Микрофон для снятия ачх
Микрофон для акустических измерений
Здравствуйте. Хочется получить практический опыт акустических измерений и поупражнятся в интерпретации полученых результатов. Оценить влияние акустических поглотителей и рассеивателей на акустику комнаты для прослушивания.
Можно ли для этого использовать калибровочный микрофон Audyssey от рессивера Onkio, подключив его к ноутбуку? Чем он хуже специального измерительного микрофона?
Ответы
Микрофон можно самому собрать из капсюля WM-61 с питанием от батарейки. Нужен микрофонный усилитель, внешняя ЗК (если хорошая ЗК, то микрофонный усилитель может и не понадобится), компьютер и программное обеспечение. На веге все неоднократно освещалось.
Если более серьёзно, то там же подскажут какой выбрать промышленный микрофон.
ACM1H, подключенный к ноутбуку, скорее всего не справится с замером (не хватит усиления). Он хуже более дорогих коллег качеством капсюля и отсутствием калибровки.
а микрофоном от Yamaha Aventage RX-A2030 можно? Беда вроде в том, что микрофоны имеют свою собственную АЧХ и к правильному измерительному микрофону прилагается калибровочный файл, который нивелирует косяки микрофона и получаются правильные данные.
Вопрос: на сколько плохи ресиверные микрофоны? Если для pro использования и негодятся, может для простых домашних измерений достаточно?
Найти комнатные моды, еще что нибудь полезное намерить.
Можно попробовать найти б/у Behringer ecm8000, часто появляются за 3-5 т.р.
Правда к нему фантомное питание (48В) нужно, а в остальном вполне ровный микрофон не хуже DSP-шного UMIK-1 ..
в остальном вполне ровный микрофон
А калибровочный файл к нему идет?
В комплекте вряд ли, но в сети думаю все найти можно ..
Так а толку от этой таблицы, если смысл калибровки в том, чтобы привести в соответствие конкретный экземпляр? На верхнем крае диапазона картина у всех экземпляров модели в целом будет похожей (положительный эффект от такой калибровки будет), а во всем остальном диапазоне велик шанс получить еще большее расхождение (негативный эффект). Ну и при аналоговом подключении еще нужно калибровать всю оставшуюся аналоговую часть, если по хорошему. Все-таки UMIC-1 удобен тем, что мы получаем не только калибровку конкретного экземпляра, но и работаем по цифре. Хотя в целом да, устройства одинакового класса точности. Но сервис у MiniDSP ощутимо лучше, в том числе по причине совместимости с программами замера.
Все так, но насколько я вижу из таблицы диапазон калибровки в слышимой области не превышает ± 0,5Дб, так что для нужд ТС “получить практический опыт акустических измерений и поупражняться” этого дела хватит с головой. Как впрочем думаю и комплектного микрофона от Onkio, о котором вопрошалось )
Как впрочем думаю и комплектного микрофона от Onkio, о котором вопрошалось )
Тоже так думаю, только понадобится внешняя звуковая карта, скорее всего. В любом случае, самое главное – не пустить при замере на дрова акустическую систему.
Внешний цап подойдёт? Как можно сделать из ас дрова при замерах? Напугали.
Я не могу сказать, подойдет или нет – пробуйте. У меня дома три микрофона с аналоговыми выходами, ни один из них прокачать моя звуковая карта не смогла (точнее один смогла, но качество не устроило).
Тестовые замеры проходят на синтетических сигналах – синусах, свиптонах, шумах. Важно правильно выполнить согласование уровней громкости, т.к. при некотором усердии можно спалить пищалку.
при некотором усердии можно спалить пищалку
Подтверждаю, недавно продували совсем дешевенькие Свены у знакомого – спалили одну пищалку. Причем громкость была совсем не запредельная, но видимо свип-тон, генерируемый программкой ARC2, оказался для таких малюток перебором на ВЧ.
Кстати ARC2 прекрасно справился с выравниванием АЧХ, даже с учетом неисправной пищалки. После применения коррекции маленькие/кривые АС заиграли гораздо ровнее и по-взрослому. И вообще применение корректоров типа ARC2 для исправления АЧХ кривых колонок очень даже полезно. С исправлением кривых КДП все не так радужно.
внешняя звуковая карта с фантомным питанием + микрофон любой калибровочный, dbx например – это все будет в пределах 10 тыщ примерно. И будет работать со всеми программами типа Holm и тп
а я себе покупал USB RTA Meter – измерительный usb микрофон в нем ацп встроен и через их прогу можно делать замеры.
