Oreanda-online.ru

Органы управления контрольно измерительные приборы

Органы управления и контрольно-измерительные приборы ЗИЛ-130

Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов показано на рис 4 и 5.

Контрольная лампа 19 (рис 14) аварийного перегрева ОЖ с линзой красного цвета загорается при температуре жидкости выше 115°С. Датчик находится в верхнем бачке радиатора.

Контрольная лампа 2 дальнего света фар со светофильтром синего цвета загорается при включении дальнего света фар.

Контрольная лампа 5 аварийного падения давления масла

с линзой красного цвета загорается при понижении давления в системе смазки до 0,6-0,3 кгс/см3 (60-30 кПа). Контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет при работе двигателя. Кратковременное вспыхивание лампы при уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя не указывает на неисправность системы смазки, если при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя лампа сразу же гаснет.

Указатель 16 уровня топлива показывает количество топлива в баке, имеет шкалу с делением 0; 1/2; П, соответствующими пустому баку, половине объема и полному объему бака. Указатель действует при включенном зажигании.

У седельного тягача ЗИЛ-130В1, имеющего два топливных бака, указатель уровня топлива снабжен двумя датчиками по числу баков и показывает количество топлива в каждом баке отдельно. Для включения датчика правого или левого бака на щитке приборов имеется переключатель. При передвижении рукоятки переключателя вправо включается датчик правого бака, при передвижении влево – датчик левого бака.

Манометр 6 (двухстрелочный) для контроля давления воздуха и системе пневматического привода тормозов имеет две шкалы, Градуированные в кгс/см2. Верхняя шкала показывает давление в воздушных баллонах, а нижняя – в тормозных камерах.

Ниже щитка приборов расположены:

Комбинированный выключатель 18 зажигания и стартера. Зажигание и стартер включают поворотом ключа по часовой стрелке в два положения. При первом фиксированном положении включается зажигание, при дальнейшем повороте ключа до упора включается стартер. Выключение зажигания производится поворотом ключа в обратном направлении; стартер при наличии генератора переменного тока не имеет автоматического выключения при увеличении частоты вращения коленчатого вала, поэтому необходимо выключать стартер немедленно, как только двигатель начнет работать.

Ручка 11 управления дроссельной заслонкой карбюратора имеет фиксацию в промежуточных положениях, при вытягивании ручки заслонка открывается. Чтобы закрыть заслонку, следует освободить ручку поворотом вокруг оси и нажать на нее до отказа

Выключатель (ВК26-А2) опознавательных фонарей автопоезда, расположенных на крышке кабины, находится справа от рулевой колонки под приборной панелью.

Ручка 13 управления воздушной заслонкой карбюратора. Вытягивая ручку, можно частично или полностью прикрыть воздушную заслонку и тем самым обогатить рабочую смесь. После прогрева двигателя и начала движения автомобиля ручка должна быть утоплена.

Ручка 14 центрального переключателя света фар может быть плена в трех фиксированных положениях:

– положение 0 – ручка полностью нажата до отказа – освещение выключено;

– положение 1- ручка вытянута на половину хода – включены задние фонари и подфарники;

– положение 2 – ручка вытянута полностью – включены задние фонари и фары.

При повороте ручки переключателя вправо включаются лампы освещения приборов; вращением этой ручки регулируется также яркость освещения приборов.

Ручка 8 управления заслонкой канала отопителя кабины и устройством для обогрева ветровых стекол. При утопленном положении ручки заслонка закрывается: увеличивается интенсивность обдува ветрового стекла и выключается подача теплого воздуха к ногам водителя. При вытянутом положении ручки заслонка открывается: подача теплого воздуха для обдува ветрового стекла уменьшается и начинается подача теплого воздуха к ногам водителя. Количество теплого воздуха, подаваемого для обдува ветрового стекла и к ногам водителя, можно регулировать, устанавливая ручку в промежуточные положения.

Контрольная лампа 17 указателей поворота с линзой зеленого цвета загорается при включении указателей поворота.

Спидометр 1 показывает скорость автомобиля в км/ч, а установленный на нем суммарный счетчик – общий пробег автомобиля в километрах.

Амперметр 3 со шкалой 30-0-30 служит для определения силы зарядного (стрелка отклоняется к знаку +) или разрядного (стрелка отклоняется к знаку -) тока аккумуляторной батареи.

Указатель 4 температуры охлаждающей жидкости показывает температуру жидкости в головке блока цилиндров. Шкала указателя температуры градуирована на 120 С.

Указатель 15 давления масла показывает давление в смазочной системе двигателя в кгс/см2.

Выключатель 12 плафона кабины включает и выключает лампу плафона независимо от положения ручки центрального переключателя света.

Переключатель 9 электродвигателя отопителя кабины имеет три положения (выключено, повышенная скорость, пониженная скорость); перемещением ручки переключателя влево включается повышенная скорость, перемещением ручки вправо – пониженная скорость. При среднем положении ручки электродвигатель выключен.

