Tikka — была приобретена Continental еще в 2008 году, да и у других гигантов есть “свои” поставщики шипов. Да и говоря о шипах в шине, мы все же больше говорим о производителе шин, а не о производителе шипов, потому далее в статье будут использованы только названия шинных производителей.
Каждый производитель подходит к изготовлению шипа по-своему, ведь шипы должны сочетать ряд весьма противоречивых свойств: не должны изнашиваться быстро, иначе шина потеряет свои сцепные качества на льду, и не должны изнашиваться слишком медленно, потому что протектор шины тоже стирается. Если шип будет мало выступать над протектором, он не сможет в достаточной мере “прокалывать” лед. Если же будет выступать из протектора слишком сильно, увеличится вероятность его выпадения.
Чтобы шип смог выполнить все условия, его делают составным: тело (корпус) и пин (твердая износостойкая вставка). Корпуса бывают однофланцевые, похожие по форме на гвоздь, и двухфланцевые (или многофланцевые). Двухфланцевые гораздо лучше удерживаются в шине, вероятность их выпадения в процессе эксплуатации минимальна. А верхний фланец предотвращает попадание воды и грязи в гнездо шипа.
Для шин, устанавливаемых на легковые автомобили, в основном (не без исключений, конечно) используют алюминиевые корпуса шипов, в которые запрессовывают изготовленную методом спекания из порошка вставку из карбида вольфрама.
Форму шипа и их характеристики будем рассматривать на примере новых и популярных моделей шин, выпущенных за последние несколько лет.
1. Pirelli Компания использует несколько видов шипов.
Например, в модели Formula Ice, которые разрабатывались в северной Европе специально для использования в сложных условиях заснеженных и обледенелых дорог, типичных для суровых зим России и Скандинавии, используется алюминиевый шип с шестигранным наконечником, улучшающий ходовые и тормозные свойства на льду.
А в последней своей модели Ice Zero 2 производитель использует шип с асимметричной геометрией и трапецевидными разнонаправленными формами крепления и основания. Плоская и широкая поверхность шипа обеспечивает повышенную удароустойчивость сердечника, что в результате дает крайне низкую степень «потери» шипов. Сердечник шипа изготовлен из карбидовальфрама, который обладает повышенной устойчивостью к истиранию, максимально долго сохраняя эффективность работы шипа.
Шипы с круглым наконечником были заменены еще в 2004 году на фигурные, с 2014 года наконечник имеет название KristallDubb и выглядит как прямоугольник с волнооразными боковыми сторонами и смягченными углами.
Особого внимания среди моделей заслуживает ContiIceContact 3, в которой использовалась совершенно новая форма шипа.
Шип по технологии ContiFlexStud состоит из закаленного металлического штифта и внешней резиновой оболочки. Применение такого вида шипов значительно снижает износ дорожного покрытия, обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью в условиях гололеда, а так же увеличивает срок эксплуатации шины. Немаловажно, что шипы ContiFlexStud производят меньше шума в салоне, что делает вождение более комфортным.
Еще одна особенность ошиповки Continental — они «впаивают» шип в протектор шины: на каждый шип наносится застывающая термоадгезионная смесь, и затем производится ошиповка заготовки шины. В процессе вулканизации покрытие шипа и резиновая смесь спекаются, образуя прочное соединение. Как результат измеренное усилие на вырывание шипа в среднем составило 500 Нм, что примерно в десять раз превосходит результаты при традиционной ошиповке.
3. Michelin Michelin стандартно использует шип круглой формы, аргументируя это тем, что шип стирается равно со всех сторон.
Однако в последней своей модели Michelin X-Ice North 4 шипы получили новую форму, подобную той, которую имеют шипы для шин производителя, участвующих в Чемпионате мира по ралли. А сами шипы изготавливаются из сплава на основе железа, что выравнивает скорость износа как самих шипов, так и обхватывающей их резины протектора.
Также на данной модели было существенно общее количество шипов на одну шину. Все изменения были внесены для увеличения сцепления на обледеневшей дороге.
В последней модели Hakkapeliitta 9 используется 2 типа шипов. В центральной части протектора располагаются восьмигранные шипы противоскольжения, отвечающие за разгонно-тормозную динамику. Их перпендикулярно ориентированные твердосплавные вставки позволяют зимним автошинам эффективно работать в продольном направлении. А в блоки плечевых зон — шестигранные шипы с треугольной вставкой, которые улучшают сцепные свойства шины в поворотах и характеристики управляемости на обледенелых дорогах.
Также здесь следует упомянуть технологию EcoStud 9, используемую для смегчения контакта с дорожным полотном. Это происходит за счёт наличия наружных фасок у шипов, расширяющих область контакта, а также резинового подушечного слоя под основанием шипов, который смягчает их негативное воздействие на полотно дороги.
В модели Observe Ice-Freezer используется шип новой для компании формы. Помимо увеличенного фланца шипы в сравнении с предыдущей моделью Observe G3-Ice получили корпус меньшего диаметра, способствующего более надёжной фиксации в посадочном гнезде, а также пятиугольный наконечник, который призван усиливать сцепление шины со скользким льдом.
Шип модели Winter i*Pike RS 2 W429, сделанный финской компанией Turvanasta, обладает шестигранным корпусом с твердосплавным элементом в виде звездочки/снежинки и выемкой в тыльной части нижнего фланца, В совокупности это значительно увеличивает сцепные свойства на обледенелой поверхности дорожного покрытия и уменьшает разрушительной воздействие.
В моделях WinterCraft Ice Wi31 (для легковых автомобилей) и используются шипы финского производства Scason Turbine, которые благодаря своей уникальной конструкции и суженному месту крепления довольно плотно сидят в толще протектора, что предотвращает их вылетание.
Каждый производитель утверждает, что его шина (а значит, и форма шипа) самая лучшая и номер 1 среди остальных. Да, все они прошли тесты. Да, их разработки основываются на многолетнем опыте и технологиях. Но выбор все равно остается за автовладельцем и особенностями его автомобиля. Да и тесты разных моделей шин одного типоразмера и на одном и том же автомобиле дают более глубокое и точное представление о возможностях шин.
Шипы для покрышек: как это делается
А вы никогда не задумывались как делают зимние шипованные колеса? Покупая их от известной марки вы уже уверены в качестве? За шину — да, безусловно. А вот за шипы?
Дело в том, что совсем недавно, некоторые бренды производили только сами шины, а ошиповку же делали торгующие шинами организации. Что там вам нашиповали в гараже — не известно никому, включая того, кто и шиповал вашу резину. В целях экономии очень часто это делалось в ара-сервисах подручным методом из тех шипов для покрышек, которые аллах послал.
Теперь же закон призывает организации, занимающиеся ошиповкой шин, соблюдать рекомендации производителя по типу шипа, его расположению и т.п. Но если для Европы такие рекомендации — закон, то у нас, зачастую, это остается на совести. Поэтому-то многие шинные бренды, которое обустроились в России, позаботились об открытии собственных производств по ошиповке шин. И это правильно, ведь нам нужен качественный товар. И не хотелось бы разбираться в том, кто шиповал эту шину, кто ее делал, а то прям как в монологе Райкина про костюм. «К пуговицам вопросы есть?»
Я же ршил разобраться с вопросом ошиповки поглубже и обратился за помощью к шинникам, у которых есть свое производство. И недавно мне устроили экскурсию по шинному производству компании Мишлен. Увы, снимать его нельзя, кроме участка ошиповки. Дело в том, что многие станки являются собственной разработкой компанией и она очень сильно охраняет свою коммерческую тайну. На заводе были случаи, когда ловили шпионов конкурентов, которые приходили устраиваться на работу и вели себя потом подозрительно. Настоящие шпионские войны
Michelin подошел так — раз уж они делают качественные шины, то за качество надо отвечать на всех этапах. Раз на покрышке написано «Michelin», значит и за качество отвечает компания в целом. Поэтому в 2005 году на заводе в Давыдово был открыт цех по ошиповке. Теперь все шипы для покрышек, их технология изготовления и ошиповка полностью отвечает стандартам компании. Здесь, кстати, производятся все шипованные шины, которые идут на российский и скандинавский рынок.
1. Для ошиповки выделен небольшой цех.
3. На заводе помешаны на безопасности. Для современного производства это сейчас норма. Но я все равно удивляюсь, когда все сотрудники проходят именно через эту калитку, а не сбоку.
4. На заводе процесс ошиповки полностью автоматизирован, что минимизирует человеческий фактор.
5. Шипы. Я, пока их рассматривал, уронил один шип на пол. Тут же двое сотрудников мне сказали, что обратно в бункер его класть нельзя, только в утиль теперь. И проконтролировали, куда я его положил. Невероятно. А казалось бы — какой-то один шип.
6. Автоматическая линия обеспечивает высокую стабильность процесса.
7. Компьютер с помощью датчиков находит гнездо каждого шипа и сажает его точно на свое место.
8. Контролируя при этом выступ шипа из протектора и силу вдавливания.
9. Головка крупным планом.
Сам процесс лучше посмотреть на видео, которое предоставила пресс-служба компании
10. После ошиповки каждая шина проходит визуальный и тактильный контроль.
11. Скоро на зимних дорогах страны.
12. Невероятные тактильные ощущения, когда погружаешь в шипы для покрышек руку.
13. И традиционный вопрос — на чем ездите вы зимой? Я уже много лет езжу на так называемой «липучке».
14. Можно сказать, что музейный экспонат. Станок для ручной ошиповки шин. Используется для опытного производства и единичных экземпляров.
15. Компания использует традиционные круглые шипы для покрышек. Как показала практика, все другие формы становятся со временем круглыми или поворачиваются под произвольным углом.
16. Кстати, с 1 января 2016 года вступает в строй новый Техрегламент в России. Теперь максимальное количество шипов на погонный метр протектора равно 60.
Как производятся шипы для шин Continental
Шипы для всех шин Continental изготавливаются в Финляндии, а на тесты опытные образцы предоставляются службам такси
Согласно исследованиям, на результаты которых ссылается Continental, именно шипованные шины наиболее предпочтительны для суровых зим. Они отлично справляются с ездой как по насту, так и по льду, а новые технологии позволяют сделать их менее шумными, улучшить поведение на асфальте и снизить ущерб, наносимый дорожному покрытию. В преддверии зимнего сезона Continental решила поделиться тонкостями производства шипов, чтобы наглядно продемонстрировать их современные возможности.
Шипы для шин Continental производятся на заводе компании Tikka, расположенном в Тиккакоски (Финляндия). Это предприятие силами всего 72 человек обеспечивает полный цикл разработки, производства и испытаний шипов для автомобильных шин. Tikka ведет свою историю с 1893 года. В 1959-м компания стала первым в мире промышленным производителем шипов для шин и сегодня является одним из пяти подобных предприятий в мире. С 2008 года завод на 100% принадлежит Continental. Tikka – единственная компания, обладающая собственным сертифицированным центром для получения одобрения типов шипов и шипованных шин.
По европейским стандартам, шип для легковой покрышки должен весить не более 1,1 г. Поэтому корпус шипа производится из алюминия, а сердечник из твердого сплава, основные компоненты которого – сталь, вольфрам и кобальт. Таким образом, шип, не теряя в долговечности, качестве и способности удерживаться в протекторе, оказывает уменьшенную нагрузку на дорожное полотно и экологию.
Современное скандинавское законодательство также ограничивает количество шипов на один метр качения шины: не более 50 штук. Это означает, что на покрышке размерностью 205/55 R16 их число должно быть не более 96, то есть на 26% меньше, чем это допускалось еще три года назад.
Следуя этому требованию, производители получают общее одобрение для конкретной модели шипа. Она должна выступать из протектора не более чем на 1,2 мм, весить не более 1,1 г и вырываться из посадочного отверстия с усилием 120 Н.
Сертифицированный таким способом шип разрешается устанавливать в любую шину, но в количестве, не превышающем 50 штук на погонный метр покрышки.
При этом производитель также может одобрить конкретное сочетание шипа и шины, после чего их разрешается использовать только вместе. Тогда количество шипов и их выступание остаются на усмотрение изготовителя. В этом случае потребуется пройти специальный тест и доказать, что разработка не оказывает чрезмерного разрушающего эффекта на дорожное полотно.
В качестве последнего в тестах используют гранитные плиты. Автомобиль совершает по ним 400 проездов на скорости 100 км/ч. Результат испытаний – разница в массе плит до и после заездов. Процедура подготовки и проведения сертификации строго регламентирована. Износ дороги не должен превышать следующих величин: для индекса нагрузки до 600 кг – 0,9 г., 600-800 кг – 1,1 г., более 800 кг – 1,4 г.
Для проведения необходимых тестов у Tikka есть собственные лаборатории, опытный персонал и идеальный испытательный полигон – Финляндия с ее северным климатом.
Опытные образцы шин Tikka предоставляет на тесты местным таксомоторным компаниям. Их пробеги позволяют получить достаточный материал для дальнейшей работы всего за один зимний сезон. Помимо объективных критериев, Tikka учитывает и замечания водителей.
Как правило, с выходом на рынок новой модели шин начинается активная работа по созданию ее преемницы. Полный цикл исследований и испытаний занимает несколько лет.
«Шипы работают в составе шины, и их разработка в отрыве друг от друга невозможна. Tikka получает заказ от Continental с указанием требуемых характеристик покрышки и создает новую модель шипа с учетом конкретного рисунка протектора, состава резиновой смеси и других параметров», – отметил Марко Майя (Marko Maja), глава отдела исследований и разработок Tikka.
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
А вы никогда не задумывались как делают зимние шипованные шины? Покупая их от известной марки вы уже уверены в качестве? За шину — да, безусловно. А вот за шипы?
Дело в том, что совсем недавно, некоторые бренды производили только сами шины, а ошиповку же делали торгующие шинами организации. Что там вам нашиповали в гараже — не известно никому, включая того, кто и шиповал вашу резину. В целях экономии очень часто это делалось в ара-сервисах подручным методом из тех шипов, которые аллах послал.
Теперь же закон призывает организации, занимающиеся ошиповкой шин, соблюдать рекомендации производителя по типу шипа, его расположению и т.п. Но если для Европы такие рекомендации — закон, то у нас, зачастую, это остается на совести. Поэтому-то многие шинные бренды, которое обустроились в России, позаботились об открытии собственных производств по ошиповке шин. И это правильно, ведь нам нужен качественный товар и не как не хотелось бы разбираться в том, кто шиповал эту шину, кто ее дела, а то прям как в монологе Райкина про костюм. «К пуговицам вопросы есть?»
Решил разобраться с вопросом ошиповки по глубже и обратился за помощью к шинникам у которых есть свое производство. И недавно мне устроили экскурсию по шинному производству компании Мишлен. Увы, снимать его нельзя, кроме участка ошиповки. Дело в том, что многие станки являются собственной разработкой компанией и она очень сильно охраняет свою коммерческую тайну. На заводе были случаи, когда ловили шпионов конкурентов, которые приходили устраиваться на работу и вели себя потом подозрительно. Настоящие шпионские войны 🙂
Michelin подошел так — раз уж они делают качественные шины, то за качество надо отвечать на всех этапах. Раз на покрышке написано «Michelin», значит и за качество отвечает компания в целом. Поэтому в 2005 году на заводе в Давыдово был открыт цех по ошиповке. Теперь все шипы, их технология изготовления и ошиповка полностью отвечает стандартам компании. Здесь, кстати, производятся все шипованные шины, которые идут на российский и скандинавский рынок.
2. На каждом этапе производства шины, поставки шипа существует строжайший контроль качества и параметров производства.
3. На заводе помешаны на безопасности. Для современного производства это сейчас норма. Но я все равно удивляюсь, когда все сотрудники проходят именно через эту калитку, а не сбоку.
4. На заводе процесс ошиповки полностью автоматизирован, что минимизирует человеческий фактор.
5. Шипы. Я, пока их рассматривал, уронил один шип на пол. Тут же двое сотрудников мне сказали, что обратно в бункер его класть нельзя, только в утиль теперь. И проконтролировали, куда я его положил. Невероятно. А казалось бы — какой-то один шип.
6. Автоматическая линия обеспечивает высокую стабильность процесса.
7. Компьютер с помощью датчиков находит гнездо каждого шипа и сажает его точно на свое место.
8. Контролируя при этом выступ шипа из протектора и силу вдавливания.
9. Головка крупным планом.
Сам процесс лучше посмотреть на видео, которое предоставила пресс-служба компании.
10. После ошиповки каждая шина проходит визуальный и тактильный контроль. На заводе вообще каждый этап контролируется и абсолютно все шины проходят контроль качества.
11. Скоро на зимних дорогах страны.
12. Невероятные тактиильные ощущения, когда погружаешь в шипы руку. 🙂
13. И традиционный вопрос — на чем ездите вы зимой? Я уже много лет езжу на так называемой «липучке».
14. Можно сказать, что музейный экспонат. Станок для ручной ошиповки шин. Используется для опытного производства и единичных экземпляров.
15. Компания использует традиционные круглые шипы. Как показала практика, все другие формы становятся со временем круглыми или поворачиваются под произвольным углом.
16. Кстати, с первого января 2016 года вступает в строй новый Техрегламент в России. Теперь максимальное количество шипов на погонный метр протектора равно 60.
Взят у russos в Michelin — как делают ошиповку на зимних шинах
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано
Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке – Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!
Европейские шипы для нижнекамских шин
Специалисты генерального дистрибьютора автомобильных шин «Нижнекамского шинного комплекса» – ООО «ТД «КАМА» рассказали о том, какие шипы использует шинный комплекс ОАО «Татнефть» при производстве своих зимних шин, и почему они уникальны.
