Уровень электролита над пластинами в аккумуляторе
Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе. Замеряем от пластин. Разберем автомобильный вариант
Как я уже много раз писал, автомобильный аккумулятор является свинцово-кислотным. Внутри батареи обязательно должен находиться специальный электролит, по сути это дистиллированная вода и серная кислота, разведенные в нужной пропорции (иначе работа по накоплению и отдаче энергии происходить не будет). Но от времени, погоды и условий эксплуатации, вода может испаряться, соответственно падает и уровень самой электрохимической жидкости. Причем что самое страшное, начинают оголяться свинцовые пластины внутри. Чем это плохо, какой должен быть уровень – подробно разбираем, ну и как обычно видео версия в конце …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Обслуживаемый и необслуживаемый АКБ
- Низкий уровень – чем опасен
- Высокий уровень – чем опасен
- Что нужно добавлять внутрь?
- Сколько нужно добавлять?
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
В начале, хочется отметить — что если уровень электролита будет больше или меньше положенного, то это может вывести ваш аккумулятор из строя (ну или как минимум, он не будет нормально работать).
Обслуживаемый и необслуживаемый АКБ
По строению корпуса батареи отличаются на так называемую – «обслуживаемую» и «необслуживаемую». Сейчас все больше преобладает второй тип, то есть при покупке вам за ней практически не нужно следить (для новичков это просто находка). Однако у такого варианта есть и большие минусы, скажем если вода испарится из банок, тогда вы так просто ее не добавите. Многие выкидывают (сдают в магазины) такие АКБ и покупают новые, хотя стоит добавить воды (до нужного уровня) и он будет еще долго работать
Многие думают, что она оттуда вообще не улетучится, но это не так! У необслуживаемых вариантов, также есть специальные клапана (отверстия) для сброса внутренних газов
А при испарении воды (как я писал сверху) уровень электролита падает, что неминуемо приводит к ухудшению характеристик АКБ.
Низкий уровень – чем опасен
Опасен он по многим причинам, постараюсь рассказать просто и быстро:
- Если уровень падает, значит — вода улетучивается. Растет плотность серной кислоты (так как она никуда не девается). Это очень негативно влияет на сами пластины, они попросту быстрее начинают разрушаться.
- Если концентрация кислоты высокая, это может вести к ускоренному процессу сульфатации пластин
- Верхняя часть пластин оголяется – а это также негативно влияет на них при зарядке. Они банально разогреваются и могут осыпаться.
- Если электролита не достаточно (пластины оголены), соответственно падает и емкость батареи, то есть вы, банально не запустите автомобиль.
По своему опыту скажу что АКБ с оголенными пластинами служат не долго, как правило, они осыпаются или сульфатируются за 3 – 6 месяцев использования. Поэтому очень важно, добавить жидкость до нужных значений!
Высокий уровень – чем опасен
Вроде определились, низкий – ПЛОХО! А вот слишком высокий – ТОЖЕ ПЛОХО? ДА — ТОЖЕ ПЛОХО! НО почему?
Смотрите – нормальная плотность внутри аккумулятора, равна примерно 1,27 – 1,29 г/см3 (если взять наши рабочие жидкости это примерно — 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды). Такой электролит не замерзает при крайне отрицательных температурах (до -40 градусов Цельсия).
Если вы, нарушите баланс и скажем, нальете водного состава в 70%, тогда плотность у нас упадет до 1,22 – 1,25 г/см3. А такая жидкость замерзает уже при -20, -30 градусов, что в России встречается довольно часто. Конечно, летом вы проблем, скорее всего испытывать не будете, но вот зимой батарея может замерзнуть, да так что разорвет корпус и вы просто выкинете аккумулятор.
Так что нужно лить именно столько – сколько нужно (в рамках допустимого).
Что нужно добавлять внутрь?
Итак, переходим почти к самому интересному. НО для начала небольшое напоминание, многие ошибочно думают — что нужно внутрь нужно добавлять готовый электролит, который продается в автомобильных или специальных магазинах. НО ЭТО НЕ ТАК!
Как я уже говорил сверху, улетучивается из банок именно вода, и именно воду нужно добавлять в банки, НО НИКАК НЕ ЭЛЕКТРОЛИТ!
Еще раз хочу всем повторить, испаряется именно водный раствор, но не кислота! Если вы добавите, до уровня электрохимическую жидкость, тогда вы поднимете плотность на высокий уровень, скажем 1,32 – 1,35 г/см3 пластины от такой концентрации намного быстрее изнашиваются, а также образовываются сульфаты!
Поэтому только дистиллированная вода, и только определенный уровень.
Сколько нужно добавлять?
Если у вас обслуживаемый аккумулятор, то есть вы физически можете открутить пробки и увидеть пластины, оголены они или нет – это одна ситуация.
А вот если у вас необслуживаемый вариант, то добавить в него намного сложнее (про это чуть ниже).