Ручка 10 крана управления стеклоочистителя. Стеклоочиститель ветрового стекла кабины с двумя щетками включен в пневмосистему привода тормозов; стеклоочиститель включается поворотом против часовой стрелки ручки крана, расположенной на переднем щитке кабины. Вращая ручку, можно регулировать скорость движения стеклоочистителя. При вращении ручки против часовой стрелки интенсивность работы стеклоочистителя увеличивается, при вращении в обратном направлении – уменьшается.

Рычаг 3 ( рис. 5) переключения передач. Схема положения рычага при включении различных передач показана на рис. 6.

Рычаг 1 ( рис. 5) стояночного тормоза действует на центральный тормоз барабанного типа, установленный на вторичном валу коробки передач.

Педаль 7 устройства для обмыва ветрового стекла расположена на полу с левой стороны кабины. При каждом нажатии на струи воды из форсунок обмывают ветровое стекло, при этом необходимо включать стеклоочиститель.

Ножной переключатель 9 света фар переключает фары дальнего света на ближний и наоборот при полностью вытянутой ручке центрального переключателя.

Переключатель 4 указателей поворота установлен на рулевой колонке. При переводе ручки переключателя вниз включаются указатели левого поворота, а при переводе ручки вверх включаются указатели правого поворота.

При включении указателей поворота на щитке приборов загорается прерывистым зеленым светом контрольная лампа. После того как поворот будет окончен, переключатель выключаются автоматически.

Ручка 2 управления жалюзи радиатора прикреплена через кронштейн к левой стенке кабины. Чтобы закрыть жалюзи, надо вытянуть ручку на себя, а чтобы открыть – выдвинуть ее до отказа.

Для частичного закрытия жалюзи ручку ставят в одно из промежуточных положений.

Кнопка 12 воздушного звукового сигнала устанавливается на седельном тягаче ЗИЛ-130В1.

Иллюстрации к разделу

Рис. 4. Органы управления и контрольно-измерительные приборы

1 – спидометр; 2 – контрольная лампа дальнего света фар; 3 – амперметр; 4 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 5 – контрольная лампа аварийного падения давления масла; 6 – манометр (двухстрелочный) для контроля давления воздуха в тормозной системе; 7 – щетки стеклоочистителя; 8 – ручка управления заслонкой канала отопителя кабины и устройством для обогрева ветровых стекол; 9 – переключатель электродвигателя отопителя; 10 – ручка крана управления стеклоочистителем; 11 – ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора; 12 – выключатель плафона кабины; 13- ручка управления воздушной заслонкой карбюратора; 14 – ручка центрального переключателя света фар; 15 – указатель давления масла; 16 – указатель уровня топлива; 17 – контрольная лампа указателей поворота; 18 – выключатель зажигания и стартера; 19 – контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости

Рис. 5. Органы управления

1 – рычаг стояночного тормоза; 2 – ручка управления жалюзи радиатора; 3 – рычаг переключения передач; 4 – переключатель указателей поворота; 5 – щиток приборов; 6 – форсунка устройства для обмыва ветрового стекла; 7 – педаль устройства для обмыва ветрового стекла; 8 – педаль сцепления; 9 – ножной переключатель света фар; 10 – педаль тормоза; 11 – педаль управления дроссельной заслонкой; 12 – кнопка воздушного звукового сигнала седельного тягача

Рис. 6. Схема переключения передач

Органы управления и контрольно-измерительные приборы

Рис. 1.3. Органы управления и контрольно-измерительные приборы: 1 – выключатель зажигания; 2 – рычаг переключения стеклоочистителей и омывателей; 3 – клавиша выключателя звукового сигнала; 4 – выключатель освещения приборов; 5 – ручка управления воздушной заслонкой карбюратора; 6 – рукоятка привода замка капота; 7 – выключатель задних противотуманных фонарей; 8 – выключатель аварийной сигнализации; 9 – рычаг переключателя указателей поворота и света фар; 10 – боковые воздуходувы (дефлекторы) системы вентиляции и отопления салона; 11 – рулевое колесо; 12 – комбинация приборов; 13 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации; 14 – контрольная лампа включения противотуманных фонарей; 15 – резерв; 16 – переключатель наружного освещения; 17 – звуковой сигнализатор; 18 – указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя; 19 – вольтметр; 20 – тахометр; 21 – контрольная лампа недостаточного давления масла; 22 – контрольная лампа сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы и включения стояночного тормоза; 23 – резерв; 24 – контрольная лампа включения дальнего света фар; 25 – контрольная лампа включения габаритного света; 26 – контрольная лампа включения указателей поворота; 27 – контрольная лампа резерва топлива; 28 – указатель уровня топлива; 29 – эконометр; 30 – спидометр; 31 – кнопка сброса показаний суточного счетчика пройденного пути; 32 – штепсельная розетка; 33 – вещевой ящик; 34 – место для магнитолы; 35 – центральные воздуходувы системы вентиляции и отопления салона; 36 – рычаг управления заслонкой подачи воздуха к ногам водителя и пассажиров; 37 – рычаг управления краном отопителя и заслонкой управления воздушным потоком; 38 – рукоятка стояночного тормоза; 39 – прикуриватель; 40 – рычаг переключения передач; 41 – переключатель электродвигателя вентилятора отопления; 42 – педаль акселератора; 43 – педаль тормоза; 44 – педаль сцепления; 45 – место для часов

Читать еще:  Не работает омывайка лобового стекла

Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов показано на рис. 1.3.