Металлические шипы на автомобильных покрышках появились еще в начале ХХ века. Тогда их устанавливали не только для лучшего сцепления с дорогой, но и для увеличения износостойкости шин, которые в те времена были из кожи или из цельнолитой резины. Позже, после изобретения пневматических шин, интерес к шипам ослабел. Их массовому применению мешали несовершенство конструкции и низкая износостойкость стальных штифтов. Однако в 30-е годы шины спортивных автомобилей часто оснащались шипами.
Как правило, для их установки в покрышках делали сквозные отверстия – изнутри вставляли стальной болт-грибок, а снаружи его фиксировали обычной гайкой. Лишь в конце 50-х годов в Скандинавии появились шипы традиционной для сегодняшних дней конструкции. За основу была взята обычная стальная заклепка, в тело которой запрессовывалась твердосплавная вставка. В таком виде шип монтировался в протектор шины. Неоспоримые преимущества шипованных шин в зимних условиях быстро оценили водители не только скандинавских, но и других европейских стран.
Безусловно, шипы, как и технологии шинного производства в целом, совершенствуются постоянно. На сегодняшний день ООО «Кама-Шип» осуществляет ошиповку легковых пневматических шин с зимним рисунком протектора производства ОАО «Нижнекамскшина» шипами противоскольжения двух фирм производителей: SCASON (Финляндия) модели MRY10 и MRY11, а также UGIGRIP (Франция), модели MCV-8-10-2 Gold и MCV-8-11-2 Gold. Вышеперечисленные модели шипов изготовлены из стали и имеют цинковое антикоррозионное покрытие золотистого цвета. Золотистый цвет цинка является эксклюзивной защитой от подделок шипов и ошиповки, т.к. шипами в таком цвете и имеющими такую форму не шипуются шины других производителей.
Рабочей частью шипа является твердосплавная вставка, изготовленная из твердого спеченного сплава вольфрам-карбид (ВК-8), который обладает повышенной износостойкостью, твердостью и теплостойкостью (800-1000 °C), за счет наличия в структуре сплава тугоплавких карбидов, что немаловажно, учитывая то, что шина при движении нагревается до 80-100˚С, а также подвергается различным механическим и физическим нагрузкам, что естественным образом отражается и на шипах противоскольжения, которые в свою очередь, тоже совершают большую работу, помогая автомобилю совершать различные маневры, вовремя затормозить или тронуться с места.
Преимущества данных шипов в том, что конструкция корпуса шипа имеет два фланца и форму корпуса «рюмка». Увеличенная верхняя часть корпуса, а именно верхний фланец, (диаметром 6,6 мм) позволяет шипу находиться более устойчиво в отверстии шины во время ее движения по дорожному полотну и не позволяет проникать внутрь отверстия абразиву и противогололедным реагентам. Данными шипами сегодня шипуются шины KAMA EURO-519 и KAMA EURO-LCV-520.
По мнению нижнекамских шинников ответом на изменяющиеся погодные условия и готовящиеся изменения в законодательстве являются грузовые шипованные автошины. Они ошиповываются шипами тех же фирм, но наряду с двухфланцевыми шипами формы корпуса «рюмка» TRMR 11-17-2 (SCASON, Финляндия) присутствуют шипы модели U 12-20-3 и U 15-23-3 (UGIGRIP, Франция), имеющие трёхфланцевую конструкцию корпуса формы «ёлочка». Так же как и в первом случае, данные шипы за счет верхнего фланца защищают отверстие и сам шип от разрушения, кроме того, имея массивную конструкцию с тремя зацепами, они позволяют шипу более прочно и устойчиво удерживаться в шине, позволяя преодолевать грузовому автомобилю гололед и зимнее бездорожье. Данные модели шипов также изготовлены из стали и покрыты цинком, но уже серебристого цвета.
Сегодня ООО «Кама-Шип» уже производит ошиповку грузовых комбинированных шин: У-2 (8,25 R20), ИН 142 БМ (9.00 R20), КАМА 310 (10.00 R20), И-281,У4 (10.00 R20), И-111 АМ (11.0 R20), ИД-304,У4 (12.00 R20), КАМА-1260 (425/85 R21).
Ошиповка легковых и грузовых шин осуществляется на шиповальном оборудовании фирмы OKU (Германия). Для ошиповки грузовых шин по заказу ООО «Кама-Шип» той же фирмой были специально разработаны станки модели ЕРL, которые значительно облегчают процесс ошиповки массивных шин. Стоит отметить, что данное оборудование является эксклюзивным и только ООО «Кама-Шип» имеет его в своем арсенале.
Голографическая наклейка, подтверждающая ошиповку на заводе-изготовителе, наряду с золотистым цветом шипов является дополнительной защитой от подделок ошиповки.