Oreanda-online.ru

Нева тормозная жидкость характеристики

Характеристики и состав тормозной жидкости

1.Принцип работы тормозной жидкости.

Наверное, все автомобилисты знают, для чего в автомобиле нужна тормозуха. Однако не все знают, как она работает, что входит в состав тормозной жидкости и какие важные эксплуатационные характеристики зависят от её состава.

Для начала вкратце пробежимся по принципу работы. Итак, тормозит автомобиль тормозными колодками, которые прижимаются к вращающимся деталями колеса (тормозной диск, или тормозной барабан у старых авто), создавая сопротивление вращению трением. В результате колесо замедляет вращение и останавливается. Колодки начинают прижиматься к диску/барабану в результате нажатия на педаль тормоза водителем. Вроде всё просто, однако машина — вещь тяжёлая, и остановить её быстро используя только силу ног водителя нельзя. Кроме того, ведь усилие с педали на колодки надо как-то передать, и система механических рычагов здесь была бы весьма неудобна.
Чтобы решить эти две проблемы (передачу усилия и его увеличение), было решено воспользоваться таким свойством жидкости, как несжимаемость. То есть, как бы вы не старались надавить, уменьшить объём жидкости существенно не удастся (в отличие от газов/пара), а значит всё, что вы «вжали» с одного конца трубки, «выжмется» на другом конце, передавая ваше движение.

2. Разновидности и состав тормозной жидкости.

Работа тормозной жидкости протекает в широком температурном диапазоне, поэтому, как говорится, не все жидкости здесь одинаково полезны. Вода, например, замёрзнет при нуле градусов и блокирует всю работу (ну и трубки разорвёт, конечно).
С другой стороны, при торможении детали тормозной системы сильно нагреваются от трения, и та же вода закипела в тормозном механизме, превратившись в пар. А поскольку пар можно сжать, усилие на колодки также не передавалось бы. Вместо этого пар уплотнялся бы, уменьшая свой объём. Вообще, атмосферная влага, превращающаяся в конденсат — это основной враг тормозной жидкости.
Поэтому два основных требования к тормозной жидкости — это возможно более высокая температура кипения и низкая температура замерзания.

Первые жидкости делали из касторового масла. Например, марка тормозной жидкости БСК делалась из касторового масла в смеси с бутиловым спиртом. Был ещё вариант использования масла с этиловым спиртом (жидкость ЭСК), употреблявшийся некоторыми особо несознательными гражданами СССР перорально:).

Недостатком этих жидкостей была низкая температура кипения (около 78 градусов) и не слишком низкая температура замерзания (в пределах 30 градусов ниже нуля).
Применения гликолевой основы сильно расширило температурный диапазон ТЖ. Так, «Нева» имела температуру кипения 195°С, а замерзала примерно при минус 60°С. Казалось бы, вполне достаточный диапазон, однако у гликолевых жидкостей есть серьёзный недостаток — они очень гигроскопичны, поэтому впитывают в себя влагу даже в закрытой тормозной системе. С повышением содержания воды температура кипения существенно снижается.
Следующим шагом была «Томь», имевшая температуру кипения 220°С. Кроме того, гликолевые спирты довольно коррозионно агрессивны по отношению к материалам тормозной системы, и разъедают резиновые уплотнения, поэтому там используются различные присадки для снижения коррозионной активности (здесь можно почитать про агрессивность этиленгликоля — основы тосолов). «Томь» по этим параметрам в лучшую сторону отличалась от «Невы».
Поскольку в России не существует ГОСТов, устанавливающих характеристики тормозной жидкости, повсеместно применяются американские стандарты DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1 (Department Of Transport). «Томь» как раз удовлетворяет требованиям DOT-3. Однако самой распространённой на сегодняшний день является жидкость DOT-4, в отечественном исполнении имеющая название «Роса», или, как вариант, РосDOT-4. О её характеристиках будет сказано чуть ниже.
DOT-5 в отличие от остальных ТЖ сделана на основе силикона и в связи с этим имеет ряд достоинств. Она не гигроскопична, имеет малую вязкость, не взаимодействует с резиновыми уплотнениями. Однако, она тоже не идеальна, так как из-за своей гидрофобности силикон старается вытолкнуть влагу, которая при низких температурах может замёрзнуть в трубках. Плюс, такая ТЖ хорошо смешивается с воздухом (то есть образует пену), что также снижает эффективность торможения (ведь воздух в пене можно сжать).
DOT-5.1 имеет те же характеристики температуры кипения и вязкости, что и DOT-5, но сделана на основе гликолевых спиртов, поэтому гигроскопична как DOT-3 и DOT-4, и вполне может с ними смешиваться (хотя и с ухудшением своих основных свойств). Существует также разновидность DOT-5.1/ABS, созданная для машин с электронно-управляемыми системами антиблокировки тормозов, как это видно из названия. Разница заключается в лучшей текучести при низких температурах, необходимой для корректной работы системы в этих условиях.

3. Характеристики тормозной жидкости.

Согласно стандарту FMVSS №116 DOT-4 должна иметь следующие основные характеристики:
температура кипения «сухая» (то есть воды в составе не более 0,5%) не меньше 230°С.
температура кипения «мокрая» (воды в составе не более 3,5%) не меньше 155°С.
вязкость при -40°С не более 1800мм2/с
значение pH — не меньше 7,5 и не больше 11,5. (это аналог щелочного числа, например у электролита оно 13)
Кроме этого оговаривается термическая и химическая стабильность (температура кипения не должна изменяться больше, чем на 3°С при испытаниях по методике стандарта), и коррозионная активность.

4. Стандарты тормозной жидкости.

Кстати, уже упомянутый американский стандарт FMVSS 116 не единственный (хотя и первый) в области тормозных жидкостей. Кроме него существуют ещё:

  • ISO 4925 — (International Organization for Standardization, что переводится как «Международная организация по стандартизации»)
  • SAE J 1703 /1704 — (Society of Automotive Engineers, Inc., аналогично, «Общество автомобильных инженеров»)
  • JISK 2233 — (Japanese Industrial Standard, соответственно, «Японский промышленный стандарт»)

На ISO 4925 остановимся чуть поподробнее. В 2005 году эта организация выпустила редакцию стандарта, включающую в себя спецификацию ISO4925 – class 6 с нормативами для машин с ABS. В частности, вязкость при -40 там прописана не выше 750мм2/с. Вот картинка дополнений этого стандарта к основным классам американского DOT.

дополнительные классы тормозных жидкостей

5. Итого.

Итак, обобщим полученную информацию.

  • Во-первых, существует несколько разновидностей тормозной жидкости, однако пользоваться рекомендуется тормозухой класса DOT-4 и выше ввиду её достаточно высокой температуры кипения, а это основной параметр для тормозной жидкости, напрямую влияющий на безопасность езды на машине.
  • Во-вторых, помимо температуры кипения для машин с ABS имеет особое значение параметр вязкости при низких температурах (-40), для таких жидкостей разработан специальный стандарт ISO4925 – class 6 (ну или DOT-5.1/ABS).
  • В-третьих, все жидкости КРОМЕ DOT-5 состоят в основном из гликолевого спирта, тогда как DOT-5 сделан на основе силикона. Это значит, что смешивать их НЕЛЬЗЯ.
  • В-четвёртых, существуют ещё несколько характеристик, отвечающие за термическую, химическую стабильность и коррозионную активность. Обычно на них никто не обращает внимания, что даёт возможность производителям экономить на производстве, не соблюдая технологию. Если несоблюдение значения температуры кипения чревато аварийной ситуацией (что может выйти боком недобросовестному производителю ТЖ), то несоблюдение норм коррозионной активности «всего лишь» означает более быстрый выход из строя деталей и уплотнений тормозной системы.

Отсюда вывод — покупать лучше тормозную жидкость известных производителей (например, Тосол-Синтез с ТЖ марки ROSDOT), давно работающих на рынке и специализирующихся на производстве тормозных и других спецжидкостей для автомобилей.
Ну и вот табличка с основными характеристиками различных стандартов, для наглядности.

Читать еще:  Пускозарядно диагностический прибор т 1007у инструкция

Сравнение характеристик тормозных жидкостей

Тормозная жидкость Нева

Исправная система тормозов в автомобиле – гарантия быстрой и безопасной езды. Тормоза без соответствующей жидкости бездействуют, автомобиль эксплуатировать в таком состоянии нельзя.

Тормозные жидкости относятся к средствам автохимии. Они имеют разные характеристики, но одну цель – надежность тормозов.

Старейшей на рынке тормозных жидкостей является «Нева». Производство в Нижнем Новгороде было налажено в середине 70-х годов прошлого века и продолжается до сих пор.

Описание и назначение тормозной жидкости «Нева»

Главная особенность данной тормозной жидкости в том, что в ее состав разработчики добавили загустители, которые препятствуют снижению ее плотности при повышении температуры.

Применяют в старых отечественных автомобилях («Жигули», «Москвичи») и в сельскохозяйственной технике. Иными словами, в технике, которая характеризуется низкими динамическими нагрузками.

Основные компоненты по ТУ 6-01-1163-78:

  • Гликолевый эфир.
  • Полиэфир.
  • Антикоррозионные присадки.

Нижний температурный предел работоспособности жидкости – 40° С. Используется для гидропривода тормозной системы и сцеплений легковых автомобилей и грузовиков. Лучшие свойства проявляет в работе в умеренном климате.

Признаки, по которым определяют пригодность всех тормозных жидкостей, называются органолептическими. Один из них – цветность.

Цветность не основополагающий фактор пригодности тормозной жидкости «Нева» и ее модификации «Нева-М». Но покупая товар, следует обращать внимание, в первую очередь, именно на цвет. Поэтому опытные автомобилисты берут прозрачные упаковки. Такие упаковки соответствуют требованиям ГОСТ 1510-76. Товар в прозрачной таре стоит дороже, чем в непрозрачной.

Норматив ТУ 6-09-550-73 предусматривает насыщенно желтый цвет тормозной жидкости «Нева». Отработанная жидкость намного темнее.

Цветность указывает на состав присадок. Их вводят в жидкость для улучшения смазочно-охлаждающих свойств. Поэтому отклонение от цветности говорит о большой концентрации загустителей. «Неву» другого цвета опасно использовать при низких температурах воздуха, так как это чревато отказом тормозной системы.

Характеристики и особенности применения

«Нева» – это универсальное автохимическое средство. Разработки велись под потребности отечественного автопрома – тогда это были «Жигули» и «Москвичи». Но и теперь тормозная жидкость отвечает современным требованиям:

  1. Высокая температура начала кипения.
  2. Хорошие показатели кинематической вязкости.
  3. Низкая коррозийная активность к металлу и резине (исключение – алюминиевые детали).

Основной недостаток рассматриваемого товара – гигроскопичность. В процессе эксплуатации автомобиля тормозная жидкость увлажняется. Увлажнение относительно небольшое (до 3%), но значительно снижает температуру кипения, теряются антикоррозийные свойства жидкости. Чтобы «Нева» не впитывала воду, ее хранят в плотно упакованной таре. Замену производят через год-два эксплуатации.

Вопрос замены тормозной жидкости «Нева» автоматически ставит вопрос о взаимозаменяемости и совместимости ее с другими жидкостями. Конкретно речь идет о Дот 4. Ответ однозначный – да, смешивать можно без боязни. Этому есть свое объяснение.

Дело в том, что «Нева» относится к классу DOT-3, а жидкости класса DOT-4 имеют такую же основу. То есть основные компоненты двух классов жидкостей DOT-3 и DOT-4 по химическому составу близки и взаимозаменяемы.

Фасуют на заводе данный товар в следующих емкостях.

Объем, в мл Артикул Цена, в рублях
455 430104Н02 от 75 до 90
910 430104Н03 160 до 200

В результате следует сказать, что приобретая тормозную жидкость «Нева» стоит помнить о ее токсичности, соблюдать правила безопасности, указанные производителем на упаковке. Товар имеет хорошую репутацию у профессионалов, большой спрос и высокую конкурентоспособность.

Отзывы

Покупаю только «Неву». За год не потемнела, хотя в бачок всякая пыль попадает. Хорошая тягучесть и цвет.

Десять лет использую только «Неву». И не только в тормозной системе, но и в системе сцепления. Никаких проблем, все отлично работает. Жидкость маслянистая, желтая, перепады температур хорошо выдерживает. Рекомендую!

Не гонитесь за дорогим. Покупаю дешевую «Неву», все равно через два года менять. Отлично работают тормоза, какой смысл в дороговизне?

Характеристики тормозной жидкости «Нева» нормальные. Я водитель со стажем, могу судить. Гигроскопичность подводит, менять надо через полтора года.

Разобралась, что «Нева» отличная тормозная жидкость. Тормоза тугие, надежные, а это самое главное в машине.

ИЖ 2125 зеленый мустанг › Бортжурнал › Состав разных Тормозных Жидкостей.

Давно интересовал вопрос, из чего состоят разные ТЖ, какие можно смешивать, какие — нет.

Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150-190 °С. В результате постоянных колебаний температуры в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость “увлажняется”, и, соответственно, снижается ее температура кипения.
Опыт показывает, что рабочая температура тормозной жидкости в наиболее горячих точках системы примерно такова: 60-70ОС при движении по шоссе, 80-100ОС в городе и 100-120ОС на горных дорогах. Но это в среднем, а в напряженных условиях она нередко достигает 150ОС и даже больше, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600ОС.
Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной жидкости становится ниже 150 °С, то при высоких скоростях движения и интенсивных торможениях создается опасность ее “закипания”. При этом в жидкости выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов и возможности аварии.

Температура кипения тормозных жидкостей — важнейший паказатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. В последние годы основным направлением в улучшении качества тормозных жидкостей являлось увеличение температуры кипения, особенно в “увлажненном” состоянии.
Температура кипения “сухой” и “увлажненной” ТЖ, содержащей 3,5 % воды (1,5-2 года работы).

“БСК” 115 / 110
“Нева” 195 / 138
“Томь” (ДОТ-3) 220 / 155
“Роса” (ДОТ-4) 260 / 165

Тормозные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными характеристиками, антикоррозионными, смазывающими свойствами, достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями, стабильностью при высоких и низких температурах.
Современные тормозные жидкости представляют собой смеси различных эфиров с низкомолекулярными полимерами с добавлением антикоррозионных и антиокислительных присадок.

БСК (ТУ 6-101533-75) — смесь равных частей касторового масла и бутанола. За счет органического красителя окрашена в оранжево-красный цвет. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -20 до +30 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ.
Жидкость БСК не совместима с тормозными жидкостями на гликолевой основе и не соответству­ет международным стандартам.

ГТЖ-22М — одна из ранних и удешевленных попыток освоения новых материалов, изготавливается на основе диэтиленгликоля и этилцеллозольва с противокоррозионными присадками, применяется в качестве всесе­зонной во всех климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера.
Температура кипения и морозостойкость улучшены по сравнению с БСК, но не дотягивают до современных норм. Главные же недостатки — низкие антикоррозионные свойства и повышенная ядовитость. Внешнее отличие — зеленый или защитный цвет. В автомобильной практике сегодня эта жидкость не применяется и не выпускается, но запасы могут случайно встретиться. ГТЖ-22м может смешиваться с более современными жидкостями,
ГТЖ-22М несовместима с тормозной жидкостью БСК.

“Нева” (ТУ 6-01-1163-78) — композиция на основе этилкарбитола, содержит загущающую и антикоррозионные присадки. Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40…+45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей (выпуска до 1985 г.). Срок службы — не более одного года.
Жидкость «Нева» не совместима с тормозными жидкостями «Роса» и «Томь».
Смешение «Невы» и БСК не рекомендуется из-за ухудшения противокоррозионных свойств и разбухания резиновых уплотнительных манжет.

“Томь” (ТУ 6-01-1276-82) — разработана взамен жидкости “Нева”. Композиция на основе этилкарбитола и бор-содержащего полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем “Нева”, более высокую температуру кипения. Совместима с “Невой” при смешивании в любых соотношениях. -40 до +45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений всех моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением переднеприводных автомобилей ВАЗ. Срок службы жидкости “Томь” — 2 года.

“Роса ДОТ-4”, “Роса-3” и “Роса” ТУ 2451-004-10488057-94) — высокотемпературные жидкости, представляющие собой композиции на основе борсодержащего полиэфира, содержат антиокислительные и антикоррозионные присадки.

“Роса” и “Роса-3” Применяются в тормозных системах современных грузовых и легковых автомобилей, в том числе переднеприводных автомобилей ВАЗ. Совместимы с тормозными жидкостями “Томь” и “Нева” в любых соотношениях. Срок службы — 3 года.

Характеристика тормозных жидкостей

В настоящее время выпускается несколько марок тормозных жидкостей, которые разделяются на жидкости массового и специального назначения. К первым относятся БСК, «Нева», «Томь» и «Роса», ко вторым – ГТЖ-22М.

Жидкость БСК (ТУ 6-10-1533–75) представляет собой смесь бутилового спирта, рафинированного касторового масла и органического красителя красного цвета. Имеет хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели, так как при –20 ºС касторовое масло выпадает в осадок, что может привести к поломке тормозной системы. Кроме того, она коррозионно-агрессивна к меди и латуни. Из-за низкой температуры кипения жидкости БСК (117 °С) в летний период эксплуатации в гидроприводе тормозов могут образоваться «паровые пробки», поэтому она может применяться только на старых моделях автомобилей и на сельскохозяйственной технике, т. е. тех, в тормозных системах которых использованы элементы из немаслостойкой резины.

Жидкость «Нева» (ТУ 6-01-1163–78) – основными компонентами являются гликолевый эфир (этилкарбитол) и полиэфир (полиоксилпропиленгликоль); содержит антикоррозионные присадки. Жидкость работоспособна при температуре до –40 ºС. Предназначена для гидропривода тормозов и сцеплений грузовых и легковых автомобилей, которые эксплуатируются в умеренной климатической зоне. При увлажнении она обладает низкой температурой кипения и коррозионно-агрессивна к металлам.

Жидкость «Томь» (ТУ 6-01-1276–82) разработана взамен жидкости «Нева». Основные компоненты – концентрированный гликолевый эфир (этилкарбитол), полиэфир, бораты (для повышения эксплуатационных свойств) с добавлением загустителей; содержит антикоррозионные присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения (200 ºС). Совместима с «Невой» при смешивании в любых соотношениях.

Жидкость «Роса» (ТУ 6-05-221-569–87) разработана для новых моделей легковых и грузовых автомобилей. Основной компонент – борсодержащий полиэфир; содержит антикоррозионные и антиокислительные присадки. Жидкость имеет высокие значения температуры кипения (260 ºС) и температуры кипения ”увлажненной” жидкости (165 ºС). Это обеспечивает надежную работу тормозной системы при тяжелых эксплуатационных режимах и позволяет увеличить срок службы жидкости. Тормозная жидкость «Роса» совместима с жидкостями «Томь» и «Нева».

Жидкость ГТЖ-22М (ТУ 6-01-787–75) состоит из смеси гликолей (диэтиленгликоль и этилцеллозольв), воды и антикоррозионных присадок. Окрашена в зеленый цвет. По показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами (при 50 ºС вязкость колеблется в пределах от 7,9 до 8,3 мм 2 /с. Подвижность теряет при –50 ºС). Рекомендуется для применения во всех климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера всесезонно.