Берем стандартную ситуацию — открутили пробки, а пластины оголены (верхняя часть торчит выше жидкости). Так сколько лить, под завязку (под пробку) или как?
ОДНОЗНАЧНО НЕ ПОД ПРОБКУ! Это слишком много. Берем бутылку с дистиллированной водой (можно приготовить своими руками), и добавляем примерно на 1 – 1,5 см над пластинами. ТО есть общий состав должен их покрывать именно на это значение.
Кстати на многих аккумуляторах, есть специальные метки — нижняя и верхняя, именно в этих границах и должен быть уровень. Однако сейчас их наносят на корпус все меньше и меньше.
В идеале после добавления воды, вам нужно подзарядить батарею и замерить ее плотность. Она должна быть примерно 1,27 г/см3.
Теперь берем ситуацию с необслуживаемой батареей – как я писал, нет пробок сверху, а дистиллят добавить как-то нужно! Но как? У меня про это уже есть статья (почитайте познавательно).
Однако простыми способами этого добиться сложно. ПРИЧЕМ никогда не отрывайте сверху крышку, это не правильно, в ней находится лабиринты, которые абсорбируют испаряющиеся из банок газы. Если его нарушить батарея уже не будет необслуживаемой.
Самый действенный способ, это взять и просверлить тоненьким сверлом над банками отверстия, примерно на нормальный уровень электролита. Далее, шприцом туда закачать воду, а потом запаять эти дырочки паяльником. Ну и собственно зарядка.
Сейчас небольшое, но полезное видео, смотрим.
НА этом буду заканчивать, думаю, мой материал был вам полезен. Искренне ваш, АВТОБЛОГГЕР.
Похожие новости
Полярность аккумулятора прямая и обратная. Что это такое и какая.
Сколько электролита в аккумуляторе? Разберем объемы вариантов от.
Греется клемма на аккумуляторе, плюсовая или минусовая. При запу.
Уровень электролита в аккумуляторе
Электролит — это смесь из серной кислоты и дистиллированной воды. Он является не отъемлющей составляющей любого аккумулятора. Очень важно следить за его состоянием и уровнем и при необходимости доливать или менять. В противном случае АКБ может выйти из строя.
Для чего нужен электролит в аккумуляторе
В свинцово-кислотных батареях происходят электрохимические процессы, благодаря которым получается электричество. Эти процессы возможны только при непосредственном участии электролита.
В АКБ имеются отрицательно и положительно заряженные пластины. В их состав входят свинцовые токоотводящие элементы. Они могут иметь различные добавки, от которых зависит тип аккумулятора.
В зависимости от плотности электролита зависит степень заряженности аккумулятора. Если она будет повышенная, то АКБ будет перезаряжена, а агрессивная среда вообще может нанести вред батареи. Когда она понижена, то батарея будет разряжена. Плотность концентрированной кислоты для аккумуляторной батареи составляет 1,835. Для того чтобы привести к нормальному показателю необходимо использовать дистиллированную воду.
Диапазон показателей нормально заряженного аккумулятора находится в пределах 1,23 – 1,25 гр/см3. При старте двигателя, включении аудио и световых элементов происходит разрядка АКБ. Происходит это из-за протекания электрохимической реакции. Вещество теряет серную кислоту, в результате чего происходит падение плотности и разрядка батареи.
Сколько электролита должно быть в аккумуляторе
Владелец автомобиля должен постоянно следить за уровнем электролита. Если он понизится, то необходимо будет долить дистиллированную воду. В зависимости от емкости батареи будет зависеть объем смеси:
- 55 Ач – 2,5 л;
- 60 Ач – 2,7-3 л;
- 62 Ач – около 3 л;
- 65 Ач – около 3,5 л;
- 75 Ач – 3,7-4 л;
- 90 Ач – 4,4-4,8 л;
- 190 Ач – около 10 л.
В зависимости от производителя, технологии и модели эти цифры могут разниться, поэтому они условные. Главное запомнить, что электролит должен полностью покрывать пластины на 10-15 мм и они ни в коем случае не должны выступать.
Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
У большинства АКБ на банках есть шкала со значением MIN и MAX именно в этом диапазоне должен находиться электролит. Встречаются модели с пластиковыми язычками под пробками опускающиеся внутрь банок, они должны погружаться в жидкость на 5 мм.
Современные аккумуляторы оснащены специальным датчиком на корпусе, который говорит о низком уровне электролита и о степени разряженности батареи.
Если по какой-то причине никаких обозначений нет, то можно прибегнуть к следующему способу:
- Взять не большую чистую трубочку;
- Протираем начисто и насухо корпус аккумулятора;
- Откручиваем крышки со всех банок;
- Под прямым углом опускаем трубочку в банку и касаемся ее пластин;
- Плотно зажимаем пальцем верхнее отверстие трубочки;
- Аккуратно вытаскиваем и замеряем высоту жидкости (должно быть на уровне 10-15 мм);
- Повторяем процедуру со всеми банками.
Если в банках не будет хватать смеси, то нужно будет долить дистиллированную воду. Доливать нужно до тех пор, пока пластины полностью не закроются. Дистиллированную воду можно купить в аптеке. Заливать обычную водопроводную воду нельзя.
Если эксплуатировать автомобиль с «оголенными пластинами», то они быстро осыплются и развалится.
Сейчас на рынке имеются необслуживаемые аккумуляторы. Если на корпусе отсутствуют крышки, то в него долить воду не получится.
Почему может упасти уровень электролита
Если батарея не герметично запаянная, то жидкость потихоньку испаряется и выкипает. Поэтому периодически требуется доливать дистиллированную воду.
Так же при зарядке всегда происходит закипание смеси, поэтому после каждой зарядки рекомендуется замерять уровень электролита. Предварительно нужно подождать, пока не прекратит кипеть электролит.
Что можно доливать в аккумулятор воду или электролит
Если пластины аккумуляторной батареи не закрыты, значит, уровень вещества недостаточно высокий и необходимо долить дистиллированную воду. При этом простую воду заливать нельзя, поскольку в ней имеются различные примеси, которые могут нарушить работу АКБ вывести его из строя.
Если смесь имеет достаточную плотность, то доливается дистиллированная вода. Если плотность электролита приближается к нижней отметке, то можно доливать щелочную смесь. При прохождении тока через аккумулятор, происходит расход кислоты. Процесс называется диффузией H2SO4 между объемом и электродом. Так происходит поддержание напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.
Что делать если низкий уровень электролита
В случае падения уровня электролита его необходимо будет долить. Для начала стоит залить дистиллированную воду и поставить аккумулятор на зарядку. Если плотность не начнет повышаться, то можно попробовать слить всю жидкость и полностью заменить электролит.
Иногда АКБ разряжается до такой степени, что доливка новой смеси может быть нецелесообразной. Если элемент прослужил не долго, то сделать такую процедуру можно. Но это не всегда работает на старых батареях. Они приходят в негодность, если эксплуатируются на электролите с низким щелочным уровнем.
Остались вопросы по уровню электролита или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе
В процессе эксплуатации любое транспортное средство нуждается в регулярном обслуживании. Каждый водитель должен иметь хотя бы минимальные навыки и умения, понимать в общих чертах, как работает автомобиль. Важно уметь проверять уровень масла, давление в шинах, контролировать состояние аккумуляторной батареи.
АКБ современного авто предназначено для запуска двигателя, функционирования его электрической части. Если она разрядится или выйдет из строя, то, например, автомобиль невозможно будет завести. Поэтому требуется четко представлять, как определить степень зарядки аккумулятора, то есть какой уровень жидкого электролита должен сохраняться в устройстве для корректной работы.
Что такое электролит и его роль в аккумуляторе
Для запуска двигателей современных авто применяют кислотные батареи, которые заполняются специальным раствором, проводящим электрический ток. Он состоит из серной кислоты, растворенной в чистой дистиллированной воде. Готовый электролит предлагают некоторые автомобильные магазины с плотностью 1,29 г/куб. см. Раньше предлагались готовые к эксплуатации аккумуляторы, а также сухозаряженные экземпляры, которые нужно подготавливать к работе определенным способом.
Для этого следует придерживаться такого алгоритма:
- вначале АКБ требуется залить;
- дать пропитаться пластинам на протяжении часа;
- подзарядить ее током, не превышающим 1/10 емкости батареи;
- напряжение на клеммах в процессе зарядки должно быть примерно 13,6-14,4 вольт.
Внутри корпуса современной аккумуляторной батареи находятся свинцовые пластины разной полярности. На положительные решетки нанесен диоксид свинца, а на отрицательные – просто свинец в порошковом виде. Для повышения прочности и пластичности в их состав раньше включали сурьму. Для легирования решеток современных агрегатов используется кальций, серебро. Это значительно снижает расход воды в ходе эксплуатации.
В процессе работы аккумуляторной батареи при взаимодействии атомов пористого свинца пластин с раствором серной кислоты происходят химические реакции. При зарядке атомы свинца освобождаются от электронов серной кислоты. Плотность электролита повышается. Разрядку АКБ сопровождает связывание свинца и понижение плотности.
Степень заряженности определяется по плотности электролита. В зависимости от окружающей температуры норма составляет 1,24-1,27 г/куб.см.
На сегодняшний день предлагаются обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые АКБ. Доступ к электролиту есть только у первых двух разновидностей.
Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе
Современные стартерные батареи для автомобилей нередко изготавливаются в прозрачных корпусах, на внешней стороне которых нанесены риски минимального и максимального уровня жидкости. Это значительно облегчает контроль. Количество электролита может уменьшаться из-за испарения воды.
Категорически не рекомендуется производить замену электролита, поскольку сделать это очень сложно. Во-первых, кислота находится внутри пластин. Во-вторых, в процессе эксплуатации пластины подвергаются большим нагрузкам, поэтому частично осыпаются. При переворачивании батареи существует высокая вероятность короткого замыкания.
Для проверки уровня жидкости используются стеклянные или пластиковые трубочки, которые входят в состав набора ареометра.
Очистка батареи и открытие заливных отверстий
Перед открытием пробок следует очистить верхнюю часть АКБ от грязи и мусора. Для этих целей можно использовать тряпку, пропитанную средством для мытья окон. Очистить клеммы от ржавчины поможет раствор соды. После всех этих процедур аккумуляторную батарею нужно вытереть насухо. Лучшим вариантом будет поддержание батареи в чистом состоянии. При этом клеммы лучше покрывать защитной смазкой.
Конструкция крышек заливных отверстий в разных моделях аккумуляторов может отличаться. У некоторых из них все шесть пробок располагаются под одной общей планкой, которая легко снимается. У других требуется выкрутить каждую из них против часовой стрелки. Грязь под пробками следует удалить с помощью моющего средства, содержащего аммиак. Ни в коем случае нельзя использовать для очистки заливных отверстий соду.
Определение уровня электролита
Нормальный уровень аккумуляторной жидкости – это 10-15 мм над пластинами. Если этот слой по каким-то причинам уменьшается, то нужно добавить дистиллированную воду. Лишнюю жидкость следует аккуратно удалить с помощью ареометра. Некоторые необслуживаемые модели АКБ оснащаются специальными индикаторами заряда, которые показывают и уровень электролита. В случае, когда «глазок» становится белым, батарею нужно менять.
Для измерения уровня предназначены специальные стеклянные трубки. Если их нет, то можно использовать корпус прозрачной ручки, отрезав его зауженный конец. Чтобы провести измерения, нужно открутить пробки заливных отверстий и вставить в них поочередно вертикально трубку, зажать противоположный конец пальцем и вытянуть ее наружу.
Причины изменения объема жидкости
На протяжении эксплуатации объем электролита АКБ снижается. Интенсивность испарения воды зависит от условий, при которых используется агрегат. При уменьшении количества аккумуляторной жидкости повышается концентрация кислоты непосредственно на пластинах. Это агрессивное вещество разъедает свинец, а его соли образуют осадок на решетках и дне. Происходит сульфатация, короткое замыкание, обрыв электрической цепи.
Уменьшение уровня жидкости аккумулятора происходит по следующим причинам:
- эксплуатация летом при высоких температурах окружающего воздуха приводит к интенсивному испарению воды на фоне повышения плотности электролита;
- механическое повреждение корпуса батареи приводит к вытеканию аккумуляторной жидкости;
- при агрессивной езде по бездорожью, переворачивании аккумулятора происходят потери электролита. Только при таких случаях допускается подливать его, а не воду;
- выход из строя автомобильного генератора, реле зарядки нередко приводит к перезаряду, гидролизу, который сопровождается кипением. При этом испаряется вода, повышается плотность аккумуляторной жидкости.
Таким образом, чтобы продлить срок службы стартерного аккумулятора, необходимо контролировать плотность, количество электролита, а также работу автомобильной системы зарядки.
Разряженный агрегат категорически нельзя эксплуатировать на автомобиле, поскольку в таком случае сила проходящего через пластины тока значительно увеличивается. Это приводит к опаданию активной массы с аккумуляторных решеток, короблению пластин, испарению воды, выходу из строя рабочего агрегата.
Что делать при низком уровне электролита
При работе и зарядке АКБ в определенных случаях происходит значительное снижение объема электролита, повышается концентрация кислоты. Это разрушает пластины, значительно снижает ресурс аккумулятора. Для решения этой проблемы следует использовать дистиллированную воду, которую нужно добавлять вовремя. Это позволяет предотвратить отрицательное воздействие кислоты на внутренние рабочие элементы батареи.
При других ситуациях испаряется кислород, водород, а серная кислота остается внутри. Если после доливания воды и полноценной зарядки плотность не поднимается, то существует высокая вероятность накопления солей на пластинах. В результате кристаллизации агрегат выходит из строя. Его реанимация в некоторых случаях возможна, но при этом не требуется доливать какую-либо жидкость.
Принимая во внимание причины уменьшения объема жидкости, нужно находить конкретные решения, которые могут быть комплексными. Правильная эксплуатация аккумулятора, добавление дистиллированной воды, своевременная подзарядка оптимальным током увеличит его ресурс. Это обеспечит надежный легкий запуск исправного двигателя даже при низких температурах окружающего воздуха.
При обнаружении уменьшения уровня жидкости в АКБ нужно действовать по следующему алгоритму:
- снять батарею с автомобиля;
- поставить ее на ровную поверхность;
- очистить верхнюю часть от грязи, мусора и открутить крышки заливных отверстий;
- с помощью шприца или специальной спринцовки отобрать электролит из глубины каждой банки, проверить его на прозрачность;
- при наличии взвеси темного цвета заменить АКБ;
- долить воду до нормального уровня;
- поставить аккумулятор на зарядку, выставив малый ток;
- примерно через 3-4 часа проверить плотность с помощью ареометра.
Если она растет до значений 1,27-1,29 г/ куб.см, то проблема решена.
Проверяем уровень электролита в аккумуляторе
Аккумуляторная батарея — сравнительно недолговечное изделие, подлежащее замене после определенного пробега. Продлить срок службы помогает контроль уровня электролита, его плотности, уровня заряда.
Без применения особых инструментов можно контролировать только уровень электролита, чтобы проверить остальное, лучше обратиться к специалистам или обращать внимание на косвенные показатели работы электрооборудования.
Как должно быть в норме?
Свинцовый аккумулятор — перезаряжаемый источник электрического тока. Он производится уже более 100 лет, так как имеет простую конструкцию, популярен и легко производится современной промышленностью. За сотню лет он претерпел множество изменений, но даже сейчас появляются новые технологичные решения.
В основе работы аккумулятора чаще всего лежат окислительно-восстановительные реакции, происходящие между свинцовыми пластинами и раствором серной кислоты. При разрядке электроны серной кислоты связываются с атомами пористого свинца, при зарядке свинец высвобождается обратно, количество ионов в растворе кислоты повышается и плотность электролита увеличивается.
Соотношение дистилированной воды и серной кислоты в автомобильном АКБ подбирается для наиболее оптимального прохождения процессов заряда — разряда. Наилучшая плотность должна составлять 1.27 г/см 3 . У разряженного аккумулятора плотность значительно ниже — зимой батарея даже может замерзнуть, если будет сильно разряжена. Но в целом плотность колеблется вокруг значения в 1,27 г/см 3 .
При работе внутри АКБ плотность и уровень электролита оказываются взаимосвязаны. Меньше объём электролита — выше плотность, и наоборот. Если регулярно не проверять уровень электролита, то он может стать ниже уровня свинцовых пластин.
Важно! Эксплуатация батареи с оголенными свинцовыми пластинами приведет к необратимой поломке.
Причины изменения объёма жидкости
Из-за особенностей работы аккумулятора со временем уровень и плотность электролита снижается. Это происходит практически всегда, даже в необслуживаемых батареях. В большинстве случаев со временем плотность повышается, ведь серная кислота не подвержена испарению или гидролизу, в отличие от воды. По сути, изменяется уровень воды в электролите.
Происходит это по следующим причинам:
- Вытекание через трещины в корпусе. Диагностика проста — если место, где стояла батарея, залито электролитом или есть подтеки, значит корпус поврежден. В таком случае плотность обычно не меняется, если запаять или заклеить трещину, то возможно дальше использовать АКБ. Но чаще предпочитают заменить батарею.
- Вытекание при переворачивании. В крышке батареи есть отверстия для выхода паров воды и газов и пробки для проверки уровня и плотности электролита. Через них может пролиться некоторое количество электролита. Такое происходит при демонтаже АКБ или при поездках по жёсткому бездорожью. Плотность при этом не должна изменяться.
- Естественное испарение воды. Интенсивное испарение происходит, если эксплуатировать батарею при высоких температурах — в жару летом или если аккумулятор находится близко от нагревающихся частей двигателя. Из электролита испаряется только вода и плотность в такой ситуации неизбежно повышается.
- Гидролиз воды. Если заряжать батарею сильными токами, или при перезаряде часть энергии расходуется на гидролиз воды. Это разложение на газообразные водород и кислород — в банках аккумулятора наблюдается «бульканье» или даже кипение. Плотность буде повышаться, так как гидролиз разлагает воду а кислота останется нетронутой.
Важно! Измерять плотность и уровень нужно только после полной зарядки.
Низкий уровень отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках батареи — концентрированная кислота легко разъедает свинец и его соли оседают на пластинах и дне, сульфатируя АКБ и замыкая банки. Чтобы продлить срок службы батареи, нужно периодически контролировать плотность и уровень электролита.
Как проверить?
Правильно обслужить аккумулятор своими руками не сложно, для этого не требуется дорогостоящих приспособлений. Проверка уровня электролита — простая и незамысловатая процедура, но и тут есть свои нюансы.
Следуйте рекомендациям по проверке:
- Снимаем батарею с автомобиля. Лучше, если это произойдет через 2-3 часа после длительной поездки — аккумулятор должен быть заряжен.
- Пытаемся посмотреть уровень на просвет — это хорошо видно на светлых корпусах, либо по прозрачной вставке в пластиковом корпусе батареи.
- Откручиваем пробки банок. Они иногда спрятаны под защитной пластинкой или наклейкой. Потребуется широкая плоская отвертка, использовать подручные средства нельзя — сорвутся грани, дальнейший доступ будет затруднен.
- Электролит виден визуально — светим внутрь отверстия фонариком, видим жидкость, на некоторых батареях, под пробками находятся специальные «язычки», которые должны быть погружены в электролит, и показывают его необходимый уровень. Если электролит не видно — используем инструментальные методы.
- Для проверки потребуется стеклянная или пластиковая трубочка (идеально подходит прозрачный корпус шариковой ручки). Вставляем ее в отверстие и упираем в пластины. Закрываем пальцем верхний конец трубочки, поднимаем. Воздушный колокол не даст электролиту вылиться из трубки — уровень виден сразу. После измерения обязательно выливаем электролит обратно в банку, трубочку промываем в проточной воде.
Внимание! Брызги кислоты могут повредить кожу, слизистые, поверхность глаза! Используйте защитные очки, респиратор, резиновые перчатки. При поражении органов или разбрызгивании электролита его можно нейтрализовать слабым раствором пищевой соды. Если под рукой соды нет — любой содовой газировкой.
При обращении с аккумуляторами нельзя допускать резких движений, бросков, толчков. Следует производить все работы осторожно и правильно подобранным инструментом.
Видео о проверке уровня электролита
Как определить в необслуживаемом АКБ?
Статус необслуживаемых батарей носят несколько типов — гелевые, стекловолоконные и с крышкой-лабиринтом. Обслужить можно только последний, просверлив в крышке отверстия для доступа в банку. Если на наклейке есть буквы GEL или AGM, вмешательство в работу батареи может привести к ее выходу из строя.
Зачастую для проверки уровня электролита предусмотрены специальные «глазки», и подробно разъясняется как ими пользоваться.
После вмешательства работа крышки-лабиринта будет нарушена, и аккумулятор становится обычным. После проверки уровня отверстия затыкаются подходящими по размеру пластиковыми пробками. При сверлении отверстий нельзя допускать попадания стружки внутрь банки. О том как сделать это правильно можно прочесть
Проводить обслуживание высокотехнологичных батарей без видимой причины нельзя — только если есть нарекания в работе и все равно придется покупать новую — только в этом случае можно вскрывать герметичные банки.
Что делать если уровень низкий
Если уровень оказался незначительно ниже, можно просто долить дистилированной воды до уровня и поставить батарею на дозарядку. Не стоит доливать питьевую или минеральную воду — это значительно снизит долговечность аккумулятора.
Но при сильном падении уровня обязательно измерьте плотность электролита. Делается это специальным прибором — ареометром, и о том как определить уровень плотности, отдельная статья.
В зависимости от показаний ареометра, нужно добавить дистиллированную воду, обычный аккумуляторный электролит или концентрированный электролит, доводя плотность до 1.27 мг/см 3 .
Плотность и уровень во всех банках должна быть одинаковая, этот показатель крайне важен для работы АКБ.
Заключение
Как видно уровень электролита влияет на эффективную работу батареи. «Перелитый» или «пустой» аккумулятор значительно слабее крутят стартер, плохо воспринимают зарядку, самостоятельно разряжаются во время стоянок.
Его контроль помогает понять состояние батареи, продлить её срок службы и избежать внезапных поломок.
Уровень электролита в аккумуляторе – какой должен быть?
Каждый водитель должен уметь определять и регулировать уровень электролита в автомобильном аккумуляторе. Это является неотъемлемым этапом регулярного обслуживания АКБ, необходимым для увеличения ее рабочего ресурса.
Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе
Электролит во всех банках батареи даже во время езды по пересеченной местности должен:
- полностью закрывать свинцовые пластины;
- не забивать вентиляционные каналы в пробках заливных отверстий.
В этих условиях батарея работает бесперебойно, выдавая заявленную емкость.
На многих современных обслуживаемых АКБ минимальный и максимальный уровни раствора производитель обозначает на корпусе метками MIN и MAX.
Также внутри банки через заливное отверстие часто можно увидеть контрольную планку, «лапку», указывающую на минимально допустимый уровень электролита.
В необслуживаемых батареях пробки отсутствуют и попасть внутрь банки нельзя. Проверить уровень электролита в аккумуляторе такого типа можно по индикатору заряда (гидрометру, «глазку»). По его цвету определяют:
- зеленый — заряд и емкость соответствуют норме;
- белый (черный) — наполовину разряжен;
- красный (желтый) — разряжен полностью.
Для чего проверять содержание электролита
При эксплуатации автомобиля в любых условиях вода, содержащаяся в электролите, все равно испаряется. При этом, кроме понижения уровня жидкости, происходит повышение ее плотности, что отрицательно сказывается на работоспособности и долговечности АКБ.
Кроме того, проверяя уровень раствора, можно контролировать его чистоту. Наличие примесей в электролите отрицательно влияет на работоспособность и долговечность батареи.
Как правильно проверить уровень
Проверка уровня электролита в аккумуляторе производится при температуре 15-25°C. После подзарядки замеры не проводят, потому что электролит нагревается и увеличивается в объеме.
Если корпус аккумулятора прозрачный и на нем имеется шкала с MIN и MAX, то уровень жидкости определяют во всех банках по этим меткам. Для точности проверки сзади АКБ устанавливают мощную лампу.
Если корпус не прозрачный, то для замера понадобятся:
- строительный угольник;
- стеклянная трубка с внутренним диаметром 3-5 мм;
- карандаш;
- отвертка.
Вместо отвертки можно воспользоваться монетой. Стеклянную трубку можно заменить прозрачным корпусом шариковой ручки или трубочкой для коктейлей.
Действуют в следующей последовательности:
- Откручивают все заливные пробки.
- Угольник прикладывают метрикой к стенке, сверху прижав к плоскости крышки. Карандашом ставят метки на угольнике напротив уровней MIN и MAX.
- Стеклянную трубку до упора в пластины опускают в заливное отверстие первой банки. На уровне плоскости крышки на трубке ставят риску.
- Предварительно зажав верхнее отверстие пальцем, трубку с электролитом в вертикальном положении достают из банки.
- На трубке рисуют метку на уровне жидкостного столба. Электролит затем выливают обратно в банку.
- Трубку риской прикладывают к «0» на угольнике. Метка уровня жидкости на трубке должна находиться между метками MIN и MAX на метрике.
Внимание! Работы по замеру и восстановлению уровня электролита осуществляют в хорошо проветриваемом помещении. Руки защищают от ожога плотными резиновыми перчатками, глаза прикрывают очками.
Данную процедуру проводят в каждой банке.
При отсутствии меток MIN и MAX на стенках АКБ специалисты рекомендуют держать уровень жидкости на 12-15 мм выше пластин.
Если внутри банки имеется контрольная «лапка», раствор должен быть выше ее на 3-7 мм.
Почему падает уровень электролита
Постепенное испарение из раствора воды и, как следствие, падение его уровня, происходит постоянно при передвижении автомобиля. Ускоренно это происходит в дальних поездках по районам с жарким климатом.
Основными причинами резкого падения уровня являются:
- выход из строя регулятора напряжения;
- механическое повреждение корпуса аккумулятора (трещины, сколы);
- короткое замыкание между пластинами;
- короткое замыкание между банками.
Признаками, на которые нужно незамедлительно обратить внимание, являются:
- пар из вентиляционных отверстий заливных пробок;
- электролит в виде капель на крышке АКБ;
- интенсивный нагрев корпуса АКБ;
- быстрая разрядка и подзарядка аккумулятора.
При обнаружении любого из признаков необходимо срочно проверить и восстановить уровень рабочей жидкости в батарее.
Справка! При понижении уровня в банку доливают дистиллированную воду. Исключением является повреждение корпуса. Тогда в банки после устранения дефекта доливают готовый раствор.
Последствия неправильного уровня электролита
Нарушение уровня раствора в ту или иную сторону чревато выходом батареи из строя.
Низкий уровень электролита в аккумуляторе приводит к следующим последствиям:
- при испарении воды серная кислота концентрируется, что приводит к ускоренному износу пластин;
- верхние оголенные участки пластин при зарядке нагреваются и осыпаются;
- скопление шлама на дне банки служит причиной постоянных коротких замыканий между пластинами;
- в разы понижается емкость аккумулятора.
В результате дальнейшей эксплуатации АКБ полностью выходит из строя в течение 2-4 месяцев.
Повышенный уровень электролита, связанный с переливом воды, снижает плотность электролита. Зимой при больших морозах раствор может замерзнуть, расколов корпус аккумулятора.
Также превышение уровня приводит к забитым вентиляционным отверстиям в заливных пробках. Повышение давления испарений внутри банки может привести к ее разгерметизации.
Регулярный контроль уровня электролита в аккумуляторе продлит срок его службы и избавит автовладельца от незапланированных затрат.
Volkswagen Passat 2.0 2E › Бортжурнал › Рекомендация по обслуживанию стартерных аккумуляторов с доступом к электролиту
Cледите за чистотой корпуса АКБ, наличие грязи, пыли, капелек электролита приводит к саморазряду АКБ.
Устраните налёт на выводах АКБ и наконечниках проводов, зачистите их.
При снятии АКБ с автомобиля следует отсоединить сначала отрицательную клемму (-), а затем положительную (+). При установке подсоединить сначала положительную клемму (+), а затем отрицательную (-).
После соединения клем проводов с выводами батареи те и другие покройте защитной плёнкой: смазка ПВК или ВТВ-1, защитные составы типа «Унисма», WD-40.
* Регулярно, примерно раз в месяц, проверяйте уровень и плотность электролита. Если корпус прозрачный, уровень должен быть между отметками « минимум» и «максимум». Если корпус (непрозрачный) уровень электролита измеряется мерной стекляной трубочкой. Уровень электролита должен быть выше пластин на 10 мм. или до «лапки» в банке.
* Если уровень электролита ниже нормы в АКБ нужно доливать только дистиллированую воду. (Серная кислота не испаряется, испаряется только вода).
Примерно раз в месяц (а особенно в зимний период) необходимо проверять плотность электролита, и в случае падения плотности ниже 1,25г/см2 подзаряжать АКБ только на стационарном зарядном устройстве, обязательно выкрутите заливные пробки если они имеются.
Необходимая плотность электролита в разряженной АКБ (плотность примерно ниже 1,24 г/см2), достигается только путем непрерывной зарядки АКБ стационарным зарядным устройством током 1/10 емкости батареи, с обязательным выкручиванием заливных пробок.
* В полностью заряженной АКБ плотность электролита должна быть 1,27+0,01 г/см2. (при t + 15º C)
* Помните! Если степень заряженности батареи 80% ( плотность примерно 1,24 г/см2) и ниже, генератор не сможет зарядить АКБ до 100% её ёмкости, даже при длительной работе автомобиля, её нужно снять с автомобиля и зарядить стационарным зарядным устройством до 100% её ёмкости.
Определить причину разряда АКБ:
* реле регулятор не обеспечивает необходимое (13,9 −14,5V) напряжение на выводах АКБ;
* коротит или клинит стартер, в этом случае при запуске от АКБ требуется большой ток;
* плохой контакт между выводами АКБ и клемами проводов, что мешает нормальному заряду АКБ;
* из-за подмыкания в электросети существует постоянная утечка тока;
* другие бытовые случаи: работа на длительное потребление тока при выключенном двигателе (радиоприемник, салонное освещение, габаритные огни и т. п.), длительная работа сигнализации, «прикуривание» на неисправные автомобили и другие случаи. (Прикуривать не рекомендуем, особенно тонкими проводами и плохами «крокодилами», так как может прогореть вывод в АКБ и призойти взрыв АКБ)
Нельзя эксплуатировать аккумуляторы с плотностью электролита ниже 1,25 г/см. (при t + 15ºC).
* при запуске происходит интенсивное кипение, темнеет электролит, осыпается активная масса пластин в АКБ, возможен взрыв.
* происходит сульфатация пластин, что приводит к уменьшению отдачи по току и подмыканию между пластинами.
Не допускайте длительного разряда батареи большим током, иначе пластины батареи могут покоробиться, активная масса из них осыплется, и батарея выходит из строя.
Включайте стартер максимум на 5 сек., а после 3-х попыток делайте 30-ти секундный перерыв.
В зимний период, чтобы «прогреть» АКБ перед запуском двигателя, включите ближний свет на 30 секунд.
Степень заряжености необслуживаемых АКБ можно определить по напряжению на выводах, желательно измерять цифровым вольтметром, утром (после ночного простоя авто).
Если напряжение на выводах АКБ измеряется сразу после поездки или зарядки, необходимо снять избыточное напряжение, включив (не запуская двигатель) фары на 20–30 секунд и тогда степень заряжености можно определить так: 12,66 в — 100% зарядки, 12,44 в — 75%, 12,20 в — 50%, 11,95в — 25%, 11,65в — 0%
Температура замерзания электролита в АКБ в зависимости от плотности:
Исправность системы генератор — реле — регулятор можно проверить измеряя напряжение на клеммах АКБ при работающем двигателе.Оно должно быть в пределах 13,9в- 14,4в и не меняться при изменении оборотов двигателя.
Простой способ проверки реле регулятора: включить фары, свечение должно быть интенсивным (питание от генератора).При изменении оборотов двигателя яркость свечения не должна меняться.
Исправность стартера можно определить, измеряя напряжение на клеммах АКБ в момент запуска двигателя. При исправном стартере, и заряженном аккумуляторе напряжение в момент запуска падает не ниже
10,5 в. в зимний период.
Если АКБ разряжается в то время, когда автомобиль не эксплуатируется, виной может быть утечка в электросистеме. Необходимо отсоединить (при не работающем двигателе) наконечник (лучше от вывода «минус») АКБ и в разрыв включить амперметр, утечка должна быть в пределах
0,05А (примерно 0,05 А в случае наличия сигнализации, электрочасов, компьютера).
При длительной стоянке автомобиля (более недели, или постоянных простоях более недели) рекомендуем снимать минусовую клемму или заряжать АКБ после простоя до 100% плотности.
Пример: (норма утечки — 0,05 А х 24 часа =1,2 А х 14 дней (отпуск) =16,8 А;) ( если утечка 0,2 А х 24 часа =4,8 А х 14 дней = 67,2 А — дефект в авто.) Обращатя на СТО к электрикам.