Выключатель зажигания 1 с противоугонным устройством имеет следующие положения ключа:

0 – все потребители выключены, ключ не вынимается, противоугонное устройство не включено;

I – включено зажигание, ключ не вынимается, все потребители энергии работают в соответствии с требованиями эксплуатации;

II – включен стартер, ключ не вынимается;

III – выключено зажигание, при вынутом ключе включено противоугонное устройство. Для выключения противоугонного устройства вставьте ключ в выключатель зажигания и, слегка поворачивая рулевое колесо вправо-влево, поверните ключ в положение 0.

Независимо от выключателя зажигания подается питание на звуковой сигнал, стоп-сигнал, плафоны, прикуриватель, штепсельную розетку, сигнализацию дальним светом фар, аварийную сигнализацию.

Рычаг 2 переключения стеклоочистителей и омывателей имеет положения:

II – включен прерывистый режим работы очистителя ветрового стекла (нефиксированное положение);

III – включен прерывистый режим работы очистителя ветрового стекла (фиксированное положение);

IV – включена первая скорость очистителя ветрового стекла (фиксированное положение);

V – включена вторая скорость очистителя ветрового стекла (фиксированное положение);

VI – (на себя) включен омыватель ветрового стекла (нефиксированное положение). Одновременно включается и очиститель ветрового стекла;

VII – включен очиститель заднего стекла (фиксированное положение);

VIII – включен очиститель и омыватель заднего стекла (нефиксированное положение).

Позиции VII и VIII даны при комплектации автомобилей с очистителем и омывателем заднего стекла.

Выключатель 4 освещения приборов находится под напряжением, если включено наружное освещение. Вращением рукоятки включается освещение приборов и регулируется их яркость.

Ручка 5 управления воздушной заслонкой карбюратора . При вытягивании ручки на себя воздушная заслонка закрывается.

Выключатель 7 задних фонарей противотуманного света включается при нажатии на кнопку, при этом загорается контрольная лампа на панели приборов. При повторном нажатии на кнопку задний противотуманный свет выключается.

Выключатель 8 аварийной сигнализации . При нажатии на кнопку включается мигающий свет всех указателей поворота и контрольной лампы на панели приборов. При повторном нажатии на кнопку сигнализация выключается.

Рычаг 9 переключателя указателей поворота и света фар имеет следующие положения:

I – указатели поворота выключены, включен ближний свет фар, если переключатель наружного освещения 16 включен во второе фиксированное положение;

II – включены указатели левого поворота (нефиксированное положение);

III – включены указатели левого поворота (фиксированное положение);

IV – включены указатели правого поворота (нефиксированное положение);

V – включены указатели правого поворота (фиксированное положение);

VI – (на себя) включен дальний свет фар (нефиксированное положение) независимо от положения переключателя наружного освещения 16;

VII – (от себя) включен дальний свет фар (фиксированное положение), если переключатель наружного освещения 16 включен во второе фиксированное положение.

Контрольная лампа 13 включения аварийной сигнализации загорается красным мигающим светом при включении аварийной сигнализации.

Контрольная лампа 14 включения противотуманных фонарей загорается оранжевым светом при включении противотуманного света задних фонарей.

Переключатель 16 наружного освещения . При нажатии на нижнее плечо клавиши до первого фиксированного положения включаются габаритные огни, до второго фиксированного положения – дополнительно ставятся под напряжение цепи фар.

Звуковой сигнализатор 17 подает звуковые сигналы: регулируемый непрерывный при включенном стояночном тормозе (положение I выключателя зажигания) и с паузой при включении указателей поворота.

Указатель 18 температуры охлаждающей жидкости двигателя . Синяя зона шкалы – режим прогрева двигателя, белая зона – нормальный тепловой режим, красная – перегрев двигателя.

Вольтметр 19 позволяет контролировать напряжение. При работе двигателя стрелка прибора в оранжевой зоне начала шкалы указывает на разрядку аккумуляторной батареи, в белой зоне – на нормальное напряжение, в оранжевой зоне конца шкалы – на перезарядку батареи.

Нахождение стрелки в оранжевой зоне свидетельствует о неисправности работы генератора.

Тахометр 20 – электронный прибор, указывает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Оранжевая зона шкалы соответствует опасному для двигателя режиму работы с высокой частотой вращения коленчатого вала.

Контрольная лампа 21 недостаточного давления масла загорается красным светом при понижении давления в системе смазки двигателя.

Контрольная лампа 22 сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы и включения стояночного тормоза загорается красным светом при потере герметичности одним из контуров рабочей тормозной системы или при включении стояночного тормоза.

Контрольная лампа 24 включения дальнего света загорается синим светом при включении дальнего света фар.

Контрольная лампа 25 габаритного света загорается зеленым светом при включении наружного освещения.

Контрольная лампа 26 включения указателей поворота загорается зеленым мигающим светом при включении правого или левого указателя поворота.

Контрольная лампа 27 резерва топлива загорается оранжевым светом, если в топливном баке осталось 5–6,5 л топлива.

Указатель 28 уровня топлива . Стрелка прибора, находящаяся в оранжевой зоне шкалы, предупреждает о снижении уровня топлива, близкого к резервному уровню.

Эконометр 29 предназначен для подбора экономичного, с точки зрения расхода топлива, режима движения при загородной поездке путем изменения частоты вращения коленчатого вала. Стрелка прибора в зеленой зоне – экономичный режим, в оранжевой зоне – повышенный расход топлива.

Спидометр 30 имеет указатель скорости, суточный и суммирующий счетчики пройденного пути. Счетчик суточного пробега устанавливается на ноль нажатием на кнопку 31 при неподвижном автомобиле.

Рычаг 36 управления заслонкой подачи воздуха в нижнюю часть салона автомобиля (см. «Вентиляция и отопление салона»).

Рычаг 37 управления краном отопителя и заслонкой регулирует направление потока воздуха (см. «Вентиляция и отопление салона»).

Рукоятка 38 стояночного тормоза . Для затормаживания автомобиля стояночным тормозом рукоятку переместите вверх, для растормаживания – нажмите на кнопку и опустите рукоятку вниз.

Прикуриватель 39 . Для пользования нажмите на патрон, через 20 с он вернется в исходное положение, готовый к применению.

Рычаг 40 переключения передач . Схема переключения нанесена на рукоятке рычага. Для включения передачи заднего хода переместите рычаг вправо до упора, утопите вниз, нажав на рукоятку, переместите вправо до упора и переведите назад.

При включении передачи заднего хода автоматически включаются лампы света заднего хода в задних фонарях.

Переключатель 41 электродвигателя вентилятора отопителя имеет три позиции (вращение по часовой стрелке) для увеличения подачи воздуха в салон автомобиля.

Органы управления контрольно измерительные приборы

Органы управления в кабине автомобиля расположены таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный комфорт водителю, создать условия для работы без значительного утомления. Рабочее место водителя оборудуется с учетом его антропометрических данных (роста, размеров рук и ног, полноты тела и др.). В частности, сиденье водителя перемещается по высоте и по горизонтали, изменяя тем самым расстояние между водителем и рулевым колесом, меняется наклон спинки.

Опорные площадки педалей по размерам, конфигурации расположены так, что пользование ими не вызывает болезненных ощущений в суставах ног. Рычаги, кнопки, клавиши ручного управления размещены в доступном месте, для пользования ими не требуются существенные напряжения, чрезмерные перемещения тела водителя, изгибы позвоночника.

Расположение приборов, цвет и яркость освещения их шкал обеспечивают водителю визуальный контроль за показаниями приборов при любой освещенности в кабине и без изменения положения тела водителя.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Информация о состоянии систем и агрегатов автомобиля сконцентрирована на щитке приборов в виде указателей и световых сигнализаторов с определенной символикой.

Расположение органов управления и сигнализаторов в кабине автомобилей ЗИЛ показано на рис. 1—3.

Некоторые различия в органах управления обусловлены отличиями в конструкции автомобилей. Например, на автомобилях ЗИЛ -431410 с МТП или одноконтурным тормозным приводом применяется различное управление стояночной тормозной системой.

Различие в конструкции панелей приборов и щитков связано с применением в системе электрооборудования новых светотехнических приборов, коммутационной аппаратуры. Это требует размещения на панели приборов в доступном для водителя месте блока предохранителей. На автомобилях, в которых обогревается кожух аккумуляторной батареи, между сиденьями водителя и пассажира установлена ручка управления заслонкой обогрева, а на панели приборов размещен указатель температуры воздуха в кожухе. При вытянутой вверх ручке обогрев включен, при опущенной — выключен. Промежуточное положение ручки фиксирует шарик по зубцам тяги.

Для очистки ветрового стекла от загрязнения на панели приборов установлен кран управления стеклоочистителем, а на полу кабины слева от рулевой колонки — педаль стеклоомывателя.

При вращении ручки пневмокрана управления стеклоочистителем влево (против часовой стрелки) интенсивность работы стеклоочистителя увеличивается, а при вращении вправо уменьшается. Выключается стеклоочиститель вращением ручки пневмо-крана вправо до прекращения подачи воздуха.

Читать еще:  Эбу на гранту лифтбек

На левой стенке кабины под панелью приборов прикреплен привод управления положением жалюзи радиатора охлаждения двигателя. Закрываются жалюзи вытягиванием ручки управления жалюзи радиатора до отказа. В механизме привода имеются фиксированные положения, в которые можно установить ручку, если требуется частично открыть жалюзи.

Дорожную обстановку по сторонам за кабиной автомобиля водитель со своего рабочего места оценивает через зеркала заднего бокового обзора. Правильная регулировка положения зеркал состоит в том, что водитель со своего места в рабочем положении должен видеть в оба зеркала пространство на дороге по обе стороны вдоль бортов, включая прицеп (полуприцеп).

К органам управления относятся также звуковой сигнал, установленный в кабине. Звуковой сигнал включается автоматически от датчиков многоконтурной тормозной системы при неполном заполнении ресиверов и работает со световой сигнализацией. На автомобилях ЗИЛ -131Н звуковой сигнал, в случае перевозки людей, включается кнопкой, находящейся на платформе.

На рулевой колонке под рулевым колесом на доступном для пальцев рук водителя расстоянии расположен комбинированный переключатель 5 света. В нем объединены органы управления приборами, наиболее необходимыми при движении автомобиля: переключатель света фар и габаритных фонарей, переключатели электрического и пневматического звуковых сигналов и переключатель указателей поворота.

В кабине автомобилей, работающих на газовом топливе, установлены манометр для контроля давления газа, а также рычаги и кнопки для управления работой приборов газовой аппаратуры и переключения подачи бензина или газового топлива.

На специализированных автомобилях в кабине смонтированы приборы контроля работы специальных органов и органы управления установками.

Для облегчения пользования всеми приборами и органами управления автомобилей в кабине в доступных для обзора местах установлены инструкционные таблички.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы

Органы управления в кабине автомобиля расположены таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный комфорт водителю, создать условия для работы без значительного утомления. Рабочее место водителя оборудуется с учетом его антропометрических данных (роста, размеров рук и ног, полноты тела и др.). В частности, сиденье водителя перемещается по высоте и по горизонтали, изменяя тем самым расстояние между водителем и рулевым колесом, меняется наклон спинки.

Опорные площадки педалей по размерам, конфигурации расположены так, что пользование ими не вызывает болезненных ощущений в суставах ног. Рычаги, кнопки, клавиши ручного управления размещены в доступном месте, для пользования ими не требуются существенные напряжения, чрезмерные перемещения тела водителя, изгибы позвоночника.

Расположение приборов, цвет и яркость освещения их шкал обеспечивают водителю визуальный контроль за показаниями приборов при любой освещенности в кабине и без изменения положения тела водителя.

Информация о состоянии систем и агрегатов, автомобиля сконцентрирована на щитке приборов в виде указателей и световых сигнализаторов с определенной символикой..

Расположение органов управления и сигнализаторов в кабине автомобилей ЗИЛ показано на 1.8—1.11.

Некоторые различия в органах управления обусловлены отличиями в конструкции автомобилей. Например, на автомобилях ЗИЛ-431410 с МТП или одноконтурным тормозным приводом применяется различное управление стояночной тормозной системой.

Различие в конструкции панелей приборов и щитков связано с применением в системе электрооборудования новых светотехнических приборов, коммутационной аппаратуры. Это требует размещения на панели приборов в доступном для водителя месте блока предохранителей 11 (см. 1.8). На автомобилях, в которых обогревается кожух аккумуляторной батареи, между сиденьями водителя и пассажира установлена ручка 18 управления заслонкой обогрева, а на панели приборов размещен указатель 1 температуры воздуха в кожухе. При вытянутой вверх ручке обогрев включен, при опущенной — выключен. Промежуточное положение ручки фиксирует шарик по зубцам тяги.

Для очистки ветрового стекла от загрязнения на панели приборов установлен кран управления стеклоочистителем, а на полу кабины слева от рулевой колонки — педаль 24 стеклоомывателя.

При вращении ручки 8 пневмокрана управления стеклоочи

стителем влево (против часовой стрелки) интенсивность работы

стеклоочистителя увеличивается, а при вращении вправо умень-

шается. Выключается стеклоочиститель вращением ручки пневмокрана вправо до прекращения подачи воздуха.

На левой стенке кабины под панелью приборов прикреплен привод управления положением жалюзи радиатора охлаждения двигателя. Закрываются жалюзи вытягиванием ручки 25 управления жалюзи радиатора до отказа. В механизме привода имеются фиксированные положения, в которые можно установить ручку, если требуется частично открыть жалюзи.

Дорожную обстановку по сторонам за кабиной автомобиля водитель со своего рабочего места оценивает через зеркала заднего бокового обзора. Правильная регулировка положения зеркал состоит в том, что водитель со своего места в рабочем положении должен видеть в оба зеркала пространство на дороге по обе стороны вдоль бортов, включая прицеп (полуприцеп).

К органам управления относятся также звуковой сигнал, установленный в кабине. Звуковой, сигнал включается автоматически от датчиков многоконтурной тормозной системы при неполном заполнении ресиверов и работает со световой сигнализацией. На автомобилях ЗИЛ-131Н звуковой сигнал, в случае перевозки людей, включается кнопкой, находящейся на платформе.

На рулевой колонке под рулевым колесом на доступном для

пальцев рук водителя расстоянии расположен комбинированный

переключатель 5 света. В нем объединены органы управления при

борами, наиболее необходимыми при движении автомобиля: пере

ключатель света фар и габаритных фонарей, переключатели элект

рического и пневматического звуковых сигналов и переключатель

В кабине автомобилей, работающих на газовом топливе, установлены манометр для контроля давления газа, а также рычаги и кнопки для управления работой приборов газовой аппаратуры и переключения подачи бензина или газового топлива.

На специализированных автомобилях в кабине смонтированы

приборы контроля работы специальных органов и органы управления установками.

Для ! облегчения пользования всеми, приборами и органами управления автомобилей в кабине в доступных для обзора местах установлены инструкционные таблички.

Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы

Размещение органов управления изображено на рисунок. 1.

В кабине размещены органы управления:

— кнопка дополнительного тормоза;

— педаль рабочей тормозной системы;

— педаль впуска топлива;

— рычаг переключения передач. В рукоятку рычага вмонтирован тумблер управления делителем передач. Переключателем может быть включена высшая или низшая передача в делителе;

— выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством

— при позиционировании ключа:

0 — все выключено;

1 — включены цепи контрольно-измерительных приборов;

Ii — включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, расположение нефиксированное;

В определенных комплектациях автомобилей на колонке рулевого управления размещается тумблер приборов с противоугонным устройством. Описание тумблера приборов с противоугонным устройством дано в разделе Противоугонное устройство.

— комбинированный тумблер света (см. рисунок. 2);

Справой стороны от сиденья водителя размещены:

— рукоятка ручного управления подачей топлива;

— рукоятка остановки мотора.

Рукоятка утоплена — силовой агрегат готов к пуску; для остановки мотора вытяните рукоятку;

Рукоятка крана содержит 2 фиксированных положения: вертикальное — стояночный тормоз включён, горизонтальное — стояночный тормоз выключен. В промежуточных положениях применяется притормаживание тягача и прицепа запасным тормозом.

На панели приборов Камаз размещены:

— панель выключателей, на которой размещены клавишные выключатели и переключатели, пепельница, радиоприемник и кнопка выключения «массы». При вытягивании панели на себя отпирается доступ к предохранителям электрооборудования;

Рисунок. 1. Кабина

— рукоятка управления жалюзи радиатора. При вытянутой рукоятке створки жалюзи закрыты.

— рычаг управления блокировкой межосевого дифференциала. Блокировка включена в позиционировании Скользкая Дорога.

— рычаги управления отопителем и вентиляцией кабины Камаз.

Рисунок. 2. Положения рычагов переключателя: I – включен указатель правого поворота; 0 – все выключено; Ii – включен указатель правого поворота (нефиксированное); А – первая быстрота стеклоочистителя; Iii – включен указатель левого поворота (нефиксированное); В — вторая быстрота стеклоочистителя; Iv- включен указатель левого поворота; С – прерывистый порядок работы стеклоочистителя; V – мигание дальним светом; D — включен стеклоомыватель (нефиксированное); Vi — включен дальний свет

Верхним рычагом включайте и регулируйте нагрев воздуха, поступающего из отопителя, а нижними управляйте распределением этого воздуха в кабине. В крайнем правом позиционировании нижних рычагов гарантируется подача воздуха только к стеклам, в позиционировании Кабина воздух поступает к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения разрешают поменять производительность отопления.

Включение впуска воздуха — клавишным переклю-чателем на панели предохранителей при позиционировании I и Ii ключа в замке тумблера приборов и стартера.

На щитке приборов размещены:

В комбинации приборов:

— указатель давления масла в двигателе с встроенной сигнальной лампой, которая загорается при падении давления в системе смазки до 39. 78 кпа (0,4. 0,8 кгс/см2). Давление масла в прогретом двигателе должно быть 392,3 . 539,4 кпа (4,0 . 5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала мотора и не меньше 98,1 кпа (1.. кгс/ см2) при минимальной частоте вращения;

Рисунок. 3. Панель приборов

— указатель уровня топлива в баках с встроенной сигнальной лампой, которая загорается при уменьшении топлива в баке до 30 л;

Читать еще:  Приора на полном приводе

Рисунок. 4. Пульт управления подогревателя 15.810.

— указатель температуры жидкости в системе охлаждения с встроенной сигнальной лампой, которая загорается при повышении температуры охлаждающей жидкости больше 98° С; нормальная температура охлаждающей жидкости 80..98°с.

— отдельно на щитке приборов:

— спидометр со счетчиком общего пробега автомобиля. Содержит синюю лампу, которая загорается при включении дальнего света фар;

— тахометр. При движении автомобиля Камаз стрелка тахометра обязана находиться в правой секции зеленого поля. Когда силовой агрегат теряет мощность, то увеличивается расход топлива — стрелка располагается на черном поле. На красные поля стрелка входить не обязана — это опасные для мотора режимы!

— манометр. Верхняя стрелка отображает давление воздуха в контуре I, нижняя — в контуре I пневматического привода тормозов; номинальное давление воздуха в пневмоприводе (6,5. 8,0 кгс/см2);

— выключатель освещения щитка приборов. Включает и регулирует величину освещенности приборов;

— выключатель аварийной сигнализации. При надавливании кнопки загораются прерывистым светом все указатели поворотов, а также сигнальная лампа, интегрированная в ручку;

— кнопка тумблера электрофакельного устройства (эфу). При удержании кнопки в нажатом состоянии в течение некоторого времени обязана загореться лампа в блоке контрольных ламп, сигнализирующая о готовности Эфу к пуску мотора;

— кнопка дистанционного тумблера массы;

— блоки контрольных ламп;

Блок контрольных ламп

Блоки контрольных ламп (левый и правый), расположенные на щитке приборов, представлены на рисунке 6:

Рисунок. 5. Щиток приборов

— кнопка измерения годности контрольных ламп;

— контрольный сигнал готовности Эфу к работе, красный;

— контрольный сигнал работы указателей поворота автомобиля, зеленый, прерывистый;

— контрольный сигнал работы указателей поворота прицепа, зеленый, прерывистый;

— контрольный сигнал подключения блокировки межколесного дифференциала, красный;

— предупредительный сигнал о засоренности воздушного фильтра, красный;

— предупредительный сигнал засоренности масляного фильтра, красный;

— предупредительные сигналы о падении давле-ния в баллонах контуров 1, 2, 3 пневматического привода тормозов, красные, при включении звучит зуммер;

— контрольный сигнал подключения стояночного тормоза, красный, прерывистый.

Переключатели и выключатели клавишные представлены на рисунках 3 и 5.

— переключатель электродвигателей отопителя;

— выключатель заднего противотуманного фонаря;

— выключатель противотуманных фар;

Рисунок. 6. Блок контрольных ламп

— переключатель подъема/опускания платформы;

— выключатель отопления зеркал;

— выключатель блокировки колес;

Порядок расположения переключателей и выключателей может быть модифицирован в зависимости от конкретной комплектации автомобиля.

На автомобилях Камаз допустима монтаж тумблера приборов и стартера с противоугонным устройством (см. рисунок. 7), которое прерывает рулевое управление фиксацией вала рулевой колонки. Разборка механизма без особенного инструмента невозможна. Ключи замка имеют 1000 разных шифровых комбинаций.

Ротор замка может быть повернут ключом от нулевого положения в 2 положения вправо и в одно расположение влево.

При позиционировании ключа:

0 — все выключено;

1 — включены цепи контрольно-измерительных приборов;

Ii — включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, расположение нефиксированное;

Iii — включено противоугонное устройство, цепи приборов и стартера отключены.

Для подключения противоугонного механизма надлежит прокрутить ключ в расположение Iii и извлечь его, далее прокрутить рулевое колесо в любом направлении до щелчка. Для выключения противоугонного механизма надо вложить ключ, немного покачать рулевое колесо вправо-влево.

Рис. 7. Выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством

Контрольно-измерительные приборы автомобиля и их устройство

Контрольно-измерительные устройства помогают водителю следить за состоянием и работой механизмов, систем и агрегатов машины. К ним относятся указатели давления масла, температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива в баке, амперметр и аварийные сигнализаторы пониженного давления масла и перегрева двигателя. Все указатели смонтированы на щитке приборов. Их датчики расположены в зоне измеряемых показателей.

По характеру передаваемой информации все устройства можно разделить на:

  • указывающие (указатели);
  • сигнализирующие (сигнализа­торы).

Указывающие устройства снабжены шкалой и стрелкой, прибли­женно показывающей значение измеряемого параметра. Сигнализа­торы предупреждают водителей звуком, светом, сигналами об ава­рийном состоянии контролируемой системы, оставшемся резерве топлива или конкретном состоянии механизма (включено, вы­ключено).

На старых моделях тракторов и автомобилей применялись меха­нические и электротепловые импульсные устройства. На современ­ных моделях используются магнитоэлектрические устройства, не имеющие подвижных контактов и пружин для возврата стрелок в исходное состояние. Они не создают радиопомех и обеспечивают повышенную точность измерения.

Контрольно-измерительное устройство состоит из датчика, уста­новленного в контролируемой среде и соединенного с ним указателя или сигнализатора (лампы, звукового сигнала), помещенных на щит­ке в кабине водителя.

Датчики указателей преобразуют изменение измеряемого пара­метра (давления, температуры, частоты вращения и др.) в пропор­циональные им электрические сигналы, которые по проводам пере­даются в приемное устройство указателя и отклоняют стрелку на угол, соответствующий величине поступающих сигналов.

Датчики сигнализаторов при определенной величине контроли­руемой среды замыкают цепи контрольной лампы или звукового сиг­нала. Разрабатываются электронные щитки приборов.

Рис. Датчики давления:
а — с мембранным чувствительным элементом; б — бесконтактный индуктивный; в — интегральный с полупроводниковыми тензоэлементами; 1 — потенциометр; 2 — корпус мембранного механизма; 3 — мембрана; 4 — калиброванная пружина; 5 — шток; 6 — амортизатор; 7 — магнитопровод; 8 — первичная обмотка; 9 — мембран­ная камера; 10 — корпус; 11 — вторичная обмотка; 12 — электрические контакты; 13 — полупроводниковые тензорезисторы; 14 — контактные площадки

Рис. Указатели и сигнализаторы давления:
а — схема указателя давления масла: 1—диафрагма; 2 — переменный резис­тор; 3 — резистор термокомпенсационный; 4 — магнит постоянный; 6, 7, 9 — обмотки катушек; 8— стрелка; 10— предохранитель; 11— выключатель зажи­гания;
б — сигнализатор аварийного давления масла: 1— датчик; 2 — контрольная лампа; 3 — предохранитель; 4 — выключатель зажигания; 5 — указатель токов; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — контакты;
в — датчик сигнализатора аварийного давления воздуха в тормозной системе:1, 7 — контактные пластины; 2 — штеккер; 3 — фильтр; 4 — изолятор; 5 — пружина;- 6 — толкатель; 8 — диафрагма; 9 — корпус.

Рис. Схемы магнитоэлектрического указателя температуры охлаж­дающей жидкости:
а — общая: 1 — терморезистор; 2 — баллов; 3 — пружина; 4 — выводной зажим; 5 — патрон бумажный; 6 — стрелка; 7 — экран; 8 — магнит подвижной; 9 — кар­кас пластмассовый; 10 — прорезь; 11 — ограничитель; 12 — магнит неподвиж­ный; 13 — выключатель зажигания; Kl, K2, КЗ — катушки; RTK — резистор;
б — электрическая схема;
в — датчик указателя температуры электролита в аккумуляторной батарее; 1 — зажимы выводные; 2 — втулка изолирующая зажимов; 3 — прокладка уплотнительная; 4 — отверстие газоотводящее; 5 — корпус; 6 — цилиндр по­лиэтиленовый; 7 — баллон латунный; 8 — патрон бумажный; 9 — пружина контактная; 10 — чашка латунная; 11 — терморезистор.

Рис. Схемы магнитоэлектрических указателей уровней топлива:
а — для 24-вольтной системы: 1 — реостат датчика; 2 — ползун реостата; 3, 6 — упоры рычага поплавка; 4 — поплавок; 5 — втулка рычага; 7 — контактные пластины; 8 — штеккерные выводы; 9 — токоведущие пластины; 10 — крон­штейн подвески датчика; 11 — основание;
12 — корпус;
б — для 12-вольтной системы.

Рис. Спидометр с электроприводом:
а — указатель 12.3802; б —датчик МЭ307; 1, 30 — корпуса; 2, 29 — статоры; 3 — сердечник; 4 — катуш­ка; 5, 34 — крышки; 6 — штифт; 7 — маслоотражательный диск; 8 —вал маг­нитов; 9 —пружина; 10 — винт; 11, 26 — втулки; 12, 13, 27 —магниты; 14 — картушка; 15 — кожух; 16 — пружина стрелки; 17 — пластина с печатной схе­мой; 18 — стрелка; 19 — мостик для счетного узла; 20 — шкала; 21 — ось стрелки; 22 — магнитный шунт; 23 — магнитный экран; 24 — штеккерный разъ­ем для подключения датчика и провода от источника тока; 25 — соедини­тель; 28, 33 — катушки; 31 — вал магнита; 32 — сердечник катушки;
в — принципиальная схема.

Рис. Сигнализатор пере­грузки колосового и зернового шнеков:
1, 9 — неподвижный и подвижной; 9 — контакты; 2 — втулка; 3 — валик; 4 — прокладка; 5 — рычаг-вилка; 6 — крышка; 7 — пружина; 8 — регули­ровочный винт; 10 — корпус; 11 — провод; 12 — контактный винт

Рис. Электродвигатель с электромагнитным возбуждением:
1 — якорь; 2 — крышка; 3 — винт 4 — траверса; 5, 14 — пластинчатые пружины; 6 — фетровая набивка; 7, 15 — подшипники; 8 — коллектор; 9 — щетка; 10 — щеткодержатель; 11 — корпус; 12 — пакет статора; 13 — обмотка возбуждения; 16 — выходной вал

Рис. Детали моторедуктора очистителя ветрового стекла:
1 — крышка; 2 — помехоподавительный конденсатор; 3 — панель с контактами концевого выключателя; 4 — прокладка; 5 — зубчатое колесо с выходным валом моторедуктора; 6 — промежуточные зубчатые колеса; 7 — корпус редуктора; 8 — термобиметаллический предохранитель; 9 — помехоподавительный дроссель; 10 — якорь; 11 — корпус электродвигателя

Рис. Мотонасос 2002.3730:
1 — электродвигатель; 2 — крепежный винт; 3 — корпус насоса; 4 — крыльчатка

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector