Oreanda-online.ru

Признаки неисправности датчика коленвала ваз 2109

Симптомы неисправности датчика коленвала

Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания – элемент КШМ, который служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное. На инжекторных автомобилях с ЭСУД используется так называемый датчик положения коленчатого вала (ДПКВ, датчик синхронизации, датчик коленвала, датчик ВМТ, иногда в быту называется датчик фаз), который необходим для точной синхронизации работы системы зажигания и системы питания.

Как известно, система электронного управления двигателем имеет большое количество различных элементов. Если возникает неисправность какого-либо звена, ЭБУ переводит мотор в аварийный режим, двигатель может троить, плохо заводиться, на приборной панели загорается «чек» и т.д. При этом агрегат все равно будет работать, пусть и неустойчиво, если в него подается воздух, топливо и есть искра на свечах зажигания. Особенностью ДПКВ можно считать то, что неисправности или сбои в его работе обычно приводят к остановке двигателя. Далее мы рассмотрим, какие признаки неисправности датчика коленвала свидетельствуют о проблемах с указанным элементом.

Функции датчика коленчатого вала

Как уже было сказано, одним из явных признаков неполадок ДПКВ является полная остановка двигателя. Так получается в результате того, что сбои в его работе не позволяют системе питания своевременно подавать горючее, а система зажигания не способна в заданный момент поджечь топливно-воздушную смесь. Теперь рассмотрим, почему так происходит.

Датчик коленвала посылает сигналы в ЭБУ, сигнализируя о положении коленчатого вала в определенный момент, а также сообщает о направлении вращения вала и указывает частоту вращения. Отметим, что на разных автомобилях как само устройство, так и некоторые функции ДПКВ могут отличаться. Это зависит от типа установленного элемента. Устройства могут быть:

Датчик положения коленвала: признаки неисправности и проверка ДПКВ

В том случае, если причиной неполадок является датчик коленвала, признаки неисправности могут быть следующими:

  • холодный или прогретый двигатель не заводится;
  • во время работы под нагрузкой возникает детонация;
  • плавают обороты холостого хода;
  • снижается мощность двигателя, пропадает динамика;
  • скачут обороты во время движения, произвольно меняются обороты и т.д.

Необходимо учитывать, что указанные симптомы могут появляться и в результате других неисправностей. По этой причине перед началом манипуляций с ДПКВ следует исключить другие возможные неполадки. Еще следует добавить, что сбои в работе датчика коленвала могут возникать не постоянно. Другими словами, неустойчивая работа ДВС или проблемы с запуском могут проявляться не всегда, хотя «чек» загорается. В этакой ситуации рекомендуется произвести компьютерную диагностику двигателя автомобиля для более точного определения причины.

Также можно проверить датчик положения коленвала самостоятельно. Для такой проверки существует несколько доступных способов, которые позволяют с относительной точностью определить работоспособность элемента. Устройство заключено в пластиковый корпус, который обычно крепится на кронштейне в месте расположения шкива привода генератора. Также к элементу может быть подключен провод, который имеет большую длину. Использование такого провода обусловлено тем, что место установки ДПКВ является достаточно удаленным.

Если визуальный осмотр ничего не выявил, тогда датчик синхронизации понадобится снять, после чего можно переходить к проверке. Элемент следует осмотреть повторно, что помогает определить повреждения корпуса, сердечника, контактной колодки. Следует добавить, что достаточно часто после простой очистки контактов и сердечников от грязи ДПКВ начинает нормально работать.

В том случае, когда видимых дефектов не было замечено, следует перейти к диагностике датчика при помощи мультиметра. Устройство переводят в режим омметра для замера сопротивления на обмотке ДПКВ. В норме показания должны составлять 550-750 Ом. Также существует способ, при помощи которого фиксируется индуктивность датчика синхронизации, но такая диагностика сложнее для реализации в гаражных условиях и требует дополнительного оборудования (вольтметр, сетевой трансформатор).

Следует отметить, что одним из быстрых способов проверки является установка заведомо исправного или нового датчика синхронизации. Если двигатель заводится и нормально работает после замены, тогда причина очевидна. Еще нужно учитывать, что во время установки датчика коленчатого вала следует правильно выставлять зазор, который присутствует между зубчатым шкивом и ДПКВ. Квалифицированная установка датчика предполагает то, что зазор между сердечником датчика и диском синхронизации составляет 0.5 – 1.5 мм. Регулировка указанного зазора возможна путем установки дополнительных шайб в месте расположения посадочного гнезда датчика коленчатого вала.

Подведем итог

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что датчик коленвала является одним из самых важных элементов в общей схеме электронного управления силовым агрегатом. Выход из строя ДПКВ приведет к полной остановке двигателя, сбои в его работе сильно осложняют эксплуатацию ТС или делают езду на автомобиле практически невозможной.

Что касается проверки и замены, в самом начале следует убедиться, что в зазоре между датчиком и диском синхронизации нет посторонних предметов, а также сам зазор находится в допустимых рамках. Параллельно следует учитывать и то, что устройство может быть исправным и работоспособным, а причиной сбоев является грязь на сердечнике ДПКВ.

Назначение и особенности работы ДПРВ (датчик положения распредвала) на бензиновом и дизельном двигателе. Проверка и замена датчика своими руками.

Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится. Основные причины неисправности, проверка систем топливоподачи, зажигания. Советы.

Назначение, устройство и принцип работы датчика положения коленчатого вала (датчика синхронизации). Как проверить и установить датчик коленвала.

Почему заливает свечи зажигания на инжекторных и карбюраторных двигателях: основные причины мокрых свечей. Как просушить свечи и запустить мотор, советы.

Устройство датчика положения (датчик на основе эффекта Холла). Конструктивные особенности, назначение и принцип работы. Как самому проверить датчик на авто.

Устройство и схема работы инжектора. Плюсы и минусы инжектора по сравнению с карбюратором. Часты неисправности инжекторных систем питания. Полезные советы.

Симптомы неисправности датчика коленвала и его проверка

В современном автомобиле работой бензинового либо дизельного двигателя управляет электроника. Контроллер готовит топливную смесь и регулирует искрообразование на электродах свечей зажигания, полагаясь на показания нескольких измерителей, размещенных в ключевых точках, – воздушном и выпускном тракте, дроссельной заслонке и так далее. Но что произойдет, если один такой элемент выйдет из строя? В данном случае предлагается рассмотреть признаки неисправности датчика положения коленвала (ДПКВ) и способы его проверки в гаражных условиях.

Как работает датчик?

Чтобы научиться выявлять неполадки указанного прибора, нужно представлять его конструкцию и понимать принцип работы. Устройство датчика несложное и включает следующие элементы:

  • многовитковая катушка;
  • магнитный сердечник;
  • выводы катушки припаяны к контактам разъема;
  • неразборный пластмассовый корпус с отверстием для крепления.

Измеритель устанавливается в непосредственной близости от зубчатого шкива, прикрепленного к коленчатому валу со стороны шестерен газораспределительного механизма. Посредством проводников датчик соединяется с главным электронным блоком, управляющим работой мотора.

Магнитный сердечник выведен наружу через торцевую часть пластикового корпуса и максимально приближен к зубьям вращающегося шкива. Просвет между деталями не превышает 1 мм.

Принцип действия прибора основан на явлении электромагнитной индукции. Когда в непосредственной близости от сердечника проходит значительная масса металла, катушка вырабатывает кратковременный электрический импульс. Зубцы крутящегося шкива вызывают череду таких импульсов, передающихся по проводам контроллеру. Благодаря этому электронный блок всегда «знает» положение коленвала, определяет верхние мертвые точки всех поршней и вовремя подает команду форсункам на впрыск топлива.

Отсюда возникло второе название прибора – датчик оборотов коленчатого вала. Надо понимать, что импульсы вырабатываются только при динамическом воздействии металлической массы, то есть, когда шкив вращается. Если коленвал остановился, ток в цепи элемента не возникает.

Примечание. По сигналам датчика контроллер не только своевременно направляет топливную смесь в цилиндры, но и дает команду системе зажигания вырабатывать искру, когда один из поршней выполняет такт сжатия и приближается к своей верхней точке.

Признаки неполадок датчика

Измеритель оборотов коленчатого вала считается довольно надежным устройством, исправно функционирующим от 100 тыс. км и более. Нередки случаи, когда элемент отрабатывает весь срок службы автомобиля. Неисправность датчика коленвала может возникнуть по таким причинам:

  1. Внутренний обрыв либо замыкание обмотки катушки возникает из-за длительного воздействия вибрации, передающейся от двигателя. Подобная поломка встречается весьма редко.
  2. Обрыв электрической цепи между прибором и контроллером. Причины – та же вибрация, оплавление проводников от контакта с горячими частями мотора либо случайное повреждение автолюбителем.
  3. Механическое разрушение корпуса случается в процессе ремонта, выполняемого в подкапотном пространстве. Например, удар сорвавшимся гаечным ключом.
  4. Нарушение контакта в разъеме от окисления или разбалтывания.
  5. Загрязнение рабочей поверхности, взаимодействующей с зубчатым шкивом.

Последний пункт списка требует отдельного пояснения. Общеизвестно, что электромагнитное поле проникает сквозь диэлектрические материалы, в том числе пыль и грязь. Но в месте расположения датчика к традиционным загрязнителям добавляются мелкие металлические частицы и стружка, летящая с шестерен. Попадая на торец сердечника, они экранируют магнитное поле, отчего электрический импульс постепенно ослабляется.

Справка. Загрязнение сердечника мельчайшими металлическими частицами характерно для изношенных силовых агрегатов с протекающими коренными сальниками. Смесь моторное масло + грязь + стружка толстым налетом покрывает находящиеся рядом детали, в том числе измеритель положения коленчатого вала.

Как хозяин автомобиля может определить симптомы неисправности датчика:

  1. Когда элемент полностью выходит из строя, двигатель глохнет и при последующих попытках запуска не подает признаков «жизни», поскольку контроллер не «видит» положение коленчатого вала. Аналогичный результат дает обрыв электрической цепи.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Обороты мотора «скачут», наблюдается вибрация силового агрегата.
  3. Потеря мощности силового агрегата, провалы в процессе разгона.
  4. Увеличение расхода бензина либо солярки.
Читать еще:  Маркировка шин suv расшифровка

Как странно это ни звучит, но первый признак – самый благоприятный. Реанимировать «мертвый» мотор куда проще – достаточно проверить цепь или поменять сам датчик. При ненадежном контакте и прочих мелких неприятностях двигатель не отказывает, но ведет себя нестабильно. Проблема заключается в том, что при поломках других датчиков и неполадках системы зажигания силовой агрегат ведет себя таким же образом и выявить реальную неисправность гораздо сложнее.

Когда неисправен датчик расхода воздуха, положения дроссельной заслонки или лямбда – зонд, блок управления переходит на аварийный режим работы, подавая топливо по усредненным показателям. Отсюда нестабильная работа и повышенный расход. Такие же признаки наблюдаются при неполадках в цепи измерителя оборотов коленчатого вала.

Способы проверки в гаражных условиях

Самый простой и наименее трудозатратный способ проверки неисправности агрегата – это диагностика с помощью диагностического оборудования. Время диагностики занимает не более 5 минут, и нет необходимости лезть в подкапотное пространство. Ассортимент диагностических устройств на рынке огромен, как по функциональности, так и по ценовой политике. Из бюджетных устройств можем порекомендовать автомобильный диагностический сканер, Корейского производства – Scan Tool Pro Black Edition.

По нашему личному опыту, данное устройство, при своей невысокой цене в районе 1950 – 2500 руб. способно продиагностировать общее состояние автомобиля, отобразив коды ошибок с их описанием, а так же работу различных датчиков в режиме реального времени. Автосканер имеет компактный размер и подключается через диагностический разъем OBD-2. Передача данных осуществляется на любое современное устройство – смартфоны, планшеты, ПК, работающие на базе ОС Android, iOS и Windows.

Если подобных адаптеров у вас не имеется, то необходимо снять датчик и произвести диагностику, описанную ниже:

  1. Хорошенько очистите корпус прибора ветошью, смоченной органическим растворителем, – уайт-спиритом, скипидаром либо другим обезжиривателем. Особое внимание уделите торцу, обращенному в сторону зубчатого шкива.
  2. Убедитесь в надежности крепления. Из-за открутившегося винта датчик может отодвинуться от металлических зубьев, в результате зазор увеличится, а вырабатываемый импульс ослабеет.
  3. Прочистите контакты разъема от окисления.
  4. Осмотрите проводку на предмет оплавления либо перелома.

Если перечисленные действия не дают результата, производится демонтаж и проверка датчика коленвала мультиметром в 2 этапа. На первом измеряется сопротивление между клеммами прибора, что позволяет убедиться в целостности индукционной обмотки. Почистите контакты, включите омметр и проверьте сопротивление между ними. Нормальные показания лежат в диапазоне 500–700 Ом, при замыкании витков получите нулевое или пониженное значение, при обрыве – бесконечность.

На втором этапе испытывается работоспособность элемента согласно пошаговой инструкции:

  1. Переведите мультиметр в режим измерения напряжения, максимальный порог – 200 милливольт.
  2. Надежно прикрепите провода к контактам колодки датчика (например, зажимами типа «крокодил»).
  3. Возьмите любой металлический инструмент – гаечный ключ, большую отвертку или что-то подобное. Резко прикладывайте и отрывайте его от магнитного сердечника элемента, придерживая корпус рукой. Вольтметр должен показать скачки напряжения.

Совет. Если с датчиком коленчатого вала все в порядке, прозвоните проводку омметром. Возможно, причина кроется там.

Дальнейшие действия такие: поломанный измеритель оборотов коленвала меняется на новый, ремонту деталь не подлежит. Исправный датчик устанавливается обратно с соблюдением зазора, поиск неисправности продолжается в другом месте.

Несколько слов о том, как проверить датчик коленвала в пути, когда нет мультиметра и других диагностических приборов. Понадобится 2 провода и светодиодная лампочка от любого автомобильного светильника (например, салонного). Для удобства открутите элемент и подсоедините лампу к разъему, затем подносите к магниту гаечный ключ, как описывалось выше. Исправный датчик заставит светодиод вспыхивать.

Симптомы неисправности датчика коленвала

Признаки неисправности датчика коленвала предупреждают водителя о том, что необходимо провести срочный ремонт, оказывает непосредственное влияние на работу двигателя. Этот агрегат точечно определяет момент, когда в цилиндр ДВС нужно подать горячее. Если не устранить неисправности датчика, то двигатель перестанет работать.

Что такое датчик коленвала

Датчик оборотов коленвала — это прибор, который установлен на автомобилях, оснащенных электронной системой управления двигателем. Он дает возможность двигателю контролировать местоположение коленвала. Такого рода контроль требуется для того, чтобы обеспечить стабильное функционирование системы топливного впрыска.

Симптомы неисправности датчика коленвала способны повлечь остановку мотора, поэтому необходимо вовремя заметить основные признаки неисправности ДПКВ. Нарушение в работе ДПКВ провоцирует возникновение неполадок в системе питания, которая начинает блокировать своевременную подачу горючего. Это приводит к тому, что система зажигания не поджигает топливно-воздушную смесь.

Расположение датчика коленвала

Место расположения ДПКВ — это кронштейн, который находится в центральной части шкива на приводе генератора. Он устанавливается рядом с конструкцией зубчатого шкива привода с промежутком в 1-1.5 мм.

Чтобы заменить датчик или выполнить его регулировку, к нему необходимо подсоединить провод длиной 50-70 см. Чтобы выставить или откорректировать положение, нужно отрегулировать шайбу, которая закреплена над посадочным гнездом ДПКВ.

Перед тем как поменять данный прибор, рекомендуется провести его диагностику. Многих автолюбителей волнует вопрос о том, что еще необходимо сделать, прежде чем его снимать — снять следует замеры по соотношению болтов крепления к корпусу и положению ДПКВ.

Как работает датчик коленвала

Многих интересует вопрос о том, зачем нужен датчик коленвала. Этот прибор напрямую влияет на продуктивность двигателя автомобиля.

Нарушение провоцирует сбои в работе ДВС или остановку мотора, влияющей на работу двигателя.

В функции ДПКВ входит:

  • синхронизация работы топливных форсунок;
  • синхронизация системы зажигания.

Принцип работы ДПКВ сводится к тому, что он подает сигнал на ЭБУ. Данное сообщение говорит о позиции, в которой находится коленвал. Такой сигнал содержит в себе информацию о частоте и направлении вращения коленчатого вала.

Устройство датчика коленвала

Система данного элемента коленчатого вала включает в себя:

  • Обмотка датчика
  • Корпус
  • Уплотнитель
  • Привод
  • Кронштейн креплениея
  • Магнитопровод
  • Диск синхронизации

Ремонт предполагает необходимость прозвонить ДПКВ, используя для этого омметр. Для этих целей необходимо произвести замеры сопротивления на обмотке агрегата.

Признаки неисправности датчика коленвала

Признаки неисправности датчика положения коленвала:

  • нарушение плавного процесса сгорания топливно-воздушной смеси (детонация) в двигателе при динамической нагрузке;
  • на холостом ходу обороты становятся неустойчивыми;
  • низкий уровень мощности двигателя транспортного средства;
  • снижение уровня динамики автомобиля;
  • двигатель не реагирует на зажигание, т.е. он не заводится;
  • машина дергается по ходу движения;
  • неконтролируемое повышение или понижение оборотов.

Сбои в функционировании ДПКВ могут быть периодическими и не всегда давать о себе знать. В таком случае необходимо воспользоваться услугой компьютерной диагностики двигателя, которая может точно установить причину неполадки.

  1. Замыкание между витками в обмотке ДПКВ. В результате импульсы сбиваются к ЭБУ. Здесь необходимо заменить прибор.
  2. Поломка зубьев задающего венца.
  3. Нерабочие контакты, которые находятся в системе обмотки и подвода проводов. В данных обстоятельствах не требуется менять ДПКВ, а следует сделать очистку соединения и обмотки.
  4. Основанием выхода ДПКВ из строя может стать и наличие механического повреждения, которое было получено в период проведения работ под капотом.
  5. Еще одним обстоятельством, повлекшим поломку коленчатого вала, может стать попадание инородных объектов в область между ДПКВ и зубчатым шкивом.

Эти ошибки и неполадки в работе транспортного средства могут быть вызваны другими поломками. Датчик положения коленвала, признаки неисправности которого могут быть обусловлены различными обстоятельствами, требует тщательной проверки.

Как проверить датчик коленвала самостоятельно

Есть 3 способа проверки неисправности датчика коленчатого вала:

  • измерение при помощи омметра;
  • проверка значения индуктивности;
  • использование осциллографа.

Проверка датчика положения коленвала при помощи омметра:

  1. Для данной проверки необходимо приобрести мультиметр.
  2. Его нужно поставить в положение измерения сопротивления.
  3. Затем измерить уровень сопротивления катушки индуктивности: щупами прибора дотронуться до выводов катушки.
  4. Допустимое значение — 500-700 Ом.
  5. Если результаты измерения находятся в заданном диапазоне значений, то коленчатый вал в норме.

Проверка датчика коленвала с использованием замера индуктивности:

  1. Нужно обзавестись мегаомметром, трансформатором сетевого типа. Также необходимо приобрести измеритель индуктивности и вольтметр.
  2. Используя мультиметр, произвести замеры индуктивности.
  3. Нормальные показатели — это 200-400 мГн.
  4. Используя мегаомметр, измерить показатели сопротивления изоляции между проводами катушки.
  5. Полученные данные не должны быть ниже 0,5 Мом.
  6. Размагничивание катушки осуществляется с использованием сетевого трансформатора.
  7. Отклонение от нормы свидетельствует о том, что требуется замена датчика коленвала.

Осциллограф дает полное представление о состоянии ДПКВ. Для диагностики необходимо выполнить следующие действия:

  1. Щупы подсоединить к проводам, которые ведут к катушке.
  2. Открыть программное обеспечение для работы с осциллографом.
  3. Провести предметом из металла перед ДПКВ.
  4. Все данные будут отражены на экране.
Читать еще:  Проставки задних стоек ваз 2110

Если ДПКВ фиксирует перемещение металлического объекта, то датчик находится в исправном состоянии. Данный способ диагностики рекомендуется проводить при работающем двигателе, так результаты будут точнее. Для этого потребуется подключить щупы параллельно к выводам датчика.

Меняем датчик положения коленвала ВАЗ 2109 инжектор своими руками

Наверное, уже не осталось таких автовладельцев, которым бы не было известно предназначение датчика положения коленвала. Датчик коленвала ВАЗ 2109 инжектор иногда называют датчиком синхронизации, потому что именно благодаря ему происходит синхронизация работы блока управления с силовым агрегатом.

В автомобиле с инжектором датчик положения коленвала выполняет ту же функцию, что и датчик Холла на авто с карбюраторным впрыском.

Основное предназначение ДПКВ на ВАЗ 2109 с инжектором — это считывание зубьев специального диска, который находится на коленвале мотора.

Автомобиль ВАЗ 2109

На таком диске есть место, в котором отсутствуют зубья — данное место отвечает верхней мертвой точке 1-го цилиндра силового агрегата. Именно благодаря данным, переданным с датчика, контролер знает, на какой именно цилиндр и когда именно нужно подать горючее и искру.

Несмотря на простоту конструкции и надежность ДПКВ в случае поломки, автомобиль с инжектором может просто не завестись, а если и заведется, то будет работать со сбоями.

Где находится?

Контролер положения коленчатого вала находится на крышке маслонасоса. Как мы уже говорили, конструкция его достаточно проста. Это небольшой магнит с катушкой, на которую намотан тонкий провод. Исключительно вынослив. ДПКВ ВАЗ 2109 с инжектором функционирует в тандеме со шкивом коленвала. Отказ датчика положения коленчатого вала — остановка мотора. Или же снижение оборотов силового агрегата до 3000—4500 об/мин. На рисунке под номером 1 болт, которым закреплен контролер, и под номером 2 — сам контролер.

Контролер положения вала

Признаки неисправности

В случае отказа этого небольшого устройства автомобиль ВАЗ 2109 с инжектором может вести себя по-разному, но основные симптомы следующие:

  • Ощутимое снижение динамики автомобиля на панели загорится «Check Engine».
  • Двигатель может беспричинно уменьшать или увеличивать обороты.
  • Неустойчивость на холостом ходу.
  • Детонации в силовом агрегате при повышенной нагрузке.
  • Мотор не заводится.
  • Обороты мотора плавают. В особенности сразу после того как двигатель запущен.
  • Увеличен расход горючего.

Способы устранения неисправностей

Если возникли проблемы с контролером положения коленчатого вала, то здесь есть только один выход. Это его замена. Ремонту он не поддается. Да и нет смысла с ним возиться, так как стоит он недорого.

Проверить ДПКВ можно двумя способами.

Установка рабочего

Нужно просто взять рабочий и установить вместо старого. Если двигатель завелся и работает, так как нужно без перебоев и не глохнет, значит, проблема именно в нем. Требуется замена. Если же нет, и работа автомобиля не наладилась, то нужно искать проблему в другом.

Проверка старого

Старый проверяется следующим образом:

  1. В первую очередь его необходимо снять.
  2. Подсоединяем к нему омметр.
  3. Проверяем сопротивление. У исправного оно находится в пределах 550-750 Ом.

Проверка сопротивления

Замена

Замена датчика коленчатого вала на ВАЗ 2109 — это очень простой процесс, и справиться с ним может любой автовладелец за 10-15 минут. Естественно, делать это на СТО, переплачивая лишние деньги, нет никакого смысла.

  1. Первым делом обязательно необходимо обесточить систему для этого от аккумуляторной батареи отсоединяем минусовую клему.
  2. Дальше все очень просто: одной рукой беремся за колодочку проводов и отсоединяем ее от устройства.

Отсоединенная колодочка
Ключом откручиваем болт, при помощи которого устройство прикреплено к кронштейну.

Откручиваем болт
Теперь остается только извлечь его из кронштейна.

Извлекаем котролер

  • Проверяем его. Если он неисправен, покупаем новый, если рабочий, то можно установить обратно.
  • Новое устройство или проверенное старое устанавливается в обратной последовательности.
  • Ставим датчик и закрепляем болтом.
  • Подсоединяем провода.
  • На этом работа закончена, остается завести двигатель и проверить работу.

    Видео «Замена контролера»

    В этом видео показано, как происходит замена контролера положения коленвала на автомобиле ВАЗ 2110. На более ранних моделях, в том числе на 2109 с инжектором, делается все аналогично.

    Как проверить датчик коленвала?

    Смотрите также

    P0336 — ошибка датчика коленвала

      5 0 7k

    Неисправности датчика коленвала

      46 1 41k

    Проверка датчиков двигателя

      364 1 187k

    Машина глохнет на ходу. Подборка обсуждений

      19 1 30k

    Датчик положения коленвала/распредвала. Устройство и назначение

      25 3 50k

    Датчик положения коленвала предназначен для синхронизации системы зажигания и работы топливных форсунок в бензиновой инжекторном двигателе. Соответственно, его поломка приведет к тому, что зажигание будет спешить или запаздывать. Это приведет к неполному сгоранию топливной смеси, нестабильной работе двигателя или полном его отказе.

    В настоящее время существует три типа датчиков — индукционные, на основе эффекта Холла, а также оптические. Однако самыми распространенными являются датчики, относящиеся к первому типу (индукционные). Далее мы поговорим с вами о возможных неисправностях и методы их устранения.

    Признаки неисправности датчика коленвала

    Независимо от того, по какой технологии работает ДПКВ, признаки неисправностей в его работе всегда одинаковы. Если не работает датчик коленвала, то об этом вам скажут следующие признаки:

    • значительное снижение динамических характеристик машины (хотя этот фактор может следствием и других поломок, все же стоит провести диагностику ДПКВ);
    • произвольно меняются обороты двигателя в движении;
    • в холостом режиме обороты мотора «плавают»;
    • во время динамической нагрузки в двигателе возникает детонация;
    • при полном выходе из строя ДПКВ становится невозможно запустить двигатель.

    Далее вкратце остановимся на устройстве датчика коленвала для того, чтобы лучше понять причины возникновения неисправностей и методы их устранения.

    Устройство датчика коленвала

    Для того чтобы понять работу и ошибки датчика коленчатого вала, в первую очередь необходимо разобраться с принципом его работы. Он представляет собой конструкцию из стального сердечника, обмотанного медным проводом, помещенного в пластмассовый корпус. Все провода изолированы друг от друга компаундной смолой.

    Датчик положения коленвала/распредвала. Устройство и назначение

    Видео лекция об устройстве и назначению датчика положения коленвала/распредвала. Функциональные особенности и выход из строя датчиков положения коленчатого вала и распределительного вала (ДПКВ и ДПРВ).
    Подробнее

    Задача устройства — фиксировать прохождение возле датчика металлических зубьев шкива. На нем есть 60 зубьев, 2 из которых отсутствуют. Именно прохождение этого пустого промежутка должен зафиксировать датчик. Это дает возможность синхронизировать работу системы зажигания и системы питания с тем, чтобы обеспечить правильную последовательность подачи топлива через форсунки. Это необходимо для создания оптимальной топливной смеси.

    Перед тем как перейти непосредственно к описанию принципа работы датчика коленвала необходимо указать, что всего существует три их разновидности. В частности:

    • Индукционный датчик. В его основе лежит использование намагниченного сердечника, вокруг которого намотана медная проволока (катушка), концы которой выведены для фиксации изменения напряжения. Именно такой тип датчика чаще всего устанавливается в современных машинах.
    • Оптический датчик работает на основе светодиода, который излучает световой луч и приемника, фиксирующего этот луч с другой стороны. При прохождении контрольного зуба луч прерывается, что фиксируется контрольным прибором. Информация о частоте вращения передается на ЭБУ.
    • Датчик Холла. Он основан на одноименном физическом эффекте. Так, на коленвале установлен магнит, который фиксируется датчиком, в котором в этот момент начинается движение постоянного тока, что фиксируется синхронизирующим диском. Подробнее об этом вы можете почитать в следующей статье.

    Далее перейдем к рассмотрению неисправностей.

    Три способа как проверить датчик коленвала

    Мы поговорим с вами о том, как сделать проверку индуктивного датчика, поскольку, как было указано выше, именно такой тип наиболее распространен на современных автомобилях. Перед тем как снять датчик с его посадочного места, не забудьте обозначить метками его положение на двигателе. Это избавит вас от проблем при повторном его монтаже. Итак, переходим к рассмотрению диагностики.

    Проверка сопротивления омметром

    Проверка ДПКВ с помощью омметра и осциллографа

    Это наиболее простой метод, однако он не дает 100% гарантии того, что такая проверка выявит неисправность. Для этой процедуры вам понадобится мультиметр, который вы должны переключить в режим измерения сопротивления (омметр). С его помощью нужно измерить сопротивление катушки индуктивности. Сделать это можно, просто прикоснувшись щупами мультиметра попарно к выводам катушки. Полярность в данном случае не имеет значения.

    Как правило, значение сопротивления большинства катушек находится в пределах 500. 700 Ом. Однако точное значение лучше почитать в документации к датчику или найти в интернете. Соответственно, на мультиметре нужно устанавливать верхний предел — 2 кОм (предел может различаться у разных моделей мультиметров, главное, чтобы он был больше измеряемого и наиболее близок к нему). Если в результате замера вы получили значение, близкое к обозначенному выше, значит, с катушкой все в порядке. Однако успокаивать себя еще рано, ведь такая проверка не полная. Лучше продолжить проверку с помощью других методов.

    Проверка значения индуктивности

    Любая катушка в возбужденном состоянии имеет свою индуктивность. Это же касается и той, которая встроена в корпус ДПКВ. Метод проверки заключается в измерении этого значения. Для этого вам понадобится:

    • мегаомметр;
    • сетевой трансформатор;
    • измеритель индуктивности;
    • вольтметр (желательно цифровой).

    Некоторые мультиметры имеют встроенную функцию измерения индуктивности. Если же у вашего прибора ее нет, то стоит воспользоваться дополнительным оборудованием. В любом случае измеренное значение индуктивности катушки ДПКВ должно находиться в пределах 200. 400 мГн (в отдельных случаях может незначительно отличаться). Если вы получили значение, которое сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что датчик неисправен.

    Далее нужно измерить сопротивление изоляции между провода катушки. Для этого используют мегаомметр, установив на нем выдаваемое напряжение, равное 500 В. Процедуру замера лучше проводить 2-3 раза для получения более точных данных. Измеренное значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм. В противном случае можно констатировать нарушение изоляции в катушке (в том числе возможность появления межвиткового короткого замыкания). Это указывает на неисправность прибора. Размагничивание катушки необходимо провести с помощью сетевого трансформатора. Однако самый совершенный метод диагностики ДПКВ заключается в использовании осциллографа.

    Проверка с помощью осциллографа

    Осциллограмма на работающем двигателе. Красным обозначено прохождение места без зубьев

    С помощью этого метода можно не только узнать контролируемые значения, но и увидеть процесс формирования сигналов. Это дает исчерпывающую информацию о состоянии и работе ДПКВ. Лучше проводить его на работающем двигателе. Однако можно и снять датчик. Для работы вам понадобится электронный осциллограф и программное обеспечение для работы с ним. Проверка со снятым датчиком проходит по следующему алгоритму:

    1. Подсоединить щупы осциллографа к выводам катушки ДПКВ. Полярность не имеет значения.
    2. Запустить программу для работы с осциллографом.
    3. Взять любой металлический предмет и помахать им перед ДПКВ.
    4. Если датчик исправен, то одновременно с этим на экране будет воспроизводиться осциллограмма, которая будет строиться по данным от датчика.

    Если датчик зафиксировал перемещения металлического предмета, значит, он, скорее всего исправен. Однако точный диагноз можно поставить лишь при подключении осциллографа к датчику с работающим двигателем. Это делается просто, подключив щупы параллельно к выводам датчика. Полученная таким образом осциллограмма даст вам информацию о формирующихся сигналах.

    Итоги

    Датчик положения коленвала индуктивного типа — несложное, однако очень важное устройство. При описанных выше признаках неисправности обязательно проведите его диагностику. Какой метод выбрать, зависит от наличия в вашем распоряжении необходимых приборов и инструментов. Советуем вам начать с простейшего метода по измерению сопротивления катушки. Если у вас нет описанных выше инструментов и приборов, то отгоните машину на СТО, где мастера проведут для вас полную диагностику.

    Замена датчика коленвала на ВАЗ 2114

    Датчиком коленвала или положения коленчатого вала является электромагнитное устройство, которое передает данные о текущем положении коленвала на электронный блок управления двигателем. Переоценить значимость этого девайса сложно, поскольку именно от его работоспособности зависит правильность работы форсунок, отвечающих за подачу топлива, а также всей системы зажигания в целом.

    Так выглядит устройство

    Практика показывает, что ДК выходит из строя достаточно редко. Но опытные водители отмечают — подобная неисправность может застать врасплох, в самый неподходящий момент.

    Советуем всегда иметь у себя в машине запасной ДК. Особенно это актуально для тех, кто собирается в дальнюю поездку.

    В зависимости от конструкции и принципа функционирования, выделяют три основных вида датчиков коленвала. Рассмотрим особенности каждого из них в таблице.

    Тип датчика

    Особенность конструкции

    Как работает

    Внутри него находится стержень из металла с магнитом на наружном конце. Он намагничивает стержень. Вокруг стержня есть медная обмотка, а ее концы являются разъемами для подключения проводки

    Когда возле стержня находится стальной предмет, на выводах появляются сигналы

    С датчиком Холла

    Внутренняя конструкция такого типа датчика предусматривает наличие датчика Холла

    Когда к нему подходит металлический предмет, меняется состояние с нуля на единицу и наоборот

    Конструкция основана на считывании импульсных частот, которые генерируются ЭБУ

    Импульсы определенной частоты подаются на датчик. При поднесении металлического объекта, частота генерации изменяется. За счет изменения частот, ДК определяет наличие возле себя предметов. Реакция происходит за счет металлических зубьев венца коленвала

    Признаки неисправности

    Ваш автомобиль может по-разному сигнализировать о том, что с ДПКВ или просто ДК возникли неполадки. Назовем основные из них.

    1. Не редко на торцевой части датчика образуется налипание грязи, из-за которой устройство некорректно передает информацию.
    2. На холостом ходу двигатель ведет себя нестабильно.
    3. Заметно падает уровень мощности силового агрегата.
    4. Обороты самопроизвольно могут увеличиваться или наоборот, падать.
    5. При разгоне заметны провалы.
    6. При включении зажигания ощущаются проблемы, завести машину бывает сложно.

    Обнаружив подобные неполадки, вероятнее всего, вам придется заменить ДПКВ. К тому же, мы говорим про расходник, который не обойдется вам в баснословную сумму денег.

    Ремонту данный измеритель положения коленчатого вала не подлежит.

    Дополнительно советуем обратить внимание на вылезающие коды ошибок. Коды с обозначениями 0336 и 0335 говорят о том, что около разъема мог произойти обрыв проводов. Такую неполадку легко определить визуальным осмотром.

    Расположение

    Многие владельцы ВАЗ 2114 предпочитают осуществлять ремонт своими собственными руками. Это позволяет существенно сэкономить.

    Но для того, чтобы заменить ДПКВ, нужно узнать, где именно он располагается.

    Расположение ДПКВ

    Причины выхода из строя

    Есть несколько основных причин, из-за которых ДПКВ может в итоге выйти из строя, утратить свою работоспособность.

    • Произошла физическая деформация корпуса. Он изготовлен из пластика, потому подобные поломки не редкость.
    • Между витков обмотки может произойти замыкание, из-за которого меняется частота генерации, которая передается в электронный блок управления. Такая поломка характерна в том случае, если используется ДК частотного типа.
    • Банальный износ или поломка зубьев шкива — еще одна распространенная причина, из-за которой требуется менять датчик коленвала.

    Проверка функциональности

    Не торопитесь с выводами. Не стоит обвинять во всех бедах именно ДПКВ. Порой оказывается, что причина неполадки вовсе в другом. Следовательно, для начала следует проверить, работает или нет ваш ДК.

    Для проверки существует несколько способов.

    1. Мультиметром. Ваша задача — замерить сопротивления катушки на индукционном датчике. Если он исправен, тогда показатель составит от 500 до 700 Ом.

    Многофункциональный мультиметр

    1. Поставьте на мультиметре предел измерения в 200 милливольт, подключите к выводу щупы и несколько раз около сердечника проведите металлическим предметом. Если датчик работает, он сможет заметить этот металл и на дисплее появится всплеск напряжения. Если всплесков нет, ДК подлежит замене.
    2. Осциллографом. Такой метод проверки дает наиболее объективный и точный результат, равный практически 100%. Подключите устройство к двигателю и считывайте данные в различных режимах. Двигатель необходимо будет запускать с различной частотой оборотов — от 800 и выше, вплоть до 6 тысяч. Смотрите на линии, появляющиеся на экране. Если они имеют разную длину, следует искать, в чем причина неисправной работы. Порой помогает простая очистка загрязнений, проверка шкива на наличие повреждений и прочие мероприятия.

    Демонтаж и установка

    Итак, вы определили, что ДПКВ вышел из строя. Следовательно, не остается ничего другого, кроме как заменить его. Для этого придется демонтировать старое устройство.

    1. Отключите зажигание, и откройте капот. Надежно его зафиксируйте, дабы избежать неприятных ударов по спине или голове.
    2. Удалите все загрязнения около датчика, чтобы можно было его снять и осмотреть визуально.
    3. Отключите колодку с проводкой из соответствующего разъема.
    4. С помощью ключа на 10 миллиметров вы сможете достаточно легко демонтировать крепление датчика коленвала.
    5. Извлеките поврежденное устройство.
    6. Параллельно обязательно проверьте зубчатый шкив привода генератора. Не редко на нем появляются повреждения, из-за которых прибор не может корректно работать. Из-за этих зубьев на бортовом компьютере появляются коды ошибок.
    7. Если никаких дефектов нет, и ничто не препятствует установке нового прибора, начинайте сборку.
    8. Зачистите при необходимости место установки ДПКВ.
    9. Поставьте новое измерительное устройство в гнездо, закрутите крепежный болт. При этом не превышайте момент затяжки более чем 12 Н м.
    10. Обязательно используйте регулировочную шайбу, которая ответственными производителями датчиков поставляется уже в комплекте.
    11. С помощью специального щупа убедитесь, что между шкивом и сердечником ДПКВ имеет зазор в 1 миллиметр.
    12. Погрешность зазора может составлять не более 0,41 миллиметра в сторону увеличения. Ни в коем случае не делайте зазор меньше положенного 1 мм.

    Соблюдайте зазор

    Цена вопроса

    Как мы уже отмечали, владельцы ВАЗ 2114 не часто сталкиваются с необходимостью поменять ДПКВ. Но всегда будьте готовы к подобным неприятностям.

    На приобретение нового датчика тратить огромные деньги не придется. Цена зависит от магазина и региона, где продаются автомобильные запчасти. В среднем ДК обходится где-то в 200-400 рублей.

    Замена на СТО — это еще затраты в районе стоимости нескольких датчиков. Потому подумайте, кто именно будет выполнять работу — вы или мастера автосервиса.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector