Oreanda-online.ru

Кто дизайнер лады весты

Новый концепт Лада Веста — как всё начиналось?

Дизайн новинки АвтоВАЗа — Лады Веста, как нельзя лучше сочетает в себе направления современных модных трендов в области дизайна автомобилей. Концепт проекта разрабатывал известный дизайнер автомобилей из Великобритании — Стив Маттин, которого пригласил на работу президент АвтоВАЗа — Игорь Комаров. Нужно было создать новый стиль в оформлении автомобиля Лада.

Основные требования — новый дизайн Лады Веста должен привнести свежую нотку оригинальности во внешний облик автомобиля, при этом, внешний вид должен быть настолько органичен и хорошо отработан, чтобы стать новым фирменным стилем марки Лада. Ранее Стив Маттин разрабатывал дизайн автомобилей таких известных марок, как Мерседес-Бенц и Вольво. Руководство автоконцерна ВАЗ не случайно пригласило дизайнера с мировым именем — 2014 год принёс новые требования к внешнему стилю автомобилей, нужен был человек, способный разработать принципиально новую идею.

Что из себя представляет новый концепт Лада Веста?

За основу для новой формы дизайнер Лада Веста решил взять разработанный прежде дизайн концепта Lada X RAY 2012 года. При взгляде на автомобиль в первую очередь в глаза бросаются следующие особенности стилистики:

  • выемки (штамповки) зигзагообразной формы по краям кузова;
  • наличие Х-образной передней панели;
  • оптика спереди имеет вытянутую и угловатую форму;
  • использование современной моды точного разделения капота;
  • несколько «хищный» или «сердитый» вид автомобиля спереди;
  • парус ладьи на эмблеме был разделён несколькими стилизованными линиями.

Как и старался дизайнер, Лада Веста стала прорывом в сфере внешнего оформления отечественных автомобилей. Кроме того, это первая модель ВАЗ, которая выйдет на рынок с новой эмблемой. В настоящее время АвотоВАЗ ждёт от Маттина очередной «революции» в «лице» нового концепта Lada Xray Cross 2016. За историей развития проектов и нового флагмана Lada Vesta внимательно следят несколько информационных агентств. Цена на седан Лада Веста зависит от комплектации (комфорт, классик или люкс) и начинается от 514 000 рублей. Следует иметь в виду, что АвтоВАЗ позже решил отступить от этой традиционной троичной градации и увеличить число комплектаций. Поэтому, фактически, сейчас на рынке можно приобрести 12 разных комплектаций этого автомобиля, которые различаются определенными опциями и цветами.

История работы Стива Маттина на АвтоВАЗе

Предложение о работе в России поступило в 2010 году. Маттин соглашается принять обязанности на новом рабочем месте в полном объёме. По словам самого Стива Маттина, дизайн Лада Веста явился как бы сосредоточием контрастов — исполнитель пытался совместить, казалось бы, несовместимые вещи. Именно логика поиска контрастов и дала первый толчок к формированию идеи нового дизайна.

Реакция прессы на назначение Маттина на новую должность была крайне неоднозначной — одни были в восторге от назначения опытного дизайнера на отечественный автозавод, другие высказывали сомнения в профессионализме его работы. Например, по их словам — Вольво в его исполнении были очень далеки от традиционного шведского духа в дизайне, а Мерседесы получались и вовсе скучноватыми. Первый вариант Лады Веста появился в 2014 году, второй вариант — в 2015-м. Скоро ожидается третий вариант оформления Лады от Стива Маттина — Lada Xray, презентация которого ожидается уже в 2016 году. Фото и видео каждого варианта стилистического решения автомобиля наглядно показывают всю историю «эволюции» концепта Лады Весты.

Шеф-дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин: Езжу за рулем Lada Vesta Cross

Что скажете о дизайне нового поколения Lada 4×4? Как сильно изменится серийный автомобиль?

Стив Маттин: Когда мы создали Lada 4×4 Vision, мы думали о будущем. Как далеко мы сможем продвинуться со своим X-дизайном, какие варианты могут быть. Это больше архитектурная конструкция, пока этот проект на ранней стадии развития.

Дизайн Lada 4×4 был разработан 40 лет назад, мир изменился, покупатель изменился, поэтому нужно меняться вместе с ними. Посмотрите сколько в Москве моделей SUV. В Lada 4×4 Vision мы пытались соединить внедорожник с автомобилем, который передвигается в основном в городе. Была задача создать что-то уникальное.

И, если вы внимательно посмотрите на Vision, то увидите, что в ней достаточно элементов от старой 4×4, будь то поворотники, вертикальное лобовое стекло, пропорции кузова, наклон задней стойки. Оригинальная ДНК заложена в каждом элементе модели. Для нас было важно не сделать какое-то ретро, а создать супермодную интерпретацию в нашем фирменном дизайне.

Мы создали продукт, который должен нас вдохновлять в плане дизайна, технологий, планирования наших будущих продаж. Это пример того, как далеко мы могли бы продвинуть бренд, какой у него есть потенциал.

Видите ли вы как дизайнер эстетическое противоречие в том, что автомобили в начальной комплектации и автомобили кросс-версий имеют схожие внешние черты – неокрашенный пластик.

Стив Маттин: Пластиковые обвесы были сделаны по определённым причинам. Во-первых, если взять Vesta Cross, то когда мы подняли машины, у нас появилась возможность поставить на них большие колеса. Во-вторых, это вопрос практичности – пластик защищает автомобиль.

Lada Granta не получила X-дизайн на боковинах. Почему так произошло? Или это сугубо финансовый вопрос?

Стив Маттин: Если посмотреть на Granta, то сразу же сможете ее узнать, она выглядит как младшая сестра Vesta. Но я хочу сказать следующее. Когда мы готовили обновленное семейство Granta, перед нами стояли несколько задач. У нас был определенный бюджет, который мы должны были “разбить” на пять автомобилей. Мы сделали акцент именно на передней части, хотя у некоторых машин произошли изменения и сзади. Было много доработок в интерьере, включая панель приборов, сиденья, декоративные вставки и т.д.

Не боитесь ли вы, что все Lada станут на одно лицо?

Стив Маттин: Очень важно, чтобы каждый человек на улице мог идентифицировать машины Lada. Если будут разные передние части, и ты уберешь логотип, то люди не поймут, что это за бренд.

Сейчас у автомобилей Lada уникальное лицо, его легко можно узнать издалека. Других машин, у которых были бы выштамповки по бокам в X-стиле, просто нет. Нам нужно и дальше развивать ДНК-бренда, не забывая о своей индивидуальности.

Какие тенденции в дизайне только-только появились и будут перспективными в ближайшие годы?

Стив Маттин: Есть определенный тренд на рынке, и это касается не только России. Сейчас активно развивается сегмент SUV. И именно поэтому мы показали на ММАС-2018 Lada 4×4 Vision.

Почему Lada Largus не меняется? Будет ли принципиально новый Largus?

Стив Маттин: Не хочется много говорить про автомобили, которых нет на нашем стенде на MMAC-2018. Возможно, вам стоит немного подождать.

На прошлом автосалоне в Москве АвтоВАЗ представил Vesta Signature. Стоит ли нам ждать такого рода версий ваших бестселлеров в будущем?

Стив Маттин: Трудно говорить о том, что было два года назад. Vesta Signature – это эксперимент. Нам нужно было проверить потенциал такого большого автомобиля. Ну а будут ли в будущем такого рода версии я, к сожалению, сказать не могу.

Ранее сообщалось, что в служебных целях вы использовали Lada Priora. На какой машине вы передвигаетесь сейчас?

Стив Маттин: На самом деле всё не совсем так. Я не ездил на Priora. Это был подменный автомобиль, просто в то время не было другой машины. Только и всего. Потом, естественно, мне предоставили новый автомобиль. Сейчас в Москве я сам езжу за рулем Vesta Cross цвета “Марс”. И это моя любимая Lada.

Не так давно прекратилось производство Lada Priora. Может, фейслифтинг в X-стиле смог бы спасти эту модель?

Стив Маттин: Нет, фейслифтинг Lada Priora не рассматривался.

Стив Маттин: «Мы совершили в России революцию в дизайне»

АвтоВАЗу повезло, что удалось заполучить одного из самых уважаемых дизайнеров мира. Стивен Джеймс Маттин родился в английском Бедфорде и окончил Университет Ковентри по специальности промышленный дизайн. Затем в 1987 году он попадает в Mercedes-Benz делает карьеру до должности старшего дизайн-менеджера. Через руки Стива проходят прорывные модели А-Class, S-Class, M-Class, SL, SLK, MercedesMaybach и другие.

Затем в 2004 году был переход в Volvo Car Corporation, и вновь прорыв. Шведский бренд украсился новым имиджем и яркими моделями Volvo S60, V60 и XC60. С их помощью шведы закрепились в премиальном сегменте, который ранее брали с трудом. В 2011 году новый поворот судьбы. Маттин принял предложение альянса Renault-Nissan и переехал в Россию в качестве главного дизайнера бренда LADA.

Мы встретились со Стивом в скромном кабинетике старинного особняка в Гороховском переулке, который сейчас занимает московская дизайнерская студия. На столе стоял макет концепта, выполненный молодыми студентами. Это был спортивный кроссовер желтого цвета без задних дверей и с надписью LADA.

Владимир Гаврилов, АиФ.ru: Стив, добрый день. Очень многие недоумевали, когда вы перебрались в Россию. Но еще большим было удивление, когда на выставках замелькали концепты, поражающие новизной стиля. Что заставило вас взяться за столь сложную работу?

Стив Маттин: Когда я пришел на АвтоВАЗ в 2011 году, то столкнулся с множеством интересных задач. В минувшие два десятилетия в Тольятти практически не разрабатывалось стратегической концепции дизайна. Автомобили не имели общего генотипа и радикально различались по внешнему виду. У одной машины одно лицо, а у другой иное. Поэтому я фактически взялся за работу с чистого листа. Передо мной ставилась задача найти уникальные черты бренда и разработать единый язык дизайна. И это подкупило меня. Впервые я оказался в ситуации столь масштабного замысла.

Читать еще:  Признаки неисправности термостата ваз 2109

Ранее в других компаниях я видел, как художники попадали под власть уже существующих концепций. Они могли лишь подстраиваться под них и большинство работ приходилось сверять с установленными шаблонами. Это конечно сужало поле для творчества. А вот с чистого листа действовать интереснее, но и намного сложнее. Ответственность выше.

— Для чего автомобилю нужен хороший дизайн? Многие это не совсем понимают.

— Сейчас дизайн становится фактором, существенно влияющим на продажи. Он отражается на популярности моделей и придает бренду особый эмоциональный фон и имидж. На АвтоВАЗе мы решили взяться за дело всерьез и создавали особый стиль, который бы одновременно вписался в мировой мейнстрим, но был бы и уникальным, то есть запоминающимся. И первой моделью, воплотившей результаты творческого поиска, стала Vesta.

Но чтобы она появилась на свет, пришлось вести поиски здорового ДНК, то есть его особых черт, и работать над правильными размерами и пропорциями, которые будут использоваться в новой модельной линейке.

Код ДНК один, а размеры и пропорции могут меняться от модели к модели, но в конечном счете баланс (размеров и пропорций) должен быть идеальным.

Как будут выглядеть новые универсалы Lada Vesta SW Cross и Vesta SW

— А что такое ДНК бренда?

— Это совокупность уникальных линий, форм, графических паттернов, свойственных марке. К примеру, в человеческой семье у родственников в разных поколениях присутствуют неизменные черты. Если смотреть на старые Volvo и на новые, то угадывается родство, потому как у них единый ДНК.

Многие дизайнеры автомобилей, так же, как и художники, в работе черпают идеи из живой природы. Они присматриваются к назначению транспортного средства, находят ассоциации в окружающем мире и воплощают их в металле. К примеру, какое-то время назад было модно рисовать кошек больших и малых. (Специалисты Ford недавно признались, что перенимали особенности облика рысей и пум — ред.) Можно в фарах повторять очертания глаз животного. Представители семейства кошачьих, действительно, грациозны. Но дизайнеры вдохновляются еще и грацией лошадей или мускулистых быков. Живая природа создала многообразие гармоничных форм. Из живого мира могут привлекаться и пропорциональные соотношения. У быка одни пропорции тела, а у собаки другие. И художник, научившийся их подмечать и использовать, сумеет реализовать невероятно сложную задачу, а именно оживить свое железное детище.

— Удивительно, а какие секреты тогда содержит «Веста»?

— Я уверен, что с помощью «Весты» мы сделали революцию в дизайне. Это отчасти эксперимент. Есть дизайнеры, которые пытаются все просчитать математически. Они доверяют сложившимся «Золотым правилам» в дизайне. Эти правила сформировались давно и без их знания некоторым дизайнерам действительно трудно создать гармоничный автомобиль. Необходимо знать численные секреты пропорций. Это вопрос наработанного опыта, внутреннего ощущения. Однако столь же важно чуть-чуть отходить от установленных шаблонов и с опорой на накопленные знания искать новые пути. Это мы и сделали с «Вестой».

При поисках ДНК мы остановились на Х-образных элементах, которые сакральны для европейской и русской культур. Почему? Парадоксально, в России русский дизайн продается плохо. Поэтому мы искали нечто свойственное и России и Западу. Литера Х похожа на крест. Это символ можно увидеть на флоте и в государственной геральдике. Он просматривается даже в российском гербе. Но Х это еще и радостный человек. Многие любят фотографироваться в прыжке, растопыривая руки и ноги. Получается весело и забавно. Я тоже люблю так фотографироваться по всему свету. Х-код несет в себе эмоциональный заряд. Его мы и взяли за основу, чтобы провести глубокую кодировку бренда.

Х-образный силуэт запечатлен в фронтальной части автомобиля. Но знак Х есть и в боковых выштамповках, а также в других частях кузова. Если приглядеться, то половинки Х прорисованы в стойках крыши, в фонарях, в элементах арок колес и тд.

— Сейчас многие спорят по отношению выштамповок на дверях. Здесь действительно наблюдается некий отход от шаблона, предписывающего достигать симметрии спереди и отходить от нее с боков автомобиля. Что вы хотели ими сказать?

— С их помощью декларируется новизна и революционность бренда. Но на самом деле эти выштамповки не симметричны. Их форма и размеры разные. Они похожи между собой, но вплетены в структуру кузова особенным образом. Поэтому есть одновременное следование «Золотым правилам» и отступление от них. А всякое отступление рождает в душе бурю эмоций. Этой эмоциональности мы и достигали.

Наши коллеги из других уважаемых брендов тоже, видимо, посчитали такую работу удачной. Причем настолько, что мы заметили параллели в новом дизайне Mitsubishi. Их стиль стал в чем-то перекликаться с нашим. Но вместе с тем, нам приятно творческое внимание и признание такого рода.

— По-моему, несмотря на схожесть, разница все-таки значительная. Вы нарисовали для «Весты» лицо живого существа, а у Mitsubishi — робота.

— Вы считаете? Мне очень приятно, что вы это заметили. Мы много времени потратили, чтобы «оживить» модель, так же, как скульптор старается вдохнуть частичку своего сердца в мрамор изящной скульптуры.

Художник не просто делает средство передвижения, а стремится провозгласить что-то своим творчеством. Поиск форм в модели для меня сродни работы над произведением искусства. Особое внимание уделяется свету и тени, ведь автомобиль это объект движения. Он живет во время езды. При перемещении грани кузова переливаются и создают особую лучистую картину. Можно сказать, что в какой-то мере это похоже на правильную огранку драгоценных камней.

Сейчас мы учим такому же подходу молодых русских специалистов. Важно показать им не только технологии, но и привить правильное отношение к творчеству. Мы должны сформировать здесь сильную дизайнерскую команду, которая предопределит развитие российского дизайна на многие десятилетия вперед.

Главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин рассказал о Lada Vesta

Во время Московского международного автосалона в 2014 году разразился скандал. Дизайн представленного Mitsubishi концепт-кара Concept GC PHEV практически полностью повторял черты отечественной Lada XRay, серийное производство которой назначено только на конец 2015 года. В этот же день главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин сообщил «Газете. Ru», что руководитель дизайн-студии компании в Москве Томас Биквуд покидает свой пост. Как выяснилось, такое совпадение оказалось неслучайным.

В настоящее время он получил должность руководителя одного из дизайн-центров Mitsubishi. О том, почему представленный проект Mitsubishi может оказаться недолгосрочным и не пойти в серию, а также о будущем седана, хетчбэка и универсала Lada Vesta «Газете.Ru» рассказал Стив Маттин.

— Стив, Lada Vesta и вся концепция XRay очень важна для вас. Не ревнуете свой проект к Mitsubishi?

— Конечно, я в полной фрустрации и очень расстроен.

Помните дизайн-менеджера московской студии Томаса Бигвуда? В настоящее время он стал одним из руководителей дизайн-центра Mitsubishi. Сейчас доступ к материалам «АвтоВАЗа» ему закрыт.

Но я могу сказать, что, скорее всего, представленный проект Mitsubishi не будет воплощен в жизнь. Я хорошо осведомлен, у меня есть свои надежные источники. Еще в 2012 году во время Московского автосалона мы всем продемонстрировали наши планы. Мы показали нашу ДНК, стратегию, лицо бренда. Мы много общались со СМИ, рассказывали о наших планах. У нас не было никакого понятия о том, что делает Mitsubishi, и мы были первыми. И уж если они нас скопировали, то я не знаю, что на это сказать. Внешний вид нашего автомобиля зарегистрирован.

— Перейдя на «АвтоВАЗ», вы довольно быстро показали первый концепт-кар. Вам лично хотелось как можно быстрее показать, в каком направлении будет развиваться дизайн?

— Когда ты оказываешься в новой компании на новой позиции, тебе неинтересно заниматься тем, что там и так уже существует. Ты приходишь, чтобы все кардинально изменить. Конечно, когда часть автомобилей уже находится в производстве, есть только возможность немного изменять некоторые детали. Так было, к примеру, с Lada Granta Liftback. Нам же надо было развивать собственную стратегию, искать собственный дизайн, свою ДНК и в то же время работать над дизайном автомобилей в целом. Мы не могли сказать, что вот сейчас мы сделаем Vesta, потом XRay, потом следующий автомобиль. То, что мы делаем, должно коррелироваться со всем брендом в целом. И это некий вызов. Учитывая сильнейшее давление с самого начала, мы решили показать концепт-кар — такое решение было принято совместно с командой. И мы мгновенно получили отклик, невероятную реакцию. Получилось, что восприятие шоу-кара публикой повлияло на то, как мы делаем автомобили сейчас. Оно оказало влияние на XRay, а эта модель, в свою очередь, — на Vesta.

— Сколько сейчас человек работает над созданием дизайна для «АвтоВАЗа»?

— На «АвтоВАЗе» существует две студии: одна — в Тольятти и вторая — в Москве. У меня очень маленькая и очень креативная команда в Тольятти, а еще одна команда из 12 человек работает в центре Москвы. В Тольятти у нас в штате не только дизайнеры, но и люди, которое помогают нам строить макеты, шасси и так далее, — это около 140 человек, но наше креативное «ядро» очень невелико. Так, у нас шесть дизайнеров экстерьера, еще 4–5 человек работают над интерьерами.

Читать еще:  Перемычка иммобилайзера ваз 2110 для диагностики

— Это русские или иностранцы?

— Поскольку Томас сейчас покинул команду, московской студией руководит французский дизайнер. Мне нужен был кто-то с хорошим опытом, при этом я должен был иметь возможность очень просто с ним взаимодействовать.

Еще один французский дизайнер работает со мной здесь, в Тольятти. Также есть пара специалистов, пришедших из Renault, они работают с цифровыми изображениями, есть специалист из Белоруссии. Но в основном у меня работают русские, а я просто стараюсь передать свой опыт команде.

— Сработаться получилось сразу?

— Самое главное испытание ждало команду в самом начале. Я сказал им: забудьте все, что вы знали и делали годами, мы должны думать о будущем. Мы не станем делать то, к чему вы привыкли, пора меняться, начать думать по-другому. У команды ушло некоторое время на то, чтобы проникнуться этой идеей изменений. Но за счет того, что стратегия работы появилась у нас очень рано, людям стало проще фокусироваться на задачах. Удивительно, как много креативности можно привнести в проект там образом. Дизайнеры постоянно придумывают новые ходы. Некоторые из них скрыты. Заметить, то, как они играют, можно, только если я специально на них укажу.

— Как сильно вы можете менять машины, сколько пространства для фантазии вам дается?

— В настоящее время действует множество стандартов, которые определяют, что ты можешь делать, а что нет, требований к производству. К примеру, я не могу радикально менять пропорции. Тем не менее мы решили сделать нечто совершенно отличное от других — то, чего не было ни у кого, и использовать для этого свободу и мощности целого завода.

— Это далеко не первая новая модель, которую вы запускаете за всю свою карьеру. Что вы чувствуете, это волнительный момент?

— Я чувствую себя отлично.

Вот ты работаешь на протяжении нескольких лет, все спрятано, все под грифом «совершенно секретно». И, наконец, ближе к запуску ты получаешь возможность говорить о своем проекте. Это очень здорово.

Lada наконец станет единым семейством. В будущем вы будете видеть схожие черты, отличающие все наши автомобили. У них будет свой оригинальный характер. Наши продукты будут производить сильное визуальное впечатление и выглядеть очень качественно.

— Насколько в итоге Vesta будет отличаться от шоу-кара?

— Седан Vesta сейчас находится в предпроизводственном состоянии и очень близок к своему прототипу. Но, конечно, седан и его прототип не будут одинаковы. В настоящее время мы находимся в поиске двух основополагающих стилей, чтобы расширить это семейство автомобилей и добавить к нему еще два типа кузова. Мы работаем над очень динамичным хетчбэком, а также универсалом спортивного типа. Интерьер в этих двух автомобилях будет практически такой же, как и в седане.

Хетчбэк и универсал под покровом тайны

После небольшой презентации Стив Маттин продемонстрировал макеты будущих автомобилей Lada Vesta в кузовах хетчбэк и универсал.

Фотографировать экспонаты было строго запрещено, поэтому рядовым читателям пока придется угадывать формы автомобиля, которые скрыты под покрывалом. Автомобили получились весьма интересные, с хорошими пропорциями и нетривиальными формами.

Особенно необычно и стильно выглядел макет универсала. Согласно импровизированному журналистскому голосованию прямо на месте, наибольшие баллы получил именно он.

По словам представителей компании, конкурента для универсала в настоящее время на российском рынке просто нет. Однако они признают, что машина будет для настоящих оригиналов и после запуска модели не планируют высоких продаж. Пока, по словам главы «АвтоВАЗа» Бу Андерссона, даже ему пока неизвестно, когда автомобили в кузовах седан и универсал пойдут в серию. Можно сделать вывод, что все будет зависеть от успеха седана на российском рынке и экономической ситуации в целом.

Кто дизайнер лады весты

Главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин дал интервью «Газете.Ru». В беседе он рассказал, почему первой реакцией на новинки становится шок, когда машины АВТОВАЗа на улицах сложно будет узнать, чем серийные LADA Vesta и LADA XRAY будут отличаться от прототипов, о своей жизни в Тольятти.

Лада Веста Клуб приводит интервью главного дизайнера АВТОВАЗа Стива Маттина «Газете.Ru» в полном объеме.

— Стив, на Московском автосалоне вы представили сразу несколько новинок. Как вам атмосфера выставки и чувствуете ли вы большую разницу по сравнению с прошлым «Моторшоу», который состоялся два года назад?

— Я в отличном настроении! Одно из самых главных отличий для нас в том, что в 2012 году на Московском автосалоне мы презентовали только один концепт-кар. Конечно, для бренда это стало большим шагом вперед. Тогда мы впервые показали наше новое лицо и ДНК. Но с тех пор мы ушли в своем развитии далеко вперед. Мы развивались, разработали множество программ и внесли множество дополнений в наш дизайн. В итоге сейчас на салоне мы представили уже три новинки — это концепт-кары Lada Vesta, XRay2 и гоночная Lada Vesta WTCC. Они просто захватывающие.Вы видите, что наш язык дизайна постепенно созрел и бренд стремительно развивается вперед. Нам удалось создать облик Lada будущего.

— Чем будут отличаться новые автомобили Lada от прежних моделей, которые хорошо знакомы россиянам?

— Наш первый концепт-кар XRay, который мы представили два года назад, оказал сильнейшее влияние на все, что мы создавали с тех пор. Оригинальный облик и наша фирменная Х-графика будут прослеживаться во всех автомобилях. Мы уделили гораздо больше внимания деталям, пропорциям. Конечно, мы говорим об имидже, изменении восприятия бренда и его усилении. Но при этом речь идет не только о том, чтобы просто изменить лицо, но и об изменении логотипа компании. Сейчас мы впервые показали наш новый логотип, который будет появляться на новых автомобилях, идущих в продажу. Шильдик гораздо больше, чем раньше. Он выполнен в форме эллипса, размеры ладьи и парусов увеличены — теперь они выглядят более сильными и заметными. Кроме того, логотип стал неотъемлемой частью решетки радиатора.

— Все это мы увидим в новой Lada Vesta?

— Если мы посмотрим на автомобиль, то представленная на ней Х-графика немного отличается от нашего оригинального концепта. Нам нужно было найти особый подход. Ведь это седан, и он, конечно, контрастирует с нашим кроссовером. Но здесь, как и на XRay, четко прослеживается наш Х-дизайн. Седан получился очень динамичным, у него струящийся силуэт и современное исполнение. Внешний облик автомобиля гармонирует с тем, что у него внутри. При работе над интерьером тоже были сделаны большие изменения: сидя внутри, ты чувствуешь себя по-настоящему в безопасности. Кроме того, мы поработали над эргономикой. Так, экран теперь находится повыше, оптимально расположена панель приборов, очень удобное рулевое колесо. Кнопки управления очень функциональны, здесь все находится на своем месте. Мы попытались создать действительно богатый интерьер. Единственная проблема в том, что мы продаем дешевые машины и не можем позволить себе эксклюзивные материалы.

— Чем же серийный автомобиль будет отличаться от концепт-кара?

— Этот автомобиль очень близок к серийному образцу. Дело в том, что с первого дня мы знали, что серийная Lada Vesta не должна слишком сильно отличался от концепта. Поэтому мы только подчеркивали основополагающие детали. Это как отправить автомобиль в спортзал на пару недель, чтобы он накачал мускулы. А затем мы добавили несколько определяющих элементов. В итоге, получив новые автомобили, клиенты не заметят большой разницы. Хотя отличия, конечно, будут. К примеру, при изготовлении салона прототипа мы использовали кожу. В серийной версии ее уже не будет, но сам дизайн останется прежним.

— Так же будет и с серийным кроссовером XRay?

— Мы показали, как будет выглядеть наш серийный кроссовер и к чему мы в итоге пришли, начав с набросков на бумаге. Ведь сначала это был просто концепт, сейчас же автомобиль максимально приближен к тому, что вы увидите на улицах совсем скоро. Но я даже не уверен, что покупатели заметят большую разницу.

— Получается, что пока вы дразните потенциальных клиентов?

— Да, важно готовить их к выходу новых автомобилей. Vesta появится в 2015 году, XRay — в 2016-м. И это не секундное решение — пойти к дилеру и купить автомобиль. Такое возможно, если вы покупаете эксклюзивный автомобиль и деньги не являются для вас проблемой. Но в нашем случае это требует размышлений. Так, если автомобиль будет приобретаться для всей семьи, это необходимо обсудить с близкими. Поэтому мы должны заставить людей ждать его! И мы показываем, как компания меняется, доказываем, что можем предоставить новую продукцию нового класса с дизайном мирового уровня уже в ближайшем будущем.

— Марку Lada ценят в первую очередь за ее практичные качества. Нередко те покупатели, которым важен и дизайн, предпочитают 2–3-летние иномарки. Может быть, уже проводились исследования о том, насколько улучшенный дизайн повлияет на интерес и спрос на автомобили производства «АвтоВАЗа»?

Читать еще:  Протянуть стремянки на газели

— Конечно, когда ты работаешь над запуском нового продукта, нового автомобиля, всегда проводится анализ. Когда меняется дизайн, то проводятся исследования — так называемая клиника. И реакция на оба автомобиля была фантастическая. Конечно, сначала люди были шокированы новым дизайном Lada, потому что они видели не то, что ожидали. И то же самое происходит, когда я провожу презентации для гостей компании. Они видят не знакомый им автомобиль, а Lada будущего.

— Как проходят такие исследования?

— У нас есть фокус-группы и есть разные способы взаимодействия с ними. К примеру, мы тестируем на них наши концепт-кары, показываем цифровые изображения или фотографии. Это становится все более и более важно, поскольку меняется портфолио компании. Мы должны знать, кто наши покупатели, насколько конкурентоспособна наша продукция в их глазах по сравнению с конкурентами и на чем нам нужно сконцентрироваться. Мы должны общаться с людьми, поскольку мы создаем автомобили, развиваем дизайн для них, а не для себя. Нам же нужно их продавать.

— В России очень любят проводить тюнинг отечественных автомобилей. Нет ли у «АвтоВАЗа» планов создать нечто наподобие тюнинг-ателье или хотя бы вносить какие-то элементы тюнинга еще на заводе?

— Пока я не могу говорить о тюнинге с точки зрения чистого дизайна, но существует хорошая возможность появления большого списка дополнительных аксессуаров в будущем. К примеру, колесные диски. Раньше были доступны один-два варианта дисков, но теперь их будет больше. Именно при помощи аксессуаров мы планируем помочь покупателям реализовать их идеи. Это станет новой частью нашей стратегии. Так, у нас уже есть возможность заказать Lada в комплектации Sport.

— Ваши коллеги, друзья интересуются тем, как вы живете в России? Что вы им рассказываете о своей работе здесь?

— Одна из трудностей жизни в России — сложность встреч со всеми. А из-за разницы во времени не всегда ты или твои друзья могут ответить по телефону. Когда же дело доходит до работы, то можно в любом случае обсуждать то, что уже открыто для всех. И когда мы сделали оригинальный концепт XRay, реакция была удивительной. Все комментировали увиденное. Конечно же, общение продолжается, и сейчас я ожидаю новой реакции от людей. Потому что одно дело — показать концепт-кар. И совсем другое — сказать: «ОК, это не просто концепт, а целая стратегия, именно так мы воспринимаем наш бренд, и скоро такие автомобили пойдут в серию». Я жду комментариев ото всех, ведь все сейчас очень быстро появляется в интернете.

— Когда вы только переехали в Тольятти, то рассказали, что это довольно серый неуютный город. Как вы сейчас чувствуете себя в нем?

— Конечно, это большой контраст, когда четыре дня работаешь в Тольятти и один — в Москве. Для меня было важно получить опыт жизни в Тольятти, видеть, как живет Lada. Мне нравится город, культура. Здесь просто добраться туда, куда тебе нужно. До всех развлечений, центра города ты можешь дойти пешком. Кстати, по Тольятти я езжу на Lada Priora, а по Москве — на Lada Largus. Если говорить про путешествия, то они у меня довольно ограниченны. К примеру, наш последний проект мы вели в Италии, где пробыли почти три недели. Но я не видел практически ничего, кроме студии. Конечно, у меня есть возможность путешествовать, встречаться с людьми, искать вдохновение. В России это не так просто сделать, потому что расстояния огромны. И если ты хочешь куда-то поехать, то тебе нужно 3–4 дня.

— Сколько сейчас человек работает в дизайн-студиях «АвтоВАЗа» в Тольятти и Москве?

— В Москве работают 11–12 человек, включая руководителя студии Томаса Бигвуда, который скоро покидает нас. В Тольятти примерно такая же небольшая команда, и мы работаем плечом к плечу. У нас нет запутанных схем, я делюсь своим опытом с сотрудниками, общаюсь со всеми и показываю, что они могли бы улучшить. При этом в России сложно найти людей с опытом. Набрать студентов очень просто. Но мы не можем себе этого позволить, ведь нам нужно развивать бренд. Мы хорошо общаемся с российскими вузами, и когда я общался со студентами, то для меня было важно убедить их, что Lada — это отличное место для работы. Многие мечтают уехать из России и работать в иностранных компаниях. Но сейчас Lada делает фантастический дизайн и у них есть отличная возможность для самореализации.

— Если говорить о дизайнерах, которые полностью изменили восприятие марки, после работы с которыми они выходят на новый уровень. Чувствуете ли вы в себе силы сделать то же самое с маркой Lada?

— Я думаю, что именно это я и делаю вместе со своей командой. Они понимают, что необходимы перемены. И мы должны были изменить восприятие и позиционирование бренда. Это не происходит за один миг, нужен период реализации, становления от первых набросков до серийной продукции. Это займет некоторое время. Мы создали продукт, у нас есть стратегия по развитию дизайна, сейчас мы ее выполняем. Люди уже узнают нас на улицах и, когда они видят Vesta, говорят: да, это новая Lada!

Стив Маттин, шеф-дизайнер АвтоВАЗа: «Нашей Lada Vesta будут гордиться и хвастаться!»

В начале десятых автомобильный мир сильно удивился, когда бывший дизайнер Mercedes-Benz и Volvo — человек, подаривший нам SLK и XC60, — перешел на работу в АвтоВАЗ.

Первая Lada Xray образца 2012 года. Второй концепт 2014 г. слегка сдулся в размерах и пойдет в серию в почти неизменном виде.

В 2012 г. Стив представил первый концепт будущего Lada — кроссовер Xray, а еще два года спустя — «Весту», которая станет первой моделью по-настоящему новой линейки волжского бренда.

Первый публичный результат работы Стива Маттина — концепты Vesta и ее гоночная сестра Vesta TC1 для чемпионата мира по турингу. Но на самом деле Маттин прикладывал руку и к проектам, которые разрабатывались до него. Например, рестайлинговая Kalina. Не задумывались, почему задние фонари так напоминают оптику от Volvo XC60 работы Маттина?

— Серийная версия Vesta будет сильно отличаться от концепта?
— Нет. Вообще серийная Lada Vesta выглядит очень похоже на концепт. Обещаю, что к моменту запуска серийной версии в сентябре она не сильно изменится ни внутри, ни снаружи.

— В таком случае вопрос: зачем вы оставили Х-образные подштамповки на дверях? Многие читатели в комментариях отмечают, что с ними кузовной ремонт будет невозможен: в случае малейшей аварии кузовные панели придется менять на новые.
— Наша дизайнерская стратегия движется вперед. На данный момент мы единственный производитель легковых автомобилей в стране, и нам важно подчеркнуть нашу уникальность. В случае с «Вестой» боковая часть машины так же важна, как ее лицо. И это тоже отличительная черта бренда. Наш «Х» на боковинах — это элемент визуальной идентификации модели, и он будет появляться на всех новых моделях.

Я думаю, что для российского покупателя машина — это гораздо больше, чем просто транспортное средство. Поэтому мы хотели предложить им оригинальный дизайн. Что до ремонта, то всегда находятся любители, которые все делают своими руками, но мы не считаем, что это правильный подход.

Зато покупатели получают такой продукт, которым они будут гордиться и хвастаться перед друзьями и коллегами: «Смотрите, какая у меня крутая новая Lada!» Но мы понимаем, что найдутся и те, кто скажет: «Фу! Такой кузов тяжело мыть» или «Такие двери не починить».

— Как вам в целом работа на российскую компанию? Должность в АвтоВАзе — шаг назад в вашей карьере после Mercedes и Volvo или вы не так скептичны?
— Это очень своеобразный опыт, не такой, как был прежде. Я не воспринимаю эту работу как дауншифтинг — скорее, как возможность проявить себя в чем-то по-настоящему новом. Для меня лично это вызов: я фактически начал карьеру с чистого листа и пытаюсь помочь заново изобрести бренд, и Lada завтрашняя не будет иметь ничего общего с «Ладой», которую вы знали раньше. Это вообще-то вызов в рамках всей автоиндустрии!

Конечно, работать над Mercedes не то же самое, что с Lada. Там одни тормозные диски стоят как целый автомобиль из Тольятти! Но это даже весело.

Стив в недалеком прошлом

— В Екатеринбурге довольно сильная дизайнерская школа. Присмотрели себе в команду каких-нибудь студентов нашего «Арха» тут, на «Иннопроме»?
— Здесь и сегодня — нет, но вообще к нам часто устраиваются на работу люди из Екатеринбурга. У нас же вообще очень русская команда дизайнеров в студии — есть люди из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга. Это важно для нас, нам нужна русская команда, потому что только ваши люди способны четко сформулировать, что такое душа Lada. Так что они думают о душе, а я учу их добавлять к этому сердце и видеть будущее бренда, создавать его.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector