Крепеж для колесных дисков
Slavidze › Блог › Колесный крепеж
Разновидности колесного крепежа
Колеса крепятся к ступицам автомобиля болтами или шпильками с гайками (рис. 1). Во втором случае шпильки жестко закреплены в ступице. Наиболее распространенные диаметры резьбы колесного крепежа — 12 и 14 мм с шагом 1,25 или 1,5 мм.
Прижимные части болтов и гаек крепления колес могут быть конусными или сферическими и должны обязательно совпадать с профилем отверстий в диске колеса, так как обеспечивают правильную центровку колеса на ступице. Это особенно важно при креплении колеса гайками. Если закрепить колесо только торцами гаек (рис. 2), диск при движении может выскользнуть из-под них, крепление колеса ослабнет, а отверстия и шпильки будут разбиты. В худшем случае автомобиль “потеряет” колесо — надо ли говорить, как опасно это на высокой скорости?
Диск, зажатый торцом гайки, а не конусом, едва держится и выскальзывает, стоит автомобилю поехать.
С колесами, крепящимися болтами, эта ошибка практически исключена. Однако установить такое колесо труднее, чем крепящееся гайками. В помощь водителю в ступицы таких колес ввернуты 1-2 направляющих штифта, а если их нет, колесо центрирует поясок ступицы, который входит в центральное отверстие диска.
Перед установкой колес посадочные поверхности ступиц и дисков следует очистить от грязи и нанести на них тонкий слой пластичной или графитовой смазки. Нелишне смазать и резьбу гаек (шпилек) и болтов крепления колес. Болты и гайки со смятыми гранями и поврежденной резьбой лучше своевременно заменить новыми, обязательно аналогичными штатным не только по размеру резьбы, но и по прочности, т.е. не кустарного, а заводского изготовления.
Диск легкосплавного колеса всегда зачастую толще, чем диск стального штампованного, поэтому для крепления литых или кованых колес используют более длинные болты (рис. 3). Длина их резьбовой части (А) должна быть не меньше глубины резьбового отверстия в ступице, но и не больше, иначе болты при вращении колеса могут задевать за детали неподвижного тормозного механизма.
Болты или гайки крепления колес обычно затягивают моментом около 10-11 кгс”м, если в Руководстве по эксплуатации автомобиля не указано другое. При перетяжке болтов диск колеса деформируется, профиль отверстия нарушается, и колесо перестает удерживаться на ступице с необходимой силой. Излишним усилием можно также смять грани головки болта и даже оборвать головку. А при перетяжке гайки шпилька может провернуться в отверстии ступицы, и тогда гайку вообще невозможно будет отвернуть без специального инструмента или услуг автосервиса.
Для защиты колес от кражи иногда применяют так называемые “секретные” болты (или гайки). Как правило, чтобы не повредить секретный болт или гайку, при их затяжке применяется меньшее усилие. Поэтому ими заменяют только один болт (гайку) крепления каждого колеса. “Секретный” крепеж предназначен для отворачивания только особым, индивидуальным ключом, который, как предполагается, имеется только у владельца автомобиля.
Конструкции подобного рода встречаются в продаже, а также изготавливаются умельцами. Что надо помнить при их покупке? Во-первых, действительно ли головка “секретки” недоступна для отворачивания — причем не только штатными ключами, но, к примеру, мощными клещами или молотком и зубилом. Во-вторых, не способен ли оригинальный крепеж выйти из строя от воздействия воды и грязи, а главное, из-за поломки ответной части — ключа. Наконец, особо громоздкий болт способен нарушить балансировку колеса.
Крепеж колеса — дело тонкое
На легковых автомобилях колесные диски крепят к ступицам тремя способами: гайками на шпильках, болтами или одной центральной гайкой. Первый более распространен на автомобилях американского и японского производства, второй — европейского, а третий способ применяется лишь на гоночных машинах и поэтому обсуждаться здесь не будет.
Оказаться один на один с проблемой замены колеса может любой автомобилист. Соответственно, каждому, в том числе и тем, кто привык всецело полагаться на специалистов сервиса даже в таких немудреных операциях, мы настоятельно рекомендуем запомнить несколько простейших вещей. Это обеспечит вам безопасность и исключит излишние траты.
Самое основное — каждому типу колесного диска, предназначается строго определенный тип крепежа (гаек или болтов).
Крепеж не должен самоослабляться при движении — это неизбежно приведет к потере колеса со всеми вытекающими последствиями. Водитель с достаточным опытом и довольствующийся умеренной громкостью аудиосистемы сумеет впрочем, распознать ослабление крепления колеса по характерному стуку и вовремя принять меры. Но у многих такого опыта может не оказаться. Самоослабление — наиболее частый итог несоответствия крепежа диску. Напротив, верно подобранный крепеж, как говорят, “самоподтягивается”. Кроме того, гайки или болты обеспечивают не только собственно крепление колеса, но еще и центрирование его относительно оси вращения. Достигается это формой нижней кромки гайки, либо головки болта, которые могут иметь вид конуса или сферы. У колесного диска также есть посадочные места для крепежа в форме конусных или сферических углублений. При затягивании происходит точное центрирование пары конус-конус или сфера-сфера. Нарушение этой парности практически гарантирует самоослабление после нескольких километров пробега.
Еще один параметр соответствия, касающийся в основном болтов, — это их длина. Для установки сварноштампованных стальных дисков применяют короткие болты, для цельнолитых легкосплавных – как правило, длинные. Болты обеспечивают взаимостягивание трех элементов: колесный диск — тормозной диск (барабан) — ступица. Ступица имеет отверстия, в которых нарезана резьба по всей ее толщине. Правильно подобранный по длине болт заходит на полную толщину ступицы и выступает на 3 — 4 мм за ее пределы. Большее выступание грозит задеванием болтов за какие-либо неподвижные детали, а то и полным заклиниванием.
Литые диски для автомобилей с креплением колес на шпильках чаще всего изготавливают с выборкой большого диаметра в центре, которая закрывается декоративным колпаком и устраняет необходимость трудоемкой замены шпилек на более длинные. Бывают диски без выборки, но и в этих случаях замены шпилек не потребуется. Гайки, как правило, имеют декоративные колпачки с той же целью — предохранить от коррозии выступающую часть шпильки.
Малый заход болта в ступицу, обусловленный недостаточной его длиной, делает крепление колеса ненадежным и опять-таки почти наверняка приведет к повреждению резьбы и в отверстиях, и на самих болтах. После такой установки колеса уж точно долго не продержатся.
Вопрос о совместимости крепежа чаще всего возникает в случае установки “запаски” с диском, отличающимся от остальных, имеющихся на автомобиле. Нет ничего проще, чем возить в багажнике необходимое количество болтов или гаек именно для него. Если же вы переходите на другие диски с целью, например, улучшения внешнего вида автомобиля, то вместе с ними необходимо грамотно подобрать и приобрести соответствующие болты или гайки. Большинство производителей колесных дисков изначально комплектуют свои изделия крепежом.
“Противозаконный отъем” колес у добропорядочных граждан автовладельцев пока еще случается, что вызывает появление на рынке запчастей всевозможных болтов и гаек — “секреток”. Если вы считаете их применение необходимым, то при покупке сравните их со штатными. В любом случае, на каждое колесо допустима установка только одной “секретки”, так как очень нежелательна ее сильная затяжка наравне с основным крепежом.
Как подобрать крепёж для колёс самостоятельно
Добросовестные водители следят за состоянием шин, за давлением в них, за состоянием дисков. Однако большинство по-прежнему не обращает внимания на состояние крепёжных элементов колеса. А ведь это важно, поскольку износ и несвоевременная замена гайки или болта может привести к серьёзным последствиям.
В этом видео и тексте под ним рассказываем о нюансах, которые профессионалы учитывают при подборе крепежа для колёсных дисков.
Болты и гайки
Не стоит забывать, что болты и гайки состоят из металла, а значит, они подвержены коррозии. И если сейчас открутить колесо нетрудно, это не значит, что в следующий раз из-за прикипания болт не сорвётся и не сломается. Поэтому при сезонной смене шин обращают внимание не только на состояние шин и дисков, но и на отсутствие коррозии на крепёжных элементах.
А ещё из-за нагрузки или вибраций, особенно если не пользоваться динамометрическим ключом, резьба на крепёжных элементах может растянуться. А это чревато поломкой крепёжного элемента в самый неподходящий момент или же плохим креплением колеса к ступице. Поэтому с моментом зажатия лучше не переусердствовать.
Да и шиномонтаж лучше доверить профессионалам, которые точно заметят недочёты на элементах крепления и своевременно посоветуют их заменить. Они же помогут выбрать новые элементы крепления. Если выбирать самостоятельно, нужно учитывать как минимум два параметра. Первый – длина резьбы, её диаметр и шаг. Его регламентирует производитель автомобиля. Второй параметр – форма привалочной поверхности: конус, сфера, плоская шайба (пресс-шайба). Его регламентирует производитель диска.
Ошибка в выборе форм-фактора болта или гайки может вылиться в нежелательные последствия. Неплотное прилегание крепёжного элемента к диску может привести к его разрушению или же к тому, что шпильку или болт попросту срежет во время движения на высокой скорости.
Маркировка резьбы
Если говорить о резьбе, то существует две системы измерения: метрическая и дюймовая. Пример метрической маркировки: М14х1,5. “М” значит “метрическая”, “142 – внешний диаметр резьбы в миллиметрах, “1,5” – шаг одного витка. Дюймовая резьба обозначается, например, как 1/5″х20, где “1/5” – внешний диаметр резьбы, а “20” – количество витков на один дюйм длины.
Также необходимо учитывать длину резьбы болта. Если она будет слишком длинной, то при закручивании болт упрётся в ступицу. Если будет слишком короткой, то количества закрученных витков может попросту не хватить для того, чтобы надёжно зафиксировать колесо.
Это особенно актуально для тех, у кого два комплекта шин на двух комплектах дисков. Например, если зимний комплект стоит на штампованных дисках , а летний – на литых . Для легкосплавных дисков болты обычно длиннее.
Для гаек эта проблема не столь актуальна. Но может случиться так, что при установке некоторых видов дисков не хватит длины заводских шпилек в ступице колеса. Тогда потребуется их замена на автосервисе.
Важно обратить внимание: болты и гайки следует закручивать динамометрическим ключом с моментом зажатия, который рекомендует производитель автомобиля.
Центровочные кольца
Ещё один элемент крепления колеса, который может быть использован только для легкосплавных дисков, – центровочное кольцо. Кольца понадобятся, если диаметр центрального отверстия у диска больше, чем рекомендует производитель автомобиля. Кольца формируют плотное сопряжение колёсного диска с посадочным местом на ступице. А ещё они предназначены для центровки колеса на ступице и равномерного зажатия крепёжными элементами.
Центровочные кольца обязательно должны быть пластиковыми, а покупать их стоит в магазинах. Металлические самоделки, выточенные на токарном станке, использовать нельзя, поскольку они вызывают дисбаланс и прикипают намертво.
Помощь в подборе крепежа
Чтобы получить профессиональную консультацию при подборе крепёжных элементов, обращайтесь к специалистам магазинов “Автосеть” по адресам:
- Минск, ул. Радиальная, 40/2;
- Минск, ул. Уманская, 54/1;
- Минск, ул. Промышленная, 2/1;
- Минск, ул. Д.Сердича, 11;
- Брест, ул. Янки Купалы, 19;
- Бобруйск, ул. Ульяновская, 40;
- Витебск, пр-т Московский, 35;
- Гомель, ул. Барыкина, 321а;
- Гродно, ул. Победы, 17В;
- Могилев, ул. Строителей, 21;
- Мозырь, пер. 1-й Берёзовый, 16г;
- Полоцк, ул. П.Бровки, 57.
Бесплатно доставляем шины и диски по всей Беларуси.
По данным Международного агентства MASMI Research Group, компания “Автосеть” – лидер шинного рынка Беларуси за 2018 год.
Крепеж для колесных дисков во Владимире
Болт конус м12х1,25х28 C17B28 BIMECC
Болт крепления кольца Beadlock для диска ITP
Хабы крепления колес + штифты BS810-007 – SBS-0721-01
Болт крепления колеса mb w221 05 Febi 29196
Шайба XLINE для диска сноубордических креплений
Крепление Thunder Tiger
Кольцо уплотнительное Thunder Tiger
Болт колесный S19D45SL
Болт для крепления колеса Swag 20926744
Колесо Thunder Tiger
Крепление диска для Thunder Tiger SB-5
LS (Крепеж) Гайка секретная LS 12х1,5х35 блистер 4+2 19 конус 49700 SP LS (в упак.25шт.)
Болт колесный 085157 (S17A40M)
Секретки на колёса “McGard 21158 SU” (гайка)
Болт крепления кольца Beadlock для диска ITP
Колесо Thunder Tiger
Гайки колесные РИФ для литого диска 12×1.5 (5 шт.) Toyota, Mitsubishi
TPI шпилька колесная M12*1.25 43мм (Subaru)
Гайка колесная 801445HT/E(L=32)
Колесо Thunder Tiger
Гайки секретки 12х1.5 L=27мм HEYNER T2
Колесо Thunder Tiger
Гайка колесная 341145FordKK
Гайка Remo Hobby
Болт конус м12х1,25х28 ключ 19, B14 BIMECC
Проставки колесные РИФ 5×150; центр. отв. 108 мм; толщина 30мм; болты 14×1.5; цена за 2шт
Аксессуары для колес Левые кольца крепления шин на диски для моделей Thunder Tiger MT3
Гайки колесные РИФ для литого диска 16×1.5 (5 шт.) Land Rover Defender
HPI Racing Кольца крепления шин на диски усиленные Baja5
Болт крепления колеса bmw e30/e36/e46/e90/e34/39/e60/e38/z1-z8 82 Febi 18903
Прямые кронштейны для крепления колес ESSE ST W001
Аксессуары для колес Кольца крепления шин на диски для моделей Thunder Tiger eMTA
Колесо Thunder Tiger
Болт крепления кольца Beadlock для диска ITP
Гайки колесные РИФ для литого диска 16×1.5 (5 шт.) Land Rover Defender
Гайка колесная Land Rover
Хабы крепления колес + штифты BS910-004 – SBS-0780-01
Аксессуары для колес Правые кольца крепления шин на диски для моделей Thunder Tiger MT3
LS (Крепеж) Болт 14х1,5 58/31 спец конус шестигранник хром
Шиномонтажные набивные грузики для балансировки стальных дисков колёс 5 гр. 0205 Clipper
Проставка колесная 5×139.7; центр. отв. 108мм; толщина 35мм; болты 12×1.5; цена за штуку (серебристая)
Ось для крепления переднего колеса Длина 78,5мм
Винты для диска XLINE для универсального диска
Комплект болтов секретных 14*1,5 высота 25мм, Sicutune , Арт. VT-425, Конус узкие, 2 ключа 17-19мм Для дисков с узкими отверстиями D=20мм
Крепеж для колесных дисков во Владимире
Гайка колесная Land Rover
Хабы крепления колес + штифты BS910-004 – SBS-0780-01
Колпак ступичный хромированный для стальных дисков с це.
TPI шпилька колесная M12*1.25 43мм (Subaru)
Секретки на колёса “McGard 31158 SU” (гайка)
HSP Гайки крепления колес
Колесо Thunder Tiger
Кольцо уплотнительное Thunder Tiger
Оси передних колес с крепежом B4 FT, 2 шт
Крепление диска (переднее),6573 – PD08-0010
Кольца крепления шин на диски для моделей Thunder Tiger.
Винты для диска XLINE для универсального диска
Гайка Remo Hobby
Болт крепления кольца Beadlock для диска ITP
Болт для крепления колеса Swag 20926744
Крепление Thunder Tiger
Гайки колесные РИФ для литого диска 16×1.5 (5 шт.) Land.
LS (Крепеж) Болт 12х1,25 Набор 54/27 блистер 16шт конус.
Болт колесный 274110SD
Прямые кронштейны для крепления колес ESSE ST W001
Хабы крепления колес + штифты BS910-004 – SBS-0780-01
Гайка колесная 801445HT/E(L=32)
Привода колес Kyosho
LS (Крепеж) Гайка секретная LS 12х1,5х35 блистер 4+2 19.
Колесо Thunder Tiger
Аксессуары Bruder Аксессуары A: Шины для системы сдвоен.
Колесо Thunder Tiger
HPI Racing Кольца крепления шин на диски усиленные
Болт крепления колеса bmw x3/e65/e66 01 Febi 18538
HPI Racing Кольца крепления шин на диски усиленные Baja.
Гайка сфера м12х1,5 открытая D19 BIMECC
Ось для крепления переднего колеса Длина 78,5мм
Гайка колесная 341145FordKK
Болт крепления кольца Beadlock для диска ITP
Болт колесный S19D45SL
Колесо Thunder Tiger
Болт конус м12х1,25х28 ключ 19, B14 BIMECC
Кольцо уплотнительное HPI
Аксессуары для колес Правые кольца крепления шин на дис.
Болт крепления кольца Beadlock для диска ITP
Болт колесный 072083 (C17B23)
Болт колесный 084105 (S17D27)
Комплект болтов секретных 14*1,5 высота 25мм, Sicutune.
Хабы крепления колес + штифты BS810-007 – SBS-0721-01
Проставка колесная 5×139.7; центр. отв. 108мм; толщина.
Комплект болтов секретных 12*1,5 высота 26мм, Арт. VT-1.
Проставки колесные РИФ 5×150; центр. отв. 108 мм; толщи.
Крепеж для диска
Самовывоз в г. Владимир возможен 21 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 21 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 21 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 21 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 21 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 21 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 23 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 21 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
1 бонус = 1 рубль.
При заказе товара, вы получите 5 бонусов на ваш счет. Количество бонусов указано за единицу товара, при этом бонусы суммируются.
Позже, вы сможете использовать бонусные баллы для оплаты до 100% стоимости заказа.
Самовывоз в г. Владимир возможен 25 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 21 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 23 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 24 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 24 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 21 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 23 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
Самовывоз в г. Владимир возможен 24 марта.
Адрес пункта самовывоза:
- ул. Северная, д. 100, к. 1
Подробнее с деталями доставки вы можете ознакомиться на странице доставки.
1 бонус = 1 рубль.
При заказе товара, вы получите 5 бонусов на ваш счет. Количество бонусов указано за единицу товара, при этом бонусы суммируются.
Позже, вы сможете использовать бонусные баллы для оплаты до 100% стоимости заказа.
Slavidze › Блог › Колесный крепеж
Разновидности колесного крепежа
Колеса крепятся к ступицам автомобиля болтами или шпильками с гайками (рис. 1). Во втором случае шпильки жестко закреплены в ступице. Наиболее распространенные диаметры резьбы колесного крепежа — 12 и 14 мм с шагом 1,25 или 1,5 мм.
Прижимные части болтов и гаек крепления колес могут быть конусными или сферическими и должны обязательно совпадать с профилем отверстий в диске колеса, так как обеспечивают правильную центровку колеса на ступице. Это особенно важно при креплении колеса гайками. Если закрепить колесо только торцами гаек (рис. 2), диск при движении может выскользнуть из-под них, крепление колеса ослабнет, а отверстия и шпильки будут разбиты. В худшем случае автомобиль “потеряет” колесо — надо ли говорить, как опасно это на высокой скорости?
Диск, зажатый торцом гайки, а не конусом, едва держится и выскальзывает, стоит автомобилю поехать.
С колесами, крепящимися болтами, эта ошибка практически исключена. Однако установить такое колесо труднее, чем крепящееся гайками. В помощь водителю в ступицы таких колес ввернуты 1-2 направляющих штифта, а если их нет, колесо центрирует поясок ступицы, который входит в центральное отверстие диска.
Перед установкой колес посадочные поверхности ступиц и дисков следует очистить от грязи и нанести на них тонкий слой пластичной или графитовой смазки. Нелишне смазать и резьбу гаек (шпилек) и болтов крепления колес. Болты и гайки со смятыми гранями и поврежденной резьбой лучше своевременно заменить новыми, обязательно аналогичными штатным не только по размеру резьбы, но и по прочности, т.е. не кустарного, а заводского изготовления.
Диск легкосплавного колеса всегда зачастую толще, чем диск стального штампованного, поэтому для крепления литых или кованых колес используют более длинные болты (рис. 3). Длина их резьбовой части (А) должна быть не меньше глубины резьбового отверстия в ступице, но и не больше, иначе болты при вращении колеса могут задевать за детали неподвижного тормозного механизма.
Болты или гайки крепления колес обычно затягивают моментом около 10-11 кгс”м, если в Руководстве по эксплуатации автомобиля не указано другое. При перетяжке болтов диск колеса деформируется, профиль отверстия нарушается, и колесо перестает удерживаться на ступице с необходимой силой. Излишним усилием можно также смять грани головки болта и даже оборвать головку. А при перетяжке гайки шпилька может провернуться в отверстии ступицы, и тогда гайку вообще невозможно будет отвернуть без специального инструмента или услуг автосервиса.
Для защиты колес от кражи иногда применяют так называемые “секретные” болты (или гайки). Как правило, чтобы не повредить секретный болт или гайку, при их затяжке применяется меньшее усилие. Поэтому ими заменяют только один болт (гайку) крепления каждого колеса. “Секретный” крепеж предназначен для отворачивания только особым, индивидуальным ключом, который, как предполагается, имеется только у владельца автомобиля.
Конструкции подобного рода встречаются в продаже, а также изготавливаются умельцами. Что надо помнить при их покупке? Во-первых, действительно ли головка “секретки” недоступна для отворачивания — причем не только штатными ключами, но, к примеру, мощными клещами или молотком и зубилом. Во-вторых, не способен ли оригинальный крепеж выйти из строя от воздействия воды и грязи, а главное, из-за поломки ответной части — ключа. Наконец, особо громоздкий болт способен нарушить балансировку колеса.
Крепеж колеса — дело тонкое
На легковых автомобилях колесные диски крепят к ступицам тремя способами: гайками на шпильках, болтами или одной центральной гайкой. Первый более распространен на автомобилях американского и японского производства, второй — европейского, а третий способ применяется лишь на гоночных машинах и поэтому обсуждаться здесь не будет.
Оказаться один на один с проблемой замены колеса может любой автомобилист. Соответственно, каждому, в том числе и тем, кто привык всецело полагаться на специалистов сервиса даже в таких немудреных операциях, мы настоятельно рекомендуем запомнить несколько простейших вещей. Это обеспечит вам безопасность и исключит излишние траты.
Самое основное — каждому типу колесного диска, предназначается строго определенный тип крепежа (гаек или болтов).
Крепеж не должен самоослабляться при движении — это неизбежно приведет к потере колеса со всеми вытекающими последствиями. Водитель с достаточным опытом и довольствующийся умеренной громкостью аудиосистемы сумеет впрочем, распознать ослабление крепления колеса по характерному стуку и вовремя принять меры. Но у многих такого опыта может не оказаться. Самоослабление — наиболее частый итог несоответствия крепежа диску. Напротив, верно подобранный крепеж, как говорят, “самоподтягивается”. Кроме того, гайки или болты обеспечивают не только собственно крепление колеса, но еще и центрирование его относительно оси вращения. Достигается это формой нижней кромки гайки, либо головки болта, которые могут иметь вид конуса или сферы. У колесного диска также есть посадочные места для крепежа в форме конусных или сферических углублений. При затягивании происходит точное центрирование пары конус-конус или сфера-сфера. Нарушение этой парности практически гарантирует самоослабление после нескольких километров пробега.
Еще один параметр соответствия, касающийся в основном болтов, — это их длина. Для установки сварноштампованных стальных дисков применяют короткие болты, для цельнолитых легкосплавных – как правило, длинные. Болты обеспечивают взаимостягивание трех элементов: колесный диск — тормозной диск (барабан) — ступица. Ступица имеет отверстия, в которых нарезана резьба по всей ее толщине. Правильно подобранный по длине болт заходит на полную толщину ступицы и выступает на 3 — 4 мм за ее пределы. Большее выступание грозит задеванием болтов за какие-либо неподвижные детали, а то и полным заклиниванием.
Литые диски для автомобилей с креплением колес на шпильках чаще всего изготавливают с выборкой большого диаметра в центре, которая закрывается декоративным колпаком и устраняет необходимость трудоемкой замены шпилек на более длинные. Бывают диски без выборки, но и в этих случаях замены шпилек не потребуется. Гайки, как правило, имеют декоративные колпачки с той же целью — предохранить от коррозии выступающую часть шпильки.
Малый заход болта в ступицу, обусловленный недостаточной его длиной, делает крепление колеса ненадежным и опять-таки почти наверняка приведет к повреждению резьбы и в отверстиях, и на самих болтах. После такой установки колеса уж точно долго не продержатся.
Вопрос о совместимости крепежа чаще всего возникает в случае установки “запаски” с диском, отличающимся от остальных, имеющихся на автомобиле. Нет ничего проще, чем возить в багажнике необходимое количество болтов или гаек именно для него. Если же вы переходите на другие диски с целью, например, улучшения внешнего вида автомобиля, то вместе с ними необходимо грамотно подобрать и приобрести соответствующие болты или гайки. Большинство производителей колесных дисков изначально комплектуют свои изделия крепежом.
“Противозаконный отъем” колес у добропорядочных граждан автовладельцев пока еще случается, что вызывает появление на рынке запчастей всевозможных болтов и гаек — “секреток”. Если вы считаете их применение необходимым, то при покупке сравните их со штатными. В любом случае, на каждое колесо допустима установка только одной “секретки”, так как очень нежелательна ее сильная затяжка наравне с основным крепежом.