Как обстоят дела у вашей КдП? Наличие микрофона и измерения сильно повлияли на систему?
когда я только собирался покупать мне один чел сказал зачем тебе он? Я говорю ачх замерять, он говорит ну замериешь и что дальше? Вот примерно так и случилось, поигрался померил, и теперь микрофон уже больше года лежит в коробочке пылится, замерял смотрел на сколько влияют открытые/закрытые порты фи, расстояние от стены сшивал саб с колонками, и тп и тд, да есть незначительные изменения, но основные касяки 160гц, 400гц, подъемы спады никуда от них не избавиться
Почему же никуда не избавиться? Тем более, что знаете где проблема?
не избавиться т.к кардинально не переставить колонки, вот кстати и напомнили мне недавно две бас ловушки приобрел надо измерить их влияние
Спасибо, честный ответ: х.з. что делать дальше))
Если правильно понимаю, вы просто не знаете что дальше делать? Или знаете, это затратно, нет времени, не интересно и т.п.?
Никита, подскажите, куда копать теперь. С НЧ вроде понятно, ничего не сделашь)) кроме как массивные бас-поглотители ставить по углам и стенам. А что делать с СЧ ВЧ пиками/провалами?
Почему ничего не сделаешь? Резистивные бас-ловушки в глубину занимают места не больше, чем диффузоры. А если переднюю панель оформить достойным образом, то такое изделие прекрасно впишется в интерьер. По СЧ/ВЧ тут надо смотреть конкретно, на каких частотах какие проблемы. С пиками понятно что делать, а вот с провалами сложнее. У меня в комнате очень заметно влияние ковра на ВЧ, например. В настоящий момент убрал его и музыку слушаю с открытыми шторами.
просто немного пропал интерес, все хочу опять поизмерять. прост времени пока особо нет. все равно мне кажется подручными средствами не избавитьсяот модов в комнате, двигая колонки в стороны и от стены получаешь небольшие различия кардинально не влияющии на общюю картину,а чтоб строить поглотители для определенных частот нужно много знаний терпенья и сил.
Спасибо всем за ответы и советы.
Резюмирую. Лучше купить специальный измерительный микрофон, который потом будет просто валяться. Для эксперимента микрофон от ресивера вполне годится, при условии, что хватит уровня выходного сигнала. Как-то можно сжечь колонки, поэтому ручкой громкости пользоваться осторожно. В связи с этим еще пара вопросов:
1. какой лучше использовать софт? Room EQ Wizard подойдет? не слишком сложный? есть проверенное руководство?
2. твитеры обычно горят от постоянного тока. с усилителем порядок. но постоянный ток может возникнуть из-за клиппинга, или в самом сигнале. где проявить осторожность? как не допустить постоянного тока?
3. кто-нибудь так уже делал? кто-нибудь пробовал снимать сигнал с ресиверного микрофона?
Измерение АЧХ с помощью микрофона.
У многих, кто занимается автозвуком, при построении своей системы возникает множество вопросов, особенно у новичков (я тоже к ним отношусь). На слух настроить систему очень сложно. На некоторые вопросы поможет ответить снятая АЧХ в салоне авто. Многие думают, что без дорогостоящего оборудования и определённых знаний АЧХ снять невозможно, но это не так. У кого есть желание и немного терпения может сделать это своими силами почти без затрат. Только точность измерения будет зависеть от линейности микрофона, но это ничто по сравнению с тем, что творится в нашем авто (АЧХ салона).
С помощью замеров мы сможем:
1. Определить АЧХ динамиков, пищалок и прочее.
2. Согласовать по уровню правый и левый канал.
3. Согласовать по частоте и сфазировать динамики, например мидбас с сабвуфером (среднечастотниками).
4. Определить оптимальное размещение сабвуфера и порта в багажнике, хоть для SPL, хоть для SQ, кстати, от направления многое зависит.
5. Настроить эквалайзер ГУ для устранения пиков и провалов.
6. Определить передаточную функцию салона своего автомобиля для дальнейшего проектирования, например, сабвуфера в спикершопе, думаю, и боевой короб можно прикинуть.
7. И многое другое, на что фантазии хватит, я даже АЧХ наушников замерял.
Внимание! Все замеренные величины предложенным мною способом будут относительными — т.е. +-10dB например, а не абсолютными, например — максимум SPL сабвуфера 140dB. Фазу сигнала я мерить ещё не научился к сожалению.
Нам понадобятся:
1. Ноутбук или компьютер со встроенной звуковой картой.
2. Разъём Jack 3,5( как в наушниках), кабель jack 3,5 — 2 RCA, если подключать к усилителю, либо jack 3,5 — jack 3,5 — для подключения к ГУ через AUX.
3. Измерительный микрофон. Нам нужен капсюль конденсаторного типа, такие микрофоны обычно ставят в телефонные гарнитуры. Они имеют сравнительно гладкую АЧХ и широкий диапазон измеряемых частот.Электретный микрофон
4. Батарея 9в типа «Крона», тумблер или выключатель.
5. Провод экранированный, хватит 2 метра.
6. Программа ARTA.
7. Неполярный конденсатор 1-10мкф, резистор 10-15кОм, паяльник.
Сам конденсатор без внешнего питания работать не будет. Нужно спаять вот такую нехитрую схему, минус микрофона находится на корпусе, не перепутайте! Конденсатор крохотный, его лучше поместить в трубку, например ПВХ. Батарея должна находиться близко к микрофону для избежания наводок.
Подключаем микрофон, шнурок одной стороной к ноутбуку, другой к усилителю(ям) автомобиля.
Обычный ноутбук со встроенной звуковой картой. Располагаем микрофон в зоне прослушивания музыки, обычно на уровне головы водителя:
Л ибо расположим согласно статье журнала «Автозвук»: Способ замера
Принцип действия программы ARTA заключается в генерации сигнала (розовый шум, свип тон и пр.) и одновременном анализе этого сигнала, полученного через микрофон и не только. Я пользуюсь демо-версией программы, она меня вполне устраивает:
Офф. сайт программы ARTA
В ссылке есть файл демоверсии и манул на английском. Можете изучить, но я расскажу, как быстро освоить функции, которые нам необходимы. Громкость динамиков и микрофона на компьютере ставим 30% (потом можно изменять до нужного значения), убираем галочку «усиление микрофона», если такая имеется. Запускаем программу, жмем «Continue in Demo mode», откроется окно программы.
Первый запуск. 1. Выбираем одноканальный метод измерения. В окне активируем режим «Fr1″(т.е. непрерывное воспроизведение шума и снятие АЧХ в режиме реального времени).
2. Правой кнопкой мыши открываем меню, выбираем тип сглаживания графика.
3. Подгоняем оси для лучшего отображения.
4. Выбираем тип сигнала – розовый шум.
5. Частота дискретизации.
6. Выбираем количество точек измерения ( большее значение – медленнее считает)
7. Типа обработки графика, сглаживание.
8. Настройка микрофона.
9. Тип отображения графика.
Мои настройки. На картинке показаны мои настройки — так удобнее, в вашем случае они могут быть другими. Изменив значение чувствительности микрофона можно вывести график на «0dB» для наглядности.
Измерения АЧХ динамиков проводят в специальных безэховых камерах, но в нашем случае можно замерить на улице вдали от стен, где переотражения будут минимальными.
Для настройки своей системы я согласовал по уровню правый и левый канал:
2 канала. Потом согласовал по частоте мидбас с СЧ-ВЧ и с сабвуфером.(пришлось перекинуть клеммы сабвуфера, так как был в противофазе с мидами)
но гладкая АЧХ покажется скучной, особенно в дороге, поднимаем НЧ диапазоне :
Поднимаем НЧ. теперь намного лучше.
Для настройки системы полезно почитать статью А.Шихатова: Мастер 12 вольт
Ради интереса даже АЧХ своих любимых наушников снял:
АЧХ разных наушников, TDK мои любимые, звучат обалденно.
Можете глянуть небольшое видео самого процесса, извините за ошибки и качество:
Данная статья написана для общего понимания процесса, возможно, я допустил ошибки. По замечаниям и предложениям пишите в комментариях. Если сильно сомневаетесь в нелинейности микрофона, то его нелинейность, пусть даже -+3dB ничто, по сравнению с неравномерностью АЧХ салона авто.
Всем успехов в измерениях.
Электретный микрофон + LM386. Замер АЧХ акционных наушников.
- Цена: $0.91
- Перейти в магазин
Еще не утихли дебаты в обзоре «LM386 Часть 2», как подоспел новый обзор.
Тут Вы не увидите гламурные фото или обсуждения рейтинга продавца.
Но, как всегда, будет нескучно.
«Самые лучшие друзья — это наши враги. Потому что они не дают нам скучать.» ©
1. Микрофоны.
Электронные комплектующие с Aliexpress — та ещё рулетка.
Но я решил подёргать судьбу за хвост в очередной раз и заказал десяток электретных микрофонов (капсюлей).
Посылка приехала: маленький пакетик с пупыркой внутри, внутри десяток миков насыпью.
Ничего интересного.
Вот они:
Проверка по постоянному току.
Все мики были подключены к источнику 1,5В.
Ток миков составил 285+-25 мкА. Всё ОК.
Проверенные микросхемы LM386 уже в наличии.
Ссылка на предыдущий обзор.
Для микросхем были разведены печатные платы (ПП) в программе Layout6.
Обычные односторонние ПП, выполненные по утюжной технологии.
Схема включения:
Платка в сборе:
Для проверки платки мик был заменён резистором 4,7 кОм.
Спектр
Всё ОК.
Проводок, который торчит из-под ПП — для соединения с экраном (не фото его нет).
После чего подсоединяем мики и смотрим спектры:
1.
2.
3.
4.
5.
Чем меньше «расчёска» на спектре, тем лучше.
Терпения хватило на 5 штук, на этом остановился.
Замеры АЧХ микрофонов делать не стал, т.к. нет алюминиевых корпусов.
Выводы: мики вполне работоспособны. Можно покупать.
2. Замер АЧХ наушников.
Наверно, многие помнят обзоры Huawei Honor Monster N-tune100 с JD, которые были по скидке.
Я тоже попался на эту удочку.
Сабж приехал:
Наушники были куплены в подарок. Очень хорошо, что человек, которому они предназначены, не требователен к качеству звука.
Иначе мне наставили бы звёзд, но не в карму, а на фейсе. Или вообще заставили бы пользоваться ими, пока не сотрутся.
Условия замера: замер с усреднением 1/6 октавы розовым шумом, усреднение 400.
Программа — SpectraLab.
В качестве отправной точки — замер АЧХ ноунейм наушников за 1 доллар, купленных на блошином рынке:
Тут всё понятно.
Теперь герои пиара:
Лично у меня к этим наушникам вопросов не имеется.
PS
Для обзорщиков, которые захотят повторить эксперименты с замером АЧХ.
При «спаривании» наушника и микрофона будьте аккуратны: в отрезке трубки — замкнутый объём воздуха.
При установке микрофона и(или) наушника возможно повреждение мембраны!
PS2
Информация в обзоре предоставляется как есть.
Обзор не представляет интересы какой-либо сертифицированной вдоль и поперек лаборатории с отчётами на фирменных бланках с кучей печатей.
Микрофон измерительный
Одним из важнейших параметров динамика является его частотная характеристика – зависимости уровня звукового давления в децибелах от частоты при неизменном уровне подводимого электрического сигнала.
Чем шире рабочий диапазон частот головки или громкоговорителя и чем меньше разница в уровнях звукового давления на различных участках этого диапазона, тем лучше этот электроакустический преобразователь.
Наглядное представление о частотной характеристике дает графическое изображение (рис. 1). Как видно из этого рисунка наблюдается уменьшение уровня звукового давления на нижних и верхних частотах диапазона, а также снижение и увеличение уровня (“подъемы” и “провалы”) на других частотах.
Рис. 1. АЧХ звукового давления головки динамической 25ГДН-1Л
Все эти отклонения значений звуковых давлений могут быть причиной вносимых громкоговорителем частотных искажений воспроизводимых звуковых программ [1]. Поэтому обязательно учитывается АЧХ головок при проектировании акустических систем, выборе динамиков и типа их акустического оформлении, расчете фильтров и т. п.
Данные о частотной характеристике динамика, заявленные в технической документации (паспорте) и справочниках не являются безусловными. Каждый динамик имеет свою индивидуальную частотную характеристику.
В настоящее время, время стремительного развития цифровых технологий, измерять АЧХ звукового давления головки динамической не представляет трудности, даже без применения специального оборудования. Для этого необходимо иметь персональный компьютер, усилитель НЧ для возбуждения испытуемой головки (компьютерную аудиосистему), микрофон и соответствующее программное обеспечение.
При измерениях АЧХ громкоговорителя особые требования предъявляются к микрофону. Он дожжен иметь широкий частотный диапазон, не уже 30 – 18000 Гц, “гладкую” АЧХ, небольшие размеры мембраны.
Самые высокие электроакустические параметры имеют конденсаторные микрофоны, и в этом их основное преимущество по сравнению с другими разновидностями микрофонов. Частотная характеристика конденсаторного микрофона отличается своей равномерностью. В диапазоне до резонанса мембраны неравномерность может быть очень малой, выше резонанса она несколько увеличивается. Вследствие малой неравномерности характеристики конденсаторные микрофоны используют как измерительные. Измерительные микрофоны изготовляют на диапазон частот от 20 – 30 Гц до 30 – 40 кГц с неравномерностью 1 дБ до частоты 10 кГц и не более 6 дБ свыше 10 кГц. Размеры капсюля такого микрофона берут в приделах 6 – 15 мм, из-за этого он практически ненаправлен до частоты 20 – 40 кГц. Чувствительность его не превышает – 60 дБ [2,3].
Микрофонный капсюль Panasonic WM61 [4] идеально подходит для использования его, в качестве измерительного.
Подключать капсюль напрямую через микрофонный вход ПК, используя, для его работы фантомное питание, не советуется, из-за большой вероятности наводок и шумов, пониженной чувствительности, что негативно скажется на качестве измерений. Микрофон должен подключаться к аудиовходу материнской платы, применяя через согласующее звено – микрофонный предварительный усилитель.
Изготовить своими руками такое устройство (рис. 2) совсем не сложно. Оно состоит из, помещенного в трубку, длиной 20 см, микрофонного капсюля диаметром 6 мм, микрофонного усилителя на ОУ ОРА2134, отличающимся высокими характеристиками [6], химического источника питания, напряжением 9 вольт, типа “Крона”.
Рис. 2. Микрофон измерительный: а – общий вид; б – вид со стороны капсюля; в – вид со стороны линейного выхода.
Схема электрическая принципиальная измерительного микрофона взята из источника [6]. После некоторых изменений имеет вид, представленный на рис. 3. Конденсатор С3 заменен пленочным (К-73, К-78 или другой, рекомендованный для установки в сигнальные цепи звуковых устройств). Налаживание усилителя сводится к подборке светодиода, который обеспечивал бы спад напряжения до 2 вольт на участках указанных в схеме на схеме.
Рис. 3. Схема электрическая принципиальная
Печатная плата изготавливается из фольгированного стеклотекстолита размерами 55 х 20 мм – рис. 4. Проектирование и печать выполняется на ПК с использование программы Sprint Layout 6.0.
Рис. 4. Печатная плата: а – вид со стороны дорожек; б – размещения деталей.
Все это монтируется в металлический корпус – для экранирования схемы – рис. 5.
Рис. 5. Расположение элементов в корпусе
Подключают измерительный микрофон к линейному входу звуковой карты ПК через экранированный кабель с двумя жилами. Экран провода подключается с одной стороны – стороны звуковой карты, это также положительно сказывается на точности измерений – рис. 6.
Рис. 6. Схема соединительного шнура
Данная конструкция имеет широкий диапазон рабочих частот, относительно высокую чувствительность, ровную АЧХ, “слышит” звуки на большем расстоянии, по сравнению, например, с микрофоном МКЭ-3. Замеры можно производить почти с любой, слышимой ухом человека, дистанции, а это важно при тестировании не только одной головки, а всей акустической системы (систем), например в помещении или салоне автомобиля. Микрофон успешно испробован с программой Right Mark 6.2.3. Представленный на рис. 1 график АЧХ звукового давления динамика 25ГДН-1Л построенный с помощью этой программы. Для измерений, микрофон располагают на одной оси с головкой на расстоянии 300 – 400 мм. Подключение измерительных устройств выполняют по схеме, показанной на рис. 7. Важно, что бы в усилителе регуляторы тембра были в среднем положении, а режим тонокомпенсации и корректирующие звенья отключены. Испытуемая головка размещается наиболее удаленно от стен, мебели и других предметов [7].
Рис. 7. Схема устройства для снятия АЧХ динамика
Печтную плату можно скачать здесь
- Эфрусси М. Громкоговорители и их применение. – М., “Энергия”, 1976.
- Сапожков М. Электроакустика. – М., “Связь”, 1978.
- Сапожков М. Электроакустика. Справочник. – М., “Радио и Связь”, 1989.
- https://dl.dropboxusercontent.com/u/87298597/blog/em06_wm61_a_b_dne.pdf
- http://radiocom.dn.ua/image/data/pdf/OPA2134_BB.pdf
- http://audiogarret.com.ua/viewtopic.php?f=15&t=7866#p135608]
- Марченко В. Доработка динамических головок и измерение из частотных характеристик. – Радио № 2, 2014.
Автор: В. Марченко, г. Умань, Украина
Мнения читателей
- Иван / 09.04.2019 – 15:48
Автор, У тебя на печатке ОУ повернут в одну сторону а на картинке с собраным изделием в другую. Как у тебя все работает. - Автор / 14.11.2018 – 11:34
Ошибка на плате. - Владимир / 11.03.2018 – 23:14
На схеме конденцатор С1 шунтирует 3й вывод микросхемы на корпус. На печатке С1 шунтирует светодиод. Где ошибка? Вероятнее всего на печатке,хотя работает и так. - Леонид / 03.11.2017 – 21:44
Сделал модель этой схемы в Мультисиме 14, то же самое показывает, значит все нормально должно быть - Леонид / 03.11.2017 – 21:10
Здравствуйте, собрал данную схему, на контрольных точках ровно 2 В. К к компьютеру еще не подключал. Микрофон также не подключен. Дело вот в чем: На выходе до конденсатора 2 В постоянного напряжения. После конденсатора все по нулям (ну тут понятно). Должно ли быть 2 Вольта постоянки до конденсатора? - Автор / 08.07.2015 – 10:50
Снизить усиление можно уменьшением номинала резистора R5 (100 кОм). К примеру, при применении резистора номиналом 5. 10 кОм допускается подключение устройства к компьютеру через микрофонный вход. - Максим / 08.07.2015 – 00:34
Спасибо! Получилось! Еще одна проблема, уровень усиления слишком большой, на самой минимальной громкости микрофона в настройках уровень в спектрлабе зашкаливает, подскажите как можно согласовать уровень усиления - Автор / 07.07.2015 – 12:19
Подключите микрофон к аудиоусторойству и послушайте свой голос. Если искажений не слышите, то микрофон работает нормально. подключать необходимо к линейному входу. При подключении через микрофонный вход необходимо изменить коэффициент усиления в микрофонном усилителе в сторону его уменьшения. - Максим / 07.07.2015 – 11:31
Подскажите, собрал устройство согласно схеме, записываю свой голос и при воспроизведении слышу его с сильными искажениями. В чем может быть проблема? - Автор / 13.06.2015 – 23:03
Бортовая сеть автомобиля в составляет 12 вольт (полностью заряженная аккумуляторная батарея имеет 12,8 В). При работающем двигателе – 14,1 В. Схема питается, как Вы заметили, от 9 вольтовой батареи. Если включить через интегральный стабилизатор 7809 то можно. Хотя операционный усилитель, согласно документации, должен работать при напряжении от 5 до 36 вольт. При подключении к 12 вольтовой батареи нужно проверить напряжение на указанных на схеме участках. Оно должно составлять 2 вольта. Стабилитрон следует заменить на 14 вольт или выпрямительный диод, либо вообще исключить. И еще, схема экранирована вместе с элементами питания. Если применить выносное питание, не исключено возникновение наводок и помех, что негативно скажется на результатах измерений. - Максим / 13.06.2015 – 12:40
Вот с этой схемой я могу использовать вместо батарейки питание от бортовой сети автомобиля.
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:
Электретный микрофон + LM386. Замер АЧХ акционных наушников.
- Цена: $0.91
- Перейти в магазин
Еще не утихли дебаты в обзоре «LM386 Часть 2», как подоспел новый обзор.
Тут Вы не увидите гламурные фото или обсуждения рейтинга продавца.
Но, как всегда, будет нескучно.
«Самые лучшие друзья — это наши враги. Потому что они не дают нам скучать.» ©
1. Микрофоны.
Электронные комплектующие с Aliexpress — та ещё рулетка.
Но я решил подёргать судьбу за хвост в очередной раз и заказал десяток электретных микрофонов (капсюлей).
Посылка приехала: маленький пакетик с пупыркой внутри, внутри десяток миков насыпью.
Ничего интересного.
Вот они:
Проверка по постоянному току.
Все мики были подключены к источнику 1,5В.
Ток миков составил 285+-25 мкА. Всё ОК.
Проверенные микросхемы LM386 уже в наличии.
Ссылка на предыдущий обзор.
Для микросхем были разведены печатные платы (ПП) в программе Layout6.
Обычные односторонние ПП, выполненные по утюжной технологии.
Схема включения:
Платка в сборе:
Для проверки платки мик был заменён резистором 4,7 кОм.
Спектр
Всё ОК.
Проводок, который торчит из-под ПП — для соединения с экраном (не фото его нет).
После чего подсоединяем мики и смотрим спектры:
1.
2.
3.
4.
5.
Чем меньше «расчёска» на спектре, тем лучше.
Терпения хватило на 5 штук, на этом остановился.
Замеры АЧХ микрофонов делать не стал, т.к. нет алюминиевых корпусов.
Выводы: мики вполне работоспособны. Можно покупать.
2. Замер АЧХ наушников.
Наверно, многие помнят обзоры Huawei Honor Monster N-tune100 с JD, которые были по скидке.
Я тоже попался на эту удочку.
Сабж приехал:
Наушники были куплены в подарок. Очень хорошо, что человек, которому они предназначены, не требователен к качеству звука.
Иначе мне наставили бы звёзд, но не в карму, а на фейсе. Или вообще заставили бы пользоваться ими, пока не сотрутся.
Условия замера: замер с усреднением 1/6 октавы розовым шумом, усреднение 400.
Программа — SpectraLab.
В качестве отправной точки — замер АЧХ ноунейм наушников за 1 доллар, купленных на блошином рынке:
Тут всё понятно.
Теперь герои пиара:
Лично у меня к этим наушникам вопросов не имеется.
PS
Для обзорщиков, которые захотят повторить эксперименты с замером АЧХ.
При «спаривании» наушника и микрофона будьте аккуратны: в отрезке трубки — замкнутый объём воздуха.
При установке микрофона и(или) наушника возможно повреждение мембраны!
PS2
Информация в обзоре предоставляется как есть.
Обзор не представляет интересы какой-либо сертифицированной вдоль и поперек лаборатории с отчётами на фирменных бланках с кучей печатей.
Техника для записи песен дома
Эра видео с хрипящим звуком и музыки с записанным на диктофон вокалом давно позади, а чтобы показать себя миру не обязательно выходить на сцену. Записать песню или кавер в приемлемом качестве можно и дома. Нужно только собрать комплект техники. Качественная запись голоса позволит вокалисту быстрее развить нужные навыки и перестать бояться кнопки «запись». Она сделает возможным создание демо-материала и даже DIY-релизов с хорошим звуком, чтобы самый крутой продюсер заметил талант. Что же нужно для профессиональной записи голоса дома?
Микрофон
Для видеороликов
Если микрофон хочется оставить в кадре, более того — сделать его элементом стиля, можно обратиться к категории динамических микрофонов для броадкастинга. Профессиональные модели таких устройств, например, легендарный Shure SM7B, широко применяется на радио. Для любителей подойдет Shure 55SH SERIESII. Он не только отлично справится с домашней записью голоса, но и будет круто выглядеть в кадре. Правда, чтобы его подключить к компьютеру, понадобится звуковая карта.
Для академического и эстрадного вокала
Для записи вокала микрофоны с USB подключением уже не годятся. Качества их встроенного АЦП будет недостаточно, к тому же, несовместимость с ASIO породит задержки сигнала. В этом случае понадобится студийный конденсаторный микрофон. Именно такие используются для записи вокала во всех студиях мира.
Конденсаторные микрофоны обладают очень ровной амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ), иными словами, они передают звук очень точно и достоверно. Их детализированное звучание передаст все нюансы тембра вокалиста. Если помещение не заглушено и без акустической обработки — лучше всего выбрать модель кардиоидной направленности.
Студийные конденсаторные микрофоны требуют подключения с помощью разъемов XLR к преампу или звуковой карте. Действие конденсаторного микрофона основано на использовании свойств электрического конденсатора, одна из сторон которого представляет собой мембрану (обычно тонкую пленку с металлическим напылением). Звуковые волны заставляют мембрану колебаться и менять емкость конденсатора. Поэтому такие микрофоны требуют для себя дополнительного питания, поскольку конденсатор не будет работать без поляризующего напряжения. В звуковых картах, совместимых с конденсаторным микрофоном, должна быть кнопка фантомного питания +48 В, такое напряжение считается стандартом.
Если микрофон планируется не только для записи, но и с прицелом на живые выступления, тогда стоит взять популярный у профессиональных вокалистов Shure BETA 87С.
Для рок-вокала и рэпа
Для рэпа и рок-музыки, где подача в вокале важнее тембральных нюансов, звукорежиссеры часто используют динамические микрофоны. Удивительно, но упомянутый выше Shure SM7B, широко используемый на радио, применяли в своем творчестве многие артисты: от Майкла Джексона и Боба Дилана до Red Hot Chili Peppers и Metallica.
Еще большей популярностью у музыкантов пользуется Shure SM58. Этот микрофон гарантированно есть в каждой студии, каждом клубе и на каждой репетиционной базе. Большими его фанатами были Пол Маккартни (The Beatles), Элис Купер (Alice Cooper), Дэйв Мастейн (Megadeth) и многие другие. Он отлично подходит для грубого мужского вокала — от агрессивного речитатива и харша, до скрима и гроула.
Сконструированный в первую очередь для студийной работы (SM означает Studio Microphone), он стал микрофоном по умолчанию для живых выступлений. Не в последнюю очередь благодаря своей неубиваемой конструкции.
Несколько лет назад на ютуб-канале Musician’s Friend его подвергли настоящим пыткам: кинули в Тихий океан, пару раз переехали грузовиком, даже обжарили на гриле — девайс упорно продолжал работать.
Звуковая карта
Если в микрофоне нет собственного АЦП и порта USB, значит, его нужно подключать к звуковой карте. Для записи вокала понадобится звуковая карта с наличием входов XLR и фантомным питанием. Устройства из нижнего ценового сегмента не подойдут. Не справятся с задачей также геймерские и аудиофильские модели, нацеленные, прежде всего, на воспроизведение звука. Во встраиваемых картах редко есть нужный тип входа. Поэтому лучше всего брать внешний аудиоинтерфейс профессионального уровня.
Устройство должно поддерживать ASIO для минимизации задержек и записывать аудио в 24 бит 44 100 Гц, что, впрочем, умеют все современные звуковые карты. К примеру, Steinberg UR22mkII.
Наушники
Наушники нужны, чтобы исполнитель при записи голоса слышал себя. Нельзя писать звук с включенной акустической системой — возникнет обратная связь в виде оглушительного свиста. Может и оборудование сгореть, поэтому в студиях применяются наушники. Однако будет плохо, если звук из наушников поймает микрофон. Поэтому они должны быть охватывающими и закрытого типа.
Затычки для мониторинга подойдут лишь в том случае, если планируется писать речь. Да и то, неровная АЧХ таких наушников будет сбивать, возникнут трудности с подбором подходящего тембра. Чем ровнее АЧХ наушников — тем лучше.
Начать можно с AKG K52, но еще лучше с задачей справятся Sennheiser HD 280 за счет более серьезной звукоизоляции и более ровной АЧХ.
Стойка
Стойки бывают настольными, прямыми и типа «журавль». Как ясно из названия, настольные стойки позволят расположить микрофон на столе — они небольшие и удобные. То, что нужно для записи видео с вашим пением.
Прямые стойки хороши для записи вокала. Стойки типа «журавль» используются для записи инструментов, поскольку с их помощью можно закрепить микрофон в любой точке пространства. Также они применяются вокалистами-гитаристами, поскольку не мешают играть на инструменте.
Антивибрационное крепление
Крепление типа «паук» — это специальный держатель микрофона, который гасит вибрации от стойки. Наверное, многие видели в кино, как студийный микрофон при записи вокала висит на паутинке из ниток. Крепления, используемые любителями, конечно, попроще, но суть та же самая. В первую очередь, он поможет устранить призвуки от шагов, стуков и других вибраций. Нередко паук идет в комплекте с микрофоном.
Поп-фильтр
Мембрана микрофона реагирует на взрывные звуки типа «п» и «б» как на настоящие взрывы, которые заглушают собой остальной сигнал. Чтобы этого не происходило, используют поп-фильтр, который принимает основную «ударную волну» от взрывного звука на себя.
Готовые наборы
В продаже можно встретить готовые наборы для звукозаписи. Как правило, они включают в себя микрофон, звуковую карту и наушники, оптимально подобранные по характеристикам и, скорее всего, выпускаемые одним производителем. Это может быть выгоднее, чем покупать все по отдельности.
Альтернативный вариант
Альтернативой набору из микрофона и звуковой карты будет профессиональный цифровой рекордер, например, Zoom H5. Такие устройства сделаны специально для высококачественной записи звука. Поставляемые в комплекте микрофоны достаточно высокого уровня, плюс часто есть возможность подключить внешний микрофон.
Такие «диктофоны» не позволяют работать с DAW и записывать вокал на нужное место в треке, с эффектами, метрономом и другими удобствами. Зато на них удобно писать собственные занятия, репетиции группы, внезапно пришедшие в голову партии и т.д.