Жидкости «Нева», «Томь», «Роса» совместимы, их смешивание между собой возможно в любых соотношениях. Смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо, так как приведет к расслоению смеси и потере необходимых эксплуатационных свойств.

За рубежом на тормозные жидкости распространяется ряд нормативных документов, а именно: стандарты SAE J 1703 (разработанные Международным объединением инженеров транспорта), FMVSS 116 (разработанные Федеральным обществом по безопасности транспортных средств США), ISO 4925. Среди них наиболее широкое распространение получили нормы DOT (Departament of Transportation), которые представлены в таблице 3.7.

Таблица 3.7Характеристики тормозных жидкостей

Нормативные стандарты FMVSS 116 SAE J 1703
Тип и время действия DOT 3 DOT 4 DOT 5 1983 г.
Наименьшая установившаяся температура кипения, ºС Наименьшая влажностная температура кипения, ºС Вязкость кинематическая при температуре –40 ºС, мм 2 /с, не более Вязкость кинематическая при температуре +100 ºС, мм 2 /с, не менее 1,5 1,5 1,5 1,5

Для легковых автомобилей в зависимости от конструкции, технических характеристик и года выпуска применяются жидкости, соответствующие требованиям DOT-3, DOT-4 и DOT-5. Нормам DOT-5 отвечают наиболее современные жидкости, предназначенные для скоростных и спортивных автомобилей.

В таблице 3.8 приведены показатели основных марок жидкостей для тормозных систем автомобилей.

Помимо стандартных гликолевых жидкостей предусмотрен выпуск жидкостей на основе минеральных масел (ISO 7308) и силиконовых жидкостей (SAE J 1705).

Использование жидкостей, созданных на основе минеральных масел, позволяет не снижать температуру кипения, так как они не обладают гигроскопичностью. Для обеспечения как можно меньшей зависимости вязкости от температуры в тормозную жидкость добавляются специальные присадки.

Силиконовые жидкости также не абсорбируют влагу, однако их недостатком является высокая сжимаемость и худшие смазывающие свойства, что и ограничивает их применение. К нежелательным последствиям применения силиконовых жидкостей и минеральных масел является накопление воды в свободном виде, которая выпаривается при нагревании жидкости свыше 100 ºС и замерзает при охлаждении ее ниже 0 ºС, с последующим образованием пузырьков, препятствующих нормальной работе тормозной системы.

Таблица 3.8Характеристика основных марок тормозных жидкостей

Показатель БСК ”Нева” ”Томь” ”Роса”
Внешний вид Прозрачная однородная жидкость
красного цвета без осадка и механических примесей от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка, допускается слабая опалесценция от светло-желтого до светло-коричневого цвета без осадка
Вязкость кинема-тическая, мм 2 /с: –40 ºС, не более 50 ºС, не менее 100 ºС, не менее 2500 * (130 (0 ºС)) 9,4–13 5,5 (70 ºС)
Температура кипе-ния, ºС, не ниже
Температура кипения ”увлажненной” жидкости, ºС, не ниже 138 * 165 *
Стабильность при высокой темпера-туре, ºС, не более
Изменение объема резины после старения в тормозной жидкости, %: 51-1524 7-2462 – 5–10 2–10 2–10 2–10 2–10 3–12 2–8
Изменение массы пластинок, мг/см 2 , не более: белая жесть сталь алюминиевый сплав чугун латунь, медь 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,2 0,2 0,1 0,2 0,5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,4 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4
Температура засты-вания, ºС (потеря подвижности) –20 –60 (не теряет) –60 (не теряет) –60
Концентрация водородных ионов рН 6,0 7,0–11,5 7,0–11,5 7,0–11,5
* Фактические данные.

Зарубежными аналогами жидкостей «Томь» и «Нева» являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205 ºС, а для жидкости «Роса» – жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230 ºС.

Жидкости типа БСК на современных моделях автомобилей за рубежом не применяются.

Используя тормозные жидкости, необходимо принимать во внимание следующие факторы:

– тормозную жидкость необходимо периодически менять через каждые 1,5–2 года;

– хранить жидкость необходимо только в герметичной таре, из-за ее ядовитости;

– все тормозные жидкости (за исключением БСК) агрессивны к лакокрасочным покрытиям [1, 3, 5, 7, 8, 11, 12, 16].

Тормозные жидкости

Тормозными жидкостями называются жидкости, используемые в гидравлических тормозных системах автомобильной техники.

1. Тормозные жидкости отечественного производства

В зависимости от состава тормозные жидкости подразделяются на жидкости гликолевого основания и спиртокасторовые (рис. 1).

Рис. 1. Подразделение тормозных жидкостей по способу производства

Тормозная жидкость «ГТЖ-22М», представляет собой смесь диэтиленгликоля (66%), этилкарбитола (32%), этилцеллозольва (3%) с добавлением антикоррозионной и защитной присадок. Ядовита. Для придания жидкости желто-зеленой окраски вводится краситель. Обладает хорошими противоизносными и удовлетворительными антикоррозионными свойствами. Рекомендуется к применению на ряде моделей грузовых автомобилей для заправки гидравлических систем привода тормозов и сцеплений. Имеет всесезонное применение во всех климатических зонах, кроме Крайнего Севера.

Тормозная жидкость «Нева», состоит из смеси гликолей и полигликолей (имеет повышенное содержание этилкарбитола до 59%), содержит комплекс присадок антикоррозионного, антиокислительного и противоизносного действия, обладает хорошими низкотемпературными свойствами. Ядовита, имеет окраску от светло-желтого до желтого цвета. Работоспособна до температур эксплуатации минус 40-45 0 С.

Жидкость «Томь», предназначена для применения в гидравлической системе привода тормозов и сцеплений, состоит из этилкарбитола и полиэфира, содержит присадки антикоррозионного действия и повышающие уровень термостабильности. Температура применения от минус 50 до плюс 50 0 С. Смешивается с тормозной жидкостью «Нева» в любых соотношениях.

Тормозная жидкость «БСК», представляет собой смесь бутилового спирта и касторового масла (1:1), содержит краситель. Ядовита. Обладает хорошими противоизносными свойствами, инертна к резино-техническим изделиям. Предназначена для всесезонного применения в гидравлических системах привода тормозов грузовых и легковых автомобилей, кроме автомобилей, оборудованных дисковыми тормозами. При низких температурах выделяет сгустки кристаллов касторового масла. Рекомендуемые температуры применения, не ниже минус 17-20 0 С.

Основным компонентом тормозной жидкости марки «РОСДОТ» является борсодержащий полиэфир, содержит антиокислительную присадку. Имеет высокие значения температуры кипения. Совместима с тормозными жидкостями марок «Томь», «Нева». Уровень требований предъявляемых к качеству тормозных жидкостей представлен в таблицах 9 и 10.

2. Зарубежная классификация тормозных жидкостей

Для классификации тормозных жидкостей за рубежом применяют характеристики температур кипения и вязкости. Наибольшее распространение получила классификация DOT, разработанная Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Данная классификация, основана на соответствии качества тормозных жидкостей требованиям американского федерального стандарта по безопасности автомобилей FMVSS № 116. При классификации различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» («мокрой») – с содержанием воды до 3,5%. Определение вязкости проводят при температурах 100 0 С и минус 40 0 С. Наибольшее распространение получили тормозные жидкости классов DOT 4, DOT 5 (DOT 5.1). Жидкость класса DOT 3 устаревающая марка, так как была предназначена для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами. Тормозные жидкости, соответствующие классификации DOT 4 предназначены для применения на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами. Тормозные жидкости, соответствующие классификациям DOT 5 (DOT 5.1) – используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, повышенными динамическими и температурными нагрузками.

Тормозная жидкость «Нева». Разбираемся в параметрах

Тормозная жидкость Нева, как и многие другие средства автохимии, производятся нижегородским предприятием ТОСОЛ-Синтез. Её особенностью является наличие в составе специальных загустителей, которые предотвращают резкое снижение плотности при повышенных температурах. Что нам ещё должно быть известно о ней?

Какого цвета тормозная жидкость Нева?

Органолептические показатели, по которым судят о пригодности тормозных жидкостей к применению, включают в себя:

  • цветность;
  • отсутствие механического осадка;
  • нерасслаиваемость при длительном хранении.

При этом показатель цвета не носит определяющего характера, а указывает только состав присадок, которые вводятся в тормозную жидкость с целью улучшения её смазочно-охлаждающих возможностей, способности к окислению и к стабильности кислотного числа. Поэтому «Неву» стоит приобретать в прозрачной упаковке, соответствующей требованиям ГОСТ 1510-76, даже, если это негативно сказывается на цене продукта.

Согласно нормативу ТУ 6-09-550-73 тормозная жидкость Нева (как и её модификация Нева-М) должна иметь насыщенный жёлтый цвет с возможностью небольшой опалесценции (усиления рассеивания света при температурах, приближающихся к критическим). У уже использованной жидкости цвет немного темнее.

Всякое отклонение по цветности связывается с увеличенной концентрацией загустителей и антикоррозионных присадок к основным составляющим – этилкарбитолу и сложным эфирам борной кислоты. «Неву» другого цвета не рекомендуется использовать при пониженных температурах окружающей среды, поскольку увеличенная вязкость приводит к резкому росту усилия нажатия педали тормоза, а для автомобилей, оборудованных ABS, вообще может вызвать отказ этой системы.

Характеристики

Универсальная тормозная жидкость Нева разрабатывалась в своё время под применение в отечественных легковых автомобилях типа «Москвич» и «Жигули», а потому полностью совместима с такими тормозными жидкостями как «Томь» и «Роса». Её физико-механические свойства таковы:

  1. Температурный диапазон практического использования — ±50 0 С.
  2. Температура начала кипения – 195 0 С.
  3. Кинематическая вязкость, сСт, при температурах до 50 0 С – не более 6,2.
  4. Кинематическая вязкость, сСт, при температурах до -40 0 С – не более 1430.
  5. Коррозионная активность к другим металлам – незначительна.
  6. Температура начала загустевания — -50 0 С.
  7. Изменение температуры кипения после длительного хранения — ±3 0 С.
  8. Температура вспышки – 94 0 С.
  9. Объёмное набухание резиновых деталей при температурах до 120 0 С, не более – 3%.

Незначительная коррозионная активность возможна только при длительном соприкосновении данной тормозной жидкости с алюминиевыми деталями.

Особенности применения

Тормозные жидкости Нева и Нева М относятся к классу DOT-3. Согласно международному стандарту отклонение допустимых температур для «сухой» и «мокрой» жидкости этого класса составляет соответственно 205 0 С и 140 0 С. Кроме того, при негерметичном хранении допускается ежегодное поглощение воды до 2 процентов своего объёма. Таким образом, чрезмерная влажность вызывает коррозию в тормозной системе автомобиля, что может привести к таким проблемам, как блокировка паров или к проваливанию педали.

Тормозные жидкости классов DOT-3 и DOT-4 взаимозаменяемы, поскольку имеют общую основу. Следует отметить, что ряд производителей «Невы» и её аналогов (в частности, «Невы-супер», которая выпускается ОАО «Завод им. Шаумяна», г. Санкт- Петербург) заявляют о применении полиалкилэтиленгликоля как основной компоненты состава. Однако химические свойства этилкарбитола и полиалкилэтиленгликоля близки, а потому нет оснований воздерживаться от смешивания «Невы» разных производителей.

Важной эксплуатационной особенностью тормозной жидкости «Нева»является её токсичность, что следует учитывать при соблюдении правил техники безопасности при использовании.

Цена тормозной жидкости «Нева» и её аналогов зависит от её фасовки:

  • В ёмкостях 455 мл – от 75…90 руб.
  • В ёмкостях 910 мл – от 160…200 